Формирование читательской культуры у учащихся начальных классов.
статья по чтению на тему

Шевелева Галина Валентиновна

Методы и приемы формирования читательской культуры у учащхся младщих классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferenciya_po_chteniyu.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                     Шевелёва Г. В.  

                                                                                                              МОУ СОШ  №5 г.Алексеевка  

                                                                                                                учитель начальных классов  

             Формирование читательской культуры у учащихся начальных классов.

Гуманизация  учебно-воспитательного процесса и направленность школы на развитие личности учащихся поставили перед начальным школы звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, литературного и нравственно- эстетического развития. Цель обучения чтению можно сформулировать таким образом: формирование младшего школьника, как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения ( на уровне этого возраста), способами самостоятельной работы с книгой, характеризующегося определённой начитанностью и нравственным развитием.

           Для воспитания такого читателя, начальная школа должна решить следующие задачи:

-развитие интереса к чтению;

-нравственно- эстетическое воспитание школьников через активное отношение к читаемому;

-формирование у учащихся навыка чтения на уровне, необходимом для успешного обучения в среднем звене школы;

-формирование умения работать с учебником и детской книгой.

В.А. Сухомлинский писал: «Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа – это прежде всего книга… Книга – это могучее оружие, без нее я был бы немым или косноязычным; я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что ему надо сказать и что я говорю. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека»  

Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыком чтения, культурой чтения, слушания, говорения, развитие начитанности, эмоциональной отзывчивости на читаемое, творческой активности и определённой самостоятельности в восприятии художественного произведения.

      Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя: читая он активно реагирует на поступки героев, даёт им оценку, сопереживает, воссоздаёт их в своём воображении. Чтение требует определённых знаний, умений и навыков и вместе с тем развивает у учащихся навыки трудовой и творческой деятельности. Таким образом , уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции: оно формирует отношение ребёнка к жизни, к людям. к своей Родине, его нравственно-этические идеалы, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение.

Читательская деятельность предполагает правильную организацию восприятия, понимания и воспроизведения читаемого текста и от того, как этот процесс будет осуществлён, зависит, каким станет читатель.

 После того как учащиеся освоили грамоту, они могут читать, используя весь алфавит. Для того чтобы подготовить детей к осмыслению текста при самостоятельном чтении, необходимо привлекать слушание, которое более  связано с чтением . чем  с другими видами речевой деятельности, и имеет с ним много общего. До этапа сознательного чтения у ребёнка формируется элементарные умения, необходимые для осмысления текста, воспринятого на слух. Именно поэтому первоначальное обучение чтению в первом классе обязательно сопровождается слушанием детской книги. Кроме того, работая с « Азбукой», учащиеся слушают чтение учителем различных текстов, Предварительное или последующее слушание  и самостоятельное чтение ребёнка постоянно используется в обучении, помогая осмысливать читаемое.

Так как у учащихся  6-7 лет преобладает наглядно-действенное мышление, необходимо использовать в процессе обучения практические действия детей. С этой целью выделялись задания, предполагающие их самостоятельные действия. Главное, чтобы учащиеся представляли, что они читают связанный текст, для этого обращается внимание на основные признаки текста: целостность, связность, наличие определённой темы, заглавия, содержания, объединённого общей мыслью. Конечно, проводится это в доступной форме, без каких-либо определений.  Первое, с чего необходимо начать, - это заглавие и тема текста. По ним легче всего установить, о чём говорится в тексте. Регулярное обращение к заголовку и теме воспитывает внимание у детей к целому тексту. Формирование умения видеть заголовок и понимать его роль осуществляется с помощью серии заданий : выбор заголовков из предложенных вариантов,  подбор собственных заглавия, соответствующего содержанию текста. Для этого детям предлагается  такой порядок способов-действий работы: сначала прочитать текст, потом ответить на вопросы по его содержанию ( что случилось?), затем прочитать заголовки, подумать, какой из них больше подходит, почему. Эти задания способствуют формированию умения ориентироваться  в теме текста.

Приведу примеры карточек-заданий, которые предлагаю учащимся  для формирования первоначального умения ориентировки в структуре текста, понимании.

                                                   

                                                  Карточка

                        Прочитай рассказ. Выбери заглавие:

а) Волк

б) Лгун.

в) Стадо.

       Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

- Помогите, волк! Волк!

       Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

-Сюда, сюда скорее, волк!

      Мужики подумали, что опять по- всегдашнему обманывает, - не послушали его.

      Волк видит, боятся нечего: на просторе перегрыз всё стадо.

                                                        Карточка

                     Придумай своё заглавие.  Запиши его.

Жил бобёр на лесной речке. Хороша у бобра хата. Бобёр сам деревья пилит, сам стену, крышу складывает. Хороша у бобра шуба. Ему зимой тепло и в воде . Хороши у бобра и уши. Плеснёт в реке рыба хвостом, упадёт в лесу лист- всё бобёр слышит. А вот глаза у бобра подгуляли. Подслеповат бобёр. И на сто коротеньких бобриных шагов не видит.

                                                        Карточка

                  Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Малыши угостили товарища.

Дядя Ваня поймал щуку и леща.

Тётя Люся сварила уху.

Хороша уха!

                                                       

                                                          Карточка

                 Составь рассказ правильно ( поставь порядковые номера).

                                                       Первая охота.

Тихонько к ней подкрался щенок, прыг – и ухватил за хвост.

Фыркнул щенок, бросил хвост- и за ней. Да куда там!

А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень.

Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.

Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост отращивает.

  Работая над целостным восприятием текста, вначале необходимо сформировать умение понимать предметную сторону- факты, события, то есть, план значений. После того, как учащийся справляется с этим этапом работы, включаю более сложные задания , связанные с выявлением смысла читаемого. Для этого важно увидеть факты, события, определить их взаимосвязь, дальнейшее развитие, а затем уже осознать смысл описанного, высказать к ним своё отношение. Формируя осознанное чтение в разных его формах ( вслух и молча), подбираю тексты, которые обеспечили бы ребёнку возможность понимания на разных уровнях. Зная, какой уровень понимания у ребёнка, можно осуществить дифференцированное обучение. Задания в виде карточек направлены непосредственно на понимание связных текстов и предназначены для самостоятельного чтения и формирования таких умений, как:

а) понимание предметного содержания текста;

б) понимание общего содержания;

в) понимание основной мысли текста;

г) определение личного отношения к прочитанному.

 Задания строятся таким образом, чтобы одновременно с обучением осуществлялся контроль,  обратная связь между учителем и учеником. Задания вводились по мере овладения учеником той или иной ступенью понимания текста. Прочитав текст и задание, учащиеся должны были  выбрать ответ, пометив знаком «плюс» своё согласие или знаком  «минус» отрицание варианта ответа. Сначала предлагаю задания варианта ( а ):

                                                          Карточка .

                                                Электрический ток.

      Висят на столбе рядом два провода. Висят молча, мирно, как верёвки. Но берегись их, не трогай! Огромная невидимая сила заключена в них. Подведи провода к машине – оживёт она, загрохочет. Подключи лампочку – она ярко загорится. Течёт  в проводах электрический ток. Этот невидимка всё может: и обогревать, и освещать, и заставлять машины работать.

 По проводам передаётся электрический ток ?

  Выбери правильный ответ на вопрос.

 1 Да.

 2 Нет.

 3. Не знаю.

По мере овладения уровнем ( а) включаются задания, предполагающие понимание общего (уровень б).

                                                    Карточка.

                                                       Галка.

      Галка хотела пить. Во дворе стоял кувшин с водой. Но вода была только на дне. Галка не могла достать. Тогда галка стала бросать в кувшин камушки. Вода поднялась, и галка смогла напиться.

Для чего галка бросала в кувшин камешки?

   1 Галка бросала камни от  скуки.

   2 Галка была умна и придумала, как напиться.

                                                    Карточка.

 Прочти рассказ. Пронумеруй  вопросы по порядку : 1, 2, 3, 4, 5.

…   Кто помог бабушке?

…   Как старушка несла воду?

…   Кого встретили ребята?

…   Что сказал Толя*

…   Куда возвращались Толя и Витя?

                                                  Горькая вода.

      Толя и Витя возвращались  в лагерь. Навстречу им шла старушка с ведром воды. Пройдёт насколько шагов – остановиться  отдыхать.

 - Подожди, - сказал Витя, - надо помочь.

      Он прервал разговор на самом интересном месте и побежал к старушке.

-Куда ты? – крикнул Толя. – Разве всем поможешь?

      Но Витя не слушал товарища и  помог бабушке нести ведро.

    Следующая ступень работы - определение основной мысли рассказа( в ). Этой работой целесообразно заниматься, начиная со второго класса, опираясь на самостоятельное чтение детей.

                                                Карточка.

                                            Два товарища.

     Два товарища шли по лесу. На них выскочил медведь. Один приятель спрятался на дереве. Другой упал на землю. Он притворился мёртвым. Медведь понюхал его и ушёл. Тогда первый слез с дерева и засмеялся: «Ну, что тебе медведь говорил?» Человек ответил: «Он сказал мне: плохие те люди, которые оставляют товарища в беде».

Что главное?

 ...Медведя можно перехитрить.

…Не бросать товарища в беде.

…От медведя можно спрятаться на дереве.

      Формированию личного отношения к прочитанному ( в ), помогают такие виды заданий:

                                                Карточка.

                                  ………………………………….

      Таня и Маша  были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходит за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь, Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.

      - Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

      - Я не могу, я промокну! – нагнув вниз  голову с капюшоном, ответила ей Маша.

      В детском саду воспитательница сказала:

      - Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня. совершенно мокрое, как же это могло случиться? Ведь вы же шли вместе!

      -У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

      -Так вы же могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница, и взглянув на Машу, покачала головой. –Видно ваша дружба до первого дождя!

     Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Дружба до первого дождя- настоящая дружба?

…Да.

…Нет.

Как бы ты озаглавил рассказ? Напиши.

Важным приёмом, способствующим пониманию текста, особенно художественного произведения, является определение его подтекста. Так чтобы понять лживость отношений лисы и журавля ( сказка «Лиса и Журавль»), необходимо было выяснить, а что же но самом деле  «думала»  лиса, когда приглашала журавля в гости, почему она размазала кашу по тарелке? Так же обсуждаются поступки журавля: почему он налил окрошку для лисы в кувшин с таким узким горлышком, что он при этом  «думал»?  После анализа делается вывод, что они оба поступили плохо. и их нельзя назвать настоящими друзьями.

Приём выяснения подтекста особенно часто используется в последующих классах. когда читаются более сложные произведения.

         Литературное чтение тесно связано с уроками внеклассного чтения. Внеклассное чтение в начальной школе является обязательной частью подготовки детей к самостоятельному чтению. Цель внеклассного чтения – познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения  современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению. С одной стороны, это относительно свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество. С другой стороны, на этих уроках выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю. Большое место на уроках внеклассного чтения принадлежит элементам занимательности. Уместны на уроках также литературные викторины, конкурсы на лучшее сочинение, на лучшее чтение стихотворений, на лучшую иллюстрацию, отгадывание сказок – коллективная или индивидуальная и пр. Нельзя забывать, насколько велика роль интереса, настроения и эмоционального фактора в развитии ребенка.         На данных уроках младшие школьники учатся читать детские книги, овладевают приемами их самостоятельного выбора. Внеклассное чтение служит прекрасным средством воспитания: развивает желание учиться, много знать и уметь, формирует  общественное и гражданское самосознание (викторина), элементы соревнования

         Чтобы вызвать у детей интерес к чтению книг необходимо соблюдать методические принципы отбора книг, рекомендуемых детям:        

 - при отборе книг нужно руководствоваться воспитательными целями;

  -необходимо жанровое и тематическое разнообразие;

-  учёт возрастных особенностей детей, принцип доступности;

-  учет   индивидуального интереса,

  - рекомендация только подлинно художественных книг;

          Необходимо помнить о пропаганде книги. В классе вывешиваются списки рекомендуемой литературы, они периодически обновляются и дополняются. Учитель организует выставки книжных новинок, книги пропагандируются в непосредственном общении с учащимися, в выступлениях библиотекаря в классе, в индивидуальных беседах учителя с детьми. Этой  цели  служат литературные утренники, викторины, КВН.  В подготовке массовых мероприятий обязательно участвуют сами школьники: они готовятся к выступлениям, выпускают монтажи, оборудуют выставки,  организуют игры, викторин На массовые мероприятия приглашаются родители; нередко они участвуют и в подготовке праздника, утренника, встречи.

         Нельзя забывать о систематическом учёте и контроле прочитанного.  Для этой цели можно использовать индивидуальные тетради с записями о том произведении, которое прочитали дети. Прочитанное учитывается и в устных формах: учащиеся говорят о прочитанных книгах на уроках внеклассного чтения, на обычных уроках чтения, в индивидуальных беседах с учителем.

 Если читается одно произведение всеми детьми, то перед устным коллективным обсуждением  целесообразно провести письменный  опрос в виде  кратких ответов на вопросы,  позволяющие выявить количество и степень осознанности  прочитанного. Несмотря на  то, что это вспомогательные формы, тем не менее, они приучают детей к правильному общению с книгой, к бережному отношению к книге, а это немаловажная задача.

 Уроки внеклассного чтения создают условия для творчества, поэтому на своих уроках я стараюсь, чтобы каждый мой ребенок проявил себя.

      На уроках внеклассного чтения я предлагаю учащимся следующие виды творческих заданий:

1. Передача прочитанного в ролях.

2. Инсценировка отдельных сцен из прочитанной книги.

3. Иллюстрирование прочитанного.

4. Составление диафильмов.

5. Составление кроссвордов, ребусов к понравившимся историям.

Благодаря творчеству ребенок приобщается к литературе, к желанию читать, познавать мир, а это приводит к расширению читательского кругозора детей.

        Начиная с первого класса, я предлагаю своим ученикам подобрать рифму

  1.  Трата- та, трата- та,

       Мы везём с собой ……..

  1.  Я сегодня сбилась с ног-

       У меня пропал …..

        С большим удовольствием учащиеся моего класса выполняют задание, в котором надо  продолжить стихотворение, например:

           Идёт бычок, качается:

           Вздыхает на ходу…

Выполняя это задание, ученики придумали следующие варианты продолжения стихотворных строк:

                   Идёт бычок, качается:

                       Вздыхает на ходу…

                       « Хочу учиться в школе,

                        Дорогу не найду!» (Хворостян Н.)

                       

                       Идёт бычок, качается:

                       Вздыхает на ходу…

                       « Свою родную мамочку

                          никак я не найду!» ( Куделин А.)

                        Мама спит, она устала,

                        Ну и я играть не стала!

                        Свою мамочку люблю,

                        Очень тихо я сижу.

                         Не буду шумно я играть-

                         Маме нужно отдыхать! (Селезнёв А._

                        Мама спит, она устала,

                        Ну и я играть не стала!

                        Лучше книжку прочитать,

                         Потом маме рассказать.

                       

       Такие задания помогают развивать у детей способность к стихосложению. В моем классе есть ребята, которые пробуют сочинять стихи.                

                                                     

                                 *  *  *

                   Белогорье – синие дали,

                   Краше края мы не видали.

                   Обойду все земные пути,

                   Лучше края нигде не найти!

                   Как красивы леса и равнины,

                   Меловые холмы и долины,

                   В речке тихой желтеют кувшинки,

                  Облака в небесах как пушинки! (Васильченко А.)

                 

                               *  *  *

                   Маленькая ёлочка родилась в глуши,

                   с мамой-елью рядышком выросла в тиши.

                   Зайцы, лисы, ёжики - вот её друзья.

                   Выросла красавицей, рассказать нельзя!

                    Но однажды зимнею декабрьскою порой

                    заглянул лесник туда с весёлой детворой:

                    к празднику им ёлочку надо бы срубить.

                    Содрогнулась ёлочка, ей так хотелось жить!

                     А вот тут рассказ свой я хочу прервать,

                     как поступят люди - можно лишь мечтать.

                     Но в душе я верю, что победит добро,

                     и не будут ёлочки плакать в Рождество! ( Куделин А.)

        

    Также есть учащиеся, которые придумывают сказки, рассказы на заданные темы. Например, Хворостян  Никита, участвуя в конкурсе рассказов  по экологии « Экоёлочка», сочинил сказку -быль « Маленькая ёлочка».

                                                               *  *  *

              «Давным-давно много лет назад глубоко под землёй жила капелька нефти. Она жила большой семьёй  со своими братьями и сёстрами. И вот однажды в тот далёкий край пришли люди. Они пробурили скважину, и нефть по трубам вырвалась наружу. «Что теперь с нами будет?»- спрашивали молодые капельки. Капли постарше отвечали: « Теперь нас ждет интересная жизнь! Мы можем стать  топливом и вместе с самолётом взвиться высоко в небеса, вместе с кораблями покорить все моря и океаны!» Всех охватило чувство радости и тревоги одновременно. Маленькая капелька тоже очень волновалась. Ей так хотелось поскорее во что-то превратиться. И она превратилась. На комбинате пластмасс она стала искусственной ёлочкой. Как она расстроилась! Быть игрушкой - это совсем не то, о чём она мечтала! Она даже хотела заплакать, но в это время её отвезли в школу, и десятки детских рук с радостью украсили её. Она стала настоящей красавицей, и вокруг неё весело водили хоровод счастливые дети. С тех пор прошло много лет, но каждый год наша ёлочка радует своею красотой, вокруг неё весело кружатся  в танце дети, а в лесу, не зная бед, растут ёлочки, которым наша капелька спасла жизнь.»

       Данные задания способствуют развитию детского литературного творчества, приобщению к литературе, а это, на мой взгляд, и есть любовь к чтению, к книге, т.к. ученик,  который может сочинить, то у него и появляется необходимость записать придуманное, а затем и прочитать произведения других авторов.

      В конце учебного года мы проводим уроки литературных игр, которые помогают подытожить  прочитанное. Дети с начала учебного года знают о таком традиционном  итоговом уроке и поэтому, читая книги они делают пометки в тетради по чтению, в которых записывают автора, название книги, главных героев. На эти уроки ребята приглашают  работника библиотеки, который решает, кто был активным читателем в течение учебного года и лучших ребят награждают книгами. Обычно все ребята уходят с подарками, т.к. взрослые (родители) придумывают разнообразные номинации, например, «Активный читатель», «Юный читатель», «Лучший сочинитель», «Лучший сценарист», «Лучший актер», Лучший кроссворд»…

        На данном этапе  большую помощь в приобщении учащихся  к самостоятельному чтению оказывают родители, поэтому с1 класса на родительских собраниях необходимо вести разъяснительную работу о пользе чтения. организации помощи детям в развитии навыка беглого осознанного чтения.

            Все это позволит учащимся активно овладевать богатствами речи, развивать эстетический вкус, закладывать основы литературного образования младших школьников.

                                          Библиографический список.

1   Сухомлинский В.А. « Не только разумом, но и сердцем» М. « Молодая гвардия», 1986

2   Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М., 1993

3  Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в     начальных классах. М., 1987.

4   Работа с родителями /Под ред. Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мн., 2003./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Формирование читательского интереса у учащихся начальной школы.

В статье поднимается проблема нежелания современных детей читать. Автор, используя технологию формирования правильной читательской деятельности, рассказывает как воспитать увлечённого читателя....

Статья "Формирование физической культуры у учащихся начальных классов"

Характерная особенность детского возраста - стремление к движению. Занятия физкультурой и спортом способствуют развитию двигательной активности ребенка....

Формирование читательской компетентности для учащихся начальных классов

Способы работы над формированием читательской компетентности на уроках в начальной школе....

Формирование основ читательской культуры у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения

В презентации описаны приемы и примеры заданий по формированию основ читательской культуры у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Современный мир становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней.Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, так как именно здесь происходит и...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Презентация для статьи: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Статья: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ...