Комплексный подход к развитию мелкой моторики детей с задержкой психического развития
методическая разработка по теме

Сутырина Ксения Сергеевна

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с задержкой психического развития. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов для успешного обучения в школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Данный курс направлен на формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающие руку к письму, что является важной задачей для успешного обучения ребенка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nesterovoy_k.s._gbou_cdk_g.o.syzran.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

НЕСТЕРОВА КСЕНИЯ СЕРГЕЕВНА

ГБОУ, центр диагностики и консультирования г.о. Сызрань

Комплексный подход к развитию мелкой моторики детей с задержкой психического развития

Актуальность исследования.

Речь – это вид коммуникативной деятельности человека. Нарушения речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является причиной неподготовленности детей к обучению грамоте и в дальнейшем может отразиться на успеваемости по общеобразовательным предметам.

Цель программы моторного развития ребенка с ЗПР: создание условий для комплексного развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, способствующих оптимизации психического развития ребенка и более эффективному обучению в школе .
      Достижение цели предусматривает решение ряда
задач:

Обучающие:

  1. исправление недостатков моторики;
  2. совершенствование зрительно-двигательной координации;
  3. формирование точности и целенаправленности движений и действий; 
  4. обучение графическим навыкам письма.

Развивающие:

  1. Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  2. Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  3. Развитие творческой активности, пространственного мышления.

Воспитывающие:

  1. Воспитание в детях аккуратности, усидчивости.
  2. Воспитание внимательности к выполнению заданий.
  3. Воспитание уважительного, бережного отношения к своему труду.

Отличительные особенности данной программы:

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с задержкой психического развития. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов для успешного обучения в школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Данный курс направлен на формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающие руку к письму, что является важной задачей для успешного обучения ребенка в школе.

Формы и режим занятий:

Данный курс занятий является комплексным и коррекционно-направленным: наряду с развитием мелкой моторики предполагается исправление недостатков психофизического развития ребенка с ЗПР и формирование у него относительно сложных видов психической деятельности.

      Главная задача специалистов на начальном этапе работы — полноценное обследование ученика с позиций системного подхода, выделение видимых затруднений ребенка, определение их первичного и вторичного характера, установление причинности.

Программа по развитию мелкой моторики ребенка с ЗПР предполагает использование следующих форм:

  1. беседа
  2. дидактическая игра
  3. физические упражнения
  4. пальчиковые гимнастики
  5. графические диктанты
  6. индивидуальная корректировка действий.

     Коррекционные занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15—20 мин; 2 занятия в неделю. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности, в процессе которых и решаются задачи моторного развития ребенка. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, дидактические игры и пособия.

Ожидаемые результаты:

Ребенок должен знать:

  1. виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
  2. свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
  3. понятие “оригами”, “шаблон”;
  4. виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
  5. основные правила склеивания;
  6. понятие «конструктор»; «мозаика»

Ребенок должен уметь: 

  1. применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
  2. работать с бумагой, с природным материалом, с конструктором, с кубиками;
  3. пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
  4. работать с трафаретами;
  5. изготавливать детали по шаблону;
  6. выполнять аппликации;
  7. обводить по точкам, по трафарету;
  8. рисовать по контуру, раскрашивать;
  9. застегивать, расстегивать пуговицы, молнии;
  10. завязывать и развязывать ленты, шнурки.

Этапы реализации комплексной программы развития

мелкой моторики ребенка с ЗПР

Этапы

Содержание

Подготовительный этап

Всестороннее изучение ребенка специалистами (медицинское, психолого-логопедическое, социально-педагогическое). Исследование состояния мелкой ручной моторики.

Аналитический этап

Выделение основных направлений программы.

  1. пальчиковая гимнастика
  2. оригами
  3. конструирование
  4. графические упражнения
  5. игры и действия с предметами.

 Составление плана коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики ребенка с ЗПР.

Основной этап

Собственно коррекционная работа по основным направлениям.

Заключительный (оценочный) этап

Обсуждение результатов проделанной работы. Определение результативности

Примерное тематическое планирование по курсу «Развитие мелкой моторики ребенка с ЗПР»

Название раздела, тематика занятий

 Кол-во часов

Дата

1

Диагностика

2

2

Пальчиковая гимнастика

9

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

1

Пальчиковая гимнастика «Дружба», «В гости к пальчику большому» . Фигурки из палочек «Качели»

2

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Травка». Фигурки из палочек «Корзина». Игра «Чудесный мешочек»

2

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «За грибами». Фигурки из палочек «Банка для варенья». Игра «Узнай меня!»  

2

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», «Апельсин». Фигурки из палочек «Машина»

2

3

Оригами

12

Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами

2

Прием складывания бумаги наискосок. Изделие «колпачок для феи».

1

Прием складывания бумаги гармошкой. Изделие «корона».

1

Аппликация «Обитатели леса».

2

Аппликация «Зимняя сказка».

2

Панно  «Птицы на кормушке».

2

Аппликация по собственному замыслу.

2

4

Конструирование

10

Знакомство с конструированием, как  видом деятельности. Техника безопасности при работе с конструкторам и мелкими деталями.

1

Конструирование из бумаги. "Игрушки-зверюшки."

2

Конструирование из кубиков. «Гаражи».

1

Конструирование из природных материалов. «Птицы».

2

Работа с конструктором. «Тележка».

1

Конструирование из кубиков. «Мосты».

1

Конструирование из ткани. «Филин».

2

5

Графические упражнения

31

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка

2

Дорисовка узора.

2

Соединение точек одной линией.

2

Обведение по точкам прямые наклонные короткие линии.

1

Обведение по точкам.

2

Дорисовка  незаконченного рисунка.

2

Обведение узоров по точкам

2

Обведение по точкам прямых наклонных коротких и длинных линии.

1

Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой).        

2

Дорисовка узора.

2

Штриховка

2

Раскрашивание.

2

Рисование по контуру. Раскрашивание.

2

Обведение по точкам прямых наклонных коротких и длинных линии.

1

Обведение по точкам линий с петлёй внизу.

2

Упражнение в прописывание длинных прямых наклонных линий и длинных линий с петлёй внизу.

2

Упражнение в написании с чередованием изученных элементов.

2

6

Игры и действия с предметами

14

 Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

2

 Развитие координации движений руки и глаза (застегивание молний, пуговиц)

2

Рисование пластилином «Грибы»

1

Рисование пластилином «Яблоко»

1

Рисование мятой бумагой.

2

Игры с мозаикой.

2

Угaдывание на ощупь предмета.

2

Поиск предметов, сделанных из одинаковых материалов.

2

Поиск предметов, сделанных из разных материалов.

2

Итого:

80

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
  2. Архипова Е.Ф. Коррекционно - логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: АСТ: Астрель, 2008.
  3. Большакова СЕ. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Визель Т.Е. Основы нейропсихологии: учеб. для студ. вузов. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.
  5. Винарская Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Еуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997 - ТОМ 1.
  6. Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников. // Дети с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 1981.
  7. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика дизартрии и сложной дислалии. // Дефектология. 1996 №5.
  8. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / под ред. Волковой Л.С. -5-е изд. перераб. и доп. - М.: Гуманитатор. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  9. Мартынова Р.И. Медико - педагогическая характеристика дислалии и дизартрии. // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.Г. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  10. Мастюкова Е.М. Дизартрия / Логопедия / Под ред. Волковой Л.С. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  11. Озерецкий Н.И. Методика исследования психомоторики / Н.И. Озерецкий. - М. - Л.: Госмедиздат 1930.
  12. Светлова  И.  Развиваем  мелкую  моторику  и  координацию  движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении детей с задержкой психического развития

Данный подход означает переориентацию учебного процесса на постановку и решение учениками конкретных познавательных, исследовательских и других задач. В этом случае основой реализации учебного процесс...

Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах

Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития  русскому языку в начальных классах...

Развитие связной речи детей с задержкой психического развития

Развитие связной речи детей с задержкой  психического развития...

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития

Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...

Коррекционная программа по развитию памяти для детей с задержкой психического развития

Коррекционная программа для детей с задержкой психического развития...

Доклад Развитие мышления у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.

Психолого-педагогические исследования выявили характерные для детей с ЗПР особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, специфики формирования саморе...

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития на уроках русского языка, 1 класс

          Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений...