Статья: "Направление работы по формированию экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"
статья на тему

Бабикова Екатерина Юрьевна

Статья представлена в сборнике: Materialy VIII Miedzynarodowej nauKowy-praktycznej konferencjl, Wyksztalcenie I nauka bezgranic, Volume 22 Pedagogiczne nauki, Przemysl, 07-15 grudnia 2012 roku

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon napravleniya_raboty.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Ю. Андреева,

Г. Челябинск

Направление работы по формированию экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития

В законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды», предусматривается создание системы непрерывного экологического образования, цель которого - развитие экологической культуры каждого члена общества. По признанию отечественной и мировой общественности центральным фактором в решении названной проблемы становится не техника или технология, а образование в широком понимании этого слова.

В Национальной стратегии экологического образования Российской Федерации определены цели, задачи, принципы и основные направления экологического образования.

Проблема формирования экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития разрабатывалась в трудах педагогов и психологов – Т.В.Егорова, С.К.Сиволапов, Ульенкова У.В.,  Пускаева Т.Д, А.Штраус,  Л.Летинен и др. На сегодняшний день данная проблема разработана неполно. Следствием является ее медленное внедрение в практику работы школы. Формировать экологические представления у младших школьников с задержкой психического развития необходимо, так как основным средством воспитания и образования является знакомство с элементарной целостной картиной мира. Педагоги в начальной школе не всегда знают, какие методы и формы при организации  урока окружающий мир и во внеурочное время нужно использовать в работе с детьми с задержкой психического развития, чтобы сформировать экологические представления. В нашей работе мы хотим предложить пути решения данной проблемы, так как  младшие школьники с задержкой психического развития  должны научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей.

Основными направлениями содержания этой работы явились следующие:

  1. Разработка и реализация экологических проектов с детьми.
  2. Организация и проведение экологической лаборатории на базе школы.

Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников с задержкой психического развития играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частному решению проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов.

Экологический проект мы рассматриваем как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность обучающихся, имеющую общую экологическую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению экологической проблемы, значимой для участников проекта.

Изучив литературные источники о проектной деятельности учащихся, мы выделили несколько этапов, соответствующих структуре учебной деятельности. На первом этапе мы заявляли о цели проекта и создавали положительный мотивационный настрой.

Второй этап – подготовительный: мы определяли задачи проекта, составляли план действий, устанавливали критерии оценки результатов, согласовывали способы совместной деятельности.

Третий этап – информационно-операционный: учащиеся собирали материал, работали с литературой, непосредственно выполняли проект, мы наблюдали, координировали, поддерживали, сообщали необходимую информацию.

Четвёртый заключительный этап – рефлексивно-оценочный: учащиеся представляли проекты, участвовали в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов работы, осуществляли устную и фиксированную самооценку; учитель и администрация школы коллективно оценивали деятельность учащихся.

Мы провели долговременные проекты на темы: «Экологоразвивающая среда классной комнаты», «Наш сад сегодня и завтра», "Яблоня – дерево здоровья", «Лесная сказка», "Вырастим тюльпаны сами к празднику любимой маме".

Вторым направлением в формировании экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития является организация экологической лаборатории  на базе школы.

Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, мы разработали и предлагаем программу экологического воспитания младших школьников в рамках экологической лаборатории «Живая природа».

При построении авторской программы экологической лаборатории мы сочли целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы

Познавательное направление работы экологической лаборатории способствовало развитию познавательного интереса, более глубокому расширению экологических представлений младших школьников с задержкой психического развития. Направление включало цикл познавательных мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствовали более глубокому расширению экологических представлений младших школьников с задержкой психического развития.

Познавательно-развлекательное направление ставило целью формирование системы элементарных научных экологических представлений, доступных пониманию младших школьников с задержкой психического развития, знакомство учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это  театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Практическое направление способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе, формированию первоначальных умений и навыков экологически грамотного поведения, изучению растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края. Направление связанно с практическими делами   посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц,

Исследовательское направление экологической лаборатории способствовало развитию мышления, анализу полученных результатов. Направление осуществлялось в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов.

Создание экологической лаборатории «Живая природа» способствовало повышению образовательного уровня учащихся, развитию познавательного интереса к окружающему миру, формированию мировоззрения, духовно-нравственных ценностей личности, формированию представлений об экологических, природоведческих, биологических, социальных взаимосвязях.

Таким образом, мы считаем, что  включение в содержание работы таких направлений как разработка и реализация экологических проектов, организация экологической лаборатории на базе школы будет способствовать формированию экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития.

Библиографический список

  1. Непрерывная экологическая и экономическая подготовка молодёжи: сб. научных трудов [Текст] / под общ. ред. А. Ф. Аменда, А.А. Саломатова, А. А. Горчинской. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009. – 439 с.
  2. Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.П. Симонова. - М: «Академия», 2000. - 160с.