ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
статья по окружающему миру

Чульдум Сайлана Менгиевна

Статья: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Чульдум Сайлана Менгиевна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 2 с. Кызыл-Мажалык

Аннотация: В статье говорится о значимости формирования функциональной читательской грамотности на уроках окружающего мира.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность.

Актуальность выбора темы данной работы обусловлена тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [1, с 15], читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования к читательской грамотности отражены в планируемых результатах освоения междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией» [2, с. 4], а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы.  

Функциональная грамотность школьников стала важным показателем качества образования. С каждым годом информации становится всё больше, поэтому главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Если раньше одним из главных показателей успешности учащегося начальных классов была скорость чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. 

На наш взгляд,  читательская грамотность - это ключ к другим видам функциональной грамотности, без которого невозможно понимание учебных материалов, умение извлекать информацию из текста и использовать ее при решении различных задач.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Спецификой проектирования заданий по оценке читательской грамотности в XXI веке является использование составных текстов, которые включают в себя несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным. В начальных классах на уроках окружающего мира можно развить читательскую грамотность не только на примере работы с текстами, но и с другими видами представления информации, ведь в современных учебниках по этому предмету детям предлагают работать также с таблицами, графиками, картами и др.

Для осуществления образовательного процесса на уровне НОО нами был проведен анализ авторской программы,  выбрана линия УМК «Перспектива» под редакцией Людмилы Георгиевной Петерсон, ведущей идеей которого является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения на уровне начального общего образования. В учебнике «Окружающий мир» [3, с. 16 - 135] широко представлен спектр упражнений для формирования функциональной грамотности.

В современном мире дети сталкиваются лицом к лицу не только исключительно с текстовой информацией: ежедневно ребенок встречает различные знаки и символы (дорожные знаки, обозначения в метро и пр.), таблицы (прогноз погоды, расписание и пр.), карты (карты города, компьютерные игры и пр.). Умение анализировать данную информацию и пользоваться ею поможет обучающимся успешно проходить процесс обучения в школе.

Многие задания на уроках окружающего мира помогут развить и другие виды функциональной грамотности. Например, работа с таблицами, графиками и диаграммами позволит улучшить и навыки математической грамотности.

В систему упражнений для формирования читательской грамотности у учащихся 1-4 классов по предмету «Окружающий мир» нами были выбраны четыре направления:

  1. Работа с текстом

Базовым элементом при оценке читательской грамотности у школьников является оценка их умений работы с текстами – это преобладающий вид представления информации.

Для оценки уровня владения ребенком навыками работы с текстом необходимо проанализировать совершённые им читательские действия: умение находить и извлекать информацию; умение интегрировать и интерпретировать информацию; умение осмысливать и оценивать содержание и форму текста; умение использовать информацию из текста.

Задание. Митя и Вика захотели прикрепить к своей форме несколько светоотражателей. Каждый взял по три штуки. Ребята решили, что на одном элементе одежды будет только один отражатель. Митя решил не прикреплять ничего на ботинки. Вика прикрепила один на юбку, другой – на туфлю. По одному отражателю ребята наклеили на рукав пиджака. С помощью цветных карандашей отметь на рисунке, куда каждый из ребят прикрепил свои светоотражатели.

Рис.1. Митя и Вика.

  1. Работа с таблицами

Способность обучающихся видеть смысловую связь между строками и столбцами, быстро находить в таблице нужную информацию, уметь описать текстом данные, а также самостоятельно выявить возможность составления таблицы из имеющихся фактов – все это позволит ребенку научиться выявлять общие черты объектов, разнообразить способы обучения, повысить интерес к процессу. Как пример для обучения учащихся навыкам работы с таблицами было разработано следующее задание по теме «Солнечная система» (3 класс).

Задание. Изучи сведения о планетах Солнечной системы, пользуясь учебником и таблицей, приведённой ниже:

Таблица 1. Планеты Солнечной системы.

  1. Работа со схемой

Способность обучающихся видеть смысловую связь в схеме, быстро находить в схеме нужную информацию –  позволит ребенку научиться выявлять общие черты объектов, разнообразить способы обучения, повысить интерес к процессу.

Задание. Подпиши название планет на схеме.Отметь верные высказывания:

  1. Земля расположена от Солнца дальше, чем Юпитер.
  2. Сатурн расположен от Солнца дальше, чем Юпитер.
  3. Венера расположена ближе всех к Солнцу.
  4. Уран находится между Сатурном и Нептуном.
  5. Марс – пятая планета от Солнца.


Рис.2. Планеты Солнечной системы.

  1. Работа с картами и планами

Использование географических карт и планов, информации, сконцентрированной на карте – одна из главных возможностей на уроке Окружающего мира.  Учащиеся знакомятся со множеством понятий, которые пригодятся им в будущем, а также учатся самостоятельно читать различные знаки, символы и условные обозначения, которые помогают наглядно и быстро предоставлять информацию. Карты и планы – одни из новых видов предоставления информации для детей, следовательно, необходимо уделить особое внимание формированию умений по их чтению и изучению.

Задание. Изучи план эвакуации вашей школы. Используя условные обозначения на карте:

– найди свое местоположение (1);

– найди выход из помещения;

– найди номер пожарной части.

Рис. 3. План эвакуации школы.

Таким образом, данные направления и задания при использовании на уроках окружающего мира, помогут обучающимся вычитывать информацию из текстов разных видов, что необходимо при изучении различных учебных предметов. Ценность рассмотренных заданий заключается также в возможности их трансформации под цели конкретного урока.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
  2. Планируемые результаты реализации междисциплинарной программы  «Формирование УУД» раздел «Чтение. Работа с информацией (текстом)»
  3. Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» 1-4 классы/А.А.Плешаков 2015 – 2019 г.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся начальных классов на уроках окружающего мира

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Мостовская средняя общеобразовательная школа» Отчет по самообразованию Исследовательская деятельность учащихся начальны...

Формирование гражданской идентичности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира

Материал содержит  выступление и презентацию на педагогическом совете по  теме " Формирование гражданской идентичности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира"...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Современный мир становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней.Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, так как именно здесь происходит и...

Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира

Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Презентация для статьи: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА...