"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"
статья по русскому языку по теме

Миронова Ксения Юрьевна

Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему запоминанию написания словарных слов, обогащению словарного запаса младших школьников, а также развитию творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_razvitiyu_rechi_v_nachalnykh_klassakh_s_zpr.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по развитию речи в начальных классах с ЗПР

Известно, что сформированный строй речи является основой умственного развития. Развитая речь облегчает учащимся усвоение школьных предметов, потому как всякая научная информация входит в сознание человека через речь.

В своей работе я использую следующие приемы, направленные на развитие речи младших школьников.

Начиная со второго полугодия 1 класса, когда ученики уже достаточно овладели навыками чтения и письма, завожу каждому ученику общую тетрадь в линейку, которая подписывается «Тетрадь по развитию речи». Эту тетрадь ученики ведут на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. Работа ведется по четырем основным разделам:

  1. Слова с непроверяемыми написаниями (словарные слова).
  2. Истоки слова (исследовательская работа).
  3. Новые слова.
  4. Страничка творчества.

На каждый раздел отводится определенное количество страниц. Например, первый раздел делится на шесть частей (по количеству непроверяемых букв в словах: а. о, е, и, я, двойные согласные). Для каждой буквы отводится также определенное количество страниц, например, на буквы а, о, е берется больше страниц, чем на другие, так как изучаемые слова с данными безударными гласными встречаются чаще, чем с остальными.

Развивать речь успешно можно лишь тогда, когда учителю удается включить в обучение выполнение привлекательных для учащихся упражнений. Работа с тетрадью по развитию речи таковой, на мой взгляд, и является.

Как проводится эта работа? Накануне ученики получают для домашнего задания то словарное слово, над которым предстоит работа на следующем уроке. Ученики, самостоятельно работая со словарями (толковым и этимологическим) находят данное слово и ведут работу по следующему плану:

  1. Лексическое значение слова.
  2.  Истоки слова.

На следующем уроке один из учеников записывает данное слово на доске, ставит ударение, выделяет букву, обозначающую непроверяемый безударный гласный звук, которую нужно запомнить; устно объясняет лексическое значение данного слова; под его диктовку с контролем учителя по предупреждению ошибок ученики записывают в «Тетрадь по развитию речи»лексическое значение слова и  откуда пришло к нам данное слово.

Примерная работа над словарным словом карандаш в первом классе.

Ученик, вышедший к доске, делает следующее сообщение:

- Лексическое значение слова: карандаш – инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т.п.), применяемый для письма, рисования, черчения. 

- Истоки слова: слово карандаш произошло от тюркского «кара» – чёрный, «даш» - камень, т.е. чёрный камень.

В раздел «Новые слова» записываются незнакомые для учащихся слова, которые встречаются в процессе обучения по любому предмету. Например, на уроке технологии при изучении темы «Посуда» встретили новое слово керамика. Объяснив его лексическое значение, ученики записывают его в свою «Тетрадь по развитию речи». Затем каждый ученик придумывает предложение с новым словом.

В разделе «Страничка творчества» идет работа по развитию креативного мышления учащихся. В конце каждого месяца каждый ученик выбирает изученное слово за этот период и работает над оформлением данной странички. Здесь он может поместить рисунок, загадки, пословицы, поговорки, подобрать родственные слова, строчки из песен, стихотворений. К этой страничке подойдет любой материал, который имеет отношение к выбранному слову и представляет познавательный интерес. За каждую такую работу выставляется оценка.

Особенно остро в такой работе нуждаются слабые ученики. Она дает им уверенность в себе и учит более свободно владеть родным языком. Перед школьниками ставятся серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи. Выполняемая работа обостряет внимание учащихся к слову, обогащает словарь школьников, учит работе со словарями, способствует развитию креативного мышления учащихся. Эта работа подчинена одной цели: благоприятному воздействию на речевое развитие учащихся, на их умение точно и осознанно использовать слова в своих высказываниях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у младших школьников с задержкой психического развития

В статье раскрываются методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с задержкой психического развития....

Коррекционная работа учителя по развитию свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития

ОглавлениеВведение 4ГлаваI. Теоретические основы изучения свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития8 Характеристика внимания как познавательного процесса8...

Формирование связной речи у младших школьников с задержкой психического развития.

Дети в наше время стали очень мало читать, тем самым не происходит как такового развития речи и словарный запас их становится очень бедным и пассивным. В статье предложены методы  и  формы р...

НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В представленной работе обозначенная проблема освещается по следующим направлениям Актуальность изучения проблемы нарушений письменной речи у детей с ЗПР.Письменная речь и предпосылки ее фо...

Развитие внимания младших школьников с задержкой психического развития

В работе описывается:Понятие внимания детей с нарушениями в развитии интеллекта  в психолого-педагогической литературеОсобенности внимания детей с задержкой психического развитияОсобенности...

К вопросу о дифференциальной диагностике общего недоразвития речи и сходных состояний при задержке психического развития у младших школьников.

В статье освещаются особенности устной и письменной речи обучающихся младших школьников с первичной речевой недосформированностью (при общем недоразвитии речи) и вторичными речевыми нарушениями при за...