"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"
статья по русскому языку по теме
Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему запоминанию написания словарных слов, обогащению словарного запаса младших школьников, а также развитию творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_razvitiyu_rechi_v_nachalnykh_klassakh_s_zpr.docx | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по развитию речи в начальных классах с ЗПР
Известно, что сформированный строй речи является основой умственного развития. Развитая речь облегчает учащимся усвоение школьных предметов, потому как всякая научная информация входит в сознание человека через речь.
В своей работе я использую следующие приемы, направленные на развитие речи младших школьников.
Начиная со второго полугодия 1 класса, когда ученики уже достаточно овладели навыками чтения и письма, завожу каждому ученику общую тетрадь в линейку, которая подписывается «Тетрадь по развитию речи». Эту тетрадь ученики ведут на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. Работа ведется по четырем основным разделам:
- Слова с непроверяемыми написаниями (словарные слова).
- Истоки слова (исследовательская работа).
- Новые слова.
- Страничка творчества.
На каждый раздел отводится определенное количество страниц. Например, первый раздел делится на шесть частей (по количеству непроверяемых букв в словах: а. о, е, и, я, двойные согласные). Для каждой буквы отводится также определенное количество страниц, например, на буквы а, о, е берется больше страниц, чем на другие, так как изучаемые слова с данными безударными гласными встречаются чаще, чем с остальными.
Развивать речь успешно можно лишь тогда, когда учителю удается включить в обучение выполнение привлекательных для учащихся упражнений. Работа с тетрадью по развитию речи таковой, на мой взгляд, и является.
Как проводится эта работа? Накануне ученики получают для домашнего задания то словарное слово, над которым предстоит работа на следующем уроке. Ученики, самостоятельно работая со словарями (толковым и этимологическим) находят данное слово и ведут работу по следующему плану:
- Лексическое значение слова.
- Истоки слова.
На следующем уроке один из учеников записывает данное слово на доске, ставит ударение, выделяет букву, обозначающую непроверяемый безударный гласный звук, которую нужно запомнить; устно объясняет лексическое значение данного слова; под его диктовку с контролем учителя по предупреждению ошибок ученики записывают в «Тетрадь по развитию речи»лексическое значение слова и откуда пришло к нам данное слово.
Примерная работа над словарным словом карандаш в первом классе.
Ученик, вышедший к доске, делает следующее сообщение:
- Лексическое значение слова: карандаш – инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т.п.), применяемый для письма, рисования, черчения.
- Истоки слова: слово карандаш произошло от тюркского «кара» – чёрный, «даш» - камень, т.е. чёрный камень.
В раздел «Новые слова» записываются незнакомые для учащихся слова, которые встречаются в процессе обучения по любому предмету. Например, на уроке технологии при изучении темы «Посуда» встретили новое слово керамика. Объяснив его лексическое значение, ученики записывают его в свою «Тетрадь по развитию речи». Затем каждый ученик придумывает предложение с новым словом.
В разделе «Страничка творчества» идет работа по развитию креативного мышления учащихся. В конце каждого месяца каждый ученик выбирает изученное слово за этот период и работает над оформлением данной странички. Здесь он может поместить рисунок, загадки, пословицы, поговорки, подобрать родственные слова, строчки из песен, стихотворений. К этой страничке подойдет любой материал, который имеет отношение к выбранному слову и представляет познавательный интерес. За каждую такую работу выставляется оценка.
Особенно остро в такой работе нуждаются слабые ученики. Она дает им уверенность в себе и учит более свободно владеть родным языком. Перед школьниками ставятся серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи. Выполняемая работа обостряет внимание учащихся к слову, обогащает словарь школьников, учит работе со словарями, способствует развитию креативного мышления учащихся. Эта работа подчинена одной цели: благоприятному воздействию на речевое развитие учащихся, на их умение точно и осознанно использовать слова в своих высказываниях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у младших школьников с задержкой психического развития
В статье раскрываются методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с задержкой психического развития....
Формирование связной речи у младших школьников с задержкой психического развития.
Дети в наше время стали очень мало читать, тем самым не происходит как такового развития речи и словарный запас их становится очень бедным и пассивным. В статье предложены методы и формы р...
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В представленной работе обозначенная проблема освещается по следующим направлениям Актуальность изучения проблемы нарушений письменной речи у детей с ЗПР.Письменная речь и предпосылки ее фо...
Развитие внимания младших школьников с задержкой психического развития
В работе описывается:Понятие внимания детей с нарушениями в развитии интеллекта в психолого-педагогической литературеОсобенности внимания детей с задержкой психического развитияОсобенности...
Развитие связной речи у младших школьников с задержкой психического развития.
Теоретический материал по проблеме....
К вопросу о дифференциальной диагностике общего недоразвития речи и сходных состояний при задержке психического развития у младших школьников.
В статье освещаются особенности устной и письменной речи обучающихся младших школьников с первичной речевой недосформированностью (при общем недоразвитии речи) и вторичными речевыми нарушениями при за...