Главные вкладки

    Программа развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «Я в мире, мир во мне»
    рабочая программа по теме

    Филинская Тамара Владимировна

     

    Целесообразность принятия Программы «Я в мире и мир во мне» обусловлена особенностями младшего школьного возраста. Это время интенсивного формирования личности, познавательных потребностей, рост моральных и интеллектуальных сил и возможностей, готовность к овладению новыми знаниями, умениями, формированию внутренней позиции школьника, его самосознании и самооценки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma.doc79.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    “Гимназия при главе муниципального района “Сосногорск”

    (МОУ “Гимназия г.Сосногорска”)

     

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор МОУ «Гимназия г.Сосногорска

    ________О.В.Кривенко

    ___  _____________ 2008г.

    РЕКОМЕНДОВАНО

    На заседании педагогического

    совета №1 от 10 сентября 2008 г.

    Программа

    развития и воспитания

    обучающихся

    на ступени начального общего образования

    «Я в мире, мир во мне»

                                          Составитель:

                       Учитель МОУ  «Гимназия г.Сосногорска»

                                        Т.В.Филинская

                                              г.Сосногорск

    Пояснительная записка

    Тенденция гуманизации в образовательной сфере ориентирует классного руководителя посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально-значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребенка.

    Целесообразность принятия Программы «Я в мире и мир во мне» обусловлена особенностями младшего школьного возраста. Это время интенсивного формирования личности, познавательных потребностей, рост моральных и интеллектуальных сил и возможностей, готовность к овладению новыми знаниями, умениями, формированию внутренней позиции школьника, его самосознании и самооценки.

    При входном мониторинге были выявлены как положительные стороны, так и недостатки.

    В результате проведенных исследований (использовались методики А.Н.Лукошкина, О.С.Немова, О.В.Лешина и др.) установлено:

    1. Уровень развития на возраст 7-8 лет имеет такую динамику: 52%-высокий уровень, 33%-средний, 15%-низкий;
    2. Диагностика этики поведения показала: 81% учеников имеют положительный результат, 11% низкий уровень, 8%-слабо сформированы поведенческие навыки;
    3. Диагностика нравственной мотивации – 18% учеников высокий уровень, 61,2 – средний уровень и 20,8% -низкий уровень.

    Поэтому очень важно объединить все усилия семьи, гимназии для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям нашего общества.

    Основная цель программы: создание благоприятных условий для раскрытия способностей каждого маленького человечка.

    Задачи:

    1. Создать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей;
    2. Создать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся;
    3. Развивать умение общаться и сотрудничать;
    4. Развивать эмоциональную и волевую сферы;
    5. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития художественно-эстетических и трудовых стремлений, желаний, умений и навыков.

    Актуальность программы заключается в том, что она предусматривает взаимодействия семьи, гимназии, классного руководителя и детей с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации возможностей детей.Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности и направлена на развитие положительных качеств личности ребенка. Программа разработана на основе «Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования для МОУ «Гимназия г.Сосногорска» (заместитель директора по ВР О.В.Фролова).

    I – IV  класс

    Работа запланирована по следующим направлениям:

    1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

    «Я и Россия» (любовь к России, своему народу, своему краю, городу, гимназии; правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода личная и национальная, доверие к людям).

    1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

    «Я и мой выбор» нравственный выбор; справедливость, милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

    1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

    «Я и труд». Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

    1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

    «Я и мое здоровье». Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое.

    1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологического воспитания)

    «Я и природа», «Я и моя земля». Родная земля; заповедная природа, планета Земля; экологическое сознание.

    1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

    «Я и прекрасное». Красота, гармония, духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

    Функции занятий с детьми следующие

    1. Обучающая функция – обучение овладению учебными действиями;
    2. Просветительная функция – стимулирование интереса к окружающей действительности, чтению, кинофильмам и др.;
    3. Коммуникативная функция – объединение детей в коллектив, установление эмоциональных контактов, организация творческого сотрудничества;
    4. Релаксационная функция – снятие напряжения;
    5. Развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств, расширение кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;
    6. Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы и организация личного досуга.

    Инициативы учеников будут поддерживаться через разнообразные формы поощрения: вручение грамот, дипломов, благодарственных писем.

    Поощряться обучающиеся будут по итогам проведенных мероприятий и по итогам года.

    Содержание программы и механизмы реализации.

    Содержание программы «Я в мире – мир во мне» представлено в виде шести направлений:

    1. Направление «Я и мир», «Я и Россия», «Я и Родина моя»

    Задачи:

    1. Прививать любовь и уважение к России, своему народу, краю, городу, гимназии;
    2. Воспитать уважение, дать понятия о правовом государстве. Гражданском обществе, законе и правопорядке, свободе личной и национальной, доверии к людям.

    Формы классной внеклассной работы:

    1. Предметные беседы (на уроках);
    2. Познавательные беседы (по предметам);
    3. Проектная деятельность;
    4. Туристко-краеведческая деятельность ;экскурсии; путешествия, походы;
    5. Творческая деятельность; конкурсы; выставки; фестивали;
    6. Игровая деятельность;
    7. Встречи с интересными людьми.
    1. Направление «Я и мой выбор»

    Задачи:

    1. Развивать позитивный тон взаимодействия;
    2. Способность формированию основ культуры взаимопонимания, уважения, ответственности и чувство долга, толерантности, построению межличностных отношений;
    3. Развивать коммуникативные навыки.

    Формы внеклассной работы:

    1. Классные часы;
    2. Посещение музеев, выставок;
    3. Проблемно-ценностное общение;
    4. Встречи с интересными людьми;
    5. Игровая деятельность;
    6. Проектная деятельность.
    1. Направление «Я и труд»

    Задачи:

    1. Способствовать выработке учебного труда, системно и целенаправленно учить овладению учебными действиями, контролем и саморегуляцией;
    2. Развивать у обучающихся потребность к чтению, учить пользоваться книгой и учебником как источником знаний;
    3. Содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных способностей ребенка;
    4. Прививать уважение к собственному труду других.

    Формы внеклассной работы:

    1. Предметные декады (недели);
    2. Викторины, конкурсы;
    3. Устные журналы;
    4. Конкурсы чтецов;
    5. Предметные олимпиады, исследовательские работы;
    6. Интеллектуальные игры.
    1. Направление «Я и мое здоровье»

    Задачи:  

    1. Воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств, свойств личности;
    2. Расширять знания о нравственном и психологическом здоровье;
    3. Формировать убеждение о здоровом образе жизни – занятиями спорта.
    4. Инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей среде;
    5. Сформировать интеллектуальную и коммуникативную подготовку учащихся к личной безопасной жизни и жизни тех кто рядом.

    Формы работы:

    1. Дни здоровья;
    2. Спортивные праздники;
    3. Спортивные фестивали;
    4. Викторины, конкурсы ПДД;
    5. Уголки безопасности;
    6. Ролевые игры.
    1. Направление «Я и природа»

    Задачи:

    1. Воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде;
    2. Воспитывать осознанное понимание экологической культуры;
    3. Прививать бережное отношение к заповедным местам, к планете Земля.

    Формы работы:

    1. Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность);
    2. Творческая деятельность: конкурсы, выставки;
    3. Туристко-краеведческая деятельность: экскурсии, путешествия;
    4. Познавательные беседы, классные часы;
    5. Проектная деятельность.
    1. Направление «Я и прекрасное»

    Задачи:

    1. Воспитывать ценностное отношение к прекрасному;
    2. Формировать представление об эстетических идеалах и ценностях;

    Формы работы:

    1. Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали;
    2. Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность).

    Этапы реализации программы

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    1. класс

    I.Этап (диагностический)

    1. формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса.

    2. диагностика личностных качеств, интересов обучающихся, родителей, состояние условий и постановка проблемы.

    II.Этап (прогностический)

    1.постановка целей и задач, отбор содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия.

    2.предварительная работа классного руководителя: определение роли творческих дел в жизни класса, постановка задач, разработка вариантов творческих дел как примеров для выбора учеником построения перспективы возможного творческого дела.

    III.Этап (организационный)

    1.совместное с учениками планирование жизни класса на перспективу (учебный год);

    2.реализация концепции программы;

    3.развитие классного коллектива, создание классных традиций.

    IV.Этап (практический)

    1.создание системы воспитательной работы.

    2.преодоление           несоответствий, реформирование компонентов данной программы.

    3.укрепление и накопление классных традиций.

    4.усиление внимания к развитию личности обучающихся.

    5.отработка единой воспитательной системы класса.

    6.анализ результатов мониторинга воспитательной работы.

    V.Этап (обобщающий демонстрационный)

    1.создание новой социальной среды во внеклассной работе, способной подвести всех субъектов воспитательной деятельности к самосовершенствованию.

    - успешная адаптация к гимназической жизни;

    - эмоциональная устойчивость обучающихся;

    - создание предпосылок для формирования классного коллектива;

    -активное участие родителей в жизни класса, гимназии.

    - устойчивые положительные результаты обучения;

    - активное участие детей в жизни класса, гимназии;

    - негативное отношение к вредным привычкам;

    - создание органов классного самоуправления.

    - проявление интеллектуальных способностей на уровне гимназии, города, РФ;

    - знание истории своей семьи, гимназии, достопримечательностей города;

    - умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;

    - ощущение ответственности за совершаемые поступки.

    - овладение методами самовоспитания, самоконтроля;

    - проявление самостоятельной творческой активности;

    - умение самостоятельно организовать и проводить мероприятия разной направленности;

    - готовность к самоопределению в социуме;

    - создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации гимназии, педагогического коллектива обучающихся;

    - обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и гимназии;

    - мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС"

    Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС" для ознакомления с основной образовательной программой начальн...

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования (ФГОС второго поколения)

     Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени  начального общего образования  является частью основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеоб...

    Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

    Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание  нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...

    ПРОГРАММА духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "В мире добра"

    Цель программы: создание максимально благоприятных условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Задачи:       1. Создать ма...

    ПРОГРАММА духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "В мире добра"

    Цель программы: создание максимально благоприятных условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Задачи:Создать максимально благоприятных услови...

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ по математике при переходе со ступени начального общего образования на ступень основного общего образования

    Цель предлагаемого образовательного проекта «Образовательный минимум для начальной школы» – обеспечение освоения всеми учащимися начальных классов минимального объема теоретиче...