План проекта: «Семья и духовно-нравственные ценности учащихся начальных классов»
проект (4 класс)

Формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, семейных духовно-нравственных ценностей как духовно-нравственных ориентиров, отражающих в сознании школьников сущность, понимание этих ценностей, принимаемых ими в качестве стратегических ценностно-целевых жизненных установок и поведенческих ориентиров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_proekta_po_vneur._d-ti.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Капыревщинская СШ

План проекта по внеурочной деятельности

основы православной культуры:

 «Семья и   духовно-нравственные ценности

учащихся начальных классов»

 Разработан  учителем: Алешиной И.В.

в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта, на основании Концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания личности гражданина России.        

Актуальность проекта.

На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их образовательно-воспитательных возможностей, семейных духовно-нравственных ценностей. Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их воспитания и развития.

        Семья является основой любого государства (что само по себе имеет абсолютную ценность), главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа, его традиций, национальной безопасности. Постепенно восстанавливается и наращивается дидактическая система семьи, и соответственно возрастает роль семейного воспитания в образовании ребенка.

В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и другим людям, к обществу, природе.

Цели проекта:  

1. укрепление детско-родительских отношений, укрепление и развитие сотрудничества школы и семьи в вопросах развития, воспитания детей, знакомство с духовным и культурным наследием России.

2.  Сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

3. Воспитание культуры межличностных отношений, уважения друг к другу, принятие совместных решений, взаимопомощь.

4. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи проекта:

1. Способствовать формированию у участников программы семейных духовно-нравственных ценностей как духовно-нравственных ориентиров, отражающих в сознании школьников сущность, понимание этих ценностей, принимаемых ими в качестве стратегических ценностно-целевых жизненных установок и поведенческих ориентиров.

а) формирование абсолютных ценностей: любовь, добро, уважение, целомудрие, истина, культура, благо, вера, надежда, красота, соборность через обращение к национальным традициям православной культуры, произведениям отечественной и мировой литературы.

б) формирование общественно-государственных ценностей: Родина, гражданственность, свобода и равенство, безопасность, правда, достоинство, мир;

в) формирование культурно-национальных кровных ценностей семьи: кровное родство, дети, мать (материнство), отец (отцовство), дом (домашний очаг), здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды.

2. Познакомить учащихся с произведениями выдающихся писателей, поэтов, художников, композиторов, кинорежиссеров, которые своими сочинениями способствуют эмоциональному и оценочному формированию у школьников совокупности духовно-нравственных знаний, представлений и убеждений.

3. Используя в общении с учащимися культурологический подход в объяснении нового материала и инновационные технологии обучения (театральной педагогики, информационно-коммуникативные, художественно-образного преподавания), способствовать развитию и удовлетворению познавательного интереса у учащихся, раскрытию их творческих способностей.

4. Способствовать получению и усвоению учащимися опыта продуктивного поведения в процессе решения проблемных ситуаций в семье, таким образом, способствуя, в свою очередь, профилактике зависимого поведения и предупреждению в будущем конфликтных ситуаций, созданию благоприятного психологического климата в семье.

5. Создать условия для интеллектуального развития и удовлетворения познавательного интереса у обучающихся через вовлечение их в исследовательскую деятельность.

В программе проекте выделены несколько направлений работы:

  1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
  2. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки).
  3. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например, изготовление подарков, открыток к праздникам).

Для более углубленной и целенаправленной работы  проект разделен на 2 блока:

  1. Моя семья
  2. Край, в котором я живу.

Содержание блока «Моя семья» включат в себя следующие направления работы:

  • Традиции семьи. Значение слова «семья», знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки». Знакомство с историей возникновения имен. Значение слова «фамилия». История возникновения фамилий. Возникновение традиции наименования человека по отчеству. Историческое прошлое семьи. Знакомство с понятием «досуг», «традиции». Семейные традиции: какими они могут быть. История возникновения игрушки на Руси.  Семейные праздники. Любимые блюда в моей семье. Увлечения моей семьи. Традиции творчества в семье (вязание, вышивка, плетение). Книги в моей семье. Семейная библиотека. Читательские традиции семьи. Любимые книги моего детства. Семейные обязанности. Мои обязанности в семье.
  • Профессии в моей семье. Загадки о профессиях. Группы профессий. Какие новые профессии появились в последние годы. Что такое «династия». Тест «Какая профессия мне подходит». Будущая профессия.
  • Родословная семьи. Что изучает наука генеалогия. Что означают понятия «Родословная», «Генеалогическое древо». Для чего составляются родословные. Рассказ о братьях и сестрах. Конкурс рисунков и сочинений «Милой мамочки портрет» (приуроченный к «Дню матери»). Изучение сведений о бабушках, дедушках и других родственниках. Семейные истории. Связь поколений. Изучение сведений о прабабушках и прадедушках. Семейные предания. Что означают названия родственников. Кто такие «деверь», «золовка» и т.д. Кто кому и кем доводится. Составление родословных и рассказ о них. Что изучает наука «геральдика». У кого бывает герб. История семейных гербов.
  • История семьи в истории моей страны. Великая Отечественная война. День Победы.  Рассказ о членах семьи – участниках Великой Отечественной войны. Составление «Книги Памяти» класса.  «История школы в истории моей семьи». Изучение сведений о членах семьи. История дома. Изучение истории названия улицы, на которой я живу.

Содержание блока «Край, в котором я живу» включает в себя следующие направления работы.

  • Мой город. Расположение города Вязьма на карте. История возникновения города и его названия. Улицы города, в честь кого они названы. Достопримечательности города Вязьма. Инфраструктура города.
  • История Вязьмы в истории России.
  • Наши знаменитые земляки.

Условия реализации проекта

Проект рассчитан на 1 учебный год (3 класс 2016/2017 уч.год;  4 класс 2017/2018 уч.год).

Формы организации занятий с учениками: групповые занятия проходят в форме беседы, викторины, дискуссии,  просмотры фильмов, разыгрывание проблемных ситуаций, рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей, детская благотворительность, тематические творческие инсценировки, организация выставок,  сопровождение педагогом исследовательской и проектной деятельности предполагает индивидуальную работу с учащимися.

Формы организации занятий с родителями: родительские собрания, проведение совместных мероприятий (праздники, выставки, конкурсы, анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса нравственного воспитания в семье, индивидуальные консультации, наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, дидактических игр и рекомендация литературы; совместные экскурсии.

Прогнозируемые результаты:

В результате освоения программы образовательного проекта «Семья и   духовно-нравственные ценности младших школьников» учащиеся должны знать:

•        семейный уклад, традиции, обычаи;

•        произведения выдающихся писателей, поэтов, художников, композиторов, кинорежиссеров, посвященных теме семьи, гражданской позиции человека;

приобрести:

•        опыт продуктивного поведения в процессе решения проблемных ситуаций в семье;

•        опыт проектной и исследовательской деятельности по теме образовательной программы;

•        определенный набор присвоенных семейных духовно-нравственных ценностей: любовь, добро, уважение, целомудрие, истина, культура, благо, вера, надежда; свобода и равенство, достоинство, мир; мать, отец;

быть нацеленными:

•        на чувства любви, уважения, взаимной моральной ответственности между членами семьи;

•        на взаимосвязь с родителями, семьей, ориентацию на ценности семьи и рода;

демонстрировать:

•        уважение к родителям, другим членам семьи;

•        выполнение в семье основных бытовых обязанностей.

Личностные цели представлены двумя группами.

Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

•        готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

•        достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

•        личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

•        формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

•        воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

•        понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

•        формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного курса. Среди них:

•        владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

•        овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

•        овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

•        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

•        умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

•        осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

•        использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

•        расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Виды деятельности, формы занятий.

Внеклассное мероприятие «У меня есть своя история». Понятие родословной. Как жили наши предки. Выставка рисунков «Мой предок-какой он?». Участие  в проведение праздника «День матери».  Конкурс рисунков «Моя школа - мой дом». Внеклассное мероприятие «Культура общения». Рассказ «Мои родители учились в этой школе». История нашего храма.  Конкурс рисунков «Мой любимый уголок страны», «Война глазами детей». Участие в мероприятие  «Памяти славы» посвященному героям ВОВ.

   Работа с историческими документами. Моя фамилия. История возникновения фамилий. Что могут рассказать фамилии о прошлом. «Говорящие фамилии». История возникновения отчеств. Моё отчество. Профессии моих родителей. Экскурсии на предприятия города. Ролевая игра. Обязанности членов семьи. Чаепитие с приглашением старейших членов семьи. Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи. Внеклассное мероприятие «Все о дружбе». Трудовой десант. Сделаем нашу деревню чистой (вместе с родителями). Мини - исследование «Наши земляки-герои войны». Участие в акции «Бессмертный полк». Конкурс рисунков на асфальте «Мир вокруг нас».

 Внеклассное мероприятие: «День семьи, любви и верности» (сценарий мероприятия прилагается + презентация)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание учащихся начальных классов.Тема. Моя родословная. Фамильный герб.( 4 класс)

Цель:- познакомить с историей возникновения герба, значением изображённых на нём предметов;- нацелить на осознанное составление герба своей семьи;- укреплять межличностные отношения в семье;- повышать...

Духовно-нравственное воспитание в начальных классах

В докладе говорится о приоритетном направлении по воспитанию духовно-нравственной личности. приводятся примеры из опыта работы....

ОПЫТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Для учителя важно понимание того, что государству необходимо защищать традиционные устои общества. Человека следует изначально готовить к служению идеалам семьи, патриотизма, Родины. С этим связано и ...

Особенности формирования духовно-нравственной позиции обучающихся начальных классов через внеклассную деятельность

На классных часах с учащимися начальной школы проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков св...

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «Истоки»

Представлены материалы из опыта работы учителя по программе духовно- нравственного воспитания младших школьников «Истоки». Содержательной основой программы является изучение родного края, природ...