Главные вкладки

    информационная карта инновационного опыта " Формирование коммуникативных компетенций учащихся начальных классов в рамках урочной и внеурочной деятельности"
    статья на тему

    Мягкова Алла Владимировна

    Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность, способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

     

       Результаты моей деятельности по формированию коммуникативных  компетенций у учащихся начальной школы изложены в данной технологической карте.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл informatsionnaya_karta_innovatsionnogo_opyta_1.docx33.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

    Приоритетного национального проекта «Образование»

    I. Общие сведения

    Ф.И.О. автора опыта

    Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

    Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

    Стаж работы в должности

    Мягкова Алла Владимировна

    МОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32»  430031 РМ. г. Саранск, Лихачева, д.40

    Учитель  начальных классов

    31год,

    Педагогический стаж 34 года

    II. Сущностные характеристики опыта

    Тема инновационного педагогического опыта

    Формирование коммуникативных  компетенций учащихся начальных классов в рамках урочной и внеурочной деятельности.

    Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

    Коммуникативная компетенция - целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению.

    Имея большой стаж работы учителем начальных классов, я наблюдала за противоречиями, которые возникают в ходе формирования коммуникативной культуры. На мой взгляд, главными противоречиями являются:

    - между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных навыков младших школьников;

    - между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, приемах формирования коммуникативных навыков и недостаточной их разработанностью;

    - между возрастающими требованиями школы к коммуникативной компетентности учителей начальных классов и затруднениями в организации процесса общения в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель».

    Для решения данных противоречий был разработан педагогический проект на тему «Формирование коммуникативных  компетенций учащихся начальных классов в рамках урочной и внеурочной деятельности.»

    Актуальность изменений продиктована потребностью государства, общества, семьи в программах развивающего образования.

    Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

    Именно коммуникативная компетентность будет играть основополагающую роль, помогая в дальнейшем в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.

    Значимость ИПО заключается в разработке условий  для личностно-ориентированного подхода в развитии, обучении и воспитании младшего школьника, деятельностному способу (типу) обучения, идущему на смену объяснительно- иллюстративному способу (типу).

    Дети 7–10 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта. В то же время, именно  младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности школьника – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса.

    Для повышения эффективности процесса освоения младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных умений необходимо создание таких педагогических условий, при которых учащийся вынужден занимать активную личностную позицию и наиболее полно раскрываться как субъект учебно-воспитательной деятельности. А именно: организация  совместной деятельности школьников на уроке и во внеурочной деятельности, использование проектных форм работы, создание атмосферы сотрудничества, взаимоуважения, творчества.

    Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

     Возможности программы развивающего обучения Л.В. Занкова позволяют формировать коммуникативные  качества личности каждого ученика, умения пользоваться собственными способами учебной деятельности.

    Умение успешно общаться друг с другом, вести дискуссию, возможность переживать чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины, обеспечивая творческое усвоение знаний посредством специально организованного диалога, реализует проблемно-диалогическое обучение.

    Учащимся легче ориентироваться в справочной литературе, они приобрели самостоятельный опыт добывания необходимого материала через различные источники, его систематизирования и приведения в соответствие с требуемыми заданиями. Кроме того, учащиеся умеют работать  в группах, оценить работу своих товарищей, распределить роли в группе, представить отчет группы, где у каждого есть возможность высказать свое мнение. У большинства учащихся сформированы навыки рефлексии.

    Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

    Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Задача педагога вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути его развития личности. 

    Организация учебно-воспитательного процесса строится в соответствии с поставленными целями и задачами, с учетом возрастных и психологических особенностей и интересов младших школьников. Образовательный процесс осуществляется на основе программы и учебников системы развивающего обучения Л.В. Занкова, в которых связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов отчётливо выражена. Организация творческой деятельности младших школьников осуществляется в различных формах языкового образования и литературного развития

    Заинтересованность учителя в результатах своего труда, готовность педагога к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства.  Эффективное использование на современном уроке ИКТ (презентации, интерактивная доска).    Апробация инновационных методик, технологий, приемов обучения.

    Результат изменений

    Коммуникативная компетентность школьника должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме доброжелательности (дружественность) и уважении к людям, справедливости, честности, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности. Младший школьный период наиболее благоприятен  для воспитания личностных черт.

    Использование инновационного опыта способствует развитию интеллектуальных качеств учащихся. Рассуждения детей становятся последовательными, доказательными, логичными; речь – четкой, убедительной, аргументированной. Повышается интерес к учебным предметам, формируется неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в нестандартных ситуациях. Качество знаний учащихся становится достаточно высоким. Дети наиболее развиты, умеют действовать в нестандартной ситуации, свободно общаются друг с другом в парах, группах, владеют способами учебной деятельности, навыком контроля и самоконтроля выполненной работы.

       Учащимся легко ориентируются в справочной литературе, они приобрели самостоятельный опыт добывания необходимого материала через различные источники.

    Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

    На школьном сайте   schoolrm. ru\schools\sc32sar.

    III. Описание инновационного опыта учителя

    Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

    Для повышения эффективности процесса освоения младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных умений необходимо создание таких педагогических условий, при которых учащийся вынужден занимать активную личностную позицию и наиболее полно раскрываться как субъект учебно-воспитательной деятельности. А именно: организация  совместной деятельности школьников на уроке и во внеурочной деятельности, использование проектных форм работы, создание атмосферы сотрудничества, взаимоуважения, творчества.

    Образовательный процесс осуществляю на основе программ и учебников развивающего обучения Л.В. Занкова, в которых отражена связь формирования коммуникативных учебных действий с содержанием учебных предметов .Организация системы работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в работе рассматривается на примерах урочной деятельности в процессе изучения предметов «Русский язык» (автор программы А.В. Полякова) и «Литературное чтение» (автор программы В.Ю. Свиридова).

    Одним из эффективных средств формирования коммуникативных умений является организация творческой деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

    Для осуществления цели опыта посредством творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения в системе ведется работа по формированию монологической и диалогической речи, обогащению словарного запаса учащихся. В процессе обучения эффективно используются индивидуальные, фронтальные, парные и групповые формы организации работы на уроке. Одним из видов творческой, как индивидуальной, так и групповой формы деятельности, является проектная деятельность учащихся. Для создания любого проекта необходимы интерес, желание, светлые головы, а самое главное – психологическая совместимость между ребятами и педагогом.

    Вот некоторые виды  работы:

          -  Творческий проект « Говорящая азбука (прощание с азбукой)

    - Коллаж «Школа будущего».  (Подборка стихов о школе, изготовление из цветной бумаги и картона макета, написание мини-сочинений, стихов о школе своей мечты). Выставка работ.

    - Творческий проект «Моя родословная. История фамилии»

    - Коллективный проект «Красная книга Республики Мордовия»

    - Проект «Название улицы, на которой я живу»

    http://c/DOCUME~1/1/LOCALS~1/Temp/msohtml1/01/clip_image016.jpgВсе коллективные работы выставляются в классе, демонстрируются на  школьных праздниках и родительских собраниях.

    Проведение различных мероприятий в классе,  экскурсии, праздники фотографируются и демонстрируются родителям, а также коллегам на методических объединениях.

       Заключение.

       Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность, способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

       Результатами своей деятельности по формированию коммуникативных  учебных  действий на данном этапе я считаю:

    1.Умение детей учитывать позиции других людей.

    2.Умение ребят слушать, вступать в диалог, спрашивать.

    3.Дети в классе стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения..

      Во время уроков, праздников, экскурсий, различных видов парной, групповой  работы,  стараюсь  помочь  детям  высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали  бы друг другу, старались не смеяться над другими,  приходили на помощь товарищу.

    Учащиеся расширяют круг общения, лучше узнают друг друга, приобретают навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах. В совместной творческой  деятельности у ребят формируется уважительное отношение к иному мнению, умение избегать конфликтов,  происходит развитие  эмоционально-личностной сферы ребёнка. У детей класса повысилась мотивация к обучению. Они стали более культурными и общительными. Даю учащимся определённые знания, умения, но считаю, что гораздо важнее научить маленького человека нравственным ценностям: доброте, честности,  любви к своей стране, малой родине, родному городу,  своей семье. Ведь это и есть важнейшее условие успешного развития России.

    Что дает данная работа учителю?

    - появление нового уровня мышления – глобального, а не замкнутого в своей узкой специализации

    - исключается дублирование учебного материала.
    - усиление межпредметных связей.

                                                                 Что дает данная работа ученику?

     -лучшая адаптация  в школе;

     -повышение  учебной успешности;

     -умение слушать и вступать в диалог;

     -участвовать в коллективном обсуждении проблем;                                                                                                                                                                               - социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

    - потребность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками          и взрослыми;

    - отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому;

    -умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;

    -активизация мыслительной деятельности.
    -подкрепление мотивации в обучении.
    -умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.
    -снижение перегрузок.

                                 

         

    IV. Экспертное заключение

    Предполагаемый масштаб и формы распространения

    изменений

    Муниципальный уровень: открытые уроки,  участие в семинарах, публикации в интернете на сайте  schoolrm. ru\schools\sc32sar.

    Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

    Забатурина Ольга Александровна , заместитель директора по УВР МОУ  « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32»  430031 РМ. г. Саранск, Лихачева ,д.40 ; 55-62-24 , электронный адрес.  olgazabaturina@rambler/ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»

    В данном учебном материале  выявляются  оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию  основ читательской компетентности  младших школьников,обобщается ...

    Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

    Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

    Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации урочной и внеурочной деятельности.

    В данной работе рассматриваются пути и условия активизации формирования УУД школьников через осуществление системно-деятельностного подхода к организации урочной и внеурочной деятельности....

    Система работы учителя с одаренными детьми младшего школьного возраста в рамках урочной и внеурочной деятельности

    Всему в школе обучить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем.Где, когда и как искать умненьких ребят? Как не по...

    Формирование ИКТ-компетентности в рамках урочной и внеурочной деятельности.

    Взаимосвязь ИКТ-грамотности иИКТ-компетентности. Содержание, виды и формы организации учебной деятельности. Планируемые результаты. Проблемы и варианты использования средств ИКТ....