Главные вкладки

    Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития
    методическая разработка по логопедии (3 класс) на тему

    Осепенкова Анастасия Андреевна

    Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_rechi.docx23.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по развитию речи в 3 классе

    Цель: Закрепление навыка работы над изложением

    Задачи:

    1. Продолжить работу по формированию умения выделять главную мысль в тексте и воспроизводить текст по плану;

    2. Продолжить работу по формированию умения письменно излагать текст;

    3. Развивать графомоторные навыки письма;

    4. Развивать орфографическую зоркость учащихся;

    4. Воспитывать внимательное, бережное отношение к животным.

    Оборудование: напечатанный текст рассказа, раздаточный материал (карточки со словами: тропинка, рыбалка, трава, поймай, лето, зайчонок), схемы: «слово — предложение — текст».

    Ход урока:

    1. Организационный момент:

    -На столе у каждого ребёнка лежит карточка со словом. Учитель приветствует детей и далее говорит: «Сядет тот, кто придумает предложение со словом». Дети, сидящие на первом ряду, придумывают повествовательное предложение, дети, сидящие на втором ряду — вопросительное предложение.

    1. Основная часть:

    -Учитель говорит: «В жизни человеку приходится очень часто рассказывать о том, что он видел, читал, что услышал от других. Нужно уметь это делать (рассказывать), иначе вас просто не поймут. На уроках чтения, окружающем мире и других уроках вы учитесь пересказывать текст устно. Сегодня мы будем тоже пересказывать текст, но только письменно. Мы будем писать изложение. Откройте свои тетради, запишите число и слово «Изложение».

     Повторение знаний о речи, тексте. 

    -Вспомним, что такое человеческая речь?

    -Какая бывает речь? (устная и письменная)

    -Из чего состоит речь? (из слов, предложений и текстов)

    Учитель обращает внимание на схему на доске.

    -Что мы называем предложением? (слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль)

    -Что такое текст? (Текст – это предложения, связанные по смыслу общей темой. Его (текст) можно озаглавить.)

    -Какие типы текстов вы знаете? (повествование, описание, рассуждение)

    -Сегодня будем  работать над текстом-повествованием.

    Первоначальное знакомство с текстом и словарная работа.

    -Я сейчас прочитаю вам рассказ «Как я купил собаку», а вы подчеркните те слова, которые вам были непонятны.
    -Охотник продавал собаку. Это была большая, умная собака. Я купил её. Собаку звали Томка. Мы вышли из дома хозяина. Томка вздрогнул и оглянулся. Дома собака опустила мне на колени голову. В глазах мелькнул ужас. Три дня она отказывалась от еды. Собака мучилась. Я полюбил её за верность хозяину. Я вызвал охотника телеграммой. Он приехал. Томка радостно завилял хвостом, лёг на бок. Собака дала нам хороший урок. Мы поняли, что друзей не продают и не покупают. Дружбу и уважение надо зарабатывать.

    -Какие слова вы подчеркнули?

    Телегра́мма — сообщение, посланное по телеграфу, одному из первых видов связи, использующему электрическую передачу информации.

    Беседа по тексту.

    - Почему это текст-повествование? (потому что в нём сообщается от том, что случилось)

    - В каких словах выражено отношение автора к Томке?

    Деление текста на части

    - Прочитайте текст ещё раз самостоятельно и выделите части рассказа. - Какова основная мысль текста?

    -Озаглавьте каждую часть текст.

    -На сколько частей вы разделили текст?

    -Как мы озаглавим первую часть? а вторую? А другую?

    Учитель записывает название изложения на доске и план рассказа

    План
    1.Охотник продал собаку.
    2.Томка грустит о родном доме.
    3.Хозяин приехал.
    4.Хороший урок.

    Физминутка

    Во дворе щенок играл, 
    Прыгал, бегал и считал: 
    «Раз – прыжок и три кивка, 
    Два – направо голова, 
    Три – налево поворот» – 
    И помчался до ворот, 
    А потом вздохнул и сел: 
    Он устал и присмирел. 

    -Сейчас мы будем писать опорные слова для изложения. Они помогут написать изложения.

    -В первой части, какие важные слова мы можем написать? (продавал, вышли из дома, вздрогнул)

    -Во второй части? (загрустила, мучилась, полюбил за верность)

    -В третей части? (вызвал, завилял хвостом)

    -В четвертой части? (друзей не продают, уважение зарабатывают)

     Пересказ текста (по частям и полностью).

    -Теперь закрываем тексты. Будем пересказывать текст по частям.

    Учитель просит детей закрыть учебники и пересказать текст сначала по частям (3 ученика) и потом полностью (1 — 2 ученика).

    Орфографическая подготовка

    Слова для орфографической работы выписаны на обратной стороне доски. Дети выходят к доске по очереди и вставляют пропущенные буквы в словах. 

    Пишем слова в тетради и вставляем пропущенные буквы.

    Телеграмма, хозяин, колени, охотник, на бок, не продают, не покупают.

    -Сейчас каждый из вас проговорит текст про себя

    Текст перечитывается детьми самостоятельно про себя.

    -Закройте глава, представьте, что вы художник.

    -Какую картину вы бы нарисовали к 1 части? Ко 2 части? К 3 части?

    Словесное рисование с закрытыми глазами (зрительная гимнастика)

    -Теперь каждый шепотом еще раз перескажет рассказ.

    Запись текста в тетради.

    -Теперь мы будем писать наш рассказ в тетради.

    3)Итог урока.

    -Понравился ли вам рассказ?

    -Сложно ли вам было писать изложение?

    -Хотели вы еще раз попробовать писать изложение?

    -Сдаём тетради. Я проверю и поставлю вам оценки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие письменной речи у детей с задержкой психического развития

    Материал для выступления по теме: "Развитие письменной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР....

    Комплексный подход к развитию мелкой моторики детей с задержкой психического развития

    Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с задержкой психического развития. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет по...

    Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.

    В статье описываются психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, влияющие на школьную дезадаптацию. Раскрываются параметры успешной а...

    "Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

    Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

    Коррекционная программа по развитию памяти для детей с задержкой психического развития

    Коррекционная программа для детей с задержкой психического развития...

    Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Особенности обучения детей с задержкой психического развития»

    В современном значении под термином “задержка психического развития” понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речев...

    Некоторые приемы работы с нарушениями устной и письменной речи у детей с задержкой психического развития

    Презентация на тему "Некоторые приемы работы с нарушениями устной и письменной речи у детей с задержкой психического развития" создана на основе опыта работы с детьми с задержкой психическог...