"Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
статья по теме

Иванова Наталья Николаевна

В статье рассказывается о направлениях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования  и о мероприятиях, которые проводятся с учащимися по этим направлениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Учителя начальных классов Ивановой Натальи Николаевны

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных  традициях и передаваемые от поколения к поколению.

Традиционными источниками нравственности являются:

  • патриотизм
  • социальная солидарность
  • гражданственность
  • семья
  • личность
  • труд и наука
  • традиционные религии
  • искусство и литература
  • природа
  • человечество

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

1)Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

По этому направлению проводятся:

     Беседы, циклы мероприятий «По страницам истории Отечества», классные часы: «Я - гражданин России» «Государственные символы России», «Моя малая Родина», «Дети - герои войны» и др, фестивали патриотической песни, конкурсы чтецов «Салют, Победа»,  встречи с ветеранами и военнослужащими, посещение памятников павших воинов, ведется проектная деятельность по теме «Мой родной край», проводится посещение школьного музея, ребята участвуют в проведении Дня поселка,  проходят выставки рисунков «Мой край», «Война глазами ребенка», выставки поделок

 Также  ребята участвуют в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам, в подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности.

2) Воспитание духовности  и нравственных чувств

В этом направлении ведется следующая работа 

Проводятся уроки этики, классные часы, беседы,  выставки «Дорогой народных традиций», игровые программы, посвященные народным праздникам, такие как: встреча Рождества, масленица и др., позволяющие школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия, ребятами создаются проекты «Что означает мое имя», «Моя родословная». Также ребята участвуют в традиционных школьных праздниках, таких как: День знаний, посвящение в первоклассники, День Учителя, осенний бал, Новый год, прощание с азбукой, 23 февраля, 8 марта, День Победы, прощание с 1 классом, прощание с начальной школой

3)Воспитание творческой личности

По этому направлению проводятся 

Театрализованные представления «Щелкунчик», «Аленький цветочек», «В царстве Снежной королевы»  и др., инсценировки произведений детских писателей, басен, сказок Пушкина,  ребята участвуют в различных интеллектуальных марафонах, информационно-развлекательных играх,  в неделе начальной школы.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: 

Реализуется  в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий,  проводятся  подвижные игры, туристические походы, Дни здоровья, спортивные соревнования.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

Проводятся классные часы, беседы, экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю. Ребята участвуют экологических акциях «Помоги зимующим птицам», делают и вывешивают кормушки для птиц. Проводятся субботники, выставки поделок «Герои сказок», «Осенняя фантазия» из природных материалов. Ребята участвуют в проектной деятельности «Я и мир вокруг меня» и т. д.

6) Воспитание ценности знания, стремления к познанию и истине.

По этому направлению проводятся 

Традиционное посвящение в читатели, библиотечные уроки, встречи с писателями, познавательные викторины, информационные классные часы, беседы, различные экскурсии,  выставки.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций

Таким образом, современная школа не может не научить юного человека быть порядочным и честным, любить свою Родину, знать и почитать ее историю и традиции. Давайте будем сообща сохранять нашу духовную культуру и воспитывать наших детей нравственными и достойными гражданами своего Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС"

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС" для ознакомления с основной образовательной программой начальн...

Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание  нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа  духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...

Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях  введения  ФГОС ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни. Включает в себя пять направлений: край родной, общение и нравственность, учение, эк...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель  программы: Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, ...