Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"
методическая разработка по русскому языку по теме

Лазарева Елена Михайловна

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным заказом общества - сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Цель, которую преследует автор опыта – учитель начальных классов высшей квалификационной категории Елена Михайловна Лазарева -  формирование основ  лингвистической компетенции у младших школьников.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи теоретической и практической направленности:

·        определены структурные компоненты лингвистической компетентности младших школьников;

·        систематизированы виды самостоятельной учебно-познавательной и практической деятельности школьников, которые являются основой компетентности младших школьников (в т.ч. и лингвистической);

·        систематизированы типы учебных занятий, направленных на формирование основ лингвистической компетентности младших школьников;

·        разработана примерная структура учебного занятия;

·        разработана и апробирована  программа факультативного курса «Занимательная лингвистика».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Лазарева Елена Михайловна

Адрес с индексом

215280 Смоленская область, город Сычевка, улица Луначарского, дом 75,кв.12

Номер контактного телефона

8 (48130) 4 – 23 – 35, 8-910- 764 – 34 - 62

Учреждение, в котором работает автор опыта

МБОУ Сычевская СОШ №1 города Сычевка Смоленской области

Должность

учитель

Преподаваемый предмет или выполняемый функционал

Начальные классы

Стаж работы в должности

27 лет

II.Сущностные характеристики опыта

5

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО

Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики

   В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования определены цели, приоритеты, содержание и ценности начального общего образования: от формирования знаний, умений и навыков происходит переориентация к развитию готовности младших школьников самостоятельно использовать усвоенные знания, умения и способы действия в реальной жизни для решения практических задач.

Данные изменения коснулись и языкового образования в начальной школе.

При обучении младших школьников русскому языку на первый план выходит задача развития младшего школьника как личности, владеющей русским языком как средством общения в различных сферах жизни, воспринимающей язык как эстетическую и культурную ценность.

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным заказом общества - сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Согласно определению лингвиста Ноэля Хомского,   лингвистика – наука, изучающая языки. Следовательно, лингвистическая компетенция – это языковая компетенция, что обозначает способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения. Это подразумевает способность, необходимую для выполнения определенной языковой деятельности на родном языке[1].

   Д.Хаймс расширил понятие языковой компетенции, делая акцент на речевой деятельности. Он ввел понятие коммуникативной  компетенции – суммы языковых знаний и навыков говорящего(слушающего) об использовании языка в изменяющихся ситуациях и условиях речи[2].

   Перед учителем начальной школы стоят  трудные задачи – показать, что уроки родного русского  языка, языка, который они знают с самого рождения, но который бывает такой трудной наукой,  могут и должны стать самыми увлекательными, самыми любимыми;

 - показать детям, что система  русского языка не менее красива и интересна, чем устройство Вселенной. В нашем языке сжат тысячелетний опыт наших предков: их мысли, достижения, чувство прекрасного. Поэтому о родном языке никогда нельзя знать достаточно – он неисчерпаем.

   Обозначилась  проблема: как успешно решить эти задачи, чтобы познакомить младших школьников с чудесными превращениями, происходившими с русским языком на протяжении многовековой истории, заинтересовать наукой лингвистикой, которая ищет ответы на сложные вопросы: «Что такое язык? Как он устроен? Как развивается? Из каких частей состоит? Как взаимодействуют эти части? Как связан язык с деятельностью человека?».

Теоретические исследования М.Т.Баранова, Е.А.Быстровой, М.Н.Шанского выявили, что проблема становления лингвистической компетенции как основы языкового образования школьников рассматривается преимущественно в рамках обучения в основном и среднем звеньях школы, а в начальной школе  формирование основ лингвистической компетенции происходит, в основном,  в контексте отработки орфографического навыка.  Следовательно, проблема становления лингвистической компетенции является актуальной на теоретическом уровне.

С позиции методического уровня,  данная проблема актуальна потому, что у учителя начальных классов появилась реальная возможность заниматься становлением лингвистической компетенции в рамках учебных занятий (в проекте «Начальная школа XXI века» в рамках  программы по русскому языку со 2 по 4 класс изучается материал лингвистического характера в блоке «Как устроен наш язык»[3]), но данный материал часто бывает достаточно объемным и,  в некоторой мере, недостаточно времени для того, чтобы у младших школьников сформировался устойчивый навык  фонетического, грамматического, морфологического, синтаксического разборов, словообразования, чтобы в полной мере удовлетворить естественное желание младших школьников познать неизведанное, особенно то, что рядом с ними.  Важен и тот факт, что в каждом классе есть группа учащихся, проявляющих способности к изучению русского языка, а, следовательно, они нуждаются в  более углубленных знаниях лингвистического характера.

За годы работы мною был накоплен разнообразный материал занимательного характера  по разделам лингвистики, который я  широко использовала не только на уроках, но и на занятиях  клубных часов в рамках  группы продленного дня.

С введением ФГОС НОО появилась возможность в рамках  внеурочной деятельности организовать систематическую работу над формированием основ лингвистической компетенции у младших школьников через  разработку и апробацию факультативного курса «Занимательная лингвистика».  Тем самым  удовлетворяются  запросы обучающихся с различным уровнем интереса к изучению русского языка;  их  родителей -  людей, заинтересованных не только в знаниях, но и в общем развитии ребенка, воспитании культурного человека; учителя, т.к. появилась реальная возможность реализовать свои профессиональные наработки в данной области и поделиться ими с коллегами.

  1. 6

6

Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи

Цель: формирование основ  лингвистической компетенции у младших школьников.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи теоретической и практической направленности

  • определить структурные компоненты лингвистической компетентности младших школьников;
  • систематизировать виды самостоятельной учебно-познавательной и практической деятельности школьников, которые являются основой компетентности младших школьников (в т.ч. и лингвистической);
  • систематизировать типы учебных занятий, направленных на формирование основ лингвистической компетентности младших школьников;
  • разработать примерную структуру учебного занятия;
  • разработать и апробировать  программу факультативного курса «Занимательная лингвистика»

7

Концепция изменений

  Формирование  основ лингвистической компетенции[4]– это первый этап системы образования и речевого развития младших школьников. Ознакомление учеников с основами лингвистических знаний: фонетикой, графикой и орфоэпией, составом слова (морфемикой), грамматикой (морфологией и синтаксисом) русского языка происходит за счет продуманного отбора дополнительного научно-познавательного материала, совершенствования учебного процесса средствами ИКТ и их интеграции с традиционными дидактическими и методическими средствами.

   Лингвистическая компетенция  младшего школьника, являясь основой языкового образования, представляет собой качество личности обучающегося, обладающего лингвистическим мышлением, владеющего способами познания языковой системы, имеющего самостоятельный опыт применения знаний и умений в новых языковых ситуациях.

Приоритетными становятся  компоненты, связанные с опытом поисковой, творческой деятельности. Реализация личностно ориентированной, игровой, интеграционной  и информационно-коммуникационной образовательных технологий  при создании творческих работ  дает  возможность продемонстрировать результаты научно-практической, творческой деятельности учащихся.

Форма публичного выступления во время презентации творческой работы  может служить средством формирования коммуникативной компетентности учащихся, а также диагностикой их личностного роста и развития

8

Сущность ИПО

  1. Определены структурные компоненты лингвистической компетенции младших школьников[5]
  2. Систематизированы виды самостоятельной учебно-познавательной и практической деятельности школьников, которые являются основой компетенции младших школьников (в т.ч. и лингвистической)[6]
  3. Систематизированы типы учебных занятий, направленных на формирование основ лингвистической компетенции младших школьников[7]
  4. Разработана примерная структура  учебного занятия факультативного курса[8]
  5. Разработана  и апробирована  программа факультативного курса «Занимательная лингвистика»[9]
  1. 9

Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски

  В системе предметов начальной школы важное место занимает русский язык. 
Он  - основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации  и культуры личности. 

Русский язык – один из самых  трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им также естественно и легко, как дышать. Но с другой стороны – это сложная научная дисциплина, требующая большого труда при его изучении.

  В ходе разработки программы факультативного курса «Занимательная лингвистика»  была изучена и проанализирована  научно-теоретическая база по вопросу лингвистической компетенции младших школьников, в результате чего были систематизированы методические и  практические материалы, которые легли в основу содержания курса и его методического сопровождения:

 - Структурные компоненты лингвистической компетенции младших школьников включают в себя предметные знания и умения  и метапредметные умения (информационные, коммуникативные, организационные). Специфика метапредметных умений заключается в том, что они, обладая свойствами универсальности, широтой применения и возможности перенесения с одного предмета на другой, являются отличным инструментом учения, универсальным средством овладения знаниями. Работая параллельно, лингвистические и метапредметные знания и умения позволяют успешно формировать основы лингвистической компетенции младших школьников[10].

 - Становление лингвистической компетенции выводит на первый план освоение учащимися конкретных видов учебной деятельности, внимание к их практической подготовке. Особое внимание уделяется организации самостоятельной созидательной  творческой деятельности  младших школьников в ходе работы с языковым материалом[11].

 -  Обобщенная примерная структура каждого нового учебного занятия позволяет  учителю с наибольшей  эффективностью выбрать вариант своих действий, учитывая особенности контингента обучающихся и целевые установки занятия[12].

 - На факультативных занятиях предусматривается обучение школьников решению лингвистических задач – языковых (выявляются существенные свойства языковой системы), текстовых (языковые знаки как единицы художественного текста), информационных (умение применять лингвистические знания и навыки в нестандартных языковых ситуациях).

Родня ли Гусеница Гусю?

 - Вы кто такие?

 - Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.

 - А ты кто?

 - А я ваша тетка – Гусеница.

 Есть ли в этом рассказе «Родственники»?

Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алеша сказал, что гусеница – это не родственное слово.

А Петя возразил: - Ведь Гусеница сама сказала, что она родственница, значит, это родственное слово. Кто прав? Почему? Определите в словах окончание, основу, общую часть – корень.

С целью получения наиболее оптимального результата  формирования  основ лингвистической компетенции используется в качестве ведущей деятельности -   познавательная самостоятельность каждого школьника. Самостоятельная работа выполняется младшими школьниками не только по заданию, но и под контролем  учителя. Разнообразие видов самостоятельной работы обусловлено многообразием  задействованных источников информации и способов работы ученика с ним[13].

 - Программа факультативного курса «Занимательная лингвистика» направлена на то, чтобы показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная деятельность.

Следовательно, на современном этапе  актуальность целевой установки  факультативного курса – формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников  - обусловлена тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Этот процесс направлен на формирование умения полноценно общаться, культурно вести себя в обществе.

 Содержание факультативного курса включает в себя    изучение таких тем, которые, традиционно, считаются трудными для учащихся начальных классов.

Однако, и в первом классе дети с удовольствием получают знания о значении, истории и происхождении слов.

Сани.

В древнерусском языке САНЬ значило «змея». Два полоза зимней повозки, скользящей по снегу, напоминал нашим предкам дружно ползущих змей. Кстати, сами эти скользкие брусья были названы тем же словом что и одна из неядовитых змеиных пород – полоз. Вот так тесно переплелись друг с другом САНИ, ЗМЕИ, ПОЛОЗЫ и ПОЛОЗЬЯ.

 Воспринятые с интересом лексика и этимология запоминаются прекрасно, т.к. обучение идет на высокой степени внимания и всех интеллектуальных сил ребенка. Этимологическая справка очень важна как вспомогательный материал при словообразовательном анализе.

Внимание, внимательный

Это слово пришло к нам из старославянского языка. Наши древние предки знали и употребляли слово ИМАТИ – «БРАТЬ». Позже при помощи приставки ВЪН (В) от этого слова образовали новый глагол  - ВНИМАТИ – «слушать», буквально, «вбирать в себя». Глагол ИМАТИ исчез из нашего языка совсем, Внимать – употребляется редко, зато производные от него – внимание, внимательный, понимать знает каждый ученик.

Лингвистические рассказы и сказки о языке, о возникновении букв, фонем, очень полезны для ребят, потому что пробуждают любознательность, интерес и любовь к языку, развивают языковое чутье. Ведь маленькие школьники очень эмоциональны, чутки, восприимчивы к слову, образу, все им интересно.

Семья слов

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова – веточки, и называли их ОДНОКОРЕННЫМИ. А так как они были дети одного папы – корня, то их еще назвали РОДСТВЕННЫМИ. Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор КОРНЕМ. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные  слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный.

͡

Элементы занимательной фразеологии составляют «стройматериал» нашего языка, но не простой, а один из лучших украшений речи. Многие устойчивые обороты обогащают книжную, газетную речь, не говоря уже о разговорной.  Испытываешь истинное интеллектуальное удовольствие оттого, что твои ученики испытывают гордость  за родной язык и народную мудрость, когда понимают, что фразеологизмы нельзя перевести буквально на иностранный язык. Но в ходе эксперимента выясняют, как проигрывают обыкновенные слова рядом с устойчивыми выражениями.

Как пить дать.

По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение «как пить дать» в значении: точно, несомненно.

Большое внимание в  факультативном курсе уделяется развитию связной речи детей. Этому способствуют загадки  - простые упражнения, повод к увлекательной беседе, которая заляжет в памяти ребенка и повлечет за собой все объяснения, к ней привязанные.

Отгадать загадку. Отгадку  соотнести с указанной схемой (словообразование).

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

Скороговорки развивают фонематический слух, правильное произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи. Шарады, ребусы, кроссворды – неоценимый материал для  легкого усвоения основ лингвистики.

Морфологическая шарада.

Корень тот же, что в слове СКАЗКА,

Суффикс тот же, что в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка та же, что в слове РАСХОД.

 

Головоломка «Ход шахматного коня»

По

держ

сво

ан

ник

Й

кажд

в

ник

е

ать

ряд

Уч

ев

ОБЯЗ

ый

дн

к

е

Скороговорка

Из-под топота копыт пыль по полю летит

Современные школьники – активные пользователи ПК. Практически на каждом занятии дети пользуются электронными справочниками, могут найти интересующую информацию на указанном сайте, работая в программе Microsof Office,  создавать творческие проекты и презентовать их[14].

Факультативный курс как внеурочное занятие не предусматривает цифрового оценивания достижений ученика, это позволяет детям раскрывать свои таланты без оглядки, а учителю учить ЖИВОМУ русскому языку попросту, без затей, но весело, толково. Можно найти что-то интересное и увлекательное в жизни (оно окружает нас). А для этого нужно совсем немного -  прогулка по тихим школьным этажам, школьному двору;  экскурсия в парк, в, музей, библиотеки, да не просто так, а с необычными целями: услышать, увидеть, почувствовать, посмотреть, понаблюдать… а затем и  записать (можно рисунком, схемой, рассказом, сказкой, стихотворением).[15] Все это развивает детскую фантазию, воображение, помогают реализовать желание ребенка самому стать героем придуманного им мира, привлечь внимание одноклассников к себе, но, кроме того, соединить теоретические знания и практические умения.

Глагол  можно изобразить в виде паровозика, который путешествует во времени (три станции: настоящего, прошедшего и будущего времени; на каждой из станций - флажок, на котором написано то, как он 
зменяется в данном времени (лицо и число в настоящем и будущем времени, род и число в прошедшем). Когда глагол отправляется в очередное путешествие, он двигается так: "Ж, Ш, Ч - Ж, Ш, Ч - Ж, Ш, Ч". С собой он берет чемоданчик, в который складывает все необходимое, - мягкий знак (Ь). У глагола есть вредный суффикс - СЯ, который всегда стоит после окончания и пытается отнять чемоданчик (Ь). Таким образом создается еще одно пособие, которое помогает не только закреплению теоретического материала, но и формированию орфографического навыка правописания Ь на конце глагола и перед - СЯ после шипящих Ж, Ш, Ч.

   Главные  условия  организации факультативных учебных занятий в рамках внеурочной деятельности:

 – не заставлять, а заинтересовывать, приглашая каждого ученика к новой системе отношений: учебного сотрудничества, основанного на позиционном, ролевом, кооперационном типах взаимодействия;  

 - должна присутствовать множественность взаимоотношений в учебном сотрудничестве: учитель – учащийся, учащийся – учащийся, учитель – группа учащихся, общегрупповое взаимодействие, которая позволяет младшим школьникам научиться работать в больших и малых группах, сочетая свои познавательные возможности и интересы с возможностями и интересами своих сверстников;

 - нужно  процесс серьезного обучения сделать занимательным для того, чтобы постижение нового стало для детей увлекательным, приносило радость приобщения к неведомым ранее тайнам, моральное удовлетворение, чувство гордости за свои успехи, способствовало развитию воли, ответственности, дисциплинированности.

   Занимательность – это не синоним развлекательности, а наоборот, напряженный труд и постоянный поиск учителя. Но и награда за этот труд дорогого стоит:                    искренняя любовь учеников, светящиеся глаза, их искренняя радость, когда они получают заслуженные награды за свой труд  - Дипломы победителей и призеров научно-практических конференций, творческих и интеллектуальных конкурсов.

Возможные риски:

Риски минимальны:

Недостаточное материально-техническое обеспечение  - в идеале у каждого ученика должен быть ноутбук, у учителя – автоматизированное рабочее место, локальная сеть

Условия реализации изменений

 - Владение педагогом компонентами современных образовательных технологий: личностно ориентированной, проблемно-диалоговой, проектной, организация индивидуальной,  парной, групповой игровой и практической деятельности.

- Компетентность педагога в области ИКТ.

 - Наличие компьютерной техники и электронных ресурсов, аудиоматериалов

 - Материалы для оформления детских творческих работ

 - Наличие знаний и умений обеспечить соблюдение санитарно-гигиенических и эргономических требований к организации работы

Результат, полученный автором в ходе реализации ИПО

Внешние результаты:

Наименование конкурса

Участники

Награды

«Русский медвежонок»

2010г.

2011г.

9 чел из 19

12чел из 21

1 место регион.

2, 4 места по району

1,2,3 место по району, 7 - регион

 Всероссийский

интеллектуальный чемпионат «Старт» г.Пермь

 2011

14 чел. Из 26

2 – 3 место в школе,4,5,8 – в регионе

Муниципальный  литературный конкурс  творческих работ «Любимый сердцу уголок»

 4 участника

1 – первое место

3 – дипломанта – ученики 1-го класса

Районная научно-практическая конференция «Мы – школьники XXI века»

2012. Секция «На пути к культуре мира»

1 участник

3 место

Школьная научно-практическая конференция «Учение с увлечением – старт в науку»

Секция «На пути к культуре мира»

2013г

1 участник

Презентация журнала «Добрый ЖМ»

Групповой проект

«Алфавит»

1 место

1 место (1 класс)

III Всероссийский

Конкурс творческих работ «Байконур – Земля – Вселенная»

2011

1 участник

Почетная грамота призера

Смоленская областная детская библиотека имени Соколова – Микитова

«Венок Гагарину»

 1 участник

Почетная грамота призера

Районная акция «Письмо водителю»

2010

 2 участника из 9

Дипломы победителей

2 ученика

Конкурс «Мечтай, твори, играй», учрежденный Администрацией г.Смоленска, газетой «Рабочий путь» и ОАО АБ «Россия»

1 участник

Почетная грамота

Динамика  результатов диагностики личностного роста учащихся, посещающих факультативный курс «Занимательная лингвистика»[16]

Рисунок 1. Отношение ребенка к культуре

 В диагностике принимало участие 13  обучающихся постоянно посещающих факультативный курс в течение 3-х лет. Диагностика проводилась в 3 и 4 классах. Результаты носят  положительную динамику:

Устойчиво – позитивное отношение к культуре

  • культурные формы поведения деятельно реализуются в повседневной жизни (чужды хамство, «украшение» речи  нецензурными оборотами, они внимательны и тактичны по отношению к другим людям) показатели  выросли за 2 года с 38,4% до 61,5%.
  • Ситуативно-позитивное отношение (признает объективную ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется в повседневной жизни. Хотел бы выглядеть культурным человеком, но не готов прикладывать ежедневные усилия к этому. Он находит оправдание эпизодическим проявлениям хамству, неряшливости, брани) показатели стабильны  в течение двух лет – 38,4%, но за счет того, что  ситуативно-негативное отношение за 2 года  исчезло полностью – с 23,1% до 0%.

 Оценка индивидуальных достижений обучающихся 4В класса (предварительные результаты экспериментального мониторинга по русскому языку)

Проверялись умения: 

1. РАЗдел «Фонетика и графика»

2. РАЗдел «Состав слова (морфемика)»

 3. РАЗдел «Лексика»

4. РАЗдел «Морфология»

 5. РАЗдел «Синтаксис»

 6. РАЗдел «Орфография и пунктуация»

7. РАЗдел «Развитие речи»

8. РАЗдел «Орфоэпия»

Рисунок 2. Процент от максимального балла за всю работу

 Все 100% обучающихся класса справились с предложенной работой: на базовом и повышенном уровнях 31,4%, высоком  (81% и выше) – 68,6%, причем в это число вошли 13 обучающихся, посещающих факультативный курс.

Полученные результаты свидетельствуют об актуальности и востребованности факультативного курса «Занимательная лингвистика», поэтому работа над содержанием будет, безусловно, продолжена.

Курс  получил  положительное заключение  школьной экспертной комиссии и был рекомендован  для  изучения в рамках внеурочной деятельности, организованной в школе. Курс востребован моими коллегами

Характеристика  структурных  компонентов  лингвистической  компетенции  младших   школьников

Компоненты  

Сущность компонентов

Предметные

 знания  

функции   русского   языка;   разделы  науки  о   языке; система  языка  и  его  основные  единицы,   их функции   и  значения;   классификационные  разряды  и  существенные  признаки   языковых явлений;  знакомство   с  основными  лингвистическими  понятиями  и законами  

умения

умения  учебно - языкового   типа:   опознавательные классификационные;   аналитико-синтетические;  умение  решать  лингвистические   задачи   с  использованием   различных   методов  научного  познания  (языковое   наблюдение,  лингвистические опыты   и  эксперименты,   лингвистическое моделирование);  умения  языкового  анализа художественного текста  

   Метапредметные      умения

информационные

умение  разрешать  языковую  проблему посредством  привлечения  дополнительной лингвистической  информации;   работать  с  лингвистической  информацией,   представленной  в  разных  формах (текст,   таблица,   схема, иллюстрация   и  т .д.);   воспринимать  новую  информацию   в  обобщенном  виде;  преобразовывать  лингвистическую   информацию  из  одной  формы  в другую

коммуникативные

умение  решать  учебные   лингвистические  задачи   в форме   дискуссий ( устно  и  письменно );  доказывать  свою  позицию,  умение  понять   точку  зрения  другого,  критически   относиться   к утверждениям  учебника,   интерпретировать   авторскую   позицию ,   создавать  свой   текст,   умение  формулировать вопросы  к текстам и задавать  их друг  другу

организационные

умение  обнаруживать  и  формулировать лингвистическую   проблему  совместно  с учителем ;     устанавливать последовательность   действий   для  решения  учебной   лингвистической  задачи,  определять  оптимальное   соотношения   цели  и  средств,  способы   контроля   и  оценки,   причины  возникающих   трудностей,   пути  их  устранения , оценка достижений  и своих успехов

Использованная литература:  Быстрова Е.А. Филологическое образование в школе. Состояние, перспективы развития // "Русская словесность", 1997, №6.-С.41-46; Актуальные проблемы современной русистики/ Н.М.Шанский, Е.Н.Щелокова, И.Л.Резниченко. Л, 1991. - 207 с.; В.Н.Резвая
А. С.        Белкин,   А.Н .   Дахин ,   Э .Ф.   Зеер ,   Д . А.   Иванов,   А. Н.   Леонтьев ,   А .В .   Хуторской

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Типы учебных занятий факультативного курса по русскому языку, направленные на формирование лингвистической компетенции младших школьников

Вид  учебной  деятельности  

Тип  учебного  занятия

Учебное исследование  

лингвистическая  лаборатория,   художественная   лаборатория,  мини-  проекты, занятие  по лингвистическому  моделированию; защита  творческих   работ;    лингвистическая конференция  

Решение  конкретных задач  

 практикум   по  решению   лингвистических задач,   творческий   практикум   по  решению  нестандартных задач

Восприятие и обработка информации в работе  с книгой

 повторение ,   обобщение  и систематизация  знаний ;   учебная   мини-конференция ,    учебная дискуссия ( устная ,   письменная); лабораторные  работы со  словарем  

Создание собственного  текста

творческая  мастерская , практикум  по составлению  лингвистических задач,   пособий, мини-проекты   по  разработке   учебных   игр,  по созданию  различных   дидактических  пособий  словариков , рукописных журналов  

Участие в учебной  игре  

сюжетное ( фабульное)  занятие ( его  типы: деловая  игра ,   ролевая  игра ,   ситуативная  игра); учебная  дискуссия,  лингвистическая конференция

Использованная литература: Трубайчук Л.В.Теоретические основы развития и становления личности младшего школьника в образовательном процессе http://www.dslib.net/obw-pedagogika/teoreticheskie-osnovy-razvitija-i-stanovlenija-lichnosti-mladshego-shkolnika-v.html;

Е. Я.   Голант ,    А.В .   Усовой,      Т . И.   Шамовой    и     др.    Опираясь   на    труды    В.В .   Давыдова,   Д .Б .   Эльконина,   Л.В .   Трубайчук

Особое  внимание  при   выделении   типов   учебных   занятий  факультативного курса   уделяется  организации  творческой   созидательной  деятельности   младших   учащихся.   Использование  всей   совокупности   форм  учебных   занятий   является   необходимым   условием  полноценного  освоения  младшими  школьниками   предмета   учения ,   развития   самостоятельности  учащихся,   а  также   становление  творческого  опыта   освоения   языковой  действительности .

 

                                             

                                      ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Примерная структура учебного занятия факультативного курса по русскому языку

          Этапы                               ( инвариантные)  

Элементы этапа (вариативные )

организационный  этап  

- создание  учебных  групп ;

 -  распределение ролей,   обязанностей ;

-расположение групп  в учебном  пространстве  

рефлексивно - оценочный  этап  

-   актуализация знаний;

 -  языковая  разминка ;

-« ситуация   успеха » (задание  практического характера,   связанное с предыдущим  материалом);/презентация самостоятельных творческих работ/

-  выравнивание   лингвистического  знания  

этап  целеполагания и  мотивации

-постановка  целей предстоящей  деятельности;

-  актуализация  субъективного опыта ;

- создание   проблемной  ситуации   на   основе  противоречивых языковых фактов ;

 -формулирование  языковой   проблемы, планирование  деятельности ;

 -рефлексия и самооценка  третьего  этапа занятия

основной этап  

- усвоение  новых  элементов предмета  учения

-отработка усвоенных  элементов предмета  учения ,  

 -  усвоение  и отработка предмета  учения  

рефлексивно -оценочный  этап  

-  подведение   и  обобщение   итогов   учебного   занятия(предметных,   метапредметных,   навыков   учебного  сотрудничества );

-  рефлексия  усвоения   языкового  материала учащимися  ( индивидуальная ,   групповая);

 -постановка   задач  дальнейшего  совершенствования языковых знаний  и умений;

-итоговая   самооценка   результатов  собственной деятельности

  1. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1985
  2.  Оспенникова Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества.fiz.1september.ruarticle.php…

Работы  Ю. К.   Бабанского ,  Е. В.  Оспенниковой,  А.З .  Рахимова  и   др.  позволяют   уточнить   и   дополнить   обобщенную   структуру  учебного   занятия  по  русскому  языку   в  начальной  школе.   Каждое  новое  учебное  занятие  начинается   и   заканчивается  рефлексивно - оценочным   этапом ,   служащим   « блоком  связи»,   учет   которого   позволяет  представить  учебные   занятия  факультативного курса   в  системе.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Виды самостоятельной учебно-познавательной и практической деятельности младших школьников

Способы  работы с источником информации

Виды самостоятельной работы

Учебное  исследование

Сбор научных  фактов  

-  самостоятельные работы на  основе  наблюдений над языком;

-самостоятельные лингвистические эксперименты

 Элементы теоретического исследования  

-  языковой анализ ;

-  лингвистическое моделирование;

 -лингвистический анализ  художественного текста  

Элементы практического исследования  

-  решение  поисковых  и исследовательских задач,

  -  выполнение языковых упражнений;

-  создание  мини-проектов ;

-  создание  собственных  лингвистических задач

Работа с книгой

Восприятие и обработка информации

-  чтение  и анализ  учебного  текста ;

-свертывание  и  развертывание  лингвистической информации;

-  составление вопросов  к тексту  

Самостоятельное создание    текста  

-  лингвистические миниатюры;

-  поэтические или  прозаические  тексты ;

-  сообщения  на  лингвистические темы

Учебная  игра

участие в учебной  игре

выбор   и  исполнение   учащимися   определенных  ролей  в игре  

разработка  учебных  игр

-выдвижение  идеи;   подбор  заданий, изготовление наглядности;

 -  подготовка  сценария в   ходе  учебного  занятия

Участие  в учебной  дискуссии  ( устной,   письменной)

- выдвижение и проверка  гипотез;

-  письменная дискуссия

-  мысленный  диалог  с учеными ;


[1] Хомский Н. Аспекты теории лингвистики. http://www.textfighter.org/raznoe/Linguist/homsk/homskii_n_aspekty_teorii_sintaksisa_lingvistiki.php

[2]Д. Хаймс. Американская социолингвистика .http://do.gendocs.ru/docs/index-112378.html?page=5

[3] Программа по русскому языку С.В.Иванова,

[4] Под компетенцией понимается наперед заданная цель к подготовке обучающихся

[5] Приложение №1. Структурные компоненты лингвистической компетентности

[6] Приложение №2. Виды самостоятельной учебно-познавательной и практической деятельности младших школьников

[7] Приложение №3.Типы учебных занятий, направленных на формирование основ лингвистической компетенции младших школьников

[8] Приложение №4. Примерная структура учебного занятия факультативного курса

[9] Приложение №5. Программа факультативного курса «Занимательная лингвистика» / тематическое планирование на 1, 2-ой год обучения/

[10] Состав  ключевых, общепредметных, предметных компетенций рассматриваются учеными: А.С. Белкиным, Д.А.Ивановым, А.Н.Леонтьевым, А.В.Хуторской

[11] Проблемы организации учебного занятия: А.В.Усова, Т.И.Шамова, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин

[12] Обобщенная структура учебного занятия рассматривается учеными Ю.К.Бабанским, Е.В.Осепенниковой

[13] Задачный подход к формированию лингвистической компетенции: Т.А.Напольнова, В.В.Репкин

[14] Приложение № 6

[15] Приложение №7

[16] Материалы  для проведения диагностики личностного роста обучающихся/ Д.В.Григорьев; П.В.Степанов; Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение,2011г.; 96c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения".

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. ...

Формирование ИКТ-компетентности младших школьников на занятиях внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.

Для решения задач подготовки младших школьников к успешной жизни в информационном обществе школа должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ–компетентность. Ее содержание составляют т...

информационная карта инновационного опыта " Формирование коммуникативных компетенций учащихся начальных классов в рамках урочной и внеурочной деятельности"

Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность, способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.    Результаты моей деятельности по формированию коммуника...

Формирование основ региональной идентичности у младших школьников в рамках внеурочной деятельности

Опыт работы учителя начальных классов по формированию регональной идентичности в поцессе аеведческой работы. В частности представлен опыт работы  по курсу внеурочной деятельности "Азбука юно...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...