Формирование социальной компетентности учащихся начальной школы, через внеурочную деятельность.
статья на тему

Бутакова

 Современное образование  ответственно не только за сдачу школьниками предметных экзаменов, но и за развитие качеств личности, обеспечивающих возможность успешно адаптироваться в обществе. Проводимая в стране модернизация  образования ориентирует школу на поиск путей и способов развития  адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентностью. Работа нашей школы направлена на формирование социальной компетентности учащихся начальной школы через внеурочную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_sotsialnoy_kompetentnosti_uchashchihsya.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социальной компетентности учащихся начальной школы, через внеурочную деятельность.

Современное образование  ответственно не только за сдачу школьниками предметных экзаменов, но и за развитие качеств личности, обеспечивающих возможность успешно адаптироваться в обществе. Проводимая в стране модернизация  образования ориентирует школу на поиск путей и способов развития  адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентностью. Работа нашей школы направлена на формирование социальной компетентности учащихся начальной школы через внеурочную деятельность. Важно отметить, что понятие «социальная компетенция» мы определяем, как способность ориентироваться в повседневных жизненных ситуациях, решать возникающие типичные и нестандартные задачи, опираясь на присвоенные социальные ценности и развитые личностные ориентации, используя приобретенные умения и навыки, учебный и жизненный опыт. Под социальной  компетенцией младших школьников мы понимаем способность ребенка к социальной деятельности в современном социуме, к продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми и успешному выполнению социальной роли учащегося.

 Вступление в младший школьный возраст предполагает изменение социальной ситуации развития ребенка. Происходит переход к учению как ведущей деятельности, которая в свою очередь приобщает младшего школьника к общественной жизни. Успешность в учебной деятельности, в социальном взаимодействии с окружающими обеспечивают возрастные новообразования, такие как: мотивация достижения, способность к произвольной регуляции поведения и саморегуляции, адекватная самооценка, которая является регулятором поведения и деятельности . Эти  личностные образования мы рассматриваем как показатели социальных компетенций учащихся начальных классов. В связи с этой работой нами были поставлены следующие задачи:

- мотивация учащихся на самостоятельность;

- создание условий для освоения умений, к которым у учащихся уже есть предрасположенность;

- создание условий для опробации различных навыков и получения социального опыта.Самое  главное, чтобы ребенок учил, развивал, воспитывал себя САМ.

 Воспитательская работа нашей школы строится на системе традиций, воплощающих основные стремления коллектива всесторонне помочь учащимся в нравственном становлении личности. На протяжении нескольких лет в нашем лицее в сентябре месяце проходит неделя окружающей среды. Учащиеся всей школы принимают активное участие во всех мероприятиях, особенно в выставке домашних животных, где все желающие могут познакомить со своими домашними питомцами, рассказать о них, спросить совета по уходу за домашними питомцами, поделится опытом с другими ребятами. Преподаватели биологии со старшеклассниками ежегодно проводят это интересное мероприятие. Каждый, придя в школу, должен выбрать карточки с теми продуктами, которые были включены в их завтрак. После этого обрабатывается информация и собирается круглый стол, где проходит обсуждение правильного питания. Благодаря химическим опытам, в которых может принять участие любой желающий, ребята убеждаются на собственном опыте о вреде газированных напитков. Любимый гость начальной школы Александр Друзь, которого с нетерпением ждут ребята. Ведь он главный судья игры «Что? Где? Когда?», проходящей в нашем лицее. Команды состоят из участников разных возрастов, а тренировки проходят еженедельно, где учащиеся более старшего возраста делятся опытом. Начиная с 1 класса ребята занимаются исследовательской деятельностью. Наблюдают, измеряют, записывают результаты, а в конце года представляют результаты своих исследований на конкурсе «Юные Ньютоны». На базе нашего лицея проходит олимпиада для дошкольников научно-естественного направления. Учащиеся начальной школы, старшеклассники, студенты принимают активное участие в подготовке и проведении этого мероприятия. В процессе работы происходит тесное сотрудничество разных поколений. «Широкая масленица»- это самый любимый праздник школы с его гуляниями, выступлениями, блинами и ярмаркой. Наша школа – семья многонациональная. Как хочется каждому рассказать об обычаях и культуре своего народа. Активное участие принимают не только учащиеся, а и их родственники. Излюбленное место отдыха - ДОЛ «Звёздный». Учащиеся 1-11 классов выезжают в лагерь 2 раза в год. Там  дети проводят совместные игры конкурсы, олимпиады.Ежегодно в лицее проходит малая спортивная олимпиада. Дети разных возрастов показывают свои умения в игре в настольный футбол, прыганью на скалке, знанию спортивных событий и умению ориентироваться по карте.  Раз в четверть учащимися старших  классов проводится акция «А делаешь ли ты зарядку?» Акция проводится на большой перемене в спортивном зале. Присутствовать могут все желающие от начальных классов до учителей. Футбол- самое любимое занятие мальчиков нашего лицея. Тренер формирует команды из детей разных классов и возрастов.  Команды соревнуются друг с другом и футбольными командами других школ. Спортивным ориентированием занимаются и девочки и мальчики. Каждую весну и осень ребята ходят в походы, где устраиваются соревнования, песни у костра. Интересной традицией нашего лицея является мероприятие «Рождественские встречи». Это общешкольное родительское собрание, в котором принимают участие родители, учителя и учащиеся. Подведение итогов уходящего года проходит в интересной праздничной обстановке. Очень интересны поздравления всех участников этого мероприятия. Такой вид работы позволяет объединить коллектив родителей, учителей и учащихся.

 Большая работа в лицее направлена на патриотическое воспитание подрастающего поколения. У нас вошли в традицию встречи с ветеранами, концерты, посвященные этим памятным датам, праздничные линейки. Каждый год мы выезжаем на Пискарёвское кладбище для возложения цветов всем, защищавшим нашу Родину. В последние годы популярным мероприятием являются различные акции, к которым привлекают учеников абсолютно разного возраста, младших и старших классов.

Идеология подобных мероприятий заключается в том, чтобы:

·         привить детям и подросткам знания о ценности природных ресурсов;

      ·         привлечь к социальной работе, значимой для сохранения лесных запасов России;

·         а также очистить город от бумажных отходов.

 Подобные акции устраиваются в игровой, соревновательной форме, они не обременяют школьников какими-то заботами и обязанностями, но позволяют почувствовать свою значимость в обществе, а также проявить лидерские качества. За участие в таких акциях, как правило, награждают всех участников, а лидеров поощряют подарками.

 Сегодня все чаще приходится слышать, что субботники - это отголосок прошлой эпохи. На самом деле это не совсем так. Субботники сегодня необходимы: во-первых, для того, чтобы сплачивать ребят, ведь давно известно, что совместный труд ведет к сплочению; во-вторых, для того, чтобы воспитывать уважительное отношение к труду; ну и в-третьих работа на свежем воздухе способствует физической закалке школьников. А осознания полезности своего труда способствует успешной социализации школьников. Учащиеся нашего лицея ежегодно занимаются озеленением  пришкольной территории. Мы сделали территорию окружающую школу частью нашей воспитательной системы. Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего «Я».

    Внеклассная работа подразумевает включение в деятельность учащихся разных возрастов и социальных групп.

    Основной принцип деятельности – демократичность и работа в сотрудничестве.

    Совместная творческая деятельность создает благоприятные условия для формирования ключевых компетенций:

• коммуникативных,

• информационных,

• личностных,

• социально-политических.

В результате формируются:

• ценности деятельности, общения, самообразования;

• привычка быть мобилизованным;

• личностные умения : рефлексивные, оценочные;

• личностные качества : самостоятельность, ответственность;

• опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.

• становление социальной активности.

 Роль внеурочной деятельности в социализации личности школьника имеет огромное значение. Способствует развитию духовно – нравственной личности, обеспечению учащихся начальной школы всем необходимым для их последующей жизнедеятельности в средней школе.

Правильно поставленное социальное воспитание готовит их к активной социальной жизни, к широкому сотрудничеству с людьми. Всем этим достигается УСПЕХ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме :" Формирование валеологической компетентности учащихся младших классов через игровую деятельность"

В настоящей работе обобщён опыт по формированию у школьников начальных классов представления о здоровом образе жизни на основе валеологических знаний.Автором изучены условия формирования валеологическ...

Диагностика формирования социальной компетентности учащихся начальной школы.

Материал является результатом работы опытно-экспериментальной площадки по уровню сформированности социальной компетентности и содержит практические рекомендации....

Формирование экологической культуры у учащихся начальной школы через внеурочную деятельность

В настоящее время, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает воспитание экологической культуры у младших школьн...

Формирование УУД у учащихся начальной школы через игровую деятельность

Данная статья содержит материал по формированию УУД на уроках математики через игровую деятельность...

Формирование социального опыта учащихся начальной школы через экологическое воспитание средствами программы внеурочной деятельности «Изучение природы родного края»

Из опыта работы выступление на Кузбасской Ярмарке «Образование. Занятость. Карьера» Т.В.Туева учитель начальных классов г Новокузнецк, МБОУ «СОШ № 50»....

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЯ)»

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ  ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  (НА ПРИМЕРЕ ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЯ)»...