Главные вкладки

    Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."
    статья на тему

    Бабикова Екатерина Юрьевна

    Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ekologicheskiy_proekt.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Е.Ю. Бабикова

    г. Челябинск

    Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития.

    Начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе глубокие и прочные традиции и богатый арсенал практического опыта, в последние годы переживает значительное обновление. В
    Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования предусматривается формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.

     На сегодняшний день проблема формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития разработана недостаточно. Следствием является ее медленное внедрение в практику работы школы. Формировать основы  экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития необходимо, так как основным средством воспитания и образования является знакомство с элементарной целостной картиной мира.

    Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды [1, 24].

    Формирование основ экологической культуры  - объективно сложный процесс для школьников с задержкой психического развития, обусловленный особенностями их познавательной деятельности: недостаточной дифференцированностью восприятия, нечеткостью и бедностью представлений, пассивностью мышления, снижением направленности на поиск существенного в объектах и явлениях, затруднениями в абстрагировании, сравнении, обобщении. Но, поскольку ученики с задержкой психического развития адекватно принимают предлагаемую помощь, способны усваивать принципы действий и осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание, то это позволяет им приобретать определенные экологические  знания, умения и навыки в учебно-воспитательной работе[2, 49].

    Педагоги в начальной школе не всегда знают, какие методы и формы при организации  урока окружающий мир и во внеурочное время нужно использовать в работе с детьми с задержкой психического развития, чтобы сформировать основы экологической культуры. В нашей работе мы хотим предложить пути решения данной проблемы, так как  младшие школьники с задержкой психического развития  должны научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей.

    Для изучения уровня сформированности основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития мы использовали стандартизированные методы и методики:  методику  Гончаровой Е.В. и Моисеевой Л.В., анкетирование с сочетанием метода интервью, опрос, наблюдение, беседа.

    Результаты диагностики показали, что 10% детей имеет высокий уровень сформированности основ экологической культуры, т.е. общение детей с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них, дети дали правильные ответы на все вопросы; 10% детей имеет средний уровень сформированности основ экологической культуры, для  детей характерно недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе; 80% имеют низкий уровень сформированности основ экологической культуры, дети не контролируют свое поведение, поступки в природе.

    Таким образом, подводя итоги опроса, можно сделать вывод о том, что основы экологической культуры у большинства учащихся, участвовавших в эксперименте, находятся на низком уровне.

    Результаты исследования убедили нас в необходимости проведения целенаправленной работы по формированию основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

    Основным направлениям содержания этой работы явилось:  разработка и реализация экологических проектов.

    Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников с задержкой психического развития играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частному решению проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов[1,74].

    Экологический проект мы рассматриваем как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность обучающихся, имеющую общую экологическую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению экологической проблемы, значимой для участников проекта.

    Необходимо помнить о том, что формирование основ экологической культуры идет более успешно при выполнении учащимися разных видов умственной  и практической деятельности; например, при сравнении событий и явлений  можно дать описание исторических лиц, правильно соотнести даты и  события, сделать рисунок, склеить макет. Это вызывает необходимость не только что-то выполнить, но и объяснить, к каким событиям относится сделанная вещь или нарисованная картина.

    Мы провели долговременные проекты на темы: «Секрет страуса», «Совершим волшебство», "Моя малая Родина".

    Во время работы над проектом мы использовали с учащимися прием Фотобиеннале. Младшие школьники делали фотографии, изучаемых объектов, систематизировали их по темам. Результатом являлась выставка, которую мы устраивали в классе. В организации Фотобиеннале вместе с учащимися участвовали родители. Выставка вызывала у учащихся положительный эмоционально-познавательный отклик.

    Создание Фотобиеннале  способствовало повышению образовательного уровня учащихся, развитию познавательного интереса к окружающему миру, формированию мировоззрения, духовно-нравственных ценностей личности, формированию представлений об экологических, природоведческих, биологических, социальных взаимосвязях, формированию основ экологической культуры.

    Таким образом, мы считаем, что  включение в содержание работы такого направления как разработка и реализация экологических проектов, будет способствовать формированию основ экологической культуры  у младших школьников с задержкой психического развития.

    Библиографический список

    1. Непрерывная экологическая и экономическая подготовка молодёжи: сб. научных трудов [Текст] / под общ. ред. А. Ф. Аменда, А.А. Саломатова, А. А. Горчинской. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009. – 439 с.
    2. Основы  специальной психологии: учеб. пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. заведений [Текст]:  / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переселени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 480 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Особенности формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

    Статья представлена в сборнике: "Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:  из опыта работы"...

    Статья: "Внеклассная работа как средство развития основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

    Статья представлена в сборнике:  // Materialy X Mezinarodni vedecko-practicka konference, Veda a Vznik, Dill 19 Pedagogika, Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o., 27.12.2013. – 05...

    Статья: "Направление работы по формированию экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"

    Статья представлена в сборнике: Materialy VIII Miedzynarodowej nauKowy-praktycznej konferencjl, Wyksztalcenie I nauka bezgranic, Volume 22 Pedagogiczne nauki, Przemysl, 07-15 grudnia 2012 roku...

    Статья: "Формирование экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"

    Статья представлена в сборнике: Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: позиция молодых, Челябинск, 2012....

    Практические рекомендации по формированию положительной мотивации учения у младших школьников с задержкой психического развития

    Первый год обучения важно рассматривать как самоценное звено не только начального, но и всего общего образования, как своего рода «пропедевтический» этап, который будет выполнять важное пр...