Главные вкладки

    Формирование основ экологической культуры у учащихся начальной школы в ходе проектной деятельности . Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти
    статья (1 класс) на тему

    Элекина Галина Федоровна

    Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции учебных предметов. Она помогла детям освоить и осмыслить новые знания, расширить кругозор и представления о зимующих птицах, об окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями о живой природе, получили практические навыки в изготовлении кормушек. В ходе проекта было изготовлено и вывешено в микрорайоне и ближайшем лесу 89 кормушек. Отрадно отметить, что родители не были сторонними наблюдателями, а были активными участниками проекта, что не только  свидетельствует о значимости данной проблемы, но  и способствует сплочению семьи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formirovanie_ekologicheskoy_kultury_u_uch_nach_shkoly.doc72.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Иванова Александра Михайловна

    МБУ  «Школа №93», учитель начальных классов

    Ожиганова Валентина Дмитриевна

    МБУ  «Школа №93», учитель начальных классов

    Элекина Галина Фёдоровна

    МБУ  «Школа №93», учитель начальных классов

    Формирование основ экологической культуры у учащихся начальной школы в ходе  проектной деятельности . Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти

    Все хорошее в людях из детства!

    Как истоки добра пробудить?

    Прикоснуться к природе всем сердцем:

    Удивиться, узнать, полюбить!

    Мы хотим, чтоб земля расцветала,

    И росли, как цветы, малыши,

    Чтоб для них экология стала

    Не наукой, а частью души! 

    Н. Луконин

    Современное человечество живёт в эпоху небывалого развития научно-технического прогресса, сопровождающегося активным воздействием на природную среду.  Глобальные проблемы, несущие угрозу жизни на  Земле вызвали необходимость  экологического образования, начиная с младшего школьного  возраста. Решение экологических  проблем во многом будет  зависеть от тех, кто сегодня, сидя за партами, получает свои первые знания об окружающем мире. Задача начальной школы – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждения.  

    Экологическое образование в нашей школе  не ограничивается только уроками. Оно имеет продолжение  во внеклассной, внешкольной работе и в проектной деятельности.

    К проектной деятельности своих учеников мы приобщаем с первого класса.  При организации работы над проектом стараемся проявлять  особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам свои знания и умения, а направить их к нужному источнику информации. Наша задача – научить детей работать самостоятельно,  создать максимальные условия для активности школьника.

    Как пример хотим привести работу учащихся 1-х классов над проектом «Покормите птиц зимой»

     Идея создания данного проекта возникла в результате экскурсии в близлежащий к школе лес. Экскурсия проходила осенью. Наблюдая за изменениями в природе, дети заметили в небе птиц, летевших клином на юг. Ребята с грустью помахали руками в след птицам и задумались: «Все ли птицы улетают на юг? Почему птицы улетают?  Какие птицы остаются с нами зимовать? Легко ли будет птицам зимовать в нашей местности? Нужна ли птицам наша помощь? »

    На следующий день после недолгих обсуждений о результатах экскурсии на Утреннем сборе и было единодушно  принято решение начать работу над проектом «Покормите птиц зимой»

    Работа состояла из следующих этапов:

    Этапы работы:

    1. Теоретический

    Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях городской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

    Дети искали информацию в энциклопедиях, интернете, проводили наблюдения за птицами. Полученной информацией ребята делились на утреннем сборе, выпускали листовки, рисовали рисунки увиденных птиц. (приложение 1)

    Дети выяснили, что является основным зимним кормом для птиц  и составили таблицу питания.(приложение 2)

     Первоклассники пришли к выводу: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в нашей местности.


    2.
    Практический

    Задачи: совместно с родителями сделать кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

            Ребята выяснили, что кормушки лучше делать самые простые из тетра-пакетов или пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном,  чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Более долговечные  кормушки - сделанные из дерева. В изготовлении таких кормушек приняли участие папы, за что ребята им выразили особую благодарность. Многие дети принесли картонные коробки-кормушки, в которых были подарки к Новому году.

            В школе первоклассники  провели акцию «Покормите птиц зимой!» Ребята совместно с родителями и учителями повесили кормушки около школы и в своих дворах. (приложение 3)

    Вывод: Каждому школьнику под силу изготовить самую простую кормушку для птичек.
    3.
    Наблюдение 

    Задачи: отмечать в дневниках наблюдений температуру воздуха; подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдать за поведением птиц.

    Ребята ведут наблюдения, следят за чистотой кормушки  и подсыпают корм. Своими наблюдениями ребята делятся на Утреннем сборе.

    Вывод : сытой птице мороз не страшен! В нашем городе рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, вороны, иногда прилетают снегири и свиристели.  Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях. Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма. Человек может помочь перезимовать птицам, строя и развешивая кормушки. Главное правило - не забывать подсыпать корм в кормушки!

    Итог работы:

             27 января 2017 года в рамках Региональной  научно-практической конференции “Формирование  экологического сознания: современные подходы и технологии”, которая проводилась на базе  МБУ «Школа №93», дети представили презентацию своего проекта. В зале присутствовали  студенты  и преподаватели ТГУ, учителя предметники, учащиеся старших классов, родители.  Предлагаем вашему вниманию сценарий  выступления первоклассников на защите проекта.

    Тема  проекта: «Покормите птиц зимой»

    Творческое название проекта: «Войди в природу другом».

    Проблема: недостаточный уровень экологической   культуры в обществе.

    Авторы: Иванова А.М., Ожиганова В.Д., Элекина Г.Ф.

    Исполнители: учащиеся 1а,1б,1д  классов

    Союзники: учителя, родители, библиотекарь

    Сроки реализации: ноябрь – февраль 2016/17 г.

    Цель нашей проектной работы – оказание помощи зимующим птицам нашего города

    Задачи:

    • Изучить дополнительную литературу и определить зимующих птиц нашей местности.
    • Изготовить кормушки совместно с родителями.
    • Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
    • Оформить презентацию по теме проекта.

    Результаты работы над проектом:

    1. Изготовление кормушек
    2. Презентация проекта
    3. Буклеты – памятники “Как подкармливать птиц”.
    4. Создание мини-спектаклей и выступление агитбригады в 1-3 классах
    5. Акция «Покормите птиц зимой!»
    6. Плакаты – призывы об оказании помощи птицам
    7. Сценарий выступления
    8. Коллекция птичьего корма

    Сценарий выступления.

    1 ведущий   Ты можешь удивиться,

    Земля  – наш общий дом!

    Живут в нём звери, птицы,

    И мы с тобой живём.

    2 ведущий   О  том, что мы соседи,

    И мы должны сберечь

    Пернатых всех на свете

    Об этом наша речь!

    2 ведущий   Природа – наш чудесный дом!

    Должно быть, всем уютно в нём!

    Пусть птицы поют и машут крылом:

    Берегите природу – это их дом!

    1 ведущий   Мы учащиеся 1-х классов представляем проект «Покормите птиц зимой!»

    2 ведущий   Творческое название проекта:  «Войди в природу другом!»

    3 ведущий   Девиз: Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать!

    1 ведущий         Далеко не все птицы осенью улетают на юг. Многие виды остаются на зимовку в нашей  местности.

    2 ведущий      На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки  и деревья покрылись снегом. Ночью бывают сильные морозы.

    3 ведущий   Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в нашей местности. Многие птички погибают.

    1 ученик. Сугробами засыпаны

    Бугры, дворы, дорожки.

    Не могут пташки отыскать

    Ни зёрнышка, ни крошки.

    И вот летают всё слабей

    Ворона, галка, воробей.

    2 ученик. Скорей на помощь, дети!

    Вот в этот самый трудный час

    Спасенье птицы ждут от нас. 

    Кормите их! Согрейте!

    Повесьте домик на суку!

    Рассыпьте крошки на снегу,

    А то и манной кашки…

    И оживут бедняжки!

    3 ученик. По небу весело скользя,

    Взлетят пернатые друзья

    И пропоют, чирикая:

    "Спасибо вам великое!".

    1 ведущий   Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? Чем питаются птицы и хватает ли им корма?

    2 ведущий   На уроках окружающего мира мы узнали, что многие птицы зимой погибают не от холода, а от нехватки корма.

    3 ведущий   Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна.

    4 ученик. Как птицам перезимовать?

    Известно, что у птах

    Нет ни халатов ватных,

    Ни байковых рубах.

    У многих даже нет гнезда:

    Они в грозу, и в град,

    И под дождём, и в холода

    На ветках сидя спят.

    1 ведущий   Мы решили помочь птицам и подкармливать их.  В школе  мы объявили акцию «Покормите птиц зимой!».

    2 ведущий   Далее мы выяснили, что кормушки лучше делать самые простые из тетра-пакетов или пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном,  чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

    3 ведущий   Более долговечные  кормушки, сделанные из дерева. Многие дети принесли картонные коробки-кормушки, в которых были подарки к Новому году. Это очень хорошо, что ребята  их не выбросили, а проявили заботу о птицах.

    1  ведущий   Ученики вместе с родителями  изготовили кормушки из различных материалов. Вот посмотрите, какие кормушки ребята сделали вместе с папами.(приложение 4 фотоотчёт)

    2  ведущий   Мы кормушку смастерили,

                           Мы столовую открыли.

                            Воробей, снегирь-сосед

                             Прилетели на обед

    3  ведущий   Для птиц повесили кормушки,

                    Слышите здесь птичий ор

                     Это  птички  прилетают  

                     К  нам кормиться в школьный двор.

    Исполняется песня «Всем нужны друзья»

    1 ведущий     Чтобы помочь зимующим птицам нашего города, необходимо  знать, чем они кормятся?

    2 ведущий     Изучив литературу,  мы составили таблицу о видах корма для птиц,  которых мы наблюдаем на территории школы    

    3 ведущий          Из таблицы видно, что основной корм для птиц  различные семена.  

    1 ведущий    Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное.

    2 ведущий    Чёрный ржаной хлеб птицам вреден.

    3 ведущий    Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую.

    1 ведущий    Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

    5 ученик. Если начал птиц кормить,

     Ты уж не бросай!

     И пустой кормушку ты

     Им не оставляй!

    Так доверчивы они,

     Верят нам, как дети.

     Помни – ты их приручил,

     Ты за них в ответ

    1 ведущий    Кормушки  мы развесили около школы и в своих дворах  в доступных местах, чтобы была возможность постоянно пополнять их кормом.

     2 ведущий   Прибивать кормушки на гвозди к деревьям нельзя, чтобы не повредить деревья.  

    3 ведущий     Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни.

    1 ведущий     В ходе работы над проектом мы провели конкурс рисунков

    2 ведущий     Выучили много стихов и песен о птицах

    3 ведущий     Составили памятки-буклеты

    1 ведущий    Собрали  коллекцию корма для птиц

    2 ведущий     Мы прочитали много литературы и узнали о повадках птиц

    3 ведущий     А главное, вместе с папами делали кормушки!

                 

      6 ученик. О птицах много знаем мы

       И в то же время мало,

       И нужно всем: и вам, и нам, -

       Чтоб их побольше стало.

       Для этого побережём

       Своих друзей пернатых,

       Иначе мы к нулю сведём

       Певцов наших крылатых.

       Съедят деревья и плоды

       Личинки насекомых,

       И поредеют все сады

       Без наших птиц знакомых.

      7 ученик.  Зимой поставь кормушку им,

       Синицам дай ты сала;

       Пшено едят все воробьи,

       Подсыпь, как станет мало.

       Они вознаградят труды,

        И зацветут кругом сады.

        Среди зелёной той листвы

         Их песенку услышишь .

    1 ведущий     После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:

    2 ведущий     Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к

    выживанию в наших погодных условиях.

    3 ведущий     В нашем городе  рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны.

    1 ведущий Человек может помочь перезимовать птахам, развешивая  кормушки и подкармливая птиц

    2 ведущий     Сытой птице мороз не страшен!

    3 ведущий     Птицы – наши друзья!

    1 ученик. Покормите птиц зимой.

    Пусть со всех концов

    К вам слетятся, как домой,

    Стайки на крыльцо.

    2 ученик. Не богаты их корма.

    Горсть зерна нужна,

    Горсть одна —

    И не страшна будет им зима.

    3 ученик. Сколько гибнет их — не счесть,

    Видеть тяжело.

    А ведь в нашем сердце есть

    И для птиц тепло.

    4 ученик. Разве можно забывать:

    Улететь могли,

    А остались зимовать

    Заодно с людьми.

    5 ученик. Приучите птиц в мороз

    К своему окну,

    Чтоб без песен не пришлось

    Нам встречать весну.

    2 ведущий  Спасибо за внимание!

    (хором)   Вы нас строго не судите, лучше птицам помогите!

    Результат.
    В результате работа получилась интересной и познавательной. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции учебных предметов. Она помогла детям освоить и осмыслить новые знания, расширить кругозор и представления о зимующих птицах, об окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями о живой природе, получили практические навыки в изготовлении кормушек. В ходе проекта было изготовлено и вывешено в микрорайоне и ближайшем лесу 89 кормушек. Отрадно отметить, что родители не были сторонними наблюдателями, а были активными участниками проекта, что не только  свидетельствует о значимости данной проблемы, но  и способствует сплочению семьи.

    Литература:

    Господникова М.К., Полянина Н.Б. Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2008.

    Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2002

    Шорыгина Т.А. Зелёные сказки; экология для малышей. М.; «Прометей», Книголюб, 2002

    Энциклопедия животных. М.; «Эксмо», 2005

    Большая энциклопедия животного мира. М.; «РОСМЕН», 2004

    Детская энциклопедия «Птицы». М.; «РОСМЭН», 2012

    Егоренкова, Л.И. Экологическое воспитание младших школьников // М.: АРКТИ – 2008

    Ресурсы интернета:

     http://www.ecosystema.ru/

    http://allforchildren.ru/poetry/winter47.php

    http://detlib70.ru/pernatye-sosedi/page/932

    http://gov.cap.ru/print.aspx?gov_id=76&id=3464975

    https://kopilkaurokov.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование основ экологической культуры младших школьников через систему заданий на уроках и внеклассной деятельности.

    В материале описан опыт работы по формированию основ экологической культуры у учащихся начальной школы....

    Формирование экологической культуры у учащихся начальной школы через внеурочную деятельность

    В настоящее время, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает воспитание экологической культуры у младших школьн...

    Статья "Особенности формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

    Статья представлена в сборнике: "Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:  из опыта работы"...

    Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."

    Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....

    формирование основ экологической культуры дошкольников. Из опыта работы.

    Подборка конспектов в разных образовательных областях. Элементы работы с родителями....