Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития
методическая разработка по логопедии (3 класс) на тему
Задания направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по развитию речи в 3 классе
Цель: Закрепление навыка работы над изложением
Задачи:
1. Продолжить работу по формированию умения выделять главную мысль в тексте и воспроизводить текст по плану;
2. Продолжить работу по формированию умения письменно излагать текст;
3. Развивать графомоторные навыки письма;
4. Развивать орфографическую зоркость учащихся;
4. Воспитывать внимательное, бережное отношение к животным.
Оборудование: напечатанный текст рассказа, раздаточный материал (карточки со словами: тропинка, рыбалка, трава, поймай, лето, зайчонок), схемы: «слово — предложение — текст».
Ход урока:
- Организационный момент:
-На столе у каждого ребёнка лежит карточка со словом. Учитель приветствует детей и далее говорит: «Сядет тот, кто придумает предложение со словом». Дети, сидящие на первом ряду, придумывают повествовательное предложение, дети, сидящие на втором ряду — вопросительное предложение.
- Основная часть:
-Учитель говорит: «В жизни человеку приходится очень часто рассказывать о том, что он видел, читал, что услышал от других. Нужно уметь это делать (рассказывать), иначе вас просто не поймут. На уроках чтения, окружающем мире и других уроках вы учитесь пересказывать текст устно. Сегодня мы будем тоже пересказывать текст, но только письменно. Мы будем писать изложение. Откройте свои тетради, запишите число и слово «Изложение».
Повторение знаний о речи, тексте.
-Вспомним, что такое человеческая речь?
-Какая бывает речь? (устная и письменная)
-Из чего состоит речь? (из слов, предложений и текстов)
Учитель обращает внимание на схему на доске.
-Что мы называем предложением? (слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль)
-Что такое текст? (Текст – это предложения, связанные по смыслу общей темой. Его (текст) можно озаглавить.)
-Какие типы текстов вы знаете? (повествование, описание, рассуждение)
-Сегодня будем работать над текстом-повествованием.
Первоначальное знакомство с текстом и словарная работа.
-Я сейчас прочитаю вам рассказ «Как я купил собаку», а вы подчеркните те слова, которые вам были непонятны.
-Охотник продавал собаку. Это была большая, умная собака. Я купил её. Собаку звали Томка. Мы вышли из дома хозяина. Томка вздрогнул и оглянулся. Дома собака опустила мне на колени голову. В глазах мелькнул ужас. Три дня она отказывалась от еды. Собака мучилась. Я полюбил её за верность хозяину. Я вызвал охотника телеграммой. Он приехал. Томка радостно завилял хвостом, лёг на бок. Собака дала нам хороший урок. Мы поняли, что друзей не продают и не покупают. Дружбу и уважение надо зарабатывать.
-Какие слова вы подчеркнули?
Телегра́мма — сообщение, посланное по телеграфу, одному из первых видов связи, использующему электрическую передачу информации.
Беседа по тексту.
- Почему это текст-повествование? (потому что в нём сообщается от том, что случилось)
- В каких словах выражено отношение автора к Томке?
Деление текста на части
- Прочитайте текст ещё раз самостоятельно и выделите части рассказа. - Какова основная мысль текста?
-Озаглавьте каждую часть текст.
-На сколько частей вы разделили текст?
-Как мы озаглавим первую часть? а вторую? А другую?
Учитель записывает название изложения на доске и план рассказа
План
1.Охотник продал собаку.
2.Томка грустит о родном доме.
3.Хозяин приехал.
4.Хороший урок.
Физминутка
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
-Сейчас мы будем писать опорные слова для изложения. Они помогут написать изложения.
-В первой части, какие важные слова мы можем написать? (продавал, вышли из дома, вздрогнул)
-Во второй части? (загрустила, мучилась, полюбил за верность)
-В третей части? (вызвал, завилял хвостом)
-В четвертой части? (друзей не продают, уважение зарабатывают)
Пересказ текста (по частям и полностью).
-Теперь закрываем тексты. Будем пересказывать текст по частям.
Учитель просит детей закрыть учебники и пересказать текст сначала по частям (3 ученика) и потом полностью (1 — 2 ученика).
Орфографическая подготовка
Слова для орфографической работы выписаны на обратной стороне доски. Дети выходят к доске по очереди и вставляют пропущенные буквы в словах.
Пишем слова в тетради и вставляем пропущенные буквы.
Телеграмма, хозяин, колени, охотник, на бок, не продают, не покупают.
-Сейчас каждый из вас проговорит текст про себя
Текст перечитывается детьми самостоятельно про себя.
-Закройте глава, представьте, что вы художник.
-Какую картину вы бы нарисовали к 1 части? Ко 2 части? К 3 части?
Словесное рисование с закрытыми глазами (зрительная гимнастика)
-Теперь каждый шепотом еще раз перескажет рассказ.
Запись текста в тетради.
-Теперь мы будем писать наш рассказ в тетради.
3)Итог урока.
-Понравился ли вам рассказ?
-Сложно ли вам было писать изложение?
-Хотели вы еще раз попробовать писать изложение?
-Сдаём тетради. Я проверю и поставлю вам оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие письменной речи у детей с задержкой психического развития
Материал для выступления по теме: "Развитие письменной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР....
Комплексный подход к развитию мелкой моторики детей с задержкой психического развития
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с задержкой психического развития. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет по...
Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.
В статье описываются психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, влияющие на школьную дезадаптацию. Раскрываются параметры успешной а...
"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"
Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...
Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Особенности обучения детей с задержкой психического развития»
В современном значении под термином “задержка психического развития” понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речев...
Некоторые приемы работы с нарушениями устной и письменной речи у детей с задержкой психического развития
Презентация на тему "Некоторые приемы работы с нарушениями устной и письменной речи у детей с задержкой психического развития" создана на основе опыта работы с детьми с задержкой психическог...
Особенности речи у детей с задержкой психического развития
Особенности речи у детей с задержкой психического развития...