Главные вкладки

    Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах
    статья по русскому языку по теме

    Сутырина Ксения Сергеевна

    Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития  русскому языку в начальных классах

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_na_sayt_mart_nesterova_k.s.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ,

    НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

    ЦЕНТР  ДИАГНОСТИКИ  И  КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ    г. о. СЫЗРАНЬ

    (отделение индивидуального обучения)

     Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития

    русскому языку в начальных классах

                             

                                         Автор:

              Учитель ГОУ ЦДК г.о. Сызрань  

                                                                               Нестерова Ксения Сергеевна

                                                         

    г. Сызрань

    Введение

    Развитие инновационных процессов в образовании на современном этапе является объективной закономерностью, что обусловлено: интенсивным развитием информационных технологий во всех сферах человеческого бытия; обновлением содержания современной философии образования, центром которой стал общечеловеческий целостный аспект; гуманистически сориентированным характеру взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса; необходимостью повышения уровня активности и ответственности педагога за собственную профессиональную деятельность, направленную на формирование творческой личности воспитанника, готовности к восприятию и активной деятельности в новых социально- экономических условиях. В связи с этим исключительно важное значение приобретает инновационная деятельность педагога.

    Инновационная педагогическая деятельность как особый вид творческой деятельности направлена на обновление системы образования. Она является результатом активности человека не столько в приспособлении к внешней среды, сколько в изменении его в личных и общественных потребностей и интересов.

    В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает педагогическим коллективам учебных заведений возможность выбирать и конструировать педагогический процесс.

    Разработаны и внедрены в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка. Именно этот фактор - здоровье - заставляет нас сегодня обращаться к личностно-ориентированным технологиям, к которым относится дифференциация и индивидуализация учебного процесса.

    В рамках гуманизации образования возникает повышение внимания теоретиков и практиков обучения к идее дифференцированного и индивидуализированного обучения.

    Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:

    1. уровень обученности и обучаемости;
    2. уровень общих умственных способностей;
    3. скорость усвоения;
    4. ндивидуальный стиль умственной деятельности;
    5. психофизические особенности учащихся.

    Для организации индивидуализации учебной работы как у нас так и за рубежом на практике использовались многие варианты. Один из вариантов – дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планом и (или) программам. Так создаются относительно гомогенные классы (группы, школы).

    Организация работы по дифференцированному обучению на уроках русского языка

    Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка.

    Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

    Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы (варианты) по уровню обучаемости.

    а) Характерные особенности групп (вариантов)и задачи по работе с ними: 

    1 вариант - школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям.

    Задача - особого внимания требует воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы.

    2вариант - школьники со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (иногда с тактичной помощью учителя), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы школьников и постепенного перехода части из них на работу по 1 варианту.

    Задача - развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.

    3 вариант - учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей (читают плохо, не говорят, плохо запоминают и т.д.)

    Задача - уделить особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока I и 2 варианты работают самостоятельно, помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму, проговаривать вслух, то есть работать с учащимися отдельно.

    У слабоуспевающих учащихся значительно хуже развиты навыки выделения главного, самостоятельность мышления, навыки планирования, самоконтроля; ниже темп чтения, письма, вычислений. Более часто проявляется отрицательное отношение к учению, нередко отсутствует сознательная дисциплина.

    Учителю необходимо специально учитывать все эти обстоятельства при определении задач дифференцированного подхода к слабоуспевающим на уроке. Рекомендуется сделать акцент на более тесную связь обучения с жизненным опытом этих школьников, который у них нередко шире, чем у других, то есть, попробовать вовлечь их в экспериментальную, практическую работу, которая их интересует больше, чем теоретические знания. Необходимо активно управлять их учебной деятельностью, поддерживать внимание при объяснении нового материала, замедлять темп объяснения в трудных местах, поощрять вопросы с их стороны при затруднении в усвоении.

    Полезно оказывать дифференцируемую помощь слабоуспевающим по выполнению тех же самых упражнений, которые делает большинство.

    В педагогике разработана система методов и приемов работы, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.

    б) Различные виды дифференцированной помощи на уроках русского языка в начальной школе: 

    1. Постоянная работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания, предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
    2. Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.
    3. Повторение дома материала, необходимого для

    изучения новой темы.

    1. Использование слабыми учащимися при ответе составленным

    дома планом изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.

    1. Координация объема домашних заданий, доступность

    его выполнения в установленное время.

    1. Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений.
    2. Предоставление времени для подготовки к ответу у доски (краткая запись, использование наглядных пособий).
    3. Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.
    4. Указание правила, на которое опирается задание.
    5. Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция и т.п.).
    6. Указание алгоритма выполнения задания.
    7. Указание аналогичного задания, выполненного раньше.
    8. Объяснение хода выполнения подобного задания.
    9. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
    10. Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
    11. Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
    12. Выдача ответа или результата выполнения задания.
    13. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
    14. Постановка наводящих вопросов.
    15. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

    Удачное сочетание методов и приемов, работа с сильными и слабыми учащимися дает положительный результат: дети ждут с нетерпением таких уроков, сильные подбирают ценный дополнительный материал из научно-популярной, энциклопедической и другой литературы не только к изучаемым темам, но и идут с опережением.

    Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо соблюдение некоторых условий.

    в) Особенности работы по вариантам на уроках русского языка в начальной школе: 

    Что нужно учитывать, дифференцируя работу с учащимися?

    1. Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях.
    2. Закончить объяснение нового материала образцовым ответом с использованием опорных схем, таблиц, графического изображения.
    3. Использовать наглядные, дидактические материалы в большом количестве.
    4. Общая познавательная цель единая, задачи общие по теме, но каждый решает их на своем уровне.
    5. Все варианты выполняют свои задания, но при проверке их – слушать всем друг друга, поставить задачу - подобное задание будет домашним (например, для 2 варианта или всем), перед каждым заданием конкретно ставить задачи и подводить итоги.
    6. При организации работ по вариантам важно установить доверительные отношения, использование авторитарного стиля вызывает недоверие учеников к учителю, боязнь.
    7. Развивать устойчивое внимание, так как нужно быстро переключаться от одного вида работ к другому (по вариантам).
    8. Формировать навыки самостоятельной работы и ответственность за результаты своей работы (выход на результат обязательно), что поможет обрести уверенность в своих силах.

    г) Основные требования к организации уроков русского языка. 

    1. Тема, место урока в теме.
    2. Постановка конкретных задач урока по теме.
    3. Работа на каждом уроке со словом, словосочетанием, предложением, текстом.
    4. Соответствие объема самостоятельной работы на уроке.
    5. Работа со словарями.
    6. Четкое распределение на уроке времени.
    7. Оценка за соответствующий выполненный объем работы (в устной форме, поурочным баллом).
    8. Разнообразие домашнего задания (по выбору, в соответствии с учебными возможностями).
    9. Организация самопроверки, взаимопроверки самостоятельно выполненных работ.
    10. Достаточное использование наглядности, опорных схем, таблиц, технических средств, компьютерных технологий.
    11. Систематическая организация повторения учебного материала.
    12. Разнообразие видов заданий на уроках.

    Дифференциация может осуществляться:

    1. по объему и содержанию работы
    2. по приемам и степени самостоятельности
    3. при закреплении
    4. при повторении
    5. при объяснении нового материала (в определенных случаях)

    В любом случае перед учащимися ставится единая познавательная задача, к которой они идут путями, соответствующими их способностям и учебным возможностям.

    Взаимодействие дифференцированной и совместной работы групп на уроке может быть различным. Примерную схему урока можно представить следующим образом.

    Заключение.

    Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.

               Зная особенности условно-рефлекторной и психической деятельности учеников класса, можно правильно выбирать темп учебной работы, определять объём содержания уроков, виды и формы организации труда учащихся, обеспечивать рациональное и эффективное использование их сил и возможностей.

    Дифференцированного обучения детей каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи младших школьников.


    Приложение

    1. Дифференциация учебных заданий по уровню сложности на уроках русского языка:

    Задания по теме: «Предложение»

    Задания 1-го уровня:

    Прочитай. Устно составь из слов каждой строки предложения.

    1.На, жила, свете, коза.

    2.Была, у, хозяйка, нее, злая.

    3.Давла, клок, только, сена, день, в.

    4.Жизнь, была, у, трудная, козы.

    5.Только, девочка, любила, козу.

    6.Она, листики, давала, козе, вкусные.

    Задания 2-го уровня:

    Прочитай, раздели на предложения. Спиши. В конце каждого предложения ставь точку. Каждое предложение начинай с большой буквы.

    Лиса.

    Все лето жила в норе лиса но вот пришла зима и шерсть у лисы стала пушистой и теплой  лиса покинула нору и пошла бродить по лесу зимой нора лисе не нужна зимой лиса ночует в снегу под кустами.

    Задания 3-го уровня:

    Прочитай. Определи границы предложений. Спиши два первых предложения.

    Однажды мы пошли в лес за ягодами вдруг набежала туча дождевые капли падали на землю мы спрятались под деревом скоро дождь закончился через небо протянулась разноцветная радуга.

     Список  литературы.

    1. Ахременкова Л.А., К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором, М.: Просвещение, 2002. – 288 с.

    2. Грабчикова Е.С. , Сборник упражнений и тестов по развитию речи для начальных классов, Мн.: ООО «Юнипресс», 2002. – 192 с.

    3. Жужжина Ш.В., Костромина Н.В., Дидактический материал по русскому языку: 2 класс, М.: «Илекса», 1997. – 176 с.

    5. Пчелина Л.В., Нестандартные уроки в начальной школе, Волгоград: Учитель, 2004. – 76 с.

              6. Клевченя М.С Психологические проблемы дифференцированного
    обучения //Актуальные проблемы дифференцированного обучения. - Мн.,
    «Народная асвета», 1992.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деятельностный подход в обучении детей с задержкой психического развития

    Данный подход означает переориентацию учебного процесса на постановку и решение учениками конкретных познавательных, исследовательских и других задач. В этом случае основой реализации учебного процесс...

    Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений

    Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

    Реализация ФГОС ОВЗ в обучении детей с задержкой психического развития

    Опыт работы с детьми с задержкой психического развития.  Реализация ФГОС ОВЗ  через примеенеие  деятельностного подхода в обучении....

    Особенности и условия обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе

    Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детско...

    Доклад " Особенности обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательной школе"

    Доклад  Особенности обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательной школе...