Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития
методическая разработка по логопедии (3 класс) на тему

Осепенкова Анастасия Андреевна

Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по развитию речи в 3 классе

Цель: Закрепление навыка работы над изложением

Задачи:

1. Продолжить работу по формированию умения выделять главную мысль в тексте и воспроизводить текст по плану;

2. Продолжить работу по формированию умения письменно излагать текст;

3. Развивать графомоторные навыки письма;

4. Развивать орфографическую зоркость учащихся;

4. Воспитывать внимательное, бережное отношение к животным.

Оборудование: напечатанный текст рассказа, раздаточный материал (карточки со словами: тропинка, рыбалка, трава, поймай, лето, зайчонок), схемы: «слово — предложение — текст».

Ход урока:

  1. Организационный момент:

-На столе у каждого ребёнка лежит карточка со словом. Учитель приветствует детей и далее говорит: «Сядет тот, кто придумает предложение со словом». Дети, сидящие на первом ряду, придумывают повествовательное предложение, дети, сидящие на втором ряду — вопросительное предложение.

  1. Основная часть:

-Учитель говорит: «В жизни человеку приходится очень часто рассказывать о том, что он видел, читал, что услышал от других. Нужно уметь это делать (рассказывать), иначе вас просто не поймут. На уроках чтения, окружающем мире и других уроках вы учитесь пересказывать текст устно. Сегодня мы будем тоже пересказывать текст, но только письменно. Мы будем писать изложение. Откройте свои тетради, запишите число и слово «Изложение».

 Повторение знаний о речи, тексте. 

-Вспомним, что такое человеческая речь?

-Какая бывает речь? (устная и письменная)

-Из чего состоит речь? (из слов, предложений и текстов)

Учитель обращает внимание на схему на доске.

-Что мы называем предложением? (слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль)

-Что такое текст? (Текст – это предложения, связанные по смыслу общей темой. Его (текст) можно озаглавить.)

-Какие типы текстов вы знаете? (повествование, описание, рассуждение)

-Сегодня будем  работать над текстом-повествованием.

Первоначальное знакомство с текстом и словарная работа.

-Я сейчас прочитаю вам рассказ «Как я купил собаку», а вы подчеркните те слова, которые вам были непонятны.
-Охотник продавал собаку. Это была большая, умная собака. Я купил её. Собаку звали Томка. Мы вышли из дома хозяина. Томка вздрогнул и оглянулся. Дома собака опустила мне на колени голову. В глазах мелькнул ужас. Три дня она отказывалась от еды. Собака мучилась. Я полюбил её за верность хозяину. Я вызвал охотника телеграммой. Он приехал. Томка радостно завилял хвостом, лёг на бок. Собака дала нам хороший урок. Мы поняли, что друзей не продают и не покупают. Дружбу и уважение надо зарабатывать.

-Какие слова вы подчеркнули?

Телегра́мма — сообщение, посланное по телеграфу, одному из первых видов связи, использующему электрическую передачу информации.

Беседа по тексту.

- Почему это текст-повествование? (потому что в нём сообщается от том, что случилось)

- В каких словах выражено отношение автора к Томке?

Деление текста на части

- Прочитайте текст ещё раз самостоятельно и выделите части рассказа. - Какова основная мысль текста?

-Озаглавьте каждую часть текст.

-На сколько частей вы разделили текст?

-Как мы озаглавим первую часть? а вторую? А другую?

Учитель записывает название изложения на доске и план рассказа

План
1.Охотник продал собаку.
2.Томка грустит о родном доме.
3.Хозяин приехал.
4.Хороший урок.

Физминутка

Во дворе щенок играл, 
Прыгал, бегал и считал: 
«Раз – прыжок и три кивка, 
Два – направо голова, 
Три – налево поворот» – 
И помчался до ворот, 
А потом вздохнул и сел: 
Он устал и присмирел. 

-Сейчас мы будем писать опорные слова для изложения. Они помогут написать изложения.

-В первой части, какие важные слова мы можем написать? (продавал, вышли из дома, вздрогнул)

-Во второй части? (загрустила, мучилась, полюбил за верность)

-В третей части? (вызвал, завилял хвостом)

-В четвертой части? (друзей не продают, уважение зарабатывают)

 Пересказ текста (по частям и полностью).

-Теперь закрываем тексты. Будем пересказывать текст по частям.

Учитель просит детей закрыть учебники и пересказать текст сначала по частям (3 ученика) и потом полностью (1 — 2 ученика).

Орфографическая подготовка

Слова для орфографической работы выписаны на обратной стороне доски. Дети выходят к доске по очереди и вставляют пропущенные буквы в словах. 

Пишем слова в тетради и вставляем пропущенные буквы.

Телеграмма, хозяин, колени, охотник, на бок, не продают, не покупают.

-Сейчас каждый из вас проговорит текст про себя

Текст перечитывается детьми самостоятельно про себя.

-Закройте глава, представьте, что вы художник.

-Какую картину вы бы нарисовали к 1 части? Ко 2 части? К 3 части?

Словесное рисование с закрытыми глазами (зрительная гимнастика)

-Теперь каждый шепотом еще раз перескажет рассказ.

Запись текста в тетради.

-Теперь мы будем писать наш рассказ в тетради.

3)Итог урока.

-Понравился ли вам рассказ?

-Сложно ли вам было писать изложение?

-Хотели вы еще раз попробовать писать изложение?

-Сдаём тетради. Я проверю и поставлю вам оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие письменной речи у детей с задержкой психического развития

Материал для выступления по теме: "Развитие письменной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР....

Комплексный подход к развитию мелкой моторики детей с задержкой психического развития

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с задержкой психического развития. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет по...

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.

В статье описываются психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, влияющие на школьную дезадаптацию. Раскрываются параметры успешной а...

"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Особенности обучения детей с задержкой психического развития»

В современном значении под термином “задержка психического развития” понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речев...

Некоторые приемы работы с нарушениями устной и письменной речи у детей с задержкой психического развития

Презентация на тему "Некоторые приемы работы с нарушениями устной и письменной речи у детей с задержкой психического развития" создана на основе опыта работы с детьми с задержкой психическог...

Особенности речи у детей с задержкой психического развития

Особенности речи у детей с задержкой психического развития...