Формирование экологической культуры у учащихся начальной школы через внеурочную деятельность
опыты и эксперименты (1 класс) на тему

Стукалова Лариса Васильевна

В настоящее время, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает воспитание экологической культуры у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx38.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вольгинская средняя общеобразовательная школа

Формирование экологической культуры

у учащихся начальной школы

через внеурочную деятельность

Обобщение педагогического опыта

учителя начальных классов первой квалификационной категории

Стукаловой Ларисы Васильевны

2014-2015 учебный год


Содержание:

1. Условия возникновения, становления опыта …………………...………………3

2. Актуальность и перспективность опыта…………………………..………......3-4

3. Ведущая педагогическая идея……….………………………………….....…......4

4. Теоретическая база опыта………….…………………………………..…........4-6

5. Новизна опыта…………………………………………………..….......................6

6. Технология опыта …………………………………………………………..…7-14

6.1 Цель опыта …………………………..........................................................8

6.2. Задачи опыта.……………..……………………..…….……………..…...8

7. Результативность опыта ………………………..…………………………...14-15

8. Адресная направленность……………....…..…………………………………...15

Библиографический список…………………………….…….…............................16


Условия возникновения опыта.

В настоящее время, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает воспитание экологической культуры у младших школьников.

Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности. Часто приходится наблюдать, что дети не всегда умеют вести себя в природе. Они ломают деревья, уничтожают муравейники, зеленую растительность, разоряют гнезда птиц. Иногда дети становятся виновниками лесных пожаров.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства, когда интерес к окружающему миру велик.

Актуальность темы.

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Поэтому в условиях надвигающейся экологической катастрофы актуально воспитание экологической культуры младших школьников.

В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Поэтому, актуальность моего опыта заключается в том, что сложившиеся в младшей школе отношения к окружающей природе, впоследствии включатся в мир жизненных ценностей подростков и станут основой их поведения в реальной жизни. Где конечным результатом должно быть не только овладение учениками, определенными знаниями и умениями, а развитие у них эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Актуальность выбора темы подчеркивается содержанием следующих нормативных документов:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

призван обеспечить выполнение следующей основной цели:

воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

направлен на достижение следующих целей:

развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения
к окружающему миру, экологической культуры; потребности сохранять и укреплять здоровье.

Из всего сказанного можно сделать вывод: воспитание экологической культуры младших школьников остается одной из важнейших в педагогической действительности.

Ведущая педагогическая идея.

Развитие экологической культуры у учащихся начальной школы тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанного
на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях.

Теоретическая база опыта.

Проблема взаимодействия человека и окружающей среды, с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли. В связи с актуализацией идей воспитания экологической культуры младших школьников особое значение приобретают сегодня идеи природо - и культуросообразности воспитания.

Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества.
Он неоднократно отмечал, что природа сама не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, нужно прививать эти качества с детства.

Д.В. Владышевский сущность экологической культуры связывает
с природопользованием, осознанием опасности и недопустимости безудержного использования ресурсов планеты.

Академик Б.Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания.

Среди современных педагогов, занимающихся вопросами экологического воспитания, является А.А. Плешаков. Он не только разрабатывает теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Плешаков считает: «Усиление экологической направленности курса природоведения – это на наш взгляд, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации начальной школы...»

Из всего сказанного можно сделать вывод: экологическое воспитание младших школьников актуально и в наши дни.

Что же такое экологическая культура? Это неотъемлемая часть общей культуры человека, включающая в себя различные виды деятельности, а так же сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека. Основываясь на деятельностном подходе, Н.В. Кузнецова, Л.Н. Прохорова, выделяют в структуре экологической культуры ребенка, следующие компоненты:

Экологическая культура

Деятельность в природе

Экологическое сознание

Восприятие

природы

Овладение знаниями, умениями и навыками

Природоохранная деятельность

Потребности, интересы, установки

Эмоции, переживания, чувства

Эстетическая и этическая оценки

Экологическое сознание на разных этапах жизни ребенка проявляется и развивается неравномерно. Компоненты его тесно связаны между собой и составляют единую систему. Лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности закладываются основы экологической культуры.

Общество заинтересованно сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе, экологическую культуру. Дети должны воспитываться так, чтобы быть способными преумножать природные богатства Земли.

Новизна опыта.

Изучив научную и методическую литературу по теме: «Воспитание экологической культуры младших школьников» пришла к выводу, что воспитание экологически культурной личности имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования.

Новизна опыта состоит в систематизации понятийного аппарата по теме: «Формирование экологической культуры у учащихся начальной школы через внеурочную деятельность».

Технология опыта.

Воспитание экологически культурного ученика сегодня может быть с полным основанием отнесено к наиболее приоритетным направлениям научно-педагогических исследований.

Работая по УМК «Школа России» в этом направлении ставлю перед собой цель − создать условия для эффективного формирования экологической культуры учащихся начальных классов и определить наиболее эффективные методы по формированию экологической культуры...

Задачи:

1) изучить теоретические аспекты по проблеме;

2) выделять экологические знания в содержании каждого из учебных предметов и сообщать их, вооружая учащихся мыслительными операциями (сравнением, анализом, выделением главного, установлением причинно-следственных связей…)

3) использовать краеведческий подход, вести работу по изучению природы родного края; осуществлять экологическое воспитание в процессе непосредственного общения с природой;

4) освоить и применить на практике технологию деятельностного метода и проблемно-диалогического обучения;

5) активно внедрять в учебный процесс ИКТ;

6) использовать метод проекта в учебной деятельности;

7) проанализировать работу по воспитанию экологической культуры учащихся средствами диагностики.

В своей педагогической деятельности я определяю цели, а так же выбираю средства, методы, исходя из основных дидактических принципов:

1. Систематичность и непрерывность изучения экологического материала.

2. Единство интеллектуального и эмоционального, волевого начала в деятельности учащихся по изучению природы.

3. Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.

В вопросе воспитания экологической культуры младших школьников мною отводится важное место. Предметы точных наук и гуманитарно-эстетического цикла могут играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры младших школьников.

Цель опыта.

Цель опыта: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую экологическую практику, развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития, формирование экологической культуры.

Задачи опыта.

Воспитывать у учащихся эстетическую и нравственную отзывчивость на прекрасное, готовность сберегать природные ценности всегда и везде.

Формировать у школьников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;

Совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Уважение к миру – это своего рода формула нового отношения
к окружающему. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков) лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активного освоения различных способов познания окружающего. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды.

Особое значение при реализации программы имеет эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил. Познания детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Очень важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась и после их окончания, во внеурочной деятельности.

Рабочая программа внеурочной деятельности по содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению – учебно-познавательной; по форме организации – общедоступной; по времени реализации – четырехгодичной. Содержание программы выстроено в рамках единой логики.

1-й год обучения  «Знакомые незнакомцы» (33 часа).

2-й год обучен и я  «Дом, в котором я живу» (34 часа).

3-й год обучения  «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34часа).

4-й год обучения  «Познавательная экология» (34 часа).

Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Деятельность в природе.

Восприятие природы.

Важным источником знаний о природе является наблюдение. Одной из целей моей работы является, совершенствование умений и навыков детей наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. Для реализации этой цели разработала перспективный план наблюдений за объектами и явлениями природы. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение дает возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.

Овладение знаниями, умениями и навыками.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего, дидактических играх. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это метод и форма обучения, самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Дидактические игры, разработанные мной «Зимующие и перелетные птицы», «Этажи леса», «Дикие и домашние животные», «Кто где живет?», «Следы на снегу» и др.

В своей работе использую опытно-исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Очень эффективны занятия-наблюдения детей на прогулке за объектами живой природы: «Чем питается синица?», «В какой скворечник поселится скворец?», «Муравей приносит пользу или вред?» и др.

В основу изучения младшими школьниками природных систем разного уровня положено научное понятие о живом организме и его связях со средой обитания, рассматриваемых преимущественно на примере связей живых организмов с условиями среды жизнедеятельности. Это отвечает познавательным возможностям ребенка.

Дети с родителями участвовали в областной акции «Покормите птиц». Они делали кормушки и скворечники. Была проведена опытно-исследовательская деятельность: «Какой корм любит синица и воробей?», «В какие скворечники прилетят скворцы?».

Природоохранная деятельность.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования − это организация природоохранной деятельности. При создании проекта «Моя малая родина» дети говорили о том, как сохранить окружающую природу поселка Вольгинский, рисовали запрещающие знаки.

Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи проекта:

1. Создать экологически благоприятную среду на территории поселка Вольгинский для реализации приоритетного направления.

2. Организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей (посадка деревьев, цветов, соблюдение чистоты, развешивание запрещающих знаков).

3. Реализовать одну из форм работы с родителями проектно-исследовательской деятельности «Экологическая тропа моей семьи».

4. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.

5. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.

6. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий.

Экологическое сознание.

Потребности, интересы, установки.

Потребность общения детей с природой должна быть в душе каждого ребенка. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и преумножать наши богатства.

Эмоции, переживания, чувства.

Для формирования экологической культуры необходимо давать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное в привычном необычное, вызвать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому можно предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката… И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами – одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

Чувство природы является основой экологического – и эстетического – сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблицы умножения. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить правила поведения в природе. Например:

Лекарственные растения – это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.

Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их – браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг – не луг. Не ловите бабочек, стрекоз, шмелей и пчел.

Ягоды – источник пищи не только человека, но и животных. Сбор ягод в букетики дорого обходятся растениям. Они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей.

Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать словесные ситуации, которые хорошо предложить родителям обсудить дома с детьми. Например. На ваших глазах малыш побежал к стае голубей и разогнал их.

Дайте оценку этому поступку.

Как бы вы поступили?

Что надо делать, когда встречаете птиц?

Знаете ли вы, чем нельзя кормить птиц зимой?

Надо ли помогать птицам? Как?

Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины без необходимости?

В итоге вместе с родителями надо сделать вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Эстетическая и этическая оценки.

В младшем школьном возрасте преобладающую роль в становлении и развитии отношений играют эмоциональные процессы. И важнейшей составной частью отношений детей к окружающей среде является выражение ими определенных чувств к многообразным проявлениям жизни на Земле, к обилию форм, красок, звуков, ароматов.

Учитель должен сам любить родную природу, видеть красоту объектов природы, постоянно направлять внимание детей на неповторимость увиденного.

От школы, учителя, его целенаправленной и систематической работы зависит дальнейшее укрепление интереса к природе, развитие нравственно – эстетических чувств, предопределяющих активную действенную позицию к природным объектам (помочь, позаботиться, защитить и др.), а также предупреждение бессердечного отношения к живому, проявления жестокости, черствости и пренебрежения. Очень важно приучить ребят восхищенно -уважительно смотреть на все, что растет, цветет, движется. С тревогой и переживанием воспринимать факты грубого отношения к природе. При осуществлении задач экологического образования необходим комплекс таких методических средств и приемов, чтобы изучение природы и любое общение с ней оставляло в памяти ребенка глубокий след, непременно воздействовало на чувства и сознание. Природа должна стать для каждого школьника не только живой лабораторией, где можно наблюдать и изучать жизнь ее обитателей, но и школой разумного пользования, умножения и сохранения ее богатств.

Результативность опыта.

Проверка и оценка достижений младших школьников – весьма существенная составляющая процесса обучения и одна из важных задач педагогической деятельности учителя. При изучении результативности обучения я учитываю не только абсолютную успешность (соответствие достижений ученика программным требованиям), но, главным образом, успешность относительную (продвижение ученика по отношению к себе).

Результатом своей работы по данной теме считаю формирование высокой экологической культуры младших школьников. По личным наблюдениям за детьми в урочное и внеклассное время, а также по результатам опросника для учащихся и родителей, можно сделать вывод о значительном росте интереса к объектам окружающего мира и развитии экологической культуры младших школьников.

Результаты работы:

Проявление повышенного интереса учащихся к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, они пытаются оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо.

Желание учащихся заниматься экологически ориентированной деятельностью.

Высокий уровень развития эмоциональных реакций (эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок)).

Готовность оказать помощь животным и растениям.

Повышение уровня волевых усилий (контроль за своим поведением, поступками, и отношением к окружающей среде).

Адресная направленность.

Данный опыт работы может быть использован педагогами школы
1 ступени любого общеобразовательного учреждения на уроках окружающего мира и на внеурочной деятельности.

Данный опыт могут использовать учителя, работающие по УМК «Школа России», а также преподаватели, работающие по другим учебно-методическим комплексам, педагогическая деятельность которых направлена на развитие экологической культуры учащихся, склонных к проблемному обучению и разделяющие идеи вариативного образования.


Библиографический список.

1. Литвинова Л.С. Нравственно – экологическое воспитание школьников. //Москва 2007 год.

2. Молодова Л.П. Методика работы с детьми по Экологическому воспитанию. //Минск 2005 год.

3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. //Москва 2005 год.

4. Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников. //Москва 2003 год.

5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. //Самара 2007 год.

6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. //Москва 2008 год.

7. Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. //Москва 2008 год.

8. Тимофеева Е.А. Экологическое воспитание младших школьников. //Йошкар – Ола 2002 год.

9. Федосеев П.Г. Система по экологическому воспитанию дошкольников. //Волгоград 2008 год

10. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. //Москва 2000 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской культуры у учащихся начальных классов.

Методы и приемы формирования читательской культуры у учащхся младщих классов....

ВНЕУРОЧНЫЕ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В наши дни, как никогда ранее, перед человечеством остро стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения....

Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.

Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....

Формирование основ экологической культуры у учащихся начальной школы в ходе проектной деятельности . Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти

Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции учебных предметов. Она помогла детям освоить и осмыслить новые знания, расширить круго...

Статья "Формирование физической культуры у учащихся начальных классов"

Характерная особенность детского возраста - стремление к движению. Занятия физкультурой и спортом способствуют развитию двигательной активности ребенка....