Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития на уроках русского языка, 1 класс
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

Аглюлина Оксана Альфарисовна

            Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям:
- Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;

- Лучше адаптироваться в практической жизни;

- Научиться понимать многие явления окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития   на уроках русского языка»

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………..3-4

1. Психолого - педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития…………………………………………………….4-6

 2. Особенности моторики детей ЗПР………………………………………7-9

3. Основные направления работы по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков…………………………………………………...9-13

        а) на этапе организационного момента ……………………………….9-10

        б) между процессом письма………………………………………….10-12

        в) после процесса письма. Пальчиковая гимнастика………………12-13

Заключение………………………………………………………………..13-14

Список используемой литературы…………………………………………...14

Приложение 1…………………………………………………………………15

Приложение 2……………………………………………………………16-20

Введение

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного   внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная   функциональная   зрелость   коры   головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Не случайно в истории развития человечества роль рук подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов и т. д.), так как руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим   органом.               Интересен   онтогенез  развития   действий   рук ребенка.   И. М. Сеченов  был   одним   из   первых ученых, подвергших критике теорию наследственной   предопределенности   развития  движений   ребенка как результат созревания определенных нервных  структур.  Он  писал,  что движения  руки человека наследственно не предопределены, а возникают  в   процессе   воспитания  и  обучения   как результат  ассоциативных  связей  между  зрительными,  осязательными  и мышечными  изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей  средой.

1. Психолого - педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

Детская популяция в настоящее время состоит из трех больших групп:

нормально развивающиеся дети; одаренные дети; дети с нарушениями в развитии различной степени, в том числе дети инвалиды.

Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11 % в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патологии беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителе до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.

По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8 % детей с наследственной патологией, 8-10 % имеют выраженную врожденную или приобретённую патологию, 4 -5 % составляют дети-инвалиды. Значительное число детей имеют стертые нарушения развития.

Поданным МО РФ, 85 % детей -воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологическою или коррекционно-педагогического характера. Около 25 % детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи.

Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психическою развития (ЗПР). Для них нужны специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в специальных школах, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психического развития.

Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемоcти и учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребенок имеет ЗПР.

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчетливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребенок приходите школу.

        У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать но образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.

        Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в повелении. Из-за функциональной незрелости нервной
системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы.
Ребенок либо очень        возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти  не может.

Учитель в работе с такими детьми должен не только видеть указанные ограничения, но и правильно оценивать потенциальные возможности учащихся с ЗПР: при индивидуальной помощи (дополнительном объяснении) они правильно понимают учебную информацию, адекватно используют предлагаемую помощь. Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития.

2. Особенности моторики детей ЗПР.

Моторика – это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту, относится к высшим психическим функциям. Различают крупную (общую) и тонкую (мелкую, ручную) моторику.

У детей с ЗПР отмечается недостаточность двигательных навыков:

- скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности;

- недоразвитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук.

Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Известно, что в основе любого действия – видения, слышания, говорения, письма, чтения – лежат так называемые базовые «схемы – движения». Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения упражнения по тренировке движений пальцев являются эффективным средством повышения работоспособности головного мозга. Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.

Итак, ответ на вопрос «Зачем и в каком объеме педагогу нужно заниматься моторикой?» - очевиден: развитием крупной и мелкой моторики педагог занимается в том объеме, который необходим для обеспечения наиболее полного познания ребенком предметов, объектов, явлений окружающего мира.

У учащихся с ЗПР проявляются недоразвития мелкой моторики рук, недостаточная координированность и целенаправленность движений. Школьников затрудняет удержание шаблона в процессе работы, наблюдается его соскальзывание. Линейка также меняет свое исходное положение, часто не проходит через намеченные точки, вместо намеченной линии получается «ступенчатая». Не происходит точное совпадение следа и сгиба бумаги с линиями разметки карандашом. Многие дети неверно держат карандаш, сильно нажимают на бумагу.

Большие трудности обнаруживаются у учащихся при работе с ножницами. Они не знают и не придерживаются основных правил этой работы, не умеют правильно резать бумагу по намеченным линиям разметки.

Несовершенство функций двигательной сферы, степень развития  ручной ловкости у детей 7-9 лет можно определить по числу бросков мяча диаметром 10 см в стену с расстояния 1 м. Если в течение 30 с ребенок бросил мяч более 20 раз, координация его рук хорошая, от 20 до 15 -удовлетворительная, менее 15 раз - плохая. Используют и другие приемы.

Поочередное прикосновение кончиком большого пальца к кончикам Других пальцев той же руки, начиная с мизинца: предложить с наибольшей скоростью прикасаться по очереди кончиком большого пальца к копчикам пальцев 4-, 3-, 2-го той же руки, потом проделать это же в обратном порядке - 2-, 3-, 4-й в течение 5 с.

Одновременное чередование кулака и ладони.

Отстукивание ритма 1-11-1-11.

Лабиринт: по сигналу провести непрерывную линию до выхода из лабиринта.

Удерживание в течение 10 с положения на корточках с горизонтально вытянутыми руками.

Стояние с закрытыми глазами в течение 10 с попеременно на правой и левой ноге.

При максимальном прыжке вверх ударить в ладони не менее трех раз.

3.  Основные направления работы по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков

Под термином «тонкая моторика» понимаются высоко – дифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев рук и органов артикуляционного аппарата. В настоящее время доказана зависимость развития речи и интеллекта в целом от степени сформированности тонких движений рук.

Незрелость в развитии моторных функций у детей данного класса проявляется в скованности, неловкости, недостаточной четкости и координированности движений пальцев и кистей рук. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, конструктором, пазлами), при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов и др.

Развитие мелкой моторики рук у учащихся первого класса на уроках русского языка можно выполнять в 3 этапа.

а) На этапе организационного момента (примерно 5 минут)

На начало урока можно использовать специальные игры на развитие мелкой моторики рук.

- составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;

- составление цепочки из 6-10 канцелярских скрепок ;

- сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки риса);

- застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

- завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;

- доставание бусинок ложкой из стакана;

- наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;

- продевание нитки в иголку;

- Цепляние прищепок на картон.

Игры можно сопровождать музыкой, которая способствует настрою детей на урок. Для этого в классе имеется необходимая аппаратура.

б) Между процессом письма. Пальчиковая гимнастика.

На этом этапе  используются специальные пальчиковые гимнастики со стихотворным сопровождением, сочетающие развитие всех пальчиков руки (а не только первых трех пальцев, наиболее активных в деятельности и составляющих «социальную зону руки») и движений кисти руки трех видов: на сжатие, растяжение и расслабление. Стихотворное сопровождение помогает также развивать память, внимание учащихся. Упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в течении 2 - 3 минут на каждом уроке русского языка по 5 – 7 раз в медленном темпе, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание  на одном  виде деятельности.

Вначале даются однотипные и одновременные движения, направленные на развитие согласованности и координации движений, и лишь по мере их освоения включаю более сложные – разнотипные движения. Основная цель такой работы не механическая тренировка движений руки, а систематическое обучение детей новым двигательным тонко координированным действиям.

«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.

Пальчиковые игры -  это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка; снижение физической усталости и морального напряжения во время урока; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. В неё включены упражнения на составление при помощи пальцев и учебных предметов (карандашей, ручек, линеек) всех цифр, а также букв русского алфавита. При обучении чтению и письму эти упражнения помогут ребёнку не только сделать пальцы подвижнее, но и запомнить, как пишется та или иная буква и цифра. Процесс обучения пойдёт веселее и, главное, быстрее.

       Игры могут быть, как индивидуальные, так и в парах. Их цель— повысить у детей коммуникабельность, научить их общению. Кроме того, подобные упражнения развивают силу и ловкость. Научившись играть в эти игры, дети  с удовольствием играют в них не только на уроках, но и на переменах. При использовании пальчиковых игр следует помнить два важных правила. Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно; второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).

Пальчиковую гимнастику можно применять на уроках русского языка и математики, рисования и труда, при спортивных занятиях и обучении игре на музыкальном инструменте.     Кроме пальчиковой гимнастики  в уроки я обязательно включаю различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движения руки, зрительного восприятия и внимания.

в) После процесса письма.

На этом этапе происходит нормализация тонуса пальцев рук. Для нормализации тонуса мелких мышц на уроках русского языка я использую игры грецким орехом, шишкой, маленьким массажным мячом.

Например, ребенок катает грецкий орех между ладонями и проговаривает:

«Я катаю мой орех,

Чтобы был круглее всех!»

Графические навыки обеспечиваются совместной работой ряда анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного, кинетического и кинестетического. Превращение зрительного образа с помощью движения руки в графический знак требует, кроме того, навыков организации движения в пространстве (то есть динамической организации двигательного акта) и сформированности ряда координаций – зрительно-моторных, слухо-зрительных. В связи с этим подготовка к письму имеет несколько направлений:

- развитие тонко координированных движений пальцев и кистей рук;

- ориентирование на нелинованном и линованном (сначала – в клетку, а затем – в линейку) листе бумаги;

- обучение правильной посадке и использованию письменных принадлежностей;

- отработка элементарных графических навыков;

- формирование навыков соотнесения звука и буквы.

Техническая сторона письма, несомненно, сложна: от детей требуются значительные умственные, физические и волевые усилия, в связи с чем рекомендуемая продолжительность письма на начальном этапе обучения – не более пяти минут.    

        Заключение

Нарушения письма оказывает влияние на весь процесс обучения и речевое развитие детей так и в формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо-моторных координации). Своевременное выявление этих нарушений чрезвычайно важно для построения педагогической деятельности с детьми.

Графо-моторные навыки являются конечным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым, они могут оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом.

Основная задача учителя на уроках русского языка состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся.

Очень важно, чтобы современные формы и методы обучения русскому языку способствовали профилактики дисграфии через развитие мелкой моторики рук.

Упражнения и игры на развитие мелкой моторики рук учащихся младших классов с ЗПР на уроках русского языка способны сформировать мелкую моторику, а также способствуют профилактике дисграфии.

Поэтому использование учителем начальной школы этих упражнений и игр для развития мелкой моторики на уроках русского языка являются не только желательными, но даже необходимым элементом обучения русскому языку.

        Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям:
- Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;

- Лучше адаптироваться в практической жизни;

- Научиться понимать многие явления окружающего мира.

Еще И. Кант писал: рука является вышедшим наружу головным мозгом.

Список используемых источников

  1. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2003.
  2. Буцикина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков у младших школьников. Логопед. 2005. № 3.
  3. Ефименкова Л.М. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва: Союз. 2003.
  4. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителя спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / М.: Просвещение, 2009.-160 с.
  5. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное восприятие детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и упражнений.- М.: Издательство «Книголюб», 2008.-128 с.
  6. Безруких М.М., Кузнецова М.И., Кочугурова Е.Э. Грамота. Рабочая тетрадь для 1 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Издательский центр «Вентана-Граф»,2000. – 48 с.
  7. Федорова Н.П., Дубровских Е.Н. Организация и содержание практики в классах коррекционно-развивающего обучения. Учебно-методическое пособие для студентов.- Курган, 2010.- 46 с.

Приложение 1

Гимнастика с учебными предметами:

Мы ручку правильно берём,

 Кладём на средний палец.

 Теперь большим её прижмём,

 И указательным ведём,

Чтобы она качалась.

Дети кладут ручку на средний палеи, правой руки, прижимают большим пальцем,  а указательным начинают её покачивать. Затем то же самое проделывают левой рукой.

Повторяют упражнение несколько раз.

Есть часы теперь у нас.

 Бьют исправно каждый час,

 Снизу маятник у них:

 Вправо-влево — так да тик.

                         Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.                 

Ручку пальчиками взяли.   Вправо-влево покачали.

 — «Что такое? Неужели  Я попала на качели?»   

Приложение 2

Упражнения и игры для развития

и совершенствования ручной моторики

I. Упражнения па развитие и совершенствование статической координации движений.

«Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол),

«Стол» - правую руку сжать в кулак, на нес сверху положить горизонтально левую руку.

«Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Дом», «Крыша», «Башня» держа пальцы вверх, соединить копчики пальцев левой и правой руки.

«Магазин» руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы рас положить» горизонтальном положении перед «крышей».

«Коза» вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой. затем левой рукой, потом обеими руками вместе.

«Кошка» - пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуты.

«Очки» - образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук, соединить их.

«Зайчик» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы, в кончики безымянного и мизинцев соединить с кончиком большого пальца. Упражнение выполнять скачала правой, потом левой рукой, затем обеими руками.

2.        Упражнения на развитие и совершенствование динамической
координации движении
.

«Звонок» - на столе перед детьми настольный звонок - кнопка или ее рисунок. Учащиеся сначала выборочно любым пальцем нажимают кнопку. Затем последовательно от большого к мизинцу, слева направо и наоборот.

«Пальчики здороваются» — кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой.

«Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им в разных направлениях. Затем поменять руку.

«Человечек» - указательный и средний пальцы бегают по столу.

«Птички летят» - пальцами обеих рук, поднятых над столом тыльной стороной кверху, производить движения «вверх-вниз» - птички летят, машут крыльями.

«Игра на пианино» - имитация игры на пианино. Можно имитировать игру на других музыкальных инструментах («Веселый оркестр»).

«Катаем лодочку» — пальцы обеих рук сложены вместе, плавные движения кистей рук в горизонтальном положении.

«Курочка пьет воду» - локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.

«Веселые маляры»—движения «кистью» влево-вправо, вверх-вниз.

«Погладим котенка» — плавные движения рукой, имитирующие поглаживание.

3.        Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость. Они способствуют совершенствованию слухозрительных анализаторов. Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме), слуховому восприятию, после показа.

«Ладонь—кулак»* - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак.

«Ладонь - кулак - ребро»* - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак, потом разжимается и ставится ребром.

«Оса - кольцо»* «Зайчик - кольцо» - переходы из одной статической позы в другую.

«Отстукивание»* - карандашом, ручкой, деревянной палочкой воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого дает учитель.(Упражнения выполняются сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе).

«Азбука Морзе» - образец дается на доске из черточек (/) и точек (•). где // - «медленные» (с паузой),- •• -- быстрые постукивания.

4.        Упражнения с предметами.

«Мозаика» - выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, словесной инструкции, самостоятельно, по памяти. Рисунки могут быть одноцветными, разноцветными.

«Работа с бусами» - учитель раскладывает бусины разного размера формы, цвета. Детям предлагается, например, составить бусы, где чередуются бусинки большие и маленькие, круглые и овальные, разные по цвету.

При выполнении этих заданий важно продеть нитку в отверстие бусинки, удержать в памяти инструкцию, чередования по цвету, форме, величине.

Упражнения «Шнуровка», «Застегивание и расстегивание пуювиц», «Перебор крупы», «Составление контуров предметов из палочек: по образцу, по памяти, словесной инструкции».

5.        Графические работы.

Выполняются в тетрадях, альбомах, на отдельных листах и заключаются в:

  • обводке контуров, лекал;
  • воспроизведении изображения с помощью опорных точек;
  • штриховке в разных направлениях;
  • дорисовывании недостающих деталей у цветов, предметов, фигур;

—раскрашивании картинок;

-        соединении точек, нанесенных на листе бумаги.

6.        Игры для развития тонкой моторики и координации движений.
«Трудные виражи». Для игры нужно нарисовать дорожки разной  формы, в одном конце машина, в другом - дом. Затем сказать ребенку: «Ты водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, непростая. Поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам предложенных дорожек.

«Съедобное и несъедобное», (эта игра с мячом широко известна и не требует подробного описания).

«Зеркало». Ребенку предлагается быть зеркалом и «отражать» вес движения взрослого. Роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения.

«Тир». Попадание в цель мячом, кольцами, стрелами.

Кроме вышеперечисленного, для развития моторики можно использовать работу с конструктором, лепку, выкладывание мозаики, аппликацию, вырезание из бумаги (особенно эффективны плавные движения, когда ножницы не отрываются от бумаги), шитье, вышивание, вязание, плетение.

Развитию общей моторики способствуют и спортивные игры, физические упражнения, занятия танцами, ритмикой.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие письменной речи у детей с задержкой психического развития

Материал для выступления по теме: "Развитие письменной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР....

Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах

Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития  русскому языку в начальных классах...

Комплексный подход к развитию мелкой моторики детей с задержкой психического развития

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с задержкой психического развития. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет по...

Развитие речевого слуха у детей с задержкой психического развития

Развитие речевого слуха  у детей с задержкой психического развития...

Обучение технике письма и развитие мелкой моторики у детей со сложным дефектом развития (ДЦП).

Анализ процесса обучения письму детей со сложным дефектом развития (ДЦП) показал, что успешное формирование техники письма у них возможно при специально направленном внимании на это учителя, воспитате...

Доклад Развитие творческих способностей у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.

Способность к творчеству, развитие воображения является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее....