Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «Истоки»
рабочая программа по орксэ (1 класс) на тему

Стыцюн Валентина Павловна

 

Представлены материалы из опыта работы учителя по программе духовно- нравственного воспитания младших школьников «Истоки». Содержательной основой программы является изучение родного края, природных, историко – архитектурных, экологических, духовно - нравственных и других региональных явлений. Данная программа состоит из 5 разделов. Содержание работы соответствует историческим традициям российского образования, является актуальным для осуществления духовно-нравственного воспитания и обучения детей. Представляется возможным внедрение наработок в практику педагогической деятельности образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dukh._vos_kopiya.doc892.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по программе

духовно  - нравственного воспитания младших школьников «Истоки».

С 2005года работаю по программе «Духовно - нравственное воспитание младших школьников».

Как все начиналось?

На протяжении многих лет работы в школе меня всегда волновала проблема духовно-нравственного воспитания детей. В августе 2005года я поехала в Белоруссию, к родственникам, и случайно оказалась свидетелем, как детей дошкольного возраста, приведенных воспитателем в Храм, священник благословил на учебу в первом классе. И не только детей, но и их будущую учительницу. И я подумала, а не попробовать ли и мне так? Ведь с первого сентября я набирала первый класс.

Всё чаще сейчас можно слышать, что мир спасает не  только красота, как сказал Ф.Достоевский, но и доброта. Чтобы возродить общество, всем нам надо вернуться к истокам народной культуры и духовности, и тому светлому, и чистому роднику, в котором ещё не иссякла жизненная сила добра, любви, красоты. А где же родник? Оказывается он совсем рядом. Это и природа, со своими красо

тами, и церковь, со своими торжественными обрядами, и семья, которая чтит и хранит обычаи предков. Глубоко и полно раскрыть все стороны «родника» поможет программа духовно-нравственного воспитания.

Эта программа даёт знание своей ближней (малой) родины,  свою родную Кубань, её природу и историю, обряды и традиции.

       Духовно-нравственное воспитание учит не только любить свою «малую» Родину, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Полюбить природу невозможно, не полюбив родного края. Воспитание начинается с пробуждения любви к родному краю.

Для того чтобы приобщить детей к глубинному традиционному наследию я и разработала программу духовно- нравственного воспитания  младших школьников «Истоки».

Открывая тайны духовно-нравственного воспитания, учащиеся приобретают первый опыт нравственного воспитания. Малая Анна участвовала в конкурсе творческих работ «Пасха в Кубанской семье» в номинации литературное творчество получила диплом III степени и медаль. Аня стала победительницей  конкурса: «Кубанская семья».Она награждена поездкой в г. Москву на Кремлёвскую ёлку.

Реализуя программу,  провожу совместные праздники, часы общения: «Папа. мама. я - спортивная семья», « Папа, мама  я - дружная семья»

G:\DCIM\103SSCAM\S7002058.JPG        G:\DCIM\103SSCAM\S7002056.JPG

Объём содержания программы предполагает широкую вариативность и  разные возможности.

Это экскурсии с родителями в г. Ростов. Затем рассказывая об увиденном и пережитом, дети делятся своими впечатлениями. Экскурсия на хлебную базу в ст. Кущёвской, на элеватор, поездки по местам боевой славы района, музей. Запоминающая встреча со страусами в ст. Павловской. Провели много встреч с родителями за «круглым столом». Это углублённое домашнее общение, позволяющее очень много узнать об истории семьи. После такой систематической кропотливой работы дети совместно с родителями оформили работу «Моя родословная», рисуют генеалогическое древо, знают, откуда их корни, так с каждым годом углубляем образ родословного древа.

Хочу сказать о том пласте кубанской культуры, которая несёт название православия.  По календарному принципу провожу праздники «Пасха в кубанской семье», «Рождественские колядки», «Наша хата утехами богата».

Ушли в прошлое старинные праздники, но мы, как и наши далёкие прадеды, любим, собираться за праздничным столом. А вот пользуемся ли мы крестьянской этикой? Можно, наверное, что – либо позаимствовать из традиций гостеприимства, хлебосольства.

Всех прикрас и не перечислишь! Смотришь на эти праздники, встречи и, кажется, будто конца в них нет, потому – то каждый раз учитель, дети и конечно родители достают из его кладезей нечто неопознанное и удивительное.

Изучая традиции,  историю станицы, района, края, свою семью, природу учащиеся становятся активнее в учении. Более эмоциональными, более любознательными, осознают на уровне своего возраста, некоторые проблемы. Получают навыки работы с книгой, периодической печатью, учатся аргументировать, доказывать, выступать с самостоятельно подготовленными сообщениями. У детей появляется интерес к чтению литературы о природе Кубани, животных, желание использовать полученные знания на всех внеклассных мероприятиях.

Работая над конкретной проблемой, я добиваюсь эффективных результатов, оказывая значительное влияние на решение важной педагогической задачи: пробудить у ребят чувства, воспитать стремление и потребность любить и познавать прошлое и настоящее своего родного края.

    И вот на первом родительском собрании я поделилась с родителями своими впечатлениями и задала им вопрос: «А как мы будем воспитывать в детях доброту, смирение, послушание, понимание тех вечных ценностей, которые волнуют человечество во все времена». Объяснила родителям, что цель образования – это обретение человеком смысла жизни на Земле, что задача образования не в многознайстве, а в воспитании духовно-нравственного человека. К сожалению, в современной системе образования это право никак не реализуется. За последние десятилетия из нашей государственной школы оказались изъятыми те идеалы, которые составляют суть национальной культуры. Совершенно очевидно снизилась планка нравственных ценностей. Мое предложение о сотрудничестве с церковью в первом классе родители приняли единогласно, и в сентябре я привела своих первоклассников в Храм «Пресвятой Богородицы», где настоятель Храма отец Валентин благословил  моих первоклашек, вручил

каждому памятный подарок и молитвы. Так произошло первое знакомство детей с церковью. В этом же месяце отец Валентин освятил класс, где обучаются мои  дети, при этом присутствовали родители.

А далее составила свою программу работы для учащихся начальных классов.

Цели: Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, истории малой Родины и страны.

Цель может быть достигнута путем реализации следующих задач:

- воспитывать любовь к Отечеству через приобщение к истокам и традициям русской культуры;

- воспитывать любовь и уважение к родной семье;

- воспитывать целеустремленность, умение преодолевать трудности, отстаивать свои интересы и точку зрения;

- воспитывать гуманность, милосердие, культуру мыслей, чувств, поведения;

- воспитывать уважение к личности независимо от национальной принадлежности.

Программа  включает следующие направления:

I раздел. В гармонии с природой    (2-4) классы.

II раздел. В кругу семьи                   (1-4) классы.

III раздел. Духовно - нравственное воспитание        (1-4) классы.

IV раздел. Наша станица                (1-4) классы.

V раздел.  Я и мои друзья                (1-4) классы.

Реализация программы по духовно-нравственному воспитанию «Истоки».

  1. В гармонии с природой

Класс

Наименование мероприятия

сроки

ответственные

2

Знакомство а природными особенностями нашей станицы и района (беседы, экскурсии, наблюдения):

 - Акция «Чистый парк»

 - Операция «Внимание, первоцвет!»

 - Праздник «Путешествие на цветную поляну»

В течение года

Кл. руковод.

3

 - КТД «Наши пернатые друзья»

 - КВН «Природа нашего края»

 - Игра «Рыбы, птицы, звери»

 - Акция «Берегите птиц»

   Наблюдения:

 - «Местные признаки и предсказания погоды

октябрь

ноябрь

В течении года

Кл.руководитель

Кл.руководитель

Кл. руководитель

4

 - Красная книга природы Краснодарского края

 - Лекарственные растения, их применение

 - Познавательная игра. «Сохранить природу –      сохранить жизнь»

 - Исследовательская  работа. «Влияние дождевых червей на обогащение почвы перегноем в нашей станице.»

 - Экскурсия в зоопарк района.

В течении года декабрь

Кл.руководитель

  1. В кругу семьи.

Класс

Наименование мероприятия

сроки

ответственные

 Проведение совместных мероприятий с родителями (выставки, рисунки, конкурсы, игры)

1

 - Составление генеалогического древа семьи.

 - Орден в моей семье – награды родственников

В течении года. май

Родители кл. руковод.

2

 - Традиции семьи

 - Праздник. Папа, мама, я  - спортивная семья

 - Моя родословная – оформление альбомов

 - Конкурс рисунков. «С кем я живу».

февраль

ноябрь

Учитель физкультуры

Кл. руководитель

3

 - Исследовательская работа.  «Имена, которые дают родители при рождении»

 - Семейный конкурс и соревнования в каникулярный период.(Рождественские встречи)

Октябрь январь, март

Родители кл. руководитель

4

 - Традиции. «Да святится имя твоё, Бабушка».

 - День матери

  - Конкурс. «Папа, мама, я – дружная семья».

 - КТД «Я помощник в семье»

Март,

ноябрь

апрель

Родители кл. руководитель

кл. руководитель

 

  1. Духовно – нравственное воспитание.

Класс

Наименование мероприятия

сроки

ответственные

1

Проведение трудовых десантов, занятий, беседы, конкурсы, фильмы, праздники:

 - Акция «Милосердие ко дню пожилых людей.

 - Экскурсия в храм Пресвятой Богородицы

Сентябрь октябрь

кл. руководитель

2

 - Встреча со священником отцом Валентином

 - праздник. «Пасха в Кубанской семье»

 - Конкурс стихов «Пасха – светлый праздник»

 - Святочные посиделки. «Наша хата успехами богата».

 - История праздника Дня примирения и согласия. Час общения

 - Уроки хороших манер

апрель

ноябрь

Кл. руководитель, родители

родители, кл. руководитель

3

 - Масленица

 - Благотворительная акция «Салют ветерану»

 - Рождественские колядки

 - Беседа «Чем наполнен храм»

 - Заповеди

-Что? Где? Когда? «Мир – человеческих отношений»

Февраль май

январь

родители, кл. руководитель.

4

 - Просмотр фильма «Православные храмы Кубани»

 - Экскурсия в районный храм «Кубань православная»

 - Традиции гостеприимства

май

Кл. руководитель

  1. Наша станица

Класс

Наименование мероприятия

сроки

ответственные

1

Проведение экскурсий, исследовательских работ, составление рассказов:

 - История возникновения станицы Кисляковской

 - конкурс стихов «Герой, чьё имя носит улица.

 - Гимн станицы, района и Кубани

 - Участие в празднике «Моя станица»

сентябрь

октябрь

Кл. руководитель

Кл. руководитель

2

 - Экскурсия по району. Памятники и обелиски нашего района и станицы.

 - Экскурсия на хлебную базу

ноябрь

Родители кл. руководитель

3

 - Исследовательская работа «Герой нашей станицы Коля Шульга.

 - Исследовательская работа «Генерал из станицы», кто он?

 - Народные промыслы в станице – экскурсия

 - Поездка по святым местам малой родины: «Поле Казачьей славы»

В течении года

сентябрь

Кл. руководитель ,работники музея

Кл. руководитель

4

 - Встреча с местными писателями и поэтами А.М. Мецгер, Л.А. Уколова.

 - Достопримечательности нашей станицы – составление рассказов о станице.

В течении года

Родители, кл. руководитель

  1. Я и мои друзья

Класс

Наименование мероприятия

сроки

ответственные

Беседы, игры, тренинги, КТД, рисунки:

1

 - Игра «Давай познакомимся»

 - Беседа с обсуждением ситуации: «Я – человек, Я – школьник»

сентябрь

Кл. руководитель

2

 - Что такое школьная дружба

 - Конкурс рисунков «Мои друзья»

 - КТД «Поговорим о вежливости»

 - Игра «Кто твой друг»

сентябрь

октябрь

Кл. руководитель

Кл. руководитель

3

 - Тренинг «Во что можно поиграть с друзьями»

 - Праздник «Я и моя семья»

 - Беседа с обсуждением ситуации: «Я и мои эмоции»

 - КТД «Ты ждешь в гости друзей»

ноябрь

декабрь

Кл. руководитель

Кл. руководитель

4

 - Изготовление поделок для детей детского сада «Лучик» - «Подари своему другу»

 - Игра «Подари своего друга»

Совместное мероприятие Р и Д «Конфликты между детьми и как их разрешить»

январь

февраль

Кл. руководитель

Родители

Кл. руководитель

Хочется поделиться опытом проведения классного часа по теме — “Мир человеческих отношений”. Форму его проведения переняла у телевизионного клуба знатоков “Что? Где? Когда?”. Наш классный час проходил в форме викторины и назывался “Можно — нельзя?”.

На классной доске помещен рисунок с изображением совы — символа мудрости. К нему прикреплены разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны правильные ответы на вопросы, а сами вопросы прикреплены вокруг совы в конвертах тех же цветов. Вопросы даны в форме ситуаций, на которые ребята, подумав, должны коллективно ответить.

Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет капитаном команды. По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов и читают всему классу вопрос-ситуацию. Ребята коллективно находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют, или поправляют остальные ребята. В конвертах содержатся задания такого типа:

Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова преподаёт. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги,  весело смеются.

Что вы можете сказать о таких мальчиках?

В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит.

Как должна была поступить Оля?

После того как ребята выскажут свое мнение, приведут свои примеры, я беру листочек, с ответом, который прикреплен к сове, и читаю “мнение” СОВЫ.

В одном из конвертов было сразу три вопроса — это означало блицтурнир. В другом конверте было задание  провести музыкальную паузу, которую мы с удовольствием провели, танцуя вальс (мальчики приглашали девочек).

А в конце нашей викторины мы прочитали (я бы назвала ее нравственной проповедью) статью Л. Н. Толстого “Беседы с детьми по нравственным вопросам”.

Этот классный час я проводила с выпускниками начальной школы, ребятами 4-го класса. Такая форма проведения разнообразила наши традиционные классные часы и вызывала активность даже у пассивных ребят.

Приложение

Уроки хороших манер

Маленький   дружок!   Мы   хотим   помочь   тебе   научиться   доброте, вежливости, аккуратности и хорошим манерам.

Для того, чтобы у тебя всегда было  много друзей,  советуем тебе...

Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ.

Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя (например, в игре) место.

Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.

Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!

Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Но жадничай!

Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя

(когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал).

Всегда выполняй эти правила! И сообщи их своим друзьям.


Десять заповедей - основа нравственности человечества

Итак, за полторы тысячи лет до Рождества Христова, после великих чудес, совершенных пророком Моисеем в Египте, фараон вынужден был отпустить еврейский народ, и он, перейдя чудесным образом Чермное (Красное) море, пошел по пустыне Синайского полуострова на юг, направляясь к обещанной (Обетованной) земле.

К пятидесятому дню после исходы из Египта еврейский народ подошел к подножию Синайской горы и расположился здесь станом. Здесь пророк Моисей взошел на гору, и Господь объявил ему: «Скажи сынам Израилевым: если будете слушаться голоса Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим народом». Когда Моисей передал волю Божию евреям, они ответили: «Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны!»

Тогда Господь повелел Моисею к третьему дню приготовить народ для принятия закона, и евреи постом и молитвой стали готовиться к нему. На третий день густое облако покрыло вершину горы Синай. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался сильный трубный звук. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. Народ стоял вдалеке и с трепетом наблюдал происходящее. На горе Господь сказал Моисею Свой закон в виде Десяти заповедей, которые пророк пересказал народу. Вот они:

Закон, который пророк Моисей дал еврейскому народу, имел целью регулировать не только его религиозную, но и гражданскую жизнь.

О Десяти заповедях надо сказать, что они содержат в себе самые основы нравственности, закладывают те фундаментальные принципы, без которых невозможно существование никакого человеческого общества. Поэтому они являются как бы конституцией человечества. Вероятно. По причине такой чрезвычайной важности и неприкосновенности  Десять заповедей, в отличие от других заповедей, были написаны не на бумаге или каком — либо другом тленном предмете, а на камне.

В Десяти заповедях есть определенная последовательность. Так, в первых четырех заповедях говорится об обязанностях человека по отношению к Богу, следующие пять определяют взаимоотношения между людьми, а последняя призывает к чистоте мыслей и желаний.

Несомненно, есть некоторые общие черты между  Десятью заповедями и законами древних народов, населявших севере - западную часть Месопотамии. Известны законы шумерского царя Ur- Nammu (2050 год до Рождества Христова), аморитского царя Bilalama,  шумеро - аккадского правителя Lipit - Ishtal, вавилонского царя Hammurabi (1800 год до Рождества Христова), ассирийские и хеттские законы, составленные около полутора тысяч лет до Рождества Христова.

Эти общие элементы и совпадения можно объяснить полным единством нравственного закона, заложенного Богом в душу человека. Если бы человеческая природа не была повреждена грехом, то, вероятно, одного голоса совести было бы достаточно, чтобы регулировать все человеческие взаимоотношения. В отличие от Десяти заповедей, в древних языческих законах явно чувствуется нравственное несовершенство их составителей.

Десять заповедей сформулированы весьма кратко и ограничиваются самыми минимальными требованиями. В этом и заключается их большое преимущество. Они предоставляют человеку максиму свободы в устройстве своих житейских дел, отчетливо определяя лишь те границы, которые нельзя переступить, не поколебав основ общественной жизни.

ГОРЯЧИ КАЛАЧИ ИЗ РУССКОЙ ПЕЧИ 

Традиции гостеприимства

Сцену актового зала по мере сил хорошо замаскировать под старинную деревенскую горницу. В русской печи румянятся высоченные хлебы. Молодая, нарядная хозяйка вот-вот выхватит их и с пылу с жару подаст прямо к столу. Ах, как же, наверное, вкусна хрустящая, горячая корочка...

В избушке есть рубленые окошки, в одно из них уже заглядывает красно солнышко, но еще как-то робко, по-весеннему. В зрительном зале висят красочные плакаты: «За хлебом да за солью всякая шутка хороша», «Хлеб на стол и стол - престол».

Хозяйка. Ух, устала, уморилась. (Откладывает в сторону ухваты. Поправляет платок, вытирает белы рученьки..)

Небось, думаете, что это она так хлопочет? А знаете первый закон русского гостеприимства? -- От души накормить гостей! То-то! Ко мне сейчас славные ребята пожалуют; бывалые, умные, а главное, старину любят. Кто такие? А вот сейчас узнаем! Это те, кто все препятствия одолеет, все загадки отгадает. (Загадывает для затравки две простых загадки.) Скажите; что это такое?

•        Не бык, а бодает, не ест, а хватает.

Что схватит - отдает - снова в угол отойдет. Правильно, ухват! А это что?

•        Конь черен - в огне проворен. (Кочерга)

Тут можно и намекнуть на оставленные возле печи инструменты. Пусть игра сразу пойдет «без сучка, без задоринки».

X о з я и к а. Но две отгадки - только два верных шага. Я, конечно, всех вас в свою горницу приглашаю и всех рада хлебом-солью встретить, да путь сюда замысловат. Не знаю, дойдете ли? (Зовет старшего братца Иванушку. Тот мигом выходит на сцену, одет no-старинному. В руках свиток, на нем вопросы и загадки.) Вот он путь вам и укажет!

Набирается команда до 10-12 человек. Помощники ведущей провожают ребят в дорогу. И выдают «на посошок» каждому по три карточки, а на них черным по белому большие буквы «а», «б», «в». Вот так штука!

Хозяйка. Берите, берите! Как станет вам Иван вопросы задавать, да на каждый свой вопрос ответы давать, эти карточки вам и пригодятся. Услышите верный ответ - карточку поднимите! Коли первый покажется верным - поднимите «а», второй - «б», третий - «в». Уяснили?  Да своим умом думайте, на соседа не полагайтесь! Итак, вперед: «дорогу осилит идущий»...

И в а н. Ох и много в старину про хлеб поговорок сложили. Их и теперь все знают: «Хлеб всему голова», «Худ обед, коли  хлеба нет», «Ешь щи с мясом, а нет - так хлеб с квасом»...

•        А вот скажите-ка теперь что в старину «вторым хлебом» называли? Если точнее:
какой овощ

а)        свекла;

б)        репа,

в)        капуста.

Внимание! Подсказываю: «Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь!» Что это? Верно, репа. Кстати крестьяне этот свой «второй хлеб» бережно хранили в свежем виде чуть ли не всю зиму. Скажу как. Через две-три недели после

снятия урожая, обрывали с репы зелень. Плоды укладывали в кадку из под соленых огурцов или капусты. Но не валом валили. Прежде насыпали песок, потом аккуратно -слой репы и т. д.

•        Про какие щи крестьяне, как бы сердясь, говорили: «Щи - хоть кнутом хлещи»?

а)        крапивные;

б)        на рыбном отваре;

в)        пустые, т.е. без мяса

И верно, коли в пост - то и хлебай себе на здоровье, а коли по бедности весь год, то как тут на щи не осерчать?

•        Сколько видов каш знали русские крестьянки в XVII веке? (При царе-батюшке
Алексее Михайловиче Тишайшем.)

а)        не менее 10;

б)        более 20

в)        более 50.

Что же это за каши такие? Были каши царские, а были и простые, крестьянские. Наверное слыхали про тюрю? Самая крестьянская пища. Приготовить ее проще простого. Взять квас, можно молочную сыворотку или родниковую воду. Покрошить туда зачерствевший хлеб, луковицу, добавить соли... Вот, собственно, и все. И такая еда была просто незаменима в сенокосную пору. Настоящая государственная каша.

•        Сколько видов пирогов пекли тогдашние хозяйки-мастерицы?

а)        не менее 10;

б)        не менее 20;

в)        не менее 50

Еще и теперь в столичных «бистро» можно перехватить превосходных расстегаев с рыбой, кулебяку. Аппетитные штуки! Почти как в нашей горнице.

•        Представьте: праздник кончился, хозяева устали, а гости шумят, не уходят. Как тут
быть? Как намекнуть, что-де пора и честь знать? (Только помните, мы в Древней Руси.)

а)        культурно раскрыть двери настежь;

б)        спеть песню что-то вроде «колыбельной»;

в)        выдать на прощанье пряник «разгоняй»

А правда, хорош обычай! Когда с пряником провожают? Вежливее как-то. Оно и понятно. Обидеть гостя считали за верх неприличия. Тут свой чин, своя культура. О гостеприимстве говорилось еще в Ветхом Завете. Старец Авраам со своей женой принял в свой шатер трех путников, упокоил их. И получил за то благословение. Ведь под видом путников принял самого Бога.

•        Какой из русских праздников получил в народных поговорках такие яркие эпитеты:
«честная», «широкая», «веселая»?

а)        Троица;

б)        Пасха;

в)        Масленица .

Масленица - один из самых народных праздников. Это к ней, к Масленице, лучше всего такая поговорка: «Красна изба не углами, а пирогами». И верно, тут даже бедняк гулял на широкую ногу. Недаром и по сей день, как услышим: «Живет, что сыр в масле катается»; или еще: «Не житье, а Масленица» - сразу понимаем, о чем речь.

•        В старинном «Стоглаве» пишется: «И ночь, и весь день мужи, жены и дети по
улицам и водам глумы творят, играми и песнями забавляются». О каком это таком
страшном разгуле глаголет древняя книга?

а)        гуляние на Новый год;

б)        на осенний праздник урожая;

в)        на Масленицу.

Ох и широка, ох и безудержна русская Масленица. По народному словцу ведь так и выходило, что «ели до икоты, пили до перхоты, плясали до упаду». «Как же так?» - спросите вы. Церковь ведь наказала в масляную (сырную) неделю, как предшественницу сурового поста, всяческое воздержание. И нельзя уж тут, например, брать в рот кусочка мясной пищи...

Представим - ка на минуту жизнерадостный и веселый народ. И всех ждет суровый семинедельный пост... И тут, кажется, лучше как в холодную воду - с разбегу и разом! Ну что, теперь понятнее?

Пройдет всего-то один день, и все разом вдруг переменится. Словно ветром выдует из бесшабашных головушек веселье. И тот, кто вчера в диком азарте бросал на круг кушак и шапку, сегодня уж кладет поклоны в ближайшем храме. Про все это чудачество говорили: «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить».

•        Как называется в народе последний день сырной недели?
а) заигрыш;

б) золовкины посиделки;

в) прощеный день

Молодцы! Еще говорят - прощеное воскресенье. Выходит так: если в этот день всем простишь, то и тебе все простится, а нет, то сам останешься с камнем на сердце. Какое уж тут покаяние, с камнем-то? Как тогда твоя просьба на Небе услышится? Как отзовется? Да ни как!

Ну что, ребятки, как загадки? Скоро и в горницу к столу пожалуем. (Здесь можно устроить небольшую паузу ~ музыкальный привал. Затеять хоровод, песню, припомнить скороговорки и т. п.) Отдохнули? А теперь снова в путь!

*        У художника Сурикова есть картина: «Взятие снежного городка». Помните? А кто
скажет, каким народным праздником навеян ее сюжет?

а)        Масленица

б)        Рождество;

в)        новолетие.

•        Когда на деревне в старину устраивались колядки?

а)        на Иванов день;

б)        на Рождество

в)        на Пасху.

Еще и сегодня в музеях можно увидеть то, без чего в деревнях не мыслились настоящие колядки, - переносной деревянный «вертеп». Это такой ящик с куклами. С помощью этих кукол на Рождество колядовщики представляли одну и ту же трогательную историю из Евангелия про то, как Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. И там, не найдя места, усталые и продрогшие, вынуждены были приютиться на ночь в горной пещере. Туда пастухи в ненастную погоду сгоняли овец. И вот здесь, в этом вертепе, ночью родился младенец Христос. И к нему на поклон пришли мудрые волхвы со своими дарами, и ему пели ангелы... А в городе все спали и ни чего не ведали...

*        В каком случае от колядовщиков, ходящих по деревне, можно было услышать
такой страшный стих:

На Новый год Осиновый гроб,

Кол на могилу, Ободрану кобылу...

а)        когда добрые ребята хотели кого-то напугать;

б)        не при каких обстоятельствах, это звучит неприлично;

в)        если хозяева обидят - обнесут угощением

•        Какой из широко известных древнейших музыкальных инструментов чуть было не перекочевал на русскую оперную сцену в XIX - XX веках?

а)        колокол

б)        пастушья дудка;

в)        гусли.

Хоть и тяжел храмовый колокол, но всегда интересен. У каждого свой яркий и неповторимый голос. Сочетание же основных и побочных тонов нередко дает тут сложнейший гармонический ряд, который подобен звучанию целого оркестра. Знатоки даже утверждают, что колокола не просто мелодичны, они говорливы. Их надо уметь слушать. На благовест они вы-го-ва-ри-ва-ют следующее: «Мы идем в божий дом, мы идем в божий дом...», а в трезвон - «Блин-блин-блин, полблина-полблина...» Не верите? Пойдите, послушайте. Да что там, звонари Яковлевского монастыря в Ростове Великом уже давно заметили, что их колокола напевают:

Чем, чем, чем

Наш казначей занимается?

Пу-н-ш пьет, пу-н-ш пьет,

У-н-ш пьет...

Впрочем, это может быть и байка. А вот если всерьез, то те же самые ростовские колокола запросто вызванивали «Господи, помилуй», «Святый Боже» и т. д. На Пасху же, когда каждый мог влезть на колокольню и отвести душу, нередко звучала «Барыня» или «Камаринская»... Это ли не мелодии, это ли не музыка?..

В начале века колокола вдруг стали предметом изучения музыковедов. «Самым благозвучным в России» вскоре был назван колокол звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря. Его «чудесным звоном» восхищался А.П. Чехов, сюда приезжал Ф.И. Шаляпин, чтобы поучиться пению у «великого собрата». Звучание знаменитого колокола стремились передать в своих сочинениях композиторы С.И. Танеев и А.К. Глазунов...

Сегодня колокольный звон можно слышать на оперной сцене, вспомним такие музыкальные произведения, как: «Жизнь за царя» М.И. Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, увертюра «1812-год» П.И. Чайковского и т. д.

•        Каков смысл слов старинной песни: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан»?

а)        не шей - потому, что только «дурак любит красное». Засмеют;

б)        красное - слишком приметно и непрактично;

в)        в старину невесту наряжали в платье красного цвета. (Выходит, что девицу
почему-то пугает предстоящее замужество.)

•        Какой возраст считали в Древней Руси брачным?

Для юношей:        Для девушек:

а)        15 лет;        13 лет

б)        17 лет;        15 лет;

в)        19 лет.        17 лет.

 Знать, вы все тут ребятки взрослые, а потому сразу догадаетесь, про что я вам далее читать стану. Вот тут в «Стоглаве» одно словечко затерлось, его пропустить придется:
«Первый (...) - закон, второй - прощение, третий - законопреступление, четвертый - нечестие,  понеже  свинское  житие  есть».  Что  за слово  такое?  Верно       брак!  Как догадались? А я думал, нынешние нипочем не разберут... Потому-де все теперь можно и
«никому закон не писан»!

  • Какое время на селе считалось порою свадеб?

а)        весна;

б)        лето;

в)        зима

Крестьяне только зимой и освобождались от всевозможных сезонных работ. На печи-то скучно сидеть. Как зимушку скоротать? Надо веселые свадебки играть. Справедливо говорилось про лето, что все в заботах, «летом день год кормит». Зима - иное дело. На полных амбарах да сытое брюхо и мысли другие!

•        Народная мудрость учит: «Не выбирай невесту, а выбери (...)» Кого же следует
выбирать жениху для полного счастья?

а) богатого зятя;

б)свекровь;

в) сваху

И верно - сваху! Ведь она поведет дело. От нее все зависит. Если в дому невесты она не услышит обидное: «У нас товар не продажный», считайте, сватовство удалось. Далее пустяки: смотрины, сговор, венчание, веселие... А там, глядишь, и детки побежали! Так-то!

•        Почему молодых осыпали хмелем при выходе из храма?

а)        хмель - символ легкого головокружения и любовных чар;

б)        хмель - это широкое и веселое застолье;

в)        хмель - это древний символ плодородия и многочадия

Раньше в обилии детей видели счастье. А как же, ведь детушек сам Господь подает. А коли дает, стало быть, и любит!

•        Что потребно взять невесте в дом жениха?

а)        кота или кошку на (счастье);

б)        родительское благословение

в)        сундук с приданым.

Молодцы! И Благословение, и приданое! А вот еще что? Ну, это вы сами догадаетесь из слов старинной песни, которую исполняла невеста перед свадьбой:

Не жаль мне золота, Не жаль мне серебра, Жаль одного: Девичьей красы Да русой косы...

•        Конечно, девица на выданье, если мысль беспокойная взойдет, бывало, ночей не
спит. Но раз в году по народному обычаю можно было погадать на имя суженного.
Узнать, хорош ли, плох, ласков или сердит жених будет. О том, как народ встречал
Крещение, об обычае гадать в этот праздник можно прочесть у прежних русских поэтов.
Итак,   сколько  видов  гаданий  упоминает  В.А.   Жуковский  в   своем   стихотворении
«Светлана»?

Раз в крещенский вечерок

 Девушки гадали,

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали, кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И под чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

а)        5;

б)        6

в)        7.

•        Был такой старинный обряд - разувание мужа молодой женой. Может быть, он
заключает в себе какой-то смысл? Если да, то какой?

а)        это залог аккуратности во всех домашних делах;

б)        таким образом молодая супруга подчеркивала свою покорность или согласие на
главенство мужчины в семье,

в)        в этом нет ни какого смысла, просто выказывалось желание поскорее лечь спать.
В Ветхом завете - Библии говорится, что сначала Бог сотворил Адама, а потом Еву

уже из его ребра. Так-то! И приходится теперь женушкам подчиняться. Однако почему-то в старину поговаривали: «Если муж голова, то жена - шея. Куда шея повернет, туда и голова смотрит». Ну, это в шутку, наверное! А вообще про брак, про семейную жизнь раньше судили верно и здраво. Говорили, например, что: «В семье и каша гуще».

•        Всем известна пословица: «С милым и в шалаше рай!» Откуда она пошла? В каком
произведении впервые упоминается?

а)        в Библии;

б)        это слова из старинной песни

в)        в словаре Даля.

Происхождение пословицы чисто литературное. Это словесный оборот из стихотворения «Русская песня. Автор Н.М. Ибрагимов профессор Казанского университета. Впервые опубликовано в 1815 году. Стихотворение было переложено на музыку и в таком виде обошло всю Россию.

Вечерком красна девица

На прудок за стадом шла; Черноброва, белолица,

Так гуськов своих гнала:

Тига, тига, тига,

Вы, гуськи мои, домой!

Не ищи меня, богатый:

Ты постыл моей душе.

Что мне, что твои палаты?

С милым рай и в шалаше!..

Для одних для нас довольно:

Все любовь нам заменит.

А сердечны слезы больно

Через золото ронить...

Ну вот, мои милые, мы с вами на самом пороге заветной горницы.

Как же хочется воскликнуть:

«Милости прошу к нашему шалашу»!

Да не тут-то было.

Войти можно, ответив на последний вопрос.

Вот он: что означало это старинное выражение, что я только что произнес:

«Милости прошу к нашему шалашу»? Кто знает?

И вообще, о каком «шалаше» тут говорится?

Попробуем отвечать без карточек, говорите все вместе, так скорее разберемся!

Пока ребята решают последнюю головоломку, организаторы заняты своими проблемами. За занавесом - в горнице накрываются столы. Готовятся заключительные музыкальные номера. И наконец, помощники подводят итоги. Надо определить, кто же сегодня войдет в «светлую горницу», кто окажется за праздничным столом? Много ли достойных: один, два, а может и все, кто отправился в трудный путь и не испугался вопросов?

Иван. Эх, ладно, самовар стынет! Вот моя подсказка. В давние времена на городских рынках, в торговых рядах стояли эти самые «шалаши». «Шалаш» - это такой небольшой и прочный бревенчатый сруб. Передняя стенка его открывалась и через нее велась торговля. В старинной книге Адама Олеария «Путешествие в Московию» можно видеть «Лавку башмачника», башмачник протягивает руку к народу, и подпись под рисунком яснее ясного: «Милости прошу к нашему шалашу»! Уразумели? Ну, теперь все за столы!

Все рассаживаются. Начинается чаепитие со свежими калачами. Звучит народная музыка. Начинается концерт. Всем заправляет гостеприимная и хлебосольная хозяйка.

Сценарий спортивного праздника 

« Папа,  мама, я - спортивная семья».

Цели и задачи.

1.        Приобщение детей и родителей к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому образу жизни.

2.        Воспитание чувства взаимопонимания и уважения между детьми.

3.        Развитие физических качеств учащихся.

Место и время проведения. Соревнование проводится в спортивном зале школы № 2,  27 февраля 2010 года.  

Оборудование и инвентарь: скакалки, баскетбольные мячи, стойки, костюмы, футбольные мячи, мешки, мешочки.

Участники: Учащиеся первого класса, их родители ( папа, мама ), команда из трех человек, болельщики.

Программа.  

1. Приветствие

2. Зарядка

3. Дорога в школу

4. Баскетболисты

5. Танцевальный конкурс

6. Танец

7. Дружим со скакалкой

8. Скакалка

9. Футбол

10. Самый ловкий

11. Бег в мешках

12. Танец

Определение победителей.

Места команд определяются по количеству набранных баллов. За каждую победу в конкурсе начисляется 5 очков.

Предварительная работа

Каждая команда делает эмблему, девиз, название команды.  

Ход праздника

Под звуки спортивного марша в спортивный зал входят команды и строятся в одну линию.

Ведущая: Здравствуйте дорогие папы, мамы, дедушки, бабушки и конечно все ребята.

 Ведущая: Мы игры мира, дружбы открываем!

Спортивный праздник закипит сейчас!

Мы спортом дух и тело развиваем!

Спорт полнит силой каждого из нас!

Праздник посвященный здоровому образу жизни объявляется открытым!

Сейчас вокальная группа исполнит спортивный гимн школы, а мы с вами будем подпевать.

Ведущая: Представляем вам судейскую коллегию.

Ведущая: Начинаем представление команд.

( Команды представляют название и девиз)

Ведущая: Итак, соревнование начинается с конкурса « На зарядку становись » ( Все команды начинают комплекс утренней гимнастики. Жюри будет учитывать качество, артистизм, красоту.

Ведущая: Следующий конкурс называется « Дорога в школу». Сначала мы просыпаемся, затем одеваемся, ну а потом провожаем ребенка в школу. Одежда по две штуки на каждого ( для пап- штаны, рубашка, для мам- юбка, блузка, для капитанов- юбка и жилетка.) Папа бежит до стула, одевает из одежды два предмета, возвращается к команде. Затем бежит мама одевает два предмета, а затем выполняет капитан команды. Когда капитан добегает до финиша он берет за руки папу и маму они бегут за портфелем и бежит к финишу. Побеждает команда, которая сделает это быстрее и правильнее.

Ведущая: Пока участники у нас готовятся, мы поиграем с болельщиками. Как вы будете болеть за свою команду. 1а- класс ( громко хлопайте, топайте).А теперь давайте послушаем жюри.

Ведущая: Вот и первые результаты. А соревнования наши продолжаются и следующий конкурс называется  «баскетболисты». Капитаны ведут мяч до стойки, обходит ее, возвращается к своей команде, передает мяч маме, мама ведет мяч, выполняет два броска в корзину ( обязательно попасть ), ведение обратно, передает мяч папе, папа ведет мяч, выполняет четыре броска в корзину ( обязательно попасть ) и возвращается к финишу. Побеждает команда, которая сделала все быстро и правильно.

Ведущая: Вашим мастерством мы восхищенные.

         Мячи летали словно окрыленные.

         А сейчас команды разойдутся

                 И в танцевальном конкурсе сойдутся.

( команды делают круг и показывают танец, который будет звучать. Болельщики могут помогать своей команде, танцевать вместе со своей командой). Жюри оценивает красоту, артистизм, качество исполнения и участие болельщиков.

 Ведущая: Прекрасно! И слов не найти,

Чтоб выразить все восхищенье.    

Как трудно будет жюри

Принять объективно решенье.

Пока жюри совещается,

Танец для вас исполняется!

( Танцевальная группа исполнит танец «Веселый хоровод »)

Ведущая: Следующий конкурс « дружим со скакалкой».

Выполняем прыжки через скакалку в движении. Молодцы. А соревнования со скакалкой у нас продолжаются и сейчас каждая команда будет прыгать на месте без остановок продолжая счет друг друга. Какая команда больше всего напрыгает.

Ведущая: А сейчас конкурс называется «футболисты».Нужно забить в ворота (у каждого игрока по три попытки).

Ведущая: А сейчас жюри подведет итоги двух конкурсов.

Ведущая: Соревнования наши продолжаются конкурс «самый ловкий». ( пронести мешочек на голове ).

 Ведущая: Следующий конкурс «бег в мешках».

Ведущая: последний вид соревнований мы завершили,

 И сейчас, итог всех наших состязаний

 Пусть судьи доведут до нас. Пока судьи подсчитывают баллы ,       танцевальная группа        исполнит танец

Ведущая: Сегодня проигравших нет.  

         Есть просто лучшие из лучших.

         Пусть в каждом сердце дружбы свет

         Зажжет поступков добрых лучик.

Ведущая: Пожалуйста, судейская  коллегия, ваше слово.

Ведущая: Друзья! Наш спортивный праздник посвященный  здоровому образу жизни завершился. До свидание. До новых встреч!


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов.Моя малая Родина

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов. ...

Духовно – нравственное воспитание учащихся начальных классов.Тема. Моя родословная. Фамильный герб.( 4 класс)

Цель:- познакомить с историей возникновения герба, значением изображённых на нём предметов;- нацелить на осознанное составление герба своей семьи;- укреплять межличностные отношения в семье;- повышать...

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся 3 класса

Программа используется для внеурочной деятельности в 3 классе....

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов.

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов....

Программа духовно- нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов.

Программа адаптирует и конкретизирует применительно к классу основные направления образовательной и воспитательной деятельности школы....

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов

Материал можно использовать на уроках основы религиозных культур и светской этики....

Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов "Азбука нравственности" на 2019-2020 учебный год

Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов "Азбука нравственности" на 2019-2020 учебный годВ содержательной части программы определены ценности, задачи,...