Формирование гражданской идентичности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира
учебно-методический материал

Материал содержит  выступление и презентацию на педагогическом совете по  теме " Формирование гражданской идентичности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование гражданской идентичности

учащихся начальных классов на уроках окружающего мира.

       Одной из приоритетных задач современного образования является «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих потребностям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества».

       Миссией российского образования является воспитание успешных граждан России на основе приобщения новых поколений россиян к культурным, духовным и нравственным ценностям российского народа, таким, как справедливость, личная и индивидуальная свобода, жизнь человека, его благосостояние и достоинство, семейные традиции, патриотизм.

        Новые поколения россиян – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности. Российское образование нацелено на формирование гражданской идентичности как важнейшего условия развития российского гражданского общества.

       Термин «Гражданская идентичность личности» является довольно новым в практике школы. Психологи понимают его как  «осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан  определенного государства на общекультурной основе».

       Формирование гражданской идентичности гражданина России, включает в себя:

1. Духовно-нравственное и ценностно-смысловое воспитание – формирование приоритетных ценностей гуманизма, духовности и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, стремления придерживаться в своем поведении нормам этики, к нежеланию их нарушать.
2. Историческое воспитание — знание основных событий истории государства и его героического прошлого, представление o месте России в мировой истории; знание важных событий истории народов России, формирование исторической памяти, чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных фактах истории края, республики, области, в которой проживает ребёнок; представление o связи истории своей семьи, рода c историей Отечества, формирование чувства гордости за свой род, семью, город (село).

3. Политико-правовое воспитание — направлено на формирование представлений учащихся о государственно-политическом устройстве России; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях учащегося; информирование об основных общественно-политических событиях в стране и в мире; правовая компетентность. 

4. Патриотическое воспитание — направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважения национальных символов и святынь, знания государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях. 
5. Трудовое (профессионально-ориентированное) воспитание – формирует картину мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; знакомит с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; формирует добросовестного и ответственного отношения к созидательному труду, уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданных трудом человека.

6. Экологическое воспитание, задачи которого определяются формированием высокой ценности жизни, потребностью учащихся сохранять и улучшать окружающую природную среду, обучением экологически сообразного поведения.

         Процесс воспитания гражданской идентичности включает в себя следующие компоненты:

  • когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);
  • ценностно-смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);
  • эмоциональный (приятие или неприятие своей принадлежности);
  • деятельностный (поведенчески - гражданская активность)

        Формирование гражданской идентичности относят к личностным универсальным учебным действиям. При этом выдвигаются следующие требования к результатам данной работы:

 Когнитивный компонент:

  • сформировать историко-географический образ России – представление о территории и границах России, её географических особенностях; знать основные исторические события развития государственности и общества, историю и географию края, его достижения  и культурные традиции;
  • иметь представление о социально-политическом устройстве России, ее государственной организации, знать государственную символику, государственные праздники;
  • знать основные права и обязанности гражданина, соответствующие возрастному статусу учащегося в обществе;
  • знать о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, о народах и этнических группах России;
  • иметь представление об общекультурном наследии России;
  • знать основные моральные нормы; нормы и правила охранно-бережного отношения к природе, сохранения здоровья; правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Ценностно-смысловой и эмоциональный компоненты предполагают:

  • воспитание чувства патриотизма;
  • эмоционально-положительное принятие этнической идентичности;
  • уважение других народов России, межэтническую толерантность;
  • уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим;
  • уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности своего здоровья и здоровья других людей;
  • следование моральным нормам.

 Деятельностный компонент предполагает:

  • участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций;
  • выполнение норм и требований школьной жизни, использование прав и выполнение обязанностей ученика;
  • выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • участие в общественной жизни, ориентирование в событиях, происходящих в стране и мире; посещение театров, музеев, библиотек; следование здоровому образу жизни.

       Формирование гражданской идентичности детей в школе обязано включать в себя три ступени. На первой ступени (начальная школа) определяются базовые этические ценности, правила человеческого поведения. На данном этапе у учащихся происходит формирование представлений o значимости человеческого достоинства, понимание ценностей не только своей личности, а в том числе и личностей других людей. B данный период воспитываются уважение к людям, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения проблемных ситуаций.

        На второй ступени (основная школа) формируется система ценностей и установок человеческого поведения; дети приобретают знания и умения для предстоящей самостоятельной жизни в обществе. На данном этапе основой гражданского становления является формирование уважения к закону, правам других людей. Происходит обогащение сознания детей сведениями по истории Отечества, познание ими элементарных правовых норм.

         На третьей ступени (полная средняя школа) углубляются, расширяются знания o процессах, происходящих в различных сферах общества, o правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ, определяется гражданская позиция человека, его социально-политические ориентации. Задача данного этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности ученики совершенствовали готовность и умение защищать не только свои права, но и права других людей.

           Формирование гражданской идентичности включает в себя комплекс целей-функций, формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих политических идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе, внешкольных и общественных организациях.

Цели-функции гражданского политического воспитания разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие.

        По мнению Б.Т. Лихачева, образовательная цель-функция заключается в том, чтобы         раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у школьников устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности.

        Воспитательная функция гражданской работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправить свои ошибки.

         В.А. Сластенин отмечает, что развивающая функция гражданско-политической работы с детьми вытекает из образовательной и воспитательной. Гражданско-политическое познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позиции нового политического мышления. Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием.

         Цели-функции гражданского воспитания реализуются в целостном педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей детей.

         Потенциал курса «Окружающий мир» для формирования гражданской идентичности очень велик.  Он подробно раскрыт и  в Примерных программах начального общего образования, входящих в комплект документов ФГОС НОО.  В пояснительной записке к программе по окружающему миру подчеркивается, что в рамках данного предмета «благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России».  Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

         Программа по окружающему миру состоит из двух содержательных блоков: «Человек и природа» и «Человек и общество».         

       

         В блоке «Человек и природа» особо выделены 2 раздела, имеющие не только образовательное, но и преимущественное воспитательное значение для формирования гражданской идентичности у младших школьников: «Природа России» и «Родной край – часть большой страны», в которых изучаются следующие темы: Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России). Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Животноводство в нашем крае, его отрасли.  

       Что касается блока «Человек и общество», то практически все темы этого раздела важны для формирования гражданской идентичности,  воспитания патриотизма:

  Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон РФ. Права ребёнка. Президент РФ – глава государства.

   Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др. Москва – столица России. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам. Страницы истории России. Родной край – частица России. Родной город, регион: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения  из истории родного края.

       

          Какие же характеристики деятельности обучающихся, направленные на формирование УУД, предлагает курс «Окружающий мир»?  Перечислим некоторые из них:

  • Исследовать связи жизнедеятельности объектов.
  • Проводить групповые наблюдения.
  • Характеризовать особенности.
  • Анализировать примеры.
  • Обсуждать в группах и объяснять.
  • Описывать внешний вид, характерные особенности.
  • Извлекать информацию из учебника и дополнительных источников знаний
  • Моделировать и оценивать.
  • Готовить небольшие сообщения.
  • Обмениваться сведениями.

          Большинство сведений, подлежащих изучению, вводится индуктивным путем, через наблюдение, сопоставление, выполнение заданий, а сами сведения даются  как вывод, результат размышления обучающихся.

         Деятельностный компонент учебника поддерживается и дополняется заданиями рабочей тетради. Рабочая тетрадь предназначена для отработки и закрепления тех знаний, которые дети получают на уроках.  Предпочтение отдается активным методам работы детей. Много внимания уделяется развитию логического мышления. Дети учатся классифицировать, группировать, исключать лишнее, различать по внешним признакам.

Вводятся посильные детям проектно-исследовательские работы. 

         В соответствии с требованиями ФГОС, в части личностного развития младших школьников, много внимания уделяется в заданиях рабочей тетради развитию творческих способностей учащихся. Буквально на каждом уроке даются задания: раскрась, нарисуй, придумай, расскажи. И даже если даются задания репродуктивного характера (опознать по рисунку), то обязательно добавляется творческое задание.

         Действенной формой формирования гражданской идентичности учащихся начальной школы является работа с историческими источниками (семейными реликвиями, архивом семейных фотографий, письмами и др.), которая, с одной стороны, расширяет, дополняет и конкретизирует представления школьников об истории родного края, о месте и роли в ней отдельного человека, а с другой - направляет их на осмысление ценности семьи, предоставляя возможность вместе с родственниками старших поколений восстановить историю своего рода. Примером может служить работа по составлению родословной своей семьи (Окружающий мир. 2 класс. Тема: «Наша дружная семья». Проект «Родословная»), а также подготовка проектов по окружающему миру в 1 классе «Моя семья» и  «Профессии» во 2 классе, воспитывающая уважение к своей семье, её родословной, позволяющая учащимся осознать и почувствовать свою сопричастность к ней.

        Для повышения мотивации учащихся начальных классов к изучению далекого от их повседневной жизни и поэтому достаточно для них сложного программного материала предлагается создавать проблемные ситуации с помощью вопросов.

         Например: Что интересного вы можете рассказать о своей малой родине ровеснику, с которым подружились, находясь на отдыхе в другом городе (селе)?, Почему наша страна называется «Российская Федерация»?, Что обозначает слово «столица»?, В честь чего празднуется День Победы? и др. Разумеется, не на каждый из этих вопросов младшие школьники смогут дать требуемый ответ: их жизненный  опыт еще мал и вопросы устройства жизни государства и общества их обычно не интересовали. В таких случаях, выслушав предположения учащихся, учитель не должен навязывать им правильный ответ. Лучше обратить внимание учащихся на материалы учебника, в которых они самостоятельно смогут найти ответ на поставленный вопрос

         Важное место в системе гражданского воспитания в начальной школе принадлежит экскурсионной работе в музее, способствующей развитию познавательной деятельности, творческих и эстетических навыков учащихся, активизации интереса к изучению истории края. В музее у учеников появляется возможность наглядно увидеть то, о чем учитель рассказывал на уроке, получая одновременно дополнительные сведения по изучаемой теме. Музейный материал учит младших школьников слушать глазами, что, несомненно, повышает уровень восприятия информации.

        Таким образом предмет «Окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

         В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

  • умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его столицу;
  • ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;
  • формирование основ исторической памяти – умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;
  • формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
  • развитие морально-этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

                                   

                                    Коновалова Е.Б., руководитель МО начальных классов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование гражданской идентичности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира» 2018-19 учебный год

Слайд 2

Одной из приоритетных задач современного образования является: « воспитание и развитие качеств личности, отвечающих потребностям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества».

Слайд 3

Приоритетные направления современного российского образов ания Приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям российского народа Основная цель современного российского образования – «воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России». Формирование гражданской идентичности учащихся Актуальность

Слайд 4

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: Тождественность личности статусу гражданина, как оценку своего гражданского состояния, способность и готовность выполнять сопряжённые с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства (М. А. Юшин) Структурный компонент социальной идентичности и определяется как результат процесса самоотождествления субъекта с соответствующими социальными группами на эмоциональном и когнитивном уровнях личности. (Р. Ю. Шикова) Свободное отождествление человека с народом (российской нацией), включённость человека в культурную, общественную жизнь страны, ощущение причастности к будущему, настоящему и прошлому российской нации, осознание себя россиянином (Д. В. Григорьев) Осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе. (А. Г. Асмолов) Определение гражданской идентичности

Слайд 5

Ценностно-смысловое и духовно нравственное воспитание Историческое воспитание Политико-правовое воспитание Основные задачи воспитания гражданской идентичности Экологическое воспитание Трудовое воспитание Патриотическое воспитание

Слайд 6

Структурные компоненты гражданской идентичности Когнитивный - знание о принадлежности к данной социальной общности Ценностно-смысловой - негативное или позитивное отношение к принадлежности Эмоциональный - непринятие или принятие своей принадлежности Деятельностный - реализация гражданской позиции в деятельности и общении, гражданская активность, участие в социальной деятельности, которая имеет общественную значимость.

Слайд 7

Когнитивный компонент: сформировать историко-географический образ России – представление о территории и границах России, её географических особенностях; знать основные исторические события развития государственности и общества, историю и географию края, его достижения и культурные традиции; иметь представление о социально-политическом устройстве России, ее государственной организации, знать государственную символику (герб, флаг, гимн), государственные праздники; знать основные права и обязанности гражданина, соответствующие возрастному статусу учащегося в обществе (право на получение бесплатного образования и обязанность учиться; право использования культурных и материальных, природных ресурсов общества и обязанность бережно относиться к ним и сохранять их; право на медицинскую помощь и решения и обязанность нести ответственность за последствия решения и поступка в пределах, определяемых нормами государства и общества); знать о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, о народах и этнических группах России; иметь представление об общекультурном наследии России; знать основные моральные нормы; нормы и правила охранно-бережного отношения к природе, сохранения здоровья; правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Слайд 8

Ценностно-смысловой и эмоциональный компоненты: иметь чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважать ее историю, культурные и исторические памятники; обладать эмоционально-положительным принятием своей этнической идентичности; уважать другие народы России, иметь межэтническую толерантность; уважать личность и ее достоинства, доброжелательно относиться к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия; уважать ценности семьи, любить природу, признавать ценности своего здоровья и здоровья других людей, обладать оптимизмом в восприятии мира; следовать моральным нормам и гордиться этим, испытывать чувство стыда и вины при их нарушении.

Слайд 9

Деятельностный компонент: участвовать в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера); выполнять нормы и требования школьной жизни, пользоваться правами и выполнять обязанности ученика; выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; участвовать в общественной жизни, ориентироваться в событиях, происходящих в стране и мире; посещать театры, музеи, библиотеки; следовать здоровому образу жизни.

Слайд 10

Средняя школа определяется гражданская позиция человека Начальная школа определяются базовые этические ценности, правила человеческого поведения Ступени формирования гражданской идентичности учащихся Основная школа формируется система ценностей и установок человеческого поведения

Слайд 11

Образовательная раскрыть общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации Развивающая формирование способности политического мышления, умения отстаивать свою точку зрения Цели-функции формирования гражданской идентичности учащихся Воспитательная включение в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность

Слайд 12

Учебный курс «Окружающий мир » «Человек и общество » «Человек и природа» Природа России » Родной край – часть большой страны Наша Родина - Россия « Страницы истории Отечества Современная Россия

Слайд 13

Характеристика деятельности учащихся Исследовать связи жизнедеятельности объектов. Проводить групповые наблюдения. Характеризовать особенности. Анализировать примеры. Обсуждать в группах и объяснять. Описывать внешний вид, характерные особенности. Извлекать информацию из учебника и дополнительных источников знаний Моделировать и оценивать. Готовить небольшие сообщения. Обмениваться сведениями.

Слайд 14

Примеры заданий

Слайд 15

Примеры заданий

Слайд 16

Примеры заданий

Слайд 17

Формирование гражданской идентичности в общеобразовательной школе позволяет обеспечить реализацию основных требований общества к образовательной системе: формирование гражданской и культурной идентичности учащихся как граждан своей Родины; духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей; формирование у школьников правовой культуры и социально-политической компетентности; воспитание патриотизма; воспитание толерантного сознания. Роль гражданской идентичности в системе требований к образовательной системе

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных навыков учащихся 1 класса на уроках окружающего мира

Особенности курса “Окружающий мир” состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающем...

Формирование гражданской идентичности у младших школьников на уроках окружающего мира.

Обобщение педагогического опыта. В статье описывается опыт работы над проектом "Мой город детства и мечты отсюда родом я"К сожаления размер презентации большой, не загружается. Если материал интересен...

Исследовательская деятельность учащихся начальных классов на уроках окружающего мира

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Мостовская средняя общеобразовательная школа» Отчет по самообразованию Исследовательская деятельность учащихся начальны...

Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира

Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Презентация для статьи: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Статья: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ...