Главные вкладки

    Формирование гражданской идентичности учащихся начальных классов в контексте долгосрочного проекта «А много ли мы знаем о Победе».
    статья на тему

    Ахметшина Ирина Николаевна

    Материал из опыта работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formrovanie_grazhdanskoy_identichnosti.docx38.68 КБ

    Предварительный просмотр:

     «К патриотизму нельзя только призывать,

            его нужно заботливо воспитывать -

                  воспитывать любовь к родным местам,

            воспитывать духовную оседлость»

    Д. С. Лихачев

    Формирование гражданской идентичности учащихся начальных классов в контексте долгосрочного проекта «А много ли мы знаем о Победе».

             Одной из основных задач школы на современном этапе является формирование основ гражданской идентичности личности.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) включает формирование основ гражданской идентичности в личностные результаты освоения основной образовательной программы.  Формирование гражданской идентичности гражданина России включает в себя патриотическое и гражданское воспитание, воспитание этнического самосознания, а также интереса к жизни, культуре и быту людей другой национальности. Как и любой процесс воспитания, формирование гражданской идентичности включает в себя следующие компоненты:

    • когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);

    • ценностно - смысловой (отношение к принадлежности: позитивное, негативное или двойственное);

    • эмоциональный (приятие или неприятие своей принадлежности);

    • деятельностный (поведенчески-гражданская активность)

    При формировании гражданской идентичности младших школьников следует

    иметь в виду каждое из выдвинутых ФГОСНОО направлений и каждый из названных компонентов. Важнейшим компонентом формирования гражданской идентичности является патриотическое воспитание. Задачи формирования патриотических чувств и сознания школьников реализуются как  при изучении предметов, преимущественно социально-гуманитарной направленности, так и во внеклассной работе. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества. В своей работе по формированию гражданской идентичности у учащихся начальных классов  я использую технологию системно-деятельностного подхода, который способствует формированию личности ученика. А  развитие личности  осуществляется в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие, снимающее оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки  (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход объединяет эти подходы. Ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять, оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе. Системно-деятельностный подход способствует формированию УУД (в соответствии с ФГОС).         Исходя из вышеизложенного, в целях повышения эффективности формирования гражданской идентичности младших школьников,  был разработан долгосрочный  проект «А много ли мы знаем о Победе». Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий и имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

    Актуальность проекта. Патриотизм – важнейший духовно – нравственный фактор сохранения общественной стабильности. Поэтому, проект, направленный на сохранение  преемственности поколений и формирование патриотизма, я  считаю особенно актуальным.

    Цель проекта: 

    1. Формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России.
    2. Развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
    3. Развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

    Задачи проекта.

    1.Развивать интерес учащихся к историческому прошлому нашей страны;

    1. Формировать представление об истории ВОВ,  о жизни народа  в военное время, работе тыла, используя различные виды деятельности;
    2. Показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;
    3. Повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности;
    4. Противодействовать попыткам фальсифицировать события Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг.

     Сроки реализации проекта:  1418 дней (июнь  2016г. – май 2020 г.). Долгосрочный. Этапы работы над проектом

    I этап: проектный (июнь –сентябрь 2016)

     Цель:

    1. Подготовка условий для создания системы патриотического воспитания. Анализ данного этапа показал, что в школе имеется необходимое техническое оборудование, кадровые ресурсы составлены договоры сотрудничества с социальными партнерами школы.

    2. Разработка и утверждение  план работы.    Для решения данной задачи  был проведен опрос учащихся 3-4классов  школы. В процессе исследования были опрошены 28 учащихся. Средний возраст 9-10 лет. Ребятам были предложены вопросы, в которых предлагалось назвать дату начала великой отечественной войны, источники, из которых ребята узнают о военных событиях, указать имена людей, повлиявших на ход событий в Великой Отечественной  войне 1941-1945 года  и родственников, принимавших участие в Великой Отечественной  войне 1941-1945 года. Подводя итоги обследования, я сделала вывод о том,  что учащиеся имеют общие представления о Великой Отечественной войне. Война не всегда серьезно воспринимается молодежью. С годами из памяти стираются неприятные воспоминания. Цена, которая была заплачена за победу, воспринимается все менее масштабно и трагично.

     II этап: практический (сентябрь 2016-апрель 2020)

    Цель: 1.Выбор эффективных форм и методов воспитательного воздействия.

    III этап: аналитический (май 2020)

    Цель: анализ итогов реализации.

    Задачи:

    1. Обобщить результаты работы.

    2. Провести коррекцию затруднений в реализации.

    3. Спланировать работу на следующий период.

     В настоящее время наш проект в самом начале своего творческого пути   и мне хочется познакомить вас с первыми результатами своей работы.

    1 направление называется  «Связь поколений».

    Цель: 1.Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему; 

    2. Формирование нравственно устойчивой личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу, к активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации

    3. Воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям,  к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;  В рамках данного направления  мы начали учебный год с традиционного месячника «Экстремизму –нет», октябрь был отмечен месячником гражданской обороны и  традиционными мероприятиями к Декаде пожилого человека, Одно из них - это Научно – практическая конференция «Моя родословная». О своей родословной говорили не только учащиеся, но и педагоги. Результатом мероприятий,  посвященных дню  народного единства стало участие в  муниципальном этапе республиканского конкурса «Символика моей Родины». Мероприятия, посвященные дню героев Отечества были проведены совместно с музеем историко –культурного наследия г. Зеленодольска.   В декабре 2016 года вся страна отмечала 75-  летие самой масштабной битвы Великой Отечественной войны –Битвы под Москвой.  У нас стало доброй традицией проводить подобные мероприятия не только для учащихся школы, но и для жителей села.

    2 направление. «Растим патриота России».

     Цель: 1.Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции, глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

    2. Изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России;  

    3. Развитие школьного самоуправления. Работа в рамках данного направления  была представлена  в таких мероприятиях  как Парламентский урок, круглый стол - «В патриотизме молодежи – будущее», в Реализации программы по безопасности дорожного движения.  

    1. направление. Мой край родной.      

     Цель: 1.Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, городу, к природе родного края,к культурному наследию своего народа;

    2. Воспитание любви, уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.  Наше село находится в пригороде Зеленодольска. Многие семьи, живя в благоустроенных квартирах и домах, перестали вести сельское хозяйство: огородничество, садоводство. Таким образом, сельские дети стали отдаляться от «земли. Результат – пришкольный участок с овощным огородом и цветниками стали приходить в упадок.   Таким образом,  инициативной группой, состоящей из педагогов и учащихся,  был разработан проект «Школьный двор», где каждый участок земли, а ее у нас  2га, был распределен между классами. С целью создания единого стиля участка, была выбрана тема: «Цвети, священная земля моя, моя Республика, мой Татарстан!» Таким образом, на участке появились клумбы. «Тюльпан» (Элемент татарского национального орнамента), в честь тысячелетия г. Казани, Звезды – в честь проведения  Универсиады в г. Казань, флаги России и Республики Татарстан,  Наш класс принимал участие в создании Альпийской горки в честь присоединения  Крыма к России. Вот такие отзывы о своей работе мы получали от родителей и жителей села. Афанасьева Ольга, 2А класс.  Мы снимаем квартиру в посёлке, своего земельного участка не имеем. Приходили  на школьный двор всей большой семьёй и работали с большим удовольствием. Ухаживали сразу за двумя участками – 2А, где учится сын Артём и 6А, где учится дочь Анна. Это самое красивое и ухоженное место в посёлке. Гуляли по асфальтированным дорожкам и любовались разнообразием цветов.   В 2017 году исполняется  85 лет нашему самому красивому, самому зелёному и самому лучшему городу на земле городу Зеленодольску.

     Мастер – класс. Тема: «Зеленодольску -85 лет»

    1. Приветствие
    2.  Представляю вашему вниманию мастер- класс на тему:

     «Зеленодольску -85 лет»

    Зеленодольск

    Славный город Татарстана

    Плеяды талантов родная земля

    Великая Волга, сады и фонтаны

    Два века не меркнет твоя красота

    Твои корабли бороздят океаны,

    Заводы на страже Отчизны стоят

    Ты - гордость России, могучей Державы,

    Так, славься, наш город,

    Родной город- сад.

    Автором данных слов является Лилия Туманова. Данная песня является гимном г. Зеленодольска. Прошло более двухсот лет пути от крошечного зимовья при волжской переправе до города, где размещены важные для Татарстана промышленные производства, где живут интересные люди, щедро дарящие не только республике, но и всей России свои таланты. Сегодня мне хочется поближе познакомить вас с нашим городом.

    1. Деление на группы.
    2.  Задание для 1 группы

    а) Подготовить информацию о гербе  г. Зеленодольск

    1. Задание для 2 группы

    а) Подготовить информацию о градообразующих предприятиях города.

    1. 7. Задание для 3 группы

    а) Подготовить информацию об образовательных учреждениях города

    8. Сбор картины. Данный прием коллективной работы я часто  использую в своей работе…

    -Что это дает?

    Во-первых. В таком форме работы формируются все универсальные учебные действия: Личностные – самоопределение, Регулятивные – управление своей деятельностью, Коммуникативные – навыки сотрудничества, речевая деятельность.  Компетентностные задания позволяют развивать познавательные УУД: работа с информацией, выполнение логических операций (классификация, обобщение) Такое задание можно считать метапредметным

    - Где этот продукт можно применить далее?

    1. На уроках окружающего мира

    2. На уроках технологии

    3.  Во внеурочной деятельности

    4. При проведении интегрированных уроков

    5. Конкурсы, выставки

    6. При написании сочинений

    7.Рефлексия

     Синий –я познакомился с г. Зеленодольском и могу рассказать о нем.

    Желтый – я познакомился с г. Зеленодольском и хотел бы посетить его.

    Красный - я познакомился с г. Зеленодольском

    Зеленодольск часто называют городом –садом, так расположен он в живописной местности: с трех стороннего обрамляет лесной массив, а с четвертой стороны омывают волжские воды. А мы с вами украсили наш город замечательными цветами. Добро пожаловать в Зеленодольск.

    Плакат, магниты

    В соответствии с цветом фишек класс делится на группы и получает карточки- задания.

    Цветы разного цвета

    Календари 

    4 направление. «Я и моя семья». Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. Реализацию мероприятий данного направления я  могу продемонстрировать на примере реализации программы «Родительская забота. Мне хочется отметить, что наш Проект отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией, Поэтому конечным результатом реализации проекта должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России. Системно-деятельностный подход в воспитательной работе, а не единичные мероприятия, позволит сформировать в детском сознании дух любви к Отечеству, стремление отдать свои силы и знания, трудовой потенциал на благо Родины.

    Литература

    1.        Конституция Российской Федерации

    2.        Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) "Об образовании" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)

    3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.

    4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред.А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. - М.: Просвещение, 2010.

    5.        Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"»

    6.        «Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ

    7.        Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23

    8.        Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8 – С. 17


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов

    Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...

    « Формирование нравственной культуры учащихся начальных классов» в рамках проекта «Человек и люди вокруг него»

    Актуальность проблемы:   Целью нравственного  воспитания  является  установление истинных, основанных на любви и уважении  контактов,  взаимоотношений между лю...

    Формирование гражданской компетентности учащихся начальной школы

    Презентация, содержащая описание системы внеклассных занятий по формированию правовой культуры младших школьников...

    Воспитательная роль учебных предметов, изучаемых по программе УМК «Школа России», в гражданском становлении учащихся начальных классов.

    Воспитательная роль учебных предметов, изучаемых по программе УМК «Школа России», в гражданском становлении учащихся начальных классов....

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

    В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в котором ускоряется процесс появлени...

    «Система критериального оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в контексте обновления содержания образования»

     Критериальное оценивание учебных достижений учащихся особенно актуально в рамках перехода образовательных учреждений на новые государственные стандарты.  Помимо опорных навыков и уме...

    Формирование гражданской идентичности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира

    Материал содержит  выступление и презентацию на педагогическом совете по  теме " Формирование гражданской идентичности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира"...