Доклад Развитие творческих способностей у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.
материал (1 класс)

Способность к творчеству, развитие воображения является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2018-19_doklad.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Развитие творческих способностей у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.

Задержка психического развития (ЗПР) – это аномалия развития, которая чаще всего обнаруживается на начальных этапах обучения и проявляется в трудностях усвоения знаний, навыков и умений, адаптации к учебным требованиям;

На современном этапе развития общества, культуры выдвигаются новые требования к развитию личности. На первое место выходят индивидуальность, творческая активность и способность ориентироваться на будущее, умение прогнозировать, фантазировать, гибко переходить к новым видам деятельности.

Особенности внимания детей с задержкой психического развития, его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения, отражаются в неверном понимании задания в связи с этим смысл происходящего утрачивается, и дети не в состоянии выразить творчески ту или иную ситуацию.

У школьников с задержкой психического развития наблюдается отставание в формировании навыков общения, эти дети предпочитают работать в одиночестве.

Способность к творчеству, развитие воображения является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью.  Она дает широкие возможности для познания детьми прекрасного, для развития у них эмоционально-эстетического отношения к действительности, поскольку представляет собой отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. В связи с особенностями развития  дети с задержкой психического развития (ЗПР) особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Ученые (В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, С.Г. Шевченко и др.), исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь, отмечают у них снижение интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной и практической деятельности.

В исследованиях современной педагогики и психологии большое внимание уделяется творческому развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста как умственному и эстетическому развитию, особенно детей с задержкой психического развития. Творчество, в широком смысле охватывает и музыку, и лепку, и рисование, и пение, и танец, и т.д. Среди различных видов деятельности дети отдают своё предпочтение по желанию, пробуя себя в том или ином виду деятельности. Творческая деятельность является важным фактором формирования личности. Творчество рассматривается ученными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью. Согласно взглядам Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе какой-либо деятельности. Процесс обучения и развития творчества детей с задержкой психического развития включает себя: широкий подход к решению проблемы. Т.е., педагог обладая чутким руководством, помогает ребёнку сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, познавательным; организацию интересной, содержательной, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для воображения (наблюдения, занятия, игры, посещение театра  и т.д.) Этот опыт создаётся всей системой жизнедеятельности ребёнка.

В работе развития творческого потенциала у детей с задержкой психического развития применяются следующие приёмы и методы: использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, для развития эстетического восприятия; сенсорное обследование предметов для обогащения сенсорного опыта ребёнка; «вживание в образ» для передачи настроения, характера персонажа; синтез искусств (музыки, художественной литературы, изобразительного искусства) для включения слухового, зрительного, тактильного анализаторов; создание вариативных ситуаций для предоставления возможности самостоятельного выбора и развития креативного мышления; игровые приёмы;

Как правило, дети выражают свои чувства и эмоции, которые испытывают в данный момент, через творческую деятельность: рисование, лепка, вырезание, наклеивание, конструирование, пение, музыка, танец и т.п.

В процессе грамотно организованных занятий по изобразительной деятельности у детей развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия, а также формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе обучения. Достаточный объём знаний и представлений позволяет детям полноценно познавать окружающий мир. А художественная деятельность развивает в свою очередь координацию, раскрепощённость, артистизм и т.д.

Таким образом, творческие способности у школьников с задержкой психического развития формируются со значительным запаздыванием и имеют качественное своеобразие.

Их формирование зависит от развития психических и физических функций, но это связь взаимообусловлена, с одной стороны, творчество зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой - оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие письменной речи у детей с задержкой психического развития

Материал для выступления по теме: "Развитие письменной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР....

"Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"

В данной презентации обобщен опыт работы в детском объединении "Сувенир"...

Развитие речевого слуха у детей с задержкой психического развития

Развитие речевого слуха  у детей с задержкой психического развития...

Особенности зрительного внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.

Особенности зрительного внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста....

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.Темы для творческих работ

9 тем для творческих работ на каждый месяц учебного года.Совместное творчество ребёнка и родителей.Развитие уверенности в себе,раскрытие таланта рассказчика и писателя....

Доклад Развитие мышления у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.

Психолого-педагогические исследования выявили характерные для детей с ЗПР особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, специфики формирования саморе...

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития на уроках русского языка, 1 класс

          Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений...