Статья "Особенности формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"
статья на тему

Бабикова Екатерина Юрьевна

Статья представлена в сборнике: "Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:  из опыта работы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.Ю. Андреева,

Г. Челябинск

Особенности формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития

Начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе глубокие и прочные традиции и богатый арсенал практического опыта, в последние годы переживает значительное обновление. В
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования предусматривается формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе

 На сегодняшний день проблема формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития разработана недостаточно. Следствием является ее медленное внедрение в практику работы школы. Формировать основы  экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития необходимо, так как основным средством воспитания и образования является знакомство с элементарной целостной картиной мира.

Отсутствие специальной литературы, рассматривающей особенности формирования основ экологической культуры учащимися с задержкой психического развития, с одной стороны, затрудняет исследование данной проблемы, а с другой стороны, позволяет опираться на характерные для младших школьников с задержкой психического развития особенности развития, рассмотренные в психолого-педагогической литературе, которые необходимо учитывать в процессе формирования основ экологической культуры.

Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.

Формирование основ экологической культуры  - объективно сложный процесс для школьников с задержкой психического развития, обусловленный особенностями их познавательной деятельности: недостаточной дифференцированностью восприятия, нечеткостью и бедностью представлений, пассивностью мышления, снижением направленности на поиск существенного в объектах и явлениях, затруднениями в абстрагировании, сравнении, обобщении. Но, поскольку ученики с задержкой психического развития адекватно принимают предлагаемую помощь, способны усваивать принципы действий и осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание, то это позволяет им приобретать определенные экологические  знания, умения и навыки в учебно-воспитательной работе.

Нормальный ребёнок в младшем школьном возрасте интенсивно накапливает сведения о тех предметах, которые он повседневно наблюдает или с которыми имеет дело. Известно, что у детей с задержкой психического развития накапливается много разнообразных знаний об окружающей действительности. Естественно, имеются знания о человеке. Но эти знания характеризуются недостаточной полнотой и конкретностью, малой степенью обобщенности.

Для детей с задержкой развития характерно небольшое отставание в сроках развития восприятия природных явлений. Ещё А.Штраус и Л.Летинен в своей работе о детях с минимальными повреждениями мозга писали, что эти дети «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят», обобщённо формулируя, таким образом, обнаруживаемую у детей недостаточную целенаправленность восприятия природы, ведущую к его фрагментарности и недостаточной дифференцированности знаний.[2, 23]

Одной из особенностей детей с задержкой психического развития является склонность их к чувственному познанию окружающего мира. Опора на зрительные образы должна стать ведущей и при изучении нового материала учащимися и при его закреплении. При формировании основ экологической культуры чаще следует вводить сюжетные оценки в повествовательный рассказ, привлекать разнообразные средства наглядности.

Необходимо помнить о том, что формирование основ экологической культуры идет более успешно при выполнении учащимися разных видов умственной  и практической деятельности; например, при сравнении событий и явлений  можно дать описание исторических лиц, правильно соотнести даты и  события, сделать рисунок, склеить макет. Это вызывает необходимость не только что-то выполнить, но и объяснить, к каким событиям относится сделанная вещь или нарисованная картина.

Интерес представляет выявление отношения учащихся специальных (коррекционных) классов VII  вида к своему городу. Учащиеся указывают на бережное, уважительное отношение к городу, необходимость его сохранения для потомков, подчеркнув его красоту, или заявляют о своем личном участии в благоустройстве города. Примеры таких ответов: «Я участвую в субботнике», «я убираю листья», «я не мусорю на улице, не ломаю деревья, не порчу памятники». Некоторые школьники дают односложные ответы общего характера: «надо хорошо относиться», «уважительно», «нормально» или связывали свой ответ с конкретной ситуацией: «не мусорить во дворе», «не ломать детскую площадку».

Использование различных форм и видов деятельности в процессе формирования основ экологической культуры учащихся с задержкой психического развития строится на единстве триады коррекционно-развивающего обучения «обучение - воспитание - коррекция». При целенаправленном, систематическом проведении учебно-воспитательной работы она может стать важным фактором развития и коррекции воспитания патриотических, нравственных чувств в отношении к своей малой Родине, формирования основ экологической культуры.

Активность учащихся во многом зависит от того, как учитель преподносит материал и как он организует деятельность школьников. Эмоциональный, яркий материал всегда вызывает интерес  у учащихся. Эффективным приемом активизации познавательной деятельности является создание противоречий между имеющимися у школьников представлениями об изучаемом явлении и научным понятием. При проведении беседы учитель так должен формулировать вопросы, чтобы они будили мысль ученика, развивали его познавательную деятельность.

     Одним из приемов такой работы является создание «проблемных ситуаций» при формировании основ экологической культуры, которые требуют от учащихся анализа материала и самостоятельного нахождения ответа. Решение «проблемных ситуаций» способствует формированию основ экологической культуры, формирует умения использовать полученные знания на практике.

Учитывая психологические особенности младших школьников с задержкой психического развития, мы определили, что существуют три основных канала формирования отношения к природе: перцептивный, когнитивный и практический.

По перцептивному каналу может формироваться влечение к природным объектам. В педагогическом процессе мы использовали аттракционные возможности самих природных объектов. То есть подбирали такие объекты флоры и фауны, которые обладают релизерами, вызывающими положительную эмоциональную реакцию (красивые белые крылья, выводок чёрных птенцов, голову жирафа украшают добродушно глядящие карие глаза и т.д.)

 По когнитивному каналу происходит формирование интереса личности к миру природы. Когнитивный (познавательный) параметр выражает стремление  познавать природу.

Когнитивный компонент интенсивности характеризует уровень изменений в мотивациях и направленности познавательной активности, связанной с природой, которые проявляются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию об объектах природы.

На основе действия механизмов практического канала происходит формирование у ребёнка склонности к взаимодействию с природными объектами, к натуралистической деятельности. Важнейшим условием здесь является педагогическое формирование мотивации взаимодействия с миром природы. Природоохранная деятельность становится эмоционально насыщенной только в том случае, если, например, лес воспринимается как партнёр взаимодействия, как сложный живой организм.

Использовать  основные каналы формирования отношения к природе у младших школьников с задержкой психического развития необходимо, так как это будет способствовать  обеспечению достижения планируемых результатов экологического воспитания и развития младших школьников.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что дети с задержкой психического развития с трудом усваивают учебный материал, у них с отставанием формируются и представления о природе, связи человека с природой. Такое значительное отставание говорит о необходимости проводить специальную коррекционно-педагогическую работу, с целью формирования у детей основ экологической культуры.

Библиографический список

  1. Непрерывная экологическая и экономическая подготовка молодёжи: сб. научных трудов [Текст] / под общ. ред. А. Ф. Аменда, А.А. Саломатова, А. А. Горчинской. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009. – 439 с.
  2. Основы  специальной психологии: учеб. пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переселени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 480 с.