Формирование основ экологической культуры у учащихся начальной школы в ходе проектной деятельности . Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти
статья (1 класс) на тему

Элекина Галина Федоровна

Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции учебных предметов. Она помогла детям освоить и осмыслить новые знания, расширить кругозор и представления о зимующих птицах, об окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями о живой природе, получили практические навыки в изготовлении кормушек. В ходе проекта было изготовлено и вывешено в микрорайоне и ближайшем лесу 89 кормушек. Отрадно отметить, что родители не были сторонними наблюдателями, а были активными участниками проекта, что не только  свидетельствует о значимости данной проблемы, но  и способствует сплочению семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ekologicheskoy_kultury_u_uch_nach_shkoly.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Александра Михайловна

МБУ  «Школа №93», учитель начальных классов

Ожиганова Валентина Дмитриевна

МБУ  «Школа №93», учитель начальных классов

Элекина Галина Фёдоровна

МБУ  «Школа №93», учитель начальных классов

Формирование основ экологической культуры у учащихся начальной школы в ходе  проектной деятельности . Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти

Все хорошее в людях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души! 

Н. Луконин

Современное человечество живёт в эпоху небывалого развития научно-технического прогресса, сопровождающегося активным воздействием на природную среду.  Глобальные проблемы, несущие угрозу жизни на  Земле вызвали необходимость  экологического образования, начиная с младшего школьного  возраста. Решение экологических  проблем во многом будет  зависеть от тех, кто сегодня, сидя за партами, получает свои первые знания об окружающем мире. Задача начальной школы – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждения.  

Экологическое образование в нашей школе  не ограничивается только уроками. Оно имеет продолжение  во внеклассной, внешкольной работе и в проектной деятельности.

К проектной деятельности своих учеников мы приобщаем с первого класса.  При организации работы над проектом стараемся проявлять  особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам свои знания и умения, а направить их к нужному источнику информации. Наша задача – научить детей работать самостоятельно,  создать максимальные условия для активности школьника.

Как пример хотим привести работу учащихся 1-х классов над проектом «Покормите птиц зимой»

 Идея создания данного проекта возникла в результате экскурсии в близлежащий к школе лес. Экскурсия проходила осенью. Наблюдая за изменениями в природе, дети заметили в небе птиц, летевших клином на юг. Ребята с грустью помахали руками в след птицам и задумались: «Все ли птицы улетают на юг? Почему птицы улетают?  Какие птицы остаются с нами зимовать? Легко ли будет птицам зимовать в нашей местности? Нужна ли птицам наша помощь? »

На следующий день после недолгих обсуждений о результатах экскурсии на Утреннем сборе и было единодушно  принято решение начать работу над проектом «Покормите птиц зимой»

Работа состояла из следующих этапов:

Этапы работы:

1. Теоретический

Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях городской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

Дети искали информацию в энциклопедиях, интернете, проводили наблюдения за птицами. Полученной информацией ребята делились на утреннем сборе, выпускали листовки, рисовали рисунки увиденных птиц. (приложение 1)

Дети выяснили, что является основным зимним кормом для птиц  и составили таблицу питания.(приложение 2)

 Первоклассники пришли к выводу: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в нашей местности.


2.
Практический

Задачи: совместно с родителями сделать кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

        Ребята выяснили, что кормушки лучше делать самые простые из тетра-пакетов или пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном,  чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Более долговечные  кормушки - сделанные из дерева. В изготовлении таких кормушек приняли участие папы, за что ребята им выразили особую благодарность. Многие дети принесли картонные коробки-кормушки, в которых были подарки к Новому году.

        В школе первоклассники  провели акцию «Покормите птиц зимой!» Ребята совместно с родителями и учителями повесили кормушки около школы и в своих дворах. (приложение 3)

Вывод: Каждому школьнику под силу изготовить самую простую кормушку для птичек.
3.
Наблюдение 

Задачи: отмечать в дневниках наблюдений температуру воздуха; подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдать за поведением птиц.

Ребята ведут наблюдения, следят за чистотой кормушки  и подсыпают корм. Своими наблюдениями ребята делятся на Утреннем сборе.

Вывод : сытой птице мороз не страшен! В нашем городе рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, вороны, иногда прилетают снегири и свиристели.  Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях. Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма. Человек может помочь перезимовать птицам, строя и развешивая кормушки. Главное правило - не забывать подсыпать корм в кормушки!

Итог работы:

         27 января 2017 года в рамках Региональной  научно-практической конференции “Формирование  экологического сознания: современные подходы и технологии”, которая проводилась на базе  МБУ «Школа №93», дети представили презентацию своего проекта. В зале присутствовали  студенты  и преподаватели ТГУ, учителя предметники, учащиеся старших классов, родители.  Предлагаем вашему вниманию сценарий  выступления первоклассников на защите проекта.

Тема  проекта: «Покормите птиц зимой»

Творческое название проекта: «Войди в природу другом».

Проблема: недостаточный уровень экологической   культуры в обществе.

Авторы: Иванова А.М., Ожиганова В.Д., Элекина Г.Ф.

Исполнители: учащиеся 1а,1б,1д  классов

Союзники: учителя, родители, библиотекарь

Сроки реализации: ноябрь – февраль 2016/17 г.

Цель нашей проектной работы – оказание помощи зимующим птицам нашего города

Задачи:

  • Изучить дополнительную литературу и определить зимующих птиц нашей местности.
  • Изготовить кормушки совместно с родителями.
  • Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
  • Оформить презентацию по теме проекта.

Результаты работы над проектом:

  1. Изготовление кормушек
  2. Презентация проекта
  3. Буклеты – памятники “Как подкармливать птиц”.
  4. Создание мини-спектаклей и выступление агитбригады в 1-3 классах
  5. Акция «Покормите птиц зимой!»
  6. Плакаты – призывы об оказании помощи птицам
  7. Сценарий выступления
  8. Коллекция птичьего корма

Сценарий выступления.

1 ведущий   Ты можешь удивиться,

Земля  – наш общий дом!

Живут в нём звери, птицы,

И мы с тобой живём.

2 ведущий   О  том, что мы соседи,

И мы должны сберечь

Пернатых всех на свете

Об этом наша речь!

2 ведущий   Природа – наш чудесный дом!

Должно быть, всем уютно в нём!

Пусть птицы поют и машут крылом:

Берегите природу – это их дом!

1 ведущий   Мы учащиеся 1-х классов представляем проект «Покормите птиц зимой!»

2 ведущий   Творческое название проекта:  «Войди в природу другом!»

3 ведущий   Девиз: Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать!

1 ведущий         Далеко не все птицы осенью улетают на юг. Многие виды остаются на зимовку в нашей  местности.

2 ведущий      На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки  и деревья покрылись снегом. Ночью бывают сильные морозы.

3 ведущий   Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в нашей местности. Многие птички погибают.

1 ученик. Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

2 ученик. Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас. 

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

3 ученик. По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

"Спасибо вам великое!".

1 ведущий   Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? Чем питаются птицы и хватает ли им корма?

2 ведущий   На уроках окружающего мира мы узнали, что многие птицы зимой погибают не от холода, а от нехватки корма.

3 ведущий   Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна.

4 ученик. Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

1 ведущий   Мы решили помочь птицам и подкармливать их.  В школе  мы объявили акцию «Покормите птиц зимой!».

2 ведущий   Далее мы выяснили, что кормушки лучше делать самые простые из тетра-пакетов или пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном,  чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

3 ведущий   Более долговечные  кормушки, сделанные из дерева. Многие дети принесли картонные коробки-кормушки, в которых были подарки к Новому году. Это очень хорошо, что ребята  их не выбросили, а проявили заботу о птицах.

1  ведущий   Ученики вместе с родителями  изготовили кормушки из различных материалов. Вот посмотрите, какие кормушки ребята сделали вместе с папами.(приложение 4 фотоотчёт)

2  ведущий   Мы кормушку смастерили,

                       Мы столовую открыли.

                        Воробей, снегирь-сосед

                         Прилетели на обед

3  ведущий   Для птиц повесили кормушки,

                Слышите здесь птичий ор

                 Это  птички  прилетают  

                 К  нам кормиться в школьный двор.

Исполняется песня «Всем нужны друзья»

1 ведущий     Чтобы помочь зимующим птицам нашего города, необходимо  знать, чем они кормятся?

2 ведущий     Изучив литературу,  мы составили таблицу о видах корма для птиц,  которых мы наблюдаем на территории школы    

3 ведущий          Из таблицы видно, что основной корм для птиц  различные семена.  

1 ведущий    Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное.

2 ведущий    Чёрный ржаной хлеб птицам вреден.

3 ведущий    Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую.

1 ведущий    Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

5 ученик. Если начал птиц кормить,

 Ты уж не бросай!

 И пустой кормушку ты

 Им не оставляй!

Так доверчивы они,

 Верят нам, как дети.

 Помни – ты их приручил,

 Ты за них в ответ

1 ведущий    Кормушки  мы развесили около школы и в своих дворах  в доступных местах, чтобы была возможность постоянно пополнять их кормом.

 2 ведущий   Прибивать кормушки на гвозди к деревьям нельзя, чтобы не повредить деревья.  

3 ведущий     Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни.

1 ведущий     В ходе работы над проектом мы провели конкурс рисунков

2 ведущий     Выучили много стихов и песен о птицах

3 ведущий     Составили памятки-буклеты

1 ведущий    Собрали  коллекцию корма для птиц

2 ведущий     Мы прочитали много литературы и узнали о повадках птиц

3 ведущий     А главное, вместе с папами делали кормушки!

             

  6 ученик. О птицах много знаем мы

   И в то же время мало,

   И нужно всем: и вам, и нам, -

   Чтоб их побольше стало.

   Для этого побережём

   Своих друзей пернатых,

   Иначе мы к нулю сведём

   Певцов наших крылатых.

   Съедят деревья и плоды

   Личинки насекомых,

   И поредеют все сады

   Без наших птиц знакомых.

  7 ученик.  Зимой поставь кормушку им,

   Синицам дай ты сала;

   Пшено едят все воробьи,

   Подсыпь, как станет мало.

   Они вознаградят труды,

    И зацветут кругом сады.

    Среди зелёной той листвы

     Их песенку услышишь .

1 ведущий     После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:

2 ведущий     Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к

выживанию в наших погодных условиях.

3 ведущий     В нашем городе  рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны.

1 ведущий Человек может помочь перезимовать птахам, развешивая  кормушки и подкармливая птиц

2 ведущий     Сытой птице мороз не страшен!

3 ведущий     Птицы – наши друзья!

1 ученик. Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

2 ученик. Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна будет им зима.

3 ученик. Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

4 ученик. Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

5 ученик. Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

2 ведущий  Спасибо за внимание!

(хором)   Вы нас строго не судите, лучше птицам помогите!

Результат.
В результате работа получилась интересной и познавательной. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции учебных предметов. Она помогла детям освоить и осмыслить новые знания, расширить кругозор и представления о зимующих птицах, об окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями о живой природе, получили практические навыки в изготовлении кормушек. В ходе проекта было изготовлено и вывешено в микрорайоне и ближайшем лесу 89 кормушек. Отрадно отметить, что родители не были сторонними наблюдателями, а были активными участниками проекта, что не только  свидетельствует о значимости данной проблемы, но  и способствует сплочению семьи.

Литература:

Господникова М.К., Полянина Н.Б. Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2008.

Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2002

Шорыгина Т.А. Зелёные сказки; экология для малышей. М.; «Прометей», Книголюб, 2002

Энциклопедия животных. М.; «Эксмо», 2005

Большая энциклопедия животного мира. М.; «РОСМЕН», 2004

Детская энциклопедия «Птицы». М.; «РОСМЭН», 2012

Егоренкова, Л.И. Экологическое воспитание младших школьников // М.: АРКТИ – 2008

Ресурсы интернета:

 http://www.ecosystema.ru/

http://allforchildren.ru/poetry/winter47.php

http://detlib70.ru/pernatye-sosedi/page/932

http://gov.cap.ru/print.aspx?gov_id=76&id=3464975

https://kopilkaurokov.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ экологической культуры младших школьников через систему заданий на уроках и внеклассной деятельности.

В материале описан опыт работы по формированию основ экологической культуры у учащихся начальной школы....

Формирование экологической культуры у учащихся начальной школы через внеурочную деятельность

В настоящее время, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает воспитание экологической культуры у младших школьн...

Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."

Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....

формирование основ экологической культуры дошкольников. Из опыта работы.

Подборка конспектов в разных образовательных областях. Элементы работы с родителями....

Формирование основ читательской культуры у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения

В презентации описаны приемы и примеры заданий по формированию основ читательской культуры у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения...

Экологическое воспитание как средство формирования основ экологической культуры

Цели и задачи экологического воспитания. Возможности школы в формировании экологической культуры. Практическая деятельность детей. Работа с родителями....