Формирование основ региональной идентичности у младших школьников в рамках внеурочной деятельности
статья

Опыт работы учителя начальных классов по формированию регональной идентичности в поцессе аеведческой работы. В частности представлен опыт работы  по курсу внеурочной деятельности "Азбука юного ульяновского школьника или путешествие по родному краю" Авторы «Азбуки» — кандидат педагогических наук Светлана Прохорова и учитель начальных классов Елена Хасьянова.  

Использование игрового материала, а также проведение мини- исследований позволит юным краеведам не только узнать много нового и интересного о родном крае, но и составить карту-путеводитель по Ульяновской области. Книга предназначена для школьников младшего возраста, а также их родителей и педагогов как учебное издание и книга для семейного чтения по истории и природе Ульяновской области

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование основ региональной идентичности у младших школьников в рамках внеурочной деятельности».

учитель начальных классов

Чумнова Елена Васильевна

                                                                    МБОУ СШ № 5 им. С. М. Кирова.

"Что может быть милей

бесценного родного края…»

                             Н.М.Языков.

Краеведческая работа в школах во все времена была и остается одним из основных направлений в обучении и воспитании. Она способствует укреплению связи с жизнью. В нашем регионе постоянно практикуется включение в работу по  краеведению различных форм реализации: отдельных тем изучения региона в предмете «Окружающий мир», многообразных мероприятий во внеклассной работе, программ внеурочной деятельности. Это  обусловлено, в первую очередь, прошлым нашего края.

На первый план выдвигается освоение художественных ценностей и формирование на этой основе эстетического вкуса и нравственности учащихся. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Занятия краеведением являются важным источником патриотическою воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения. Краеведческие занятия воспитывают жажду познания, формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли.

Младший школьный возраст является самым благоприятным для развития. В это время ребенок не только получает и усваивает большой багаж знаний, но в нем формируется личность. Он начинает себя ощущать человеком, принадлежащим  к окружающему миру, определенному народу, месту, где живет, к стране. В настоящее время усиление глобализации привело людей к кризису идентичности-идет отток населения в столицу и крупные города.  Провинциальные города переживают сейчас сложный период, в семьях дети могут слышать разговоры о смене места жительства, более легкой и комфортабельной жизни в столицах, что   не способствует связи ребенка со своей малой родиной, со своим регионом. Но именно региональная идентичность лежит в основе чувства привязанности к своей родине, в основе гражданственности и патриотизма.

Использование богатого наследия нашего региона в образовательном процессе начальной школы возможно посредством интеграции в педагогическое  пространство.  Опыт работы нашей школы и лично мой опыт основывается на сочетании  урочной, внеурочной и воспитательной работы с  учащимися.

Поэтапная система работы для достижения цели и решения поставленных задач осуществляется:

-через включение краеведческого материла в уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии;

-через выполнение творческих работ и исследовательских проектов на основе использования региональной информации;

-через курс внеурочной деятельности «Азбука юного ульяновского школьника или путешествие по родному краю»

-через воспитательную работу (классные часы, выездные экскурсии)

 Программа внеурочной деятельности «Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю» предназначена для реализации в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования детей и предлагает организацию образовательного процесса общеинтеллектуального направления, в частности краеведения.

Авторская программа рассчитана на 180 часов. В связи с тем, что краеведение и исторический материал является достаточно сложным для детей 7-8 лет в авторскую программу учителями начальных классов нашей школы были внесены небольшие временнЫе изменения. Данный курс изучается в 1-2 классах по 1 часу в неделю.

Название программы «Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю» выбрано неслучайно. Знакомясь с материалом, который представлен в алфавитном порядке, в доступной форме с использованием фотографий, загадок, стихов, кроссвордов, интересных фактов, юные читатели начинают получать азы краеведения. Использование игрового материала, а также проведение мини-исследований позволяет не только узнать много нового и интересного о родном крае, но и составить карту-путеводитель по Ульяновской области.

Книга представляет собой алфавитное описание знаменательных для Ульяновской области объектов природы, культуры, жизнеописание знаменитых земляков. Каждая статья сопровождается яркими иллюстрациями, загадками, стихами, раскрасками. Как сказано в аннотации книги, это своеобразная мини-энциклопедия для юного ульяновца, начинающего познавать родной край. Авторы «Азбуки» — кандидат педагогических наук Светлана Прохорова и учитель начальных классов Елена Хасьянова. Данная программа полностью адаптирована к возрасту детей начальной школы и опирается на местный краеведческий и исторический материал.

Программа включает 6 разделов: известные люди родного края; промышленные и культурные объекты родного края; географические объекты; памятники природы:  растения  и животные Ульяновской области.

 Изучая материал в течение 1 класса ребятам было необходимо дополнение полученных знаний живыми впечатлениями. Поэтому в начале второго класса была организована обзорная экскурсия по городу с посещением тех объектов, которые были изучены.  Продолжая работу по изучению родного края, мы посетили храмовый комплекс в Арском. История нашего года связана с историей авиации, поэтому экскурсия ребят в музей авиации под открытым небом запомнилась и оставила большое впечатление.

Несомненно, культурные страницы нашего региона богаты плеядой блестящих литературных имен, что позволяет организовать плодотворную работу по литературному краеведению. Поэтому литературное краеведение как часть образовательной деятельности развивается плодотворно.

Многие поэты и писатели любили путешествовать по родному краю, они оставили интересные воспоминания, путевые заметки, поэтические строки, посвященные нашей «малой родине». Поэтому литературное краеведение как часть образовательной деятельности  активно развивается. Занятия позволяют учащимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, изучать его творческий путь.

Раздел: «Известные люди родного края» изучается первым в программе и содержит краткую адаптированную для младшего школьного возраста информацию о 33-х  наиболее известных людях Симбирска-Ульяновска. В течении изучения раздела учащиеся знакомятся с 12 представителями художественного слова- писатели, поэты, публицисты, философы, переводчики. На каждом уроке изучается статья, посвященная определенному известному человеку, проводится беседа по впечатлениям, объяснение новых понятий. Мною или ребятами готовятся презентации о писателях. Читаются произведения: «Аленький цветочек», басня «Журавли» и т.д.

В мою практику вошли занятия по созданию коллективных проектов с целью обобщения материала по определенной теме. В рамках материала азбуки по созданию тематических карт родного края нами составляются: «Карта заповедников», «Карта редких растения и животных», «Достопримечательности родного края», «Литературная карта Ульяновской области». Ее создание будет способствовать повышению интереса к чтению, культуре и литературному наследию. Проектное занятие предполагает, как подготовительную индивидуальную работу учащихся, так и коллективную групповую работу учащихся на занятии под руководством педагога, который выступает как консультант.

 Незабываемые впечатления и богатый опыт экологической и исследовательской деятельности приобрели ученики в ходе создания исследовательского проект «Загадки маленького родничка»  Маслиховой Алены и класса. В ходе проекта на протяжении года был исследован родничок, который находится на Нижней террасе: исследована вода, очищена территория родничка. Данный проект получил 2 место на региональном конкурсе исследовательских и творческих работ «Красота спасет мир»

Заключение:

В книге «Русская культура» Д.С. Лихачев писал, что культура является духовной основой общенационального бытия, а ее сохранение – залогом «духовной безопасности». Задача учителя состоит в том, чтобы интересно и доступно донести до ребенка значение исторической памяти собственного народа не только в масштабах страны, но и в масштабах отдельного региона. Ведь именно от региона к региону, по кусочкам, как мозаика, выстраивается бескрайняя наша Родина, культура которой бесценна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности

Эффективность внеурочной деятельности в формировании УУД младших школьников....

«Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»

laquo;Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»...

Патриотическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности

Проблема патриотического воспитания, становление гражданского общества, устойчивое внимание государства и общества к ней подтверждается появлением новой Государственной программы «Патриотическое...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Статья на тему "Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности"

В данной статье вы узнаете, каким образом в рамках ФГОС формировать у учащихся начальых классов экологическое мировоззрение и воспитание....