Развитие временных представлений у младших школьников с задержкой психического развития.
консультация

Варич Ольга Евгеньевна

Методические рекомендации развития временных представлений у младших школьников с Задержкой психического развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие временных представлений

  у младших школьников

с задержкой психического развития.

      Тема “Время. Меры времени” – в силу своей абстрактности, наиболее трудная для восприятия учащимися начальных классов с задержкой психического развития. Специфические особенности их восприятия и познавательной деятельности замедляют формирование ориентировки во времени, и ограничивают использование соответствующих знаний в практической деятельности.

      Исследования процесса формирования временных представлений у учащихся с задержкой психического развития показали, что у них такие представления не только формируются значительно позже, чем у нормально развивающихся школьников, но и отличаются качественно.

     Первоклассники с ЗПР не знают дней недели, названий месяцев, слабо владеют элементарной временной терминологией. Далеко не все из них могут в правильной последовательности назвать части суток (утро, день, вечер, ночь). Они имеют очень нечеткие представления о продолжительности отдельных видов деятельности, даже режимных моментов, входящих в их ежедневный распорядок (перемен, уроков, пребывания в школе, прогулки, обеда, завтрака).

      Формирование представлений о хронологической последовательности событий (что было раньше, что позже) у детей с задержкой психического развития затруднено.

     Временные представления и понятия имеют особенности, затрудняющие их восприятие и усвоение, а именно:

  • Невозможность восприятия времени органами чувств: время, в отличие от других величин (длины, массы, площади и т.д.) нельзя видеть, осязать, мускульно ощущать;
  • Меньшая конкретность временных представлений по сравнению с другими (например, с пространственными) представлениями;
  • Большая обобщенность, малая дифференцировка;
  • Обилие и разнообразие временной терминологии (потом, раньше, теперь, сейчас, до, после, быстро, медленно, скоро, долго и т.д.) и относительность ее употребления (“то, что вчера было завтра, завтра будет вчера”).

ЦЕЛИ УРОКА: развитие у детей с задержкой психического развития временных ориентировок на основе формирования следующих умений:

  • Воспринимать временные интервалы: время (части) суток (утро, день, вечер, ночь); неделя, месяц, год; времена года, их последовательность и основные признаки;
  • Измерять время по часам с точностью до минуты;
  • Решать несложные бытовые задачи на время;
  • Определять течение времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра, давно, недавно);
  • Обозначать словом временные представления и использовать усвоенные понятия в повседневном общении.

      Знакомство учащихся с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, с опорой на наглядные пособия, включенные в предметно – практическую деятельность, дидактические игры. На основе наблюдений за внешними изменениями в окружающем мире, личного опыта, получаемого через действия и эмоциональные переживания, у учащихся формируются представления о временных интервалах, периодах и других характеристиках, затем эти знания систематизируются и обобщаются.

Эффективными на данном этапе работы являются следующие приемы:

  • Использование графических моделей “Неделя”, “Год (календарный), табеля-календаря, настенных, индивидуальных календарей.
  • Ежедневное выделение на табеле – календаре дня недели и месяца года.
  • Ежедневное фиксирование наблюдений за природой и погодой в классном “Календаре природы и труда”.
  • Разработка макетов календарей на определенный месяц, время года.
  • Использование элементов устного народного творчества: загадок, пословиц, стихов и т.п.
  • Беседы по вопросам. (Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера? Какой месяц первый в году? Какой сейчас идет месяц? Какой будет следующий месяц?)
  • Дидактические игры “Назови время года”, “Когда это бывает?”, “Отгадай день недели” и другие.

Предметно – практическая деятельность учит ориентироваться в бытовом времени, активизирует речь учащихся одновременно с развитием их мышления, приучает пользоваться временной терминологией (скоро, целый день, через неделю и т.д.).

В результате изучения раздела “Восприятие времени” учащиеся должны:

– иметь представление о частях суток, их названиях, последовательности; о порядке следования дней недели; о месяцах года и порядке их следования; о временах года, их характерных признаках; о возрасте людей; о последовательности событий;

– уметь определять время по часам.

Принципы организации работы по формированию временных представлений и понятий:

– учет и соблюдение строгой последовательности формирования функций;

– систематичность и последовательность работы, преподнесение материала небольшими дозами, более дробно, с постепенным усложнением;

– использование предметно – практической деятельности (что не только способствует оптимизации образовательного процесса, но и доставляет радость детям, повышает интерес к занятиям);

– применение наглядных пособий, среди которых наиболее значимы: модель циферблата часов с подвижными стрелками (демонстрационная и для индивидуального пользования); табель – календарь на текущий год (демонстрационный и для индивидуального пользования); календарь природы и погоды; таблица “Режим дня школьника”;

– постоянное стимулирование использования школьниками в своей речи временной терминологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей с задержкой психического развития

Развитие связной речи детей с задержкой  психического развития...

Комплексный подход к развитию мелкой моторики детей с задержкой психического развития

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с задержкой психического развития. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет по...

Статья "Развитие познавательной активности учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения математике с использованием наглядно-дидактического и игрового материала"

Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР.Целевое назначение наглядно-дидактического и игрового материала.Наглядно-дидактический и игровой материал как средство активизации познавательной де...

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития

Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...

Коррекционная программа по развитию памяти для детей с задержкой психического развития

Коррекционная программа для детей с задержкой психического развития...

Приемы и методы работы по развитию памяти с обучающимися с задержкой психического развития в начальной школе

Приемы и методы работы по развитию памяти с обучающимися с задержкой психического развития в начальной школе...

Доклад Развитие мышления у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.

Психолого-педагогические исследования выявили характерные для детей с ЗПР особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, специфики формирования саморе...