Главные вкладки

    Статья на тему: Обучение детей с задержкой психического развития русскому языку в подготовительном классе.
    статья на тему

    Крюкова Юлия Вячеславовна

    Обучение детей с ЗПР

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья на тему: Обучение детей с задержкой психического развития русскому языку в подготовительном классе.

    В последние годы внимание теоретиков  педагогической науки и педагогов-практиков как у нас в стране, так и за рубежом активно обращается к рассмотрению вопросов о переосмыслении концептуальных подходов к обучению детей с задержкой психического развития и о совершенствовании содержания этого обучения в новых социально-экономических условиях.

    Анализ опыта специального образования этой категории детей со всей очевидностью показывает, что механическая «растяжка» сроков обучения. Сокращение наполняемости классов, уменьшение объёма изучаемого материала не дают ни должного обучающего, ни должного развивающего эффекта. Нужны качественно иные решения.

    Я разделяю утвердившийся в дефектологии со времен Л.С. Выготского принцип: чем раньше мы будем оказывать аномальному ребёнку коррекционно-педагогическую помощь (целенаправленную, с пониманием сущности и психолого-педагогической структуры дефекта), тем эффективнее она окажется, поскольку меньше будет наслоений, дефектов вторичного, третичного и т. д. порядков, осложняющих психическое развитие. Реализацией этого основополагающего принципа является организация коррекционной работы в подготовительном классе начальной школы.

    Эффективность усвоения знаний на протяжении всех лет обучения в значительной мере зависит от того, насколько уже в подготовительном классе школьники овладевают навыками учебной работы. Задачами обучения в подготовительном классе являются коррекция специфических отклонений в развитии познавательной деятельности учащихся, их мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), восполнение пробелов в элементарных знаниях, подготовка к овладению основными предметами, формирование интеллектуальной активности в процессе изучения программного материала.

    В этой статье раскрывается система подготовки детей с задержкой психического развития к овладению русским языком, освещаются вопросы формирования звукового анализа и синтеза, обучения письму, грамматико-орфографической пропедевтики.

    Итак, о  формировании звукового анализа и синтеза.

    В обучении детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными общеобразовательной школой, а также иметь ввиду специфические, коррекционные задачи ,вытекающие из психофизиологических особенностей учащихся указанной категории.

    Устная речь детей с ЗПР удовлетворяет потребностям повседневного общения. В ней нет глубоких нарушений произношения, лексики, грамматического строя.

    У большинства детей произношение отдельных звуков сохранно, однако речь в целом у них как правило, смазанная, недостаточно отчетливая. Она отличается бедностью и недифференцированностью (нечёткостью) словаря, примитивно применяемых грамматических конструкций. Бедность речи проявляется в незнании многих слов, обозначающих признаки прдметов, в неточном употреблении отдельных слов в контексте, в недостаточном понимании и неправильном употреблении слов, близких по значению. Нередко дети определяют названия одних видов понятий через названия других видов понятий и т. д.

    Семилетние дети с ЗПР часто «не слышат» в слове отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа, вполне доступных старшим дошкольникам с нормальным развитием; до самого момента обучения грамоте каждое слово выступает для них лишь со смысловой стороны. Всё это говорит о том, что в устной речи детей с ЗПР не накопилось достаточно речевого опыта и практических речевых обобщений, необходимых для усвоения школьного курса родного языка. Поэтому обучению русскому языку детей с ЗПР должна предшествовать специальная коррекционно-подготовительная работа. Слово, выступающее для ребёнка как средство общения, должно стать объектом его наблюдения и анализа.

    Подготовка детей с ЗПР



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деятельностный подход в обучении детей с задержкой психического развития

    Данный подход означает переориентацию учебного процесса на постановку и решение учениками конкретных познавательных, исследовательских и других задач. В этом случае основой реализации учебного процесс...

    Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах

    Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития  русскому языку в начальных классах...

    Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений

    Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

    Коррекционно-развивающие упражнения на начальном этапе обучения игре на фортепиано (для детей с задержкой психического развития)

    Индивидуальные занятия в классе фортепиано могут стать одним из способов коррекции различных отклонений, в частности моторно-двигательных, психических, поведенческих. Вся работа, как форма допол...

    Реализация ФГОС ОВЗ в обучении детей с задержкой психического развития

    Опыт работы с детьми с задержкой психического развития.  Реализация ФГОС ОВЗ  через примеенеие  деятельностного подхода в обучении....

    Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Особенности обучения детей с задержкой психического развития»

    В современном значении под термином “задержка психического развития” понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речев...

    Статья на тему: Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

    Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом  ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических фор...