«Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Лыкова Мария Александровна

«Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема образовательного проекта

«Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»

Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги!

Изменения, происходящие в последнее время в системе общего образования,  обусловили переход от традиционной  установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом,  приоритетной целью стало развитие личности, готовой к  самообразованию и саморазвитию. Для начальной школы на данном этапе  развития общества приоритетным является формирование мотивации  учения, развитие познавательных интересов  и творческих способностей.  

 Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, которое предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьников.

Реализация в рамках внеурочной деятельности проекта «36 шагов к успеху» - это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности, развитию их творческих способностей. Программа имеет социально-педагогическую направленность и представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 10 лет.

Элементы данной программы присутствуют в таких разделах образовательной программы, как «Окружающий мир», «Математика», «Литературное чтение», «Русский язык».

Но особое внимание в рамках реализации данного проекта мною, как учителем, уделяется развитию творческих способностей. Это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». 

Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности.

И сегодня, коллеги, мне бы хотелось представить свой опыт работы в части развития творческих способностей учащихся в рамках реализации  вышеуказанного проекта, в том числе средствами театрального искусства.

 Целью данного проекта является (слайд 3) развитие творческой, интеллектуальной, духовно – нравственной, культурной личности средствами театрального искусства.

Развитие творческих и мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни

Задачи:

  1. Изучить теоретические положения ученых-педагогов Л.П. Белоглазовой, А.С.Федуриной, Н.И.Рябовой о значимости творческого развития младших школьников.
  2. Разработка сценариев для школьников и родителей.
  3. Реализация сценариев (участие в классных, школьных, городских мероприятиях)
  4. Презентация проекта.

Гипотеза: 

Мы предположили, что если в совместной деятельности  с учащимися будут реализованы исследовательский, частично - поисковый, проблемный, проектный методы- то будут созданы условия для творческой самореализации личности ребенка.

Ход проекта:

 Что это значит развивать творческие способности?              

- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные  трудности, активность во всех делах.

В самом начале реализации данного проекта мне было важно определить уровень развития творческих способностей у моих учеников. Для этого совместно со школьным педагогом-психологом был проведён ряд диагностик, в т.ч. Тест креативности Торранса. Диагностика была повторно проведена спустя год и показала положительную динамику (слайд 4).  

Но работа должна продолжаться. И одним из направлений работы, безусловно, является усиление творческой взаимосвязи между учениками, родителями (подобные мероприятия сближают родителей) и другими классами. Я думаю, что в результате планомерной целенаправленной работы, к концу 2018 – 2019 учебного года, уровень развития еще увеличится.

Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми  разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности, одной из форм которых является театр.

Театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования отношения младшего школьника к окружающему миру, интеллектуального и художественно-эстетического развития, организации совместной деятельности детей и взрослых, приобщает их к духовному богатству.

 Театральная деятельность в начальной школе помогает нам  быстро и успешно сплотить детский коллектив, объединяя общим делом, психологически помогая скованным, замкнутым детям;  развивает речь, память, воображение; даёт широкий спектр для развития творческих способностей школьников.

Театр – искусство коллективное. Дети постигают здесь то, чего не всегда может добиться от них стандартный общеобразовательный процесс обучения в школе. Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость. Театральная деятельность объединяет трудовое и художественное воспитание школьника. Театрализация помогает решить многие задачи: это работа над текстом литературного  произведения,  формирование литературных  представлений,  обогащение духовного  мира  и  эмоциональной  сферы ребенка,  взаимосвязь  всех видов речевой деятельности. Кроме того, ощутимо развивается личность ребенка, формируется интеллект и уровень общей культуры, происходит развитие памяти, совершенствуются навыки чтения, формируется представление  о  многообразии  мировой  и  отечественной литературы.

Именно поэтому в рамках реализации проекта «36 шагов к успеху» важное место занял школьный театр  «Другая реальность».

Новизна:

Сотрудничество и эмоциональная сопричастность всех участников проекта.

(Слайд 5)

Практическая направленность

     Работа над проектом осуществляется в три этапа:

  1 этап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (слайд 6), включал в себя поиск творческой группы единомышленников среди учителей, родителей и учащихся; поиск нужной методической информации, выработка плана действий.

  2 этап ОСНОВНОЙ (слайд 7), включающий в себя распределение обязанностей, создания сценариев, организацию репетиций, работу над костюмами, реквизитом, декорациями.

   Все это нелегкий труд и занимает большое количество времени и сил, поэтому часть работы выполняется на занятиях по изобразительному искусству, технологии, музыке, литературе  в виде проектных работ, а другая часть во внеурочное время, благодаря этому и возможна реализация задуманных идей.

Далее мы перешли к 3-му (слайд 8) ЗАВЕРШАЮЩЕМУ этапу (демонстрация идей школьного театра, на классных, школьных, городских мероприятиях).

Так, в ходе проекта разработаны и реализованы в качестве театрализованных постановок следующие сценарии праздничных мероприятий: (Слайд 10)

- Посвящение в первоклассники;

-Прощание с азбукой;

- Новогодняя сказка;

- «А ну-ка, девочки!»,  «А ну-ка, мальчики!» в рамках празднования 23 февраля и 8 марта;

- «Масленица»

- « 9 Мая – День Победы»

- «Сказка о рыбаке и рыбки»

- Театральная постановка   «Лесные пожарные».  

- Смотр-конкурс художественной самодеятельности «Таланты и поклонники» в рамках фестиваля  «Детям Подмосковья - безопасную жизнедеятельность» среди образовательных учреждений городского округа Красногорск.

- Номер к конкурсу художественной самодеятельности к общешкольному мероприятию « Дню матери».

В этом году мы  с моими учениками реализовали проекты (СЛАЙД,,,):

- Театральная постановка   «Лесные пожарные».  Смотр-конкурс художественной самодеятельности «Таланты и поклонники» в рамках фестиваля  «Детям Подмосковья - безопасную жизнедеятельность» среди образовательных учреждений городского округа Красногорск.

- Сценка ко Дню матери. Общешкольное мероприятие. Конкурс художественной самодеятельности.

Итоги

Наблюдая в ходе реализации проекта за учениками, я сделала вывод, что благодаря участию в нем, дети раскованно чувствуют себя на сцене, грамотно применяют полученные знания, владеют пока еще элементами актерской выразительности, ценят труд в коллективе, а главное – им это интересно.

Проект реализует общеобразовательные и воспитательные задачи. Знания, полученные детьми в процессе работы, носят прочный, устойчивый характер, обучающиеся активнее начали участвовать в школьных мероприятиях.

Театр – это большое поле для проектно–исследовательской деятельности.

Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

Я считаю, что цель данного проекта достигнута, он имеет право на существование, его актуальность подтверждена, а деятельность школьного театра «Другая реальность» в рамках реализации  программы внеурочной деятельности «36 шагов к успеху» имеет практическую значимость.

Школа выполняет заказ общества и государства. ФГОСы дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. В стандартах предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.

     На этом разрешите закончить свое выступление. СПАСИБО за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников в рамках гпд .

В данной статье  обобщается личный опыт по развитию творческих способностей в воспитательном процессе....

Статья «Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»

Статья«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»ПЕРЕЙТИ К ФАЙЛУГБОУ СОШ №147Воспитатель ГПД: Пунько Алена Александровн...

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности

Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности

Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...

Статья «Развитие творческих способностей младших школьников в рамках ФГОС»

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить....