Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему

Крысанова Ольга Петровна

Программа используется для внеурочной деятельности в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospit_raboty_3_klass.docx64.21 КБ

Предварительный просмотр:

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся 3 класса

Пояснительная записка

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом реализации используемых УМК и опыта воспитательной работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 (с углубленным изучением отдельных предметов).

 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 3 класса

Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечение  системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи программы:

формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

— воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье; 

— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,

— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Программа реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации  — социальными партнерами школы.

        Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 3 класса

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия,  чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.  Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова,  ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства,  ценность творчества.  

Приоритетным направлением программы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценностные основы

 духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 3 класса

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни,  создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности.

Основные ценности  содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования,  – это:

Ценность мира – 1) как общего дома для всех жителей Земли;

                          2) как мирового сообщества, представленного разными

                                национальностями;

                          3) как принципа жизни на Земле.

Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Ценность любви к Родине, народу – как проявления духовной зрелости человека, выражающемся в осознанном желании служить Отечеству.

Дар слова – как возможность получать знания, общаться

Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.    

Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.

Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках  норм, правил, законов общества.

   

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.  

Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС.

 Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучащихся 3 класса

Принцип приоритета духовно-нравственного воспитания при соблюдении баланса духовно-нравственного воспитания и высокого уровня образования.

Деятельностный подход в обучении и воспитании.

Принцип воспитывающего обучении, предполагающего, что обучение и воспитание – единый процесс.

Принцип развивающего обучения. 

Интеграция базового, дополнительного образования и традиций школы.

Гуманизация отношений внутри коллектива школы, отказ от авторитарности и назидательности по отношению к ребенку.

Ведущая технология обучения – это технология сотрудничества. Качество воспитания оценивается не по количеству проведенных мероприятий, а по качеству отношений между детьми и взрослыми.

Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, является важнейшей задачей деятельности школы.

В школе организованы подпространства,  позволяющие учащимся:

— изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;

— осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами; эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни.

        Сотрудники школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

— в содержании и построении уроков;

— в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;

— в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

— в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

— в специальных событиях, спроектированных с  учётом определенной ценности и смысла;

— в личном  примере педагогов ученикам.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

— нравственного примера педагога;

— социально-педагогического партнёрства;

— индивидуально-личностного развития ребёнка;

— интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

— социальной востребованности воспитания.

Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, который, являясь образцом для учеников,  должен сам предъявлять нравственные нормы  отношения к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам. Педагог должен уметь организовывать учебные ситуации для решения проблем духовно-нравственного характера и связывать их с реальными жизненными и социальными ситуациями; уметь проектировать дела и мероприятия, в которых будет происходить присвоение культурных образцов и самоопределение учащихся.

Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся 3 класса

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

·элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

·представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

·элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

·элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

·интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

·уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

·ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

·начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

·элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

·интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

·стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

·любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

·уважение к защитникам Родины;

·умение отвечать за свои поступки;

·негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

·первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

·различение хороших и плохих поступков;

·представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

·элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

·уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

·установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

·бережное, гуманное отношение ко всему живому;

·знание правил этики, культуры речи;

·стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

·представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

·отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

·первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

·уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

·элементарные представления об основных профессиях;

·ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

·элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

·первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

·умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

·умение соблюдать порядок на рабочем месте;

·бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

·отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

·развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

·ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

·элементарный опыт природоохранительной деятельности;

·бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

·представления о душевной и физической красоте человека;

·формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

·интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

·интерес к занятиям художественным творчеством;

·стремление к опрятному внешнему виду;

·отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися 3 класса

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия,  чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.  Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова,  ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства,  ценность творчества.  

Содержание

Направления

Формы

Мероприятия

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Беседы

Игры

Викторины

Часы общения

Экскурсии

Конкурсы

Встречи

Заочные путешествия

Дискуссии

Диспут

Библиотечные часы

Красный, жёлтый, зелёный.

Посторонний человек на улице. Правила поведения в общественных местах. Подвиг Минина и Пожарского. Богатство

родного языка. Конституция – основной закон РФ. Мы в ответе за свои поступки. Правила дорожного движения.

«Сто к одному»

 по правилам дорожного движения. Ролевая игра «Кто прав, кто виноват…»

Путешествие в страну дорожных знаков. Дорожное лото.

Что такое хорошо и что такое плохо. Заслуженные учителя Моршанска. Тамбовщина! Ты сердца моего частица. Права ребёнка. День детских организаций.

Экскурсия к памятнику Боброва. Экскурсия в библиотеку на тему

«День воинской славы» посвящается Сталинградской битве». Экскурсия в музей

«Герои - моршанцы».

Дорога глазами детей. Конкурс рисунков ко Дню защитника Отечества. Конкурс военной песни. Конкурс рисунков на асфальте «Наша Победа».

Встреча с сотрудником ГИБДД. Встреча с работником музея.

«Международный день охраны памятников и исторических мест».

Заочное путешествие

«Москва – столица России».

Я – гражданин России.

Зачем нужны правила человеческого поведения? Легко ли быть сотрудником полиции?

Чтение рассказов о героизме.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Экскурсии

Часы общения

Беседы

Конкурсы

Библиотечные часы

Ролевые игры

Акции

Дискуссии

Заочные экскурсии

Фото – проекты

Викторины

Экскурсия в библиотеку.

Выставка книг о доброте. Экскурсия в музей «Первые книги». Экскурсия в Мамонтову пустынь. Экскурсия в музей на тему «Взгляд с икон».

Что такое добро. Портрет моего друга. День симпатий» к празднику Святого Валентина. День добра. Правила жизни честного человека

За что мне стыдно? Православные праздники декабря. Введение Господне. Что такое авторитет. Мои идеалы. Друг познается в беде. Отзывчивость и доброта. Беседа ко Дню космонавтики «История праздника». Что значит быть счастливым? История народного праздника - День Весны и Труда. Как найти себе друга.

Красота божьего мира. Портрет учителя. Иллюстрирование пословиц о дружбе.

Это я, а это все мои друзья.

Ситуации о правилах поведения в отношениях со старшими, учителем. Правила поведения в гостях.

Школьный этикет.

Спешите делать добрые дела! Ручеёк милосердия.

Если тебя обидели… Сколько у меня настоящих друзей. Культура и Я. Что значит, быть полезным людям?

Заочная экскурсия по галереям мира  «Добро и зло на полотнах художников».

Фото-проект «Моя родная школа».

Вежливые ребята.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Конкурсы

Трудовой десант

Часы общения

Беседы

Акции

Библиотечные часы

Встречи

Игра

Прогулки

Проекты

Конкурс рисунков

«Зимний труд людей». Конкурс

«Ваше слово, эрудиты!» Конкурс рисунков «Моя будущая профессия».

Трудовой десант в классной комнате. Трудовой десант в столовой. Трудовой десант «Книжкина больница». Моя чистая парта. Трудовой десант в игровой комнате.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Как ценится труд человека. Профессии моих родителей. Правила общественного труда.

Чтение – лучшее учение. Моя будущая профессия. Мои достижения за первое полугодие. Труд облагора-

живает человека. Все работы хороши. Труд моих родителей. Каждой вещи своё место. Питание в школьной столовой. Профилактика простудных заболеваний. Забота о младших родственниках.

Операция УЮТ.

Чтение пословиц о труде.

Встреча с военным.

Нелёгкий труд защищать Родину! Встреча с работником строительства. Встреча с ветеранами промышленного труда. Встреча с работником текстильной промышлен-ности. Встреча с работником ЛОВД.

Интеллектуальный ринг.

Сбор природного материала.

Проект семейных поделок «Вифлеемская звезда».

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Прогулки

Игры

Беседы

Часы общения

Конкурсы

Выставки

Праздники

Мониторинги

Просмотр видеоклипов

Встречи

Прогулка в парке. Прогулка по ул. Набережной. Прогулка в городской сад.

Спортивные игры. Зимние забавы на улице. Лыжные эстафеты. Весёлые эстафеты. Молодецкие забавы.

Моя любимая мамочка. Беседа о здоровом образе жизни. Личная гигиена школьника. Прививки: за и против. Безопасное поведение на водоёмах в зимнее время. Один дома. Осторожно! Лёд идёт. Предупреждение детского травматизма.

Береги здоровье смолоду. День семьи. В здоровом теле – здоровый дух.

Конкурс частушек, посвящённый бабушкам и дедушкам. Конкурс рисунков «Нет – вредным привычкам!».

За здоровый образ жизни!

Мама, папа, я – спортивная семья.

Мониторинг здоровья.

Встреча с медсестрой школы.

Песни о маме. Просмотр видеоклипов.

Встреча с врачом бактериологической лаборатории.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Конкурсы

Выставки

Час общения

Экскурсии

Викторины

Заочные путешествия

Прогулки

Кормушка для птиц. Конкурс плакатов

«Помогите птицам!».

Наш дом – Земля!

Час общения, посвящённый Всемирному дню животных.

День птиц. Час общения, посвящённый Дню Земли. Мы – дети Земли.

Экскурсия в библиотеку.

Чтение журналов о природе. Экскурсия в лес. Экскурсия в городской сад.

На лесной опушке. Забота о птицах. Знаете ли вы цветы.

Экологическая тропа.

Природа оживает.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Праздники

Практикумы

Экскурсии

Прогулки

Утренники

Конкурсы

Инсценирование видеоклипов

Устные журналы

Дискотека  «Вот и лето прошло!». Дискотека с клоунами. Праздник, посвящённый международному дню музыки. Праздник, посвящённый 8 Марта.

Изготовление коллективного панно из осенних листьев.

Цирковые представления.

Самый красивый осенний листок.

Новый год.

Конкурс смайликов, приуроченный к празднованию Всемирного Дня улыбки. Стихи Пушкина. Снежные фигуры. Конкурс рисунков

«Рисуем зиму». Конкурс

«Снеговик». Конкурс «Снежная крепость».

Песни об осени.

Зимушка – зима. «Весна! Весна! И все ей рады!»

Совместная деятельность школы, семьи и общественности

по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

— повышение педагогической культуры родителей  (законных представителей) учащихся путем проведения Дней открытых дверей, тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год.

— совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций: День здоровья, «Папа, мама я – спортивная семья», праздник Букваря, Рождественские праздники, театральные постановки к дню учителя и дню мамы.

— расширение партнёрских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Управляющего совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы.

Календарь традиционных школьных дел и праздников, проводимых совместно с родителями обучающихся

сентябрь (День знаний);

октябрь (Мероприятия по правилам дорожного движения);

ноябрь (Дни духовности и культуры);

декабрь (Пушкинские чтения, Новогодний утренник);

январь (Рождество Христово);

февраль (Неделя патриотической песни);

март (праздники, посвященные Международному женскому дню);

апрель (Пасха, День космонавтики);

май (праздники, посвященные Дню Победы, Последний звонок).

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

  • Повышение педагогической культуры родителей  (законных представителей) учащихся путем проведения Дня открытых дверей,  родительских конференций, тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория «Профилактика ДДТТ среди школьников», «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних», оформление информационного стенда «Для вас, родители»,  выпуск  информационных материалов ( листовки, буклеты, памятки) и  публичных докладов школы на общешкольных родительских собраниях  по итогам работы за год..
  • Совершенствования межличностных отношений педагогов, обучающихся и родителей путем организации совместных мероприятий «День Матери», «Папа, мама, я – спортивная семья, «День Победы», «День Знаний»,  утренника «Новый год шагает по стране»,  участие в благотворительных  акциях.
  • Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Управляющего Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся.

Результатом совместной деятельности обучающихся, педагогов и родителей является эффективное  самоуправление  образовательным и воспитательным процессом  в школе

 Планируемые  результаты духовно-нравственного

развития и воспитания обучающихся 3 класса

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов: 

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

— ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

— элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

— первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

— опыт ролевого взаимодействия, социальной и межкультурной коммуникации;

— начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

— начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

— нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

— уважительное отношение к традиционным религиям;

— неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

— способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

— уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

— знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

— ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

— ценностное и творческое отношение к учебному труду;

— элементарные представления о различных профессиях;

— первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

— осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

— первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

— потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

— мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

— ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

— элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

— первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

— первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

— знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

— ценностное отношение к природе;

— первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

— элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

— первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

— личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

— первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

— первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

— элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

— первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

— первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

— первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

— мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей.  

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника....

ПРОГРАММА духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "В мире добра"

Цель программы: создание максимально благоприятных условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Задачи:       1. Создать ма...