« Формирование нравственной культуры учащихся начальных классов» в рамках проекта «Человек и люди вокруг него»
методическая разработка (1 класс) по теме

 

Актуальность проблемы:

   Целью нравственного  воспитания  является  установление истинных, основанных на любви и уважении  контактов,  взаимоотношений между людьми. К.Д.Ушинский особо подчёркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности. Достичь этого можно, работая  по  программе «Формирование нравственной культуры учащихся начальных классов» в рамках проекта « Человек и люди вокруг него», в котором поднимаются волнующие вопросы, как для молодого начинающего  учителя, так и для учеников общеобразовательных школ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Формирование нравственной культуры  учащихся начальных классов»  

в  рамках проекта «Человек и люди вокруг него»                  

Актуальность проблемы:

   Целью нравственного  воспитания  является  установление истинных, основанных на любви и уважении  контактов,  взаимоотношений между людьми. К.Д.Ушинский особо подчёркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности. Достичь этого можно, работая  по  программе «Формирование нравственной культуры учащихся начальных классов» в рамках проекта « Человек и люди вокруг него», в котором поднимаются волнующие вопросы, как для молодого начинающего  учителя, так и для учеников общеобразовательных школ.

Цель данного исследования:   Развивать личные навыки толерантного общения, повышать   внутригруппое доверие между студентами, учащимися, формировать собственные  жизненные установки. Обучать социальным навыкам: решение сложных жизненных ситуаций путём нравственного выбора.

Задачи:

1.Помочь учащимся  познать природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти своё место в нём.

2.Подготовить  младшего школьника к вхождению в социум.

3.Развить общую культуру,  как студента, так и школьника.

   Содержание  воспитательной работы учителя – практиканта по формированию нравственной культуры учащихся  составляет формирование определённых групп отношений:

1.Отношение к другим людям предполагает формирование гуманизма, взаимного уважения между людьми, товарищеской  взаимопомощи, требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола.

А) Родным и близким. Проведены занятия на темы:

  1. Любовь - огромная страна и только в ней бывает счастье
  2. Важней всего погода в доме
  3. Мой дом - моя крепость
  4. Семья-7-я
  5. Невесело на свете жить, коль сердцу некого любить.
  6. Нет ничего дороже слова Мать!
  7. Мама - самый лучший, надёжный друг
  8. Мама лучше всех моя.
  9. Вот она какая-мамочка моя родная.

Б) Друзьям. Проведены занятия на темы:

  1. В дружбе -сила.
  2. Помни о других – ты не один!
  3. Кого можно назвать настоящим другом.
  4. Путешествие на планету дружбы
  5. Нам без дружбы  не прожить, нужно дружбой дорожить

В) Окружающим людям другой расы и национальности.

  1. Я среди людей
  2. Я, ты, он, она - вместе дружная семья.
  3. Знакомство с Республиками Коми и Бурятии, нахождение своеобразия и единства
  4. Расы людей
  5. Знакомство с праздником народов мира - Новый год.
  6. Мы разные, мы вместе
  7. Праздники народов мира
  8. В гости к соседям
  9. Путешествие в англоязычные страны: Великобританию и Австралию.

2.Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости.

  1. Что такое этикет?
  2. Роль мимики и жестов в общении
  3. Вежлив ли ты?
  4. Правила хорошего тона
  5. Правила общения по телефону
  6. Знаешь ли ты свой город Санкт-Петербург?

3.Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых и учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей.

  1. Все профессии нужны - все профессии важны.
  2. Кем я хочу стать? Мужские и женские профессии
  3. Школа - мой второй дом

4.Отношение к природе требует бережного отношения к её богатству, нетерпимости к нарушениям экологических норм и требований.

   Таким образом, содержание и формы  нравственного образования и воспитания во I-IV  классах были следующими:

  1. Мир добрых дел - выявление, определение, рассмотрение, добрых поступков; выявление доброго или недоброго отношения людей к животным; определение понятия «преданность».
  2. Люди среди людей - определение понятия «отношения»,выделение основных связей между людьми, исследование причин разрушения человеческих отношений и поиск способов  налаживания контактов между людьми. Установление правил сохранения добрых отношений между людьми.
  3. Дружба и привязанность- определение понятий «дружба»; выявление основных качеств настоящего друга; проигрывание ситуаций спора и ссоры между друзьями.
  4. Коллектив- рассмотрение отношений в классе, определение понятий « коллектив».

Исследование причин возникновения ссор в коллективе и поиск способов установления добрых отношений в коллективе.

  1. Семья и семейные традиции - определение понятия «семья», « традиции»; выражение своего отношения к родным, к дому; рассказ детей о проведении праздников в семье.
  2. Любовь- выделение важнейшего  условия существования семьи. Определение понятия «любовь», выявление любящих и любимых детьми людей.
  3. Моё место в жизни - выявление профессиональных интересов детей. Определение качеств характера, необходимых в той или иной профессии. Выделение важнейшего качества человека для любого рода занятий.

Объём исследуемого материала

    Во втором классе на внеклассном занятии «Невесело на свете жить, коль сердцу некого любить» в конце занятия детям (20 человек) предлагалось построить лестницу счастья. Вот что из этого получилось:

ТВОРЮ:

-добро-90%;

-заботу, нежность, уважение по 30%;

- любовь-25%; ласку-20%;

-радость-15%;

-внимание, помощь, счастье по 10%;

-хорошие поступки, зло по 5%.

ОБЩАЮСЬ:

-с  уважением-50%

- с семьёй-50%

- с любовью-40%

- с  лаской-35%

-с  вниманием-25%

- с добротой-10%

- с интересом, удовольствием, пониманием - по 5%

ИМЕЮ:

-родителей-100%

-друзей-100%

-родственников-35%

-животных-55%

-заботу-25%

-дружбу-25%

-любовь-15%

-уважение-10%

-счастье-5%

ЖИВУ:

-с уважением-45%

-с интересом, с лаской, заботой-40%

-с любовью-25%

-с радостью, хорошо, мамой, родителями, счастливо- 20%

- с бескорыстием, замечательно, пониманием, умением прощать-5%

  Внеклассное занятие по теме: « Я, ты, он, она - вместе дружная семья» в 4ом классе было посвящено интернациональным семьям, ведь в бывший  СССР  входило 15 республик. В конце занятия учащимся (17 человек) необходимо было ответить на следующие вопросы:

  1. Любимое блюдо вашей семьи?

Суши – 23,5%; салат – 11,7% , пицца – 11,7%; форель-5,8% ,еврейские котлеты-5,8%; пюре с котлетами-5,8%; картошка с мясом -5,8%; манная каша-5,8%;

куриные бифштексы-5,8%; печёная курица-5,8%; макароны по флотски-5,8%.

  1. Чем родители увлекались в детстве?  – не ответили – 35,2%;  спорт – 17,6%;, рисование – 11,7%; учёба – 11,7%; конструирование – 11,7% ; музыка – 5,8%; коллекционирование – 5,8%.
  2. Ваш любимый семейный праздник, как вы его отмечаете? 
  3.  Новый год – 88,3%

 День рождения – 11,7%

  1. Как вы в семье называете  друг друга? – по имени – 41,1%; мама, папа – 29,4%; зайка, солнышко – 17,6%; по – разному – 11,7% ; мамуля, папуля – 5,8%; не ответили – 5,8%.
  2. Какой предмет в школе любили родители? –  математика – 58,8%;  русский язык – 17,6% ; труд – 5,8%; физкультура – 5,8%; литература– 5,8%; рисование – 5,8% ; музыка – 5,8%; не ответили – 11,7%.
  3. Что может обрадовать маму, папу? – мытьё посуды,  уборка комнаты, хорошие оценки – 82,3%; поделка, сделанная своими руками – 5,8%; подарок – 11,7%;  не ответили – 5,8%.
  4. Как познакомились родители? -  не ответили – 58,8%; в гостях – 17,6%; в кафе – 11,7%;  вместе учились – 5,8%; на улице  – 5,8%.
  5. Как вы отдыхаете летом? – дача – 29,4%; море – 23,5%; за границей – 23,5%; не ответили – 11,7%; деревня – 5,8%; дом отдыха – 5,8%.
  6. Кто дал имя ребёнку, были ли другие варианты? – мама– 29,4%, оба родителя – 17,6%, папа – 17,6%, не ответили – 17,6%, дедушка – 5,8% бабушка – 5,8%.
  7.  Есть ли домашние животные? – Да – 70,5%; Нет – 29,5%
  8.  Какую передачу вы смотрите всей семьёй? – не ответили – 29,4% ; сериалы –23,5% ; Минута славы – 11,7%; новости – 5,8% ; Большие гонки – 5,8%; Большая разница – 5,8%; Что? Где? Когда? – 5,8%;Последний герой -5,8%; Комедии-5,8%.

  На внеклассном занятии  в 3ем  классе по теме: «Кого можно назвать настоящим другом?» детям  (14 человек) предлагалось составить  ПРАВИЛА ДРУЖБЫ

  1. Уметь поддерживать, помогать  другу в трудную минуту- 85,7%
  2. Уважать - 42,8%
  3. Понимать друга -35,7%
  4. Прощать  друга -35,7%
  5. Ценить -28,5%
  6. Любить  друга- 21,4%
  7. Не обижать -14,2%
  8. Не предавать друга -14,2%
  9. Не выбирать друга по успеваемости-7,1%
  10. Делать другу добро-7,1%
  11. Защищать-7,1%
  12. Не обижать -7,1%


   На подобных занятиях  младшие школьники изучают такие нравственные понятия, как совесть, справедливость, добро и зло, честность, ответственность, порядочность, тактичность.

  На предложенных занятиях  используются доверительные беседы, обсуждение проблем, обыгрывание жизненных ситуаций, моделирование отношений между детьми в деловой и сюжетно-ролевой играх, экскурсиях, наблюдениях, обмен впечатлениями, тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        ФОРМИРОВАНИЕ  НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ          УЧАЩИХСЯ   МЛАДШ...

Использование метода проектов при обучении и развитии научно – исследовательской культуры учащихся начальных классов

Применение метода проектов в начальной школе. Обощение опыта по данной проблеме учителя начальных классов Гридасовой О.А....

информационная карта инновационного опыта " Формирование коммуникативных компетенций учащихся начальных классов в рамках урочной и внеурочной деятельности"

Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность, способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.    Результаты моей деятельности по формированию коммуника...

План проекта: «Семья и духовно-нравственные ценности учащихся начальных классов»

Формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, семейных духовно-нравственных ценностей как духовно-нравственных ориентиров, отражающих в сознании школьников сущность, понимание...

Формирование тестовой культуры учащихся начальных классов

Тест – это инструмент, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, что возможно в процессе систематического обучения. Для оценки достижения планируемых результатов  могут...

Статья "Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов в рамках реализации нового ФГОС НОО"

Статья отражает понятие "функциональная грамотность" в рамках нового ФГОС НОО, а таже способах и методах формирования этого понятия....