Доклад Развитие мышления у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.
материал (1 класс)
Психолого-педагогические исследования выявили характерные для детей с ЗПР особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, специфики формирования саморегуляции, развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2019-20_doklad.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Развитие мышления у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.
На протяжении последних десятилетий в российском обществе наблюдается усиление гуманистических тенденций, связанных с более внимательным и более бережным, чем ранее, отношением к качественному многообразию социума. В частности, происходят существенные изменения в образовании и воспитании детей с проблемами (отклонениями или нарушениями) психического развития.
Психолого-педагогические исследования выявили характерные для детей с ЗПР особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, специфики формирования саморегуляции, развития речи.
Развитию мышления в школьном возрасте отводится особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается на первый план и становится в центр среди других высших психический функций. Именно логическое мышление как личностное качество обучаемых наиболее ярко проявляется в обнаружении и преодолении противоречий, возникающих затруднений,заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики.
Специфичность детей с ЗПР проявляется в несформированности
умений, навыков, нехватке знаний для успешной адаптации в школьном коллективе и успешном прохождении школьной программы. Сложности в обучении связаны с неподготовленностью,
Усугубляются ослабленной функциональностью центральной нервной системы. Эти дети нуждаются в предоставлении наиболее эффективных путей получения знаний и приёмов овладения ими, выстраивающими знания в логическую систему.
Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются неполными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность, наблюдается отставание в наглядно-образном и словесно-логических формах мышления.
Умение анализировать предметы и явления окружающей действительности – одна из важнейших сторон процесса познания. Большое значение этому умению придается в исследованиях Л.В.Занкова и его сотрудников. Одним из показателей умственного развития Л.В.Занков считает «анализирующее наблюдение» - сложную деятельность, при которой «мыслительные процессы непосредственно опираются на чувственное познание действительности и представляют собой лишь первоначальный анализ и синтез данных чувственного опыта». Такая мыслительная операция как анализ, у детей с задержкой развития характеризуется меньшей полнотой и недостаточной тонкостью. Т.А. Власова в своих исследованиях приводит пример описания рисунка школьником с задержкой психического развития и школьником нормально развивающегося. В результате было выявлено, что дети с задержкой развития выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормальные сверстники. Деятельность детей с задержкой в развитии при анализе зрительно воспринимаемых объектов недостаточно целенаправленна: выделение признаков ведется чаще всего хаотично, бессистемно. В рассуждениях детей отмечалась непланомерность и бессистемность анализа.
Обобщая все сказанное относительно овладения детьми некоторыми формами логического мышления, Т.А. Власова делает следующий вывод: процесс решения интеллектуальных задач определяется не только тем, как владеет ребенок указанными операциями, но и его эмоционально-волевыми особенностями. У нормально развивающихся детей младшего школьного возраста наблюдаются активные, иногда очень напряженные поиски наиболее адекватных способов решения. Детей с задержкой психического развития часто удовлетворяет первый пришедший на ум ответ и задача оказывается нерешенной даже в тех случаях, когда потенциально они в состоянии справиться с нею. Школьники с задержкой развития нередко подменяют достаточно трудную для них задачу более легкой. Они как бы бессознательно стремятся избежать усилий, связанных с умственным напряжением при решении интеллектуальных задач. Таким образом, среди детей с ЗПР наблюдается явная неоднородность по уровню сформированности мыслительной деятельности, которая проявляется во всех компонентах структуры мышления: в дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой познавательной активности, избежании интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания.... Дети данной категории обладают интеллектуальным потенциалом, они восприимчивы к интеллектуальной помощи, могут свободно перенести усвоенный образец или прием в новые условия, что определяет важнейшее для процесса обучения качество ученика — обучаемость, т.е. способность к продуктивному усвоению знаний, умений, чужого опыта. Обозначенный потенциал является базой для успешной коррекции интеллектуальной деятельности. В процессе развития мыслительной деятельности обучающихся с ЗПР необходимо придерживаться следующих требований:
1. Общая коррекционная направленность всего процесса обучения посредством АООП НОО для обучающихся с ЗПР.
- Развитие у обучащихся воспроизводящих способов мышления, которые являются основой для усвоения знаний, использование при этом опор, позволяющих приучать к аналитической обработке информации, к логической последовательности, к рациональным способам деятельности.
- Использование проблемных заданий, которые всегда предполагают частично-поисковый метод обучения.
- Целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действия на основе их речевого опосредования, проговаривания.
- Формирование у ребенка рефлексии, которая в первую очередь связана с мотивацией учения, осознанием действий и контролем за ходом выполнения действий.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод. Одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления.
Принятие Министерством образования РФ Примерного положения о классах компенсирующего обучения (Приказ № 333, 1992 г.) закрепило два направления в организации обучения детей, испытывающих стойкие трудности в обучении в условиях общеобразовательной школы. На основании Приказа № 103 можно открывать классы выравнивания для детей с ЗПР, в которые учащиеся принимаются только на основании заключения МПК или ПМПК. В то же время, согласно Приказу № 333, можно открывать классы компенсирующего обучения, в которые принимаются неуспевающие школьники или дети с недостаточной готовностью к обучению без заключения МПК и ПМПК на основании решения психолого-педагогического консилиума школы....
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей с задержкой психического развития
Развитие связной речи детей с задержкой психического развития...
Комплексный подход к развитию мелкой моторики детей с задержкой психического развития
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с задержкой психического развития. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет по...
Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития
Задания направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...
Коррекционная программа по развитию памяти для детей с задержкой психического развития
Коррекционная программа для детей с задержкой психического развития...
Особенности зрительного внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Особенности зрительного внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста....
Доклад Развитие творческих способностей у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.
Способность к творчеству, развитие воображения является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее....
«Особенности наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития и пути коррекции»
В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом по образованию и воспитанию подрастающего поколения, особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей с от...