Главные вкладки

    Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
    рабочая программа по теме

    Ворыпаева Елена Александровна

    Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

    Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного гражданина  России.

     

         Идеологическую основу программы составляют указанные в проекте Концепция духовно – нравственного воспитания  ценности («источники человечности»): патриотизм, социальная  солидарность, традиционные  российские религии, гражданственность, семья, труд, и творчество, природа  и  искусство, человечество.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dukhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc54 КБ

    Предварительный просмотр:

    6. Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

    Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного гражданина  России.

         Идеологическую основу программы составляют указанные в проекте Концепция духовно – нравственного воспитания  ценности («источники человечности»): патриотизм, социальная  солидарность, традиционные  российские религии, гражданственность, семья, труд, и творчество, природа  и  искусство, человечество.

    Основные направления   духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

    Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

       Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

    Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

     

          Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

               Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

     

          Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

              Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

     

         Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

             Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

     

          Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

               Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. 

              Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

               Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

     элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

    представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

     элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

    элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

    интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

    уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

    ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

    начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

    элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

    интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

    стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

    любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

    уважение к защитникам Родины;

    умение отвечать за свои поступки;

    негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. 

             Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

    первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

    различение хороших и плохих поступков;

    представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

    элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

    уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

    установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

    бережное, гуманное отношение ко всему живому;

    знание правил этики, культуры речи;

    стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

    представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

    отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

           Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

    первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

    уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

    элементарные представления об основных профессиях;

    ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

    элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

    первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

    умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

    умение соблюдать порядок на рабочем месте;

    бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

    отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

            Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

    развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

    ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

    элементарный опыт природоохранительной деятельности;

    бережное отношение к растениям и животным.

              Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

    представления о душевной и физической красоте человека;

    формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

    интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

    интерес к занятиям художественным творчеством;

    стремление к опрятному внешнему виду;

    отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

                Замысел  программы заключается  в  том, что целостное воспитательное  пространство школы структурируется рядом  воспитательных программ.

                 Урочная деятельность предполагает реализацию идеи диалога культур за счёт широкого использования сопоставительного анализа  различных культурных объектов (произведений литературы, изобразительного, музыкального искусства; языковых явлений, этических норм, обычаев разных народов, особенностей трудовой деятельности, семейного воспитания). Культурологический подход сказывается в рассмотрении изучаемого материала как элемента культуры, в актуализации доступных младшим школьникам культурных связей, вытекающих из содержания программного материала.

                   Внеурочная   деятельность предполагает занятость обучающихся в кружках. Семейное воспитание и образование в школе организовано через разные формы взаимодействия: родительские лектории, проведение совместных экскурсий, проектную деятельность, взаимодействие с сельской и школьной библиотекой, совместное проведение собраний, праздников, сотрудничество в работе с сельским ДК краеведческим музеем и др. формы.

    Перечень мероприятий в рамках программы духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

    Форма деятельности

    Содержание мероприятий

    Сроки

    Исполнители

    1. Приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы

    Урочная

    Беседы на тему истории и культуры родной семьи, родного  края, родной улицы и Родины (в соответствии с планом воспитательной работы)

    Систематически

    Учитель начальных классов

    Внеурочная

    Экскурсии по селу. Посещение районного краеведческого музея,

    1 раз в год

    Учитель начальных классов

    Работа с родителями

    Тематические родительские собрания, конференции, круглые столы, педагогические консилиумы.

    1 раз в триместр

    Учитель начальных классов, родители,

    2.Приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям.

    Урочная

    Библиотечные уроки, беседы, викторины на уроках «Окружающего мира»

    По плану

    Учитель начальных классов

    Внеурочная

    Тематические классные часы.

    Проведение праздников с изучением культуры, традиций народов, населяющих наше село.

    Конкурс рисунков «О Родине».

    По плану

    Учитель начальных классов

    Работа с родителями

    Совместные посещения библиотек, использование школьной и сельской библиотек для организации выставок работ обучающихся, совместные праздники, конференции, круглые столы.

    По плану

    Учитель начальных классов

    3. Приобщение к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.

    Урочная

    Уроки окружающего мира, литературного чтения, тематические беседы о государственной символике, национальных праздниках, Конституции страны.

    По плану

    Учитель начальных классов

    Внеурочная

    Праздники к знаменательным датам,  Уроки мужества, экскурсии.

    Проведение тематических праздников:

    -День народного единства;

    -Международный день толерантности;

    - День славянской письменности;

    По плану

    Учитель начальных классов

    Работа с родителями

    Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, совместные праздники, классные часы

    Акция «Поздравительная открытка»

    ( поздравительная почта и  посещение ветеранов  педагогического труда).

    По плану

    Учитель начальных классов

    Ожидаемые результаты программы: освоение опыта ответственного поведения, проявлений активной позиции, развитие патриотических чувств.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

    Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание  нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Программа  духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...

    Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

    Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях  введения  ФГОС ...

    Программа развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "Моя школьная Страна".

    Актуальность программы. Цель и задачи. Основные направления.Ожидаемые результаты. Реализация программы....

    Программа развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «Я в мире, мир во мне»

    Целесообразность принятия Программы «Я в мире и мир во мне» обусловлена особенностями младшего школьного возраста. Это время интенсивного формирования личности, познавательных потребностей, рост...

    Духовно- нравственное воспитание обучающихся на ступени начального общего образования на уроках гуманитарного цикла.

    Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм».( А. С. Макаренко)...