Формирование гражданской компетентности учащихся начальной школы
презентация к уроку по теме

Тетерина Юлия Германовна

Презентация, содержащая описание системы внеклассных занятий по формированию правовой культуры младших школьников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование гражданской компетентности учащихся начальной школы Тетерина Ю.Г. учитель начальных классов

Слайд 2

КОМПЕТЕНЦИЯ 1. Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. 2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право).

Слайд 3

КОМПЕТЕНТНОСТЬ Осведомленность, авторитетность.

Слайд 4

Содержание работы по гражданско-правовому воспитанию младших школьников строится исходя из следующих позиций: знания, которые получают учащиеся в ходе занятий; умения, формируемые в ходе занятий; нравственные нормы и ценности, проявляющиеся в действиях и поступках учеников.

Слайд 5

Знания как организуются человеческие сообщества, какова роль правил и законов в этих сообществах; как потребности членов сообщества согласуются с потребностями общества в целом; в чем сходство и различие между отдельными людьми, группами и сообществами; в чем сущность таких человеческих ценностей, как честность, справедливость, моральная ответственность и др.

Слайд 6

Умения ясно и обоснованно излагать обстоятельства дела; осуществлять выбор вариантов действий в зависимости от обстоятельств; осуществлять совместные действия.

Слайд 7

Позиции самостоятельность суждений по социальным и нравственным вопросам; уважение к правовым процедурам и правам окружающих; уважение к иному образу жизни, иным убеждениям, мнениям, идеям; активное отношение к правам человека, готовность уважать законные интересы окружающих; стремление к обоснованным аргументам и ненасильственным способам разрешения конфликтов; конструктивный подход к делам сообщества; понимание важности демократических путей принятия решений.

Слайд 8

Нравственные нормы и ценности собственный моральный кодекс, ценности и убеждения; реальная забота об окружающих; самооценка и уважение к таким ценностям, как трудолюбие, честность, справедливость и др.

Слайд 9

Потребности сравнивать собственные ценности и убеждения с ценностями и убеждениями других людей; анализировать факты, давать оценки и делать выводы; обсуждать противоречия, различного рода дилеммы и решать споры; анализировать результаты собственных решений.

Слайд 10

Нравственное развитие должно оцениваться в зависимости от того, располагают ли учащиеся в этой области: системой личных убеждений (верований); умением отстаивать свои убеждения и подтверждать их своим поведением; готовностью размышлять над различными случаями из жизни; способностью эмоционально воспринимать и осознавать глубокий смысл происходящего в окружающем мире и в себе самом.

Слайд 11

Нравственное развитие должно оцениваться также по тому, насколько у учащихся проявляется: -понимание различий между правильным и неправильным, истинным и ложным; -уважение к людям, истине и собственности; беспокойство о том, как их поступки могут задеть окружающих; -способность выносить ответственные и обоснованные суждения по вопросам морали; -потребность исходить из нравственных норм и правил в собственном поведении.

Слайд 12

Социальное развитие учащихся должно оцениваться: по характеру взаимоотношений в коллективе; по способности проявлять ответственность и инициативу; по способности успешно работать в группе и продуктивно участвовать в жизни школьного коллектива, сотрудничать с его членами; по растущему умению понимать жизнь общества через семью, школу и различные сообщества.

Слайд 13

Система занятий разрабатывалась с учетом следующих принципов: опора на имеющийся опыт учащихся; физическая и психологическая комфортность; опора на эмоционально-образное восприятие мира.

Слайд 14

Тест для учащихся по выявлению их осведомленности в вопросах права и морали 1. Что такое "право"? а) правила поведения; б) правила поведения, установленные государством в виде законов и защищающие их своей силой; в) правила, созданные родителями, чтобы мешать мне. 2. Что такое "мораль"? а) устные правила поведения, одобряемые большинством людей; б) письменные правила, обязательные для всех; в) правила здорового образа жизни. 3. Попробуй определить, какие из поступков управляются правилами морали (обозначь знаком "+"), а какие правом (обозначь знаком "-"): а) дразнить людей ( ); б) перебегать улицу на красный свет ( ); в) разбить стекло в школе ( ); г) скрывать от мамы плохую оценку ( ). 4. Права человека – это: а) возможность делать, что хочешь; б) ничего не делать; в) мешать другим людям.

Слайд 15

5. Когда у человека появляются личные права? а) с рождения; б) с 14 лет; в) с 18 лет. 6. Главное право каждого человека – это… а) право гулять и играть; б) право учиться; в) право на жизнь. 7. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, а это значит, что… а) никто не может трогать других людей; б) можно говорить, что захочешь; в) никто не может кого-либо просто избить, бросить в тюрьму. 8. Как называются особые права для Вас? а) права родителей; б) права ребенка; в) права учителей.

Слайд 16

9. Кому мешают хорошие законы? а) преступникам; б) торговцам; в) предпринимателям. 10. Законы нужны для того, чтобы: а) командовать людьми; б) ограничивать инициативу; в) помогать людям жить хорошо. 11. На что тратятся налоги трудящихся? а) на милицию, армию и т.д.; б) на образование, науку и культуру; в) на медицину; г) на пенсии, пособия; д) все варианты верны. 12. Чем является неправильная уплата налогов или уклонение от нее? а) моральным проступком; б) правонарушением; в) мелкой простительной шалостью.

Слайд 17

13. Продолжить правильно фразу – "Детей нельзя…" а) бить; б) заставлять учиться; в) ругать. 14. Продолжите – "Дети…" а) могут использовать бранные слова; б) должны помогать друзьям; в) Могут врать, чтобы не наказали. 15. С какого возраста человек отвечает за свои поступки по всей строгости закона: а) с 5 лет; б) с 14 лет; в) с 18 лет. 16. Продолжите фразу – "Дети…" а) могут не учиться; б) имеют право выбирать школу; в) могут жить одни, без родителей. Класс ______ Ученик_______________________________ Дата __________

Слайд 18

Программа внеурочных занятий по формированию правовой культуры

Слайд 19

Цель курса воспитание социальной терпимости накопление представлений о взаимодействии в системе «человек – природа – общество» воспитание уважения к себе и окружающим.

Слайд 20

Содержание курса состоит из 5 блоков: Кто я? Какой я? Я и моя семья. Я и моя школа. Я и мой город. Я и моя страна.

Слайд 21

п/п Тема занятия Ключевые понятия 1 Вводное занятие. Анкетирование 2 Кто я? Имя, фамилия, отчество, индивидуальность 3 Какой я? Сходства и различия между людьми 4 Игровое занятие «Кто я? Какой я?» Самооценка

Слайд 22

5 Я и мои друзья Дружба, отзывчивость 6 Игровое занятие «Давай помиримся» Оскорбление, конфликт, примирение 7 Практическое занятие «Мои права и обязанности» Право, обязанность 8 Моя семья Дом и семья, родители и дети Право и ответственность 9 Практическое занятие «Семейный очаг» Взаимоотношения в семье, помощь и взаимное уважение

Слайд 23

10 Семейные традиции Традиции, семейный уклад Семейные праздники 11 Профессии моих родителей Профессия, любовь к труду 12 Тяжесть обмана Правда и ложь, ответственность 13 Игровое занятие «Тяжесть обмана» Доверие и доверчивость 14 Я – ученик Ответственность за свои поступки, право на образование

Слайд 24

15 Школьные правила Необходимость и обязательность правил и законов 16 Практическое занятие «Правила в школе» Право, ответственность 17 Новичок в классе Группа и поведение в группе Одиночество 18 Игровое занятие «Новичок в классе» Конфликт, примирение 19 Игровое занятие «Чувства» Дружеская атмосфера, доброжелательность

Слайд 25

20 После уроков Свободное время, досуг, хобби, кружки и секции 21 Мой город Пермь Достопримечательности Правила поведения 22 Практическое занятие «Когда я стану взрослым…» Гражданин, гражданская ответственность 23 Моя страна Герб, флаг, гимн 24 Я – гражданин России Государство и граждане Законы и правила

Слайд 26

25 Обычаи и традиции народов России Многонациональность государства. Уважение к традициям народов 26 Практическое занятие «Мой любимый праздник» Правила поведения, гостеприимство 27 Практическое занятие «Заветная страна» Государство, права детей в государстве 28 Человек Человеческое достоинство, Равенство в правах и свободах 29 Игровое занятие «Человек» Человек как часть природы Нравственные ценности 30 Итоговое занятие. Анкетирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Статья  посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...

Формирования ИКТ-компетентности учащихся начальной школы в адаптационный период.

Возможности формирования ИКТ-компетентности обучающихся в начальной школе, заложенные в образовательном Стандарте, в соответствии с его структурой, включают требования и к результатам освоения основно...

Формирование информационной компетентности учащихся начальной школы средствами ИКТ.

Из опыта работы по использованию ИКТ на уроках в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО....

Диагностика формирования социальной компетентности учащихся начальной школы.

Материал является результатом работы опытно-экспериментальной площадки по уровню сформированности социальной компетентности и содержит практические рекомендации....

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтени...

Формирование социальной компетентности учащихся начальной школы, через внеурочную деятельность.

Современное образование  ответственно не только за сдачу школьниками предметных экзаменов, но и за развитие качеств личности, обеспечивающих возможность успешно адаптироваться в обществе. П...