ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ по математике при переходе со ступени начального общего образования на ступень основного общего образования
статья по математике (4 класс)

Елена Анатольевна Портнова

 Цель предлагаемого образовательного проекта «Образовательный минимум для начальной школы» – обеспечение освоения всеми учащимися начальных классов минимального объема теоретических и практических знаний по математике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obrazovatelnyy_minimum.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ

по математике

при переходе со ступени начального общего образования на ступень основного общего образования

Е.А.Портнова,

учитель математики в.к.к.,

 председатель МО учителей точного

 и естественнонаучного цикла

ГБОУ СОШ №80 Петроградского района

Санкт-Петербурга

Образовательный минимум - одна из форм контроля усвоения теоретического и частично практического учебного материала.

На уровне начального общего образования особое значение для продолжения математического образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по предмету.

Содержание предлагаемого примерного образовательного минимума по математике начальных классов разрабатывалось в соответствии с содержанием федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, содержания примерной основной образовательной программы начального общего образования.

 Цель предлагаемого образовательного проекта «Образовательный минимум для начальной школы» – обеспечение освоения всеми учащимися начальных классов минимального объема теоретических и практических знаний по математике.

 Задача проекта - систематизация теоретического материала как фундамента для дальнейшего развития ученика.

 Время проведения образовательного минимума – конец учебного года.

Форма проведения образовательного минимума  – итоговое контрольное тестирование.

Отметка – зачет/незачет.

предмет

математика

параллель

4 класс

период

май

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ

Теоретическая часть:

(дословное заучивание теоретического материала)

Требование

Теоретический материал

1

Знать таблицу умножения и деления.

Таблица

2

Знать соотношения между единицами, выражать данные величины в различных единицах.

Соотношения между единицами длины:

1) 1 км = 1000 м

2) 1 дм = 10 см

3) 1 м = 100 см

4) 1 см = 10 мм

Соотношения между единицами времени:

1) 1 мин = 60 сек

2) 1 год = 365 сут /366 сут

3) 1 час = 60 мин

4) 1 век = 100 лет

Соотношения между единицами массы:

1) 1ц = 100 кг

2) 1т = 1000 кг

3) 1т = 10ц

4) 1кг =1000 г

Соотношения между единицами площади:

1) 1 м² = 100дм²

2) 1м² = 10000см²

3) 1 дм ² = 100см²

4) 1 см² =100 мм²

3

Знать названия компонентов арифметических действий .

a + b = c

слагаемое, слагаемое, сумма

a - b = c

уменьшаемое, вычитаемое, разность

a ∙ b = c

множитель, множитель, произведение

a : b = c

делимое,  делитель, частное

4

Знать соотношения между компонентами арифметических действий.

1. Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель.

2. Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.

3. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

4. Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

5. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

6. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

5

Знать правила вычисления с нулем и единицей.

При умножении любого числа на 1 получается то число, которое умножали.

При умножении любого числа на нуль получается нуль.

При делении числа на то же самое число получается 1.

При делении числа на 1 получается то же самое число.

При делении нуля на любое другое число получается нуль.

Делить на нуль нельзя.

6

Знать порядок вычисления значения числового выражения, содержащего 3 – 4 действия (со скобками и без них).

Порядок действий:

Прежде чем приступить к вычислениям, надо рассмотреть выражение (выяснить, есть ли в нём скобки, какие действия в нём имеются) и только после этого выполнять действия в следующем порядке:

1) действия, записанные в скобках,

2) умножение и деление,

3) сложение и вычитание.

7

Знать формулу для вычисления  площади прямоугольника (квадрата).

S = a ∙ b,

где S - площадь, a и b - смежные стороны.

Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно найти произведение его смежных сторон.

8

Находить стороны прямоугольника по известным площади и длине другой стороны.

а = S : b

b = S : a

Чтобы найти одну из сторон прямоугольника, нужно площадь разделить на известную сторону

9

Знать определение периметра геометрической фигуры.

Периметр - это сумма всех длин сторон геометрической фигуры.

10

Вычислять периметр прямоугольника (квадрата).

P = (a + b) ∙ 2 ,

где P - периметр, a и b - смежные стороны прямоугольника.

11

Решать задачи по стандартной формуле движения s = vt

Чтобы  найти  расстояние, нужно  скорость  умножить  на  время.

S = V × t

12

Выводить компоненты из формулы s = vt, решать задачи с применением формул

Чтобы  найти  время,  нужно  расстояние  разделить  на  скорость.

t = S : V

Чтобы  найти  скорость, нужно расстояние  разделить  на  время.

V = S : t, где V- скорость, S- расстояние, t- время.

Практическая часть:

Требование

Пример задания

1

Выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста.

Вычисли устно:

1) 36 + 54

2) 76 + 59

3) 67 + 135

4) 100 - 31

5) 124 - 33

6) 89 + 0

7) 9 * 6

8) 14 * 3

9) 19 * 5

10) 30 * 70

11) 420 * 10

12) 1200 : 100

13) 1000 * 18

14) 124 * 0

15) 0 : 8

16) 72 : 8

17) 42 : 7

18) 48 : 12

19) 75 : 15

20) 1800 : 20

2

Читать, записывать и сравнивать числа в пределах

 1 000 000.

1) Запиши цифрами число:

а)  три тысячи сто два,

б)  четырнадцать тысяч пятьсот двадцать

2) Сравни числа (поставь между ними знак> или <):

а) 295  и  925

б) 1024  и  1824

        в) 1648  и  959

3

Выражать величину в требуемых единицах измерения.

Вырази величину в требуемых единицах измерения:

3 м 2 дм 30 мм   =                        см

2 ч 17 мин   =               мин

2 ц 4 кг 130 г   =                г

300000 дм²     =                    м²

4

Решать простейшие уравнения.

Реши уравнения:

1) x ∙ 5 = 75

 2) 180 – x = 90

 3) x + 240 = 420

 4) 63 : x = 9

5

Решать текстовые задачи арифметическим способом.

Ширина прямоугольника 80 см, а длина на 10 см больше, чем ширина. Найдите длину прямоугольника.

В спортивной секции занимается 16 мальчиков и девочек. Девочек – в 4 раза меньше, чем мальчиков. Сколько девочек занимается в спортивной секции?

Турист прошел в первый день 18 км, а во второй день на 6 км меньше. Сколько километров прошел турист за два дня?

Дочери 6 лет, а маме в 5 раз больше. На сколько лет мама старше дочери?

В классе 30 учащихся. Третья часть всех учащихся поет в хоре. Сколько учащихся поет в хоре?

Купили три пакета молока по 30 р. 50 к. за пакет. Сколько сдачи должны получить с 150 р.?

Стороны прямоугольника равны 13 см и 9 см. Найдите его периметр.

Стороны прямоугольника 20 см и 14 см. Найдите его площадь.

6

Применять алгоритмы выполнения письменных вычислений (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число).

Вычисли письменно значение выражения:

  1. 46305 + 2738
  2. 7269 – 3523
  3. 357 · 23
  4. 918: 27
  5. 728: 8 – 4 · 21
  6. 6300: 9

7

Выбирать правильный порядок вычисления значения числового выражения, содержащего 3 – 4 действия (со скобками и без них).

Выбери правильный порядок действий:

                3               1                 2          4      

А.  200 – (12 + 498 : 6) · 2.

        3        2        1        4

Б. 200 – (12 + 498 : 6) · 2.

                4        1        2        3

В. 200 – (12 + 498 : 6) · 2.

                                                 4        2        1        3

                   Г.  200 – (12 + 498 : 6) · 2.

        

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ в 4 классе

Ученик:____________________________________________ класс:____________дата:____________

Задание

Ответ

1

Вычисли устно:

1) 36 + 54

2) 76 + 59

3) 67 + 135

4) 100 - 31

5) 124 - 33

6) 89 + 0

7) 9 * 6

8) 14 * 3

9) 19 * 5

10) 30 * 70

11) 420 * 10

12) 1200 : 100

13) 1000 * 18

14) 124 * 0

15) 0 : 8

16) 72 : 8

17) 42 : 7

18) 48 : 12

19) 75 : 15

20) 1800 : 20

2

Запиши цифрами число:

а)  три тысячи сто два,

б)  четырнадцать тысяч пятьсот двадцать

3

Сравни числа (поставь между ними знак> или <):

а) 295  и  925

б) 1024  и  1824

        в) 1648  и  959

4

Вырази величину в требуемых единицах измерения:

а) 3 м 2 дм 30 мм   =                        см

б) 2 ч 17 мин   =               мин

в) 2 ц 4 кг 130 г   =                г

г) 300000 дм²     =                    м²

5

Реши уравнения:

1) x ∙ 5 = 75

2) 180 – x = 90

3) x + 240 = 420

4) 63 : x = 9

6

Реши задачи:

1) Ширина прямоугольника 80 см, а длина на 10 см больше, чем ширина. Найдите длину прямоугольника.

2) В спортивной секции занимается 16 мальчиков и девочек. Девочек – в 4 раза меньше, чем мальчиков. Сколько девочек занимается в спортивной секции?

3) Турист прошел в первый день 18 км, а во второй день на 6 км меньше. Сколько километров прошел турист за два дня?

4) Дочери 6 лет, а маме в 5 раз больше. На сколько лет мама старше дочери?

5) В классе 30 учащихся. Третья часть всех учащихся поет в хоре. Сколько учащихся поет в хоре?

6) Купили три пакета молока по 30 р. 50 к. за пакет. Сколько сдачи должны получить с 150 р.?

7) Стороны прямоугольника равны 13 см и 9 см. Найдите его периметр.

8) Стороны прямоугольника 20 см и 14 см. Найдите его площадь.

7

Вычисли письменно значение выражения:

1) 46305 + 2738

       2) 7269 – 3523

3) 357 · 23

4) 918: 27

5) 728: 8 – 4 · 21

               6) 6300: 9

8

Выбери правильный порядок действий ( в ответ запиши букву, соответствующую правильному порядку):

                   3                 1                 2           4      

А.  200 – (12 + 498 : 6) · 2.

                                                    3                2                  1          4

Б. 200 – (12 + 498 : 6) · 2.

                                               4                1                 2          3

В. 200 – (12 + 498 : 6) · 2.

                                                    4                2                 1          3

 Г.  200 – (12 + 498 : 6) · 2.

Освоение опорного уровня знаний рассматривается как учебный успех ребёнка, как исполнение требований ФГОС НОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...

"Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

В статье рассказывается о направлениях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования  и о мероприятиях, которые проводятся с учащимися по этим напр...

Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную

Доклад к педаггическому совету "Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную"...

Примерная программа формирования и развития ИКТ - компетентности обучающихся на ступени основного общего образования

Примерная программа формирования и развития ИКТ-компетентности содержит следующие разделы:пояснительную записку, содержащую описание основных целей и задач программы, ее места и роли в реализации треб...

Рабочие программы Первой ступени основного общего образования на 2017-2018 учебный год

Рабочие программы Первой ступени основного общего образования на 2017-2018 учебный год ...