Главные вкладки

    Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности
    статья

    Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации то есть научить уметь учиться.

    Развитие творческой личности человека начинается еще в дошкольном возрасте, но этап наиболее продуктивного развития и формирование творческих способностей происходит в начальных классах, когда ребенок наиболее «открыт» новым знаниям и эмоционально заинтересован в познавании окружающего мира и при соблюдении определенных педагогических условий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности

    Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации то есть научить уметь учиться.

    Развитие творческой личности человека начинается еще в дошкольном возрасте, но этап наиболее продуктивного развития и формирование творческих способностей происходит в начальных классах, когда ребенок наиболее «открыт» новым знаниям и эмоционально заинтересован в познавании окружающего мира и при соблюдении определенных педагогических условий.

    В школе педагог для младших школьников это незыблемый авторитет, где каждое его слово или действие единственно верное и не подлежащие критике. Поэтому учителю важно соблюдать определенные правила. Одним из них является выполнение определенных педагогических условий.

    В исследовании были использованы следующие педагогические условия для эффективного развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности:

    1. опора на системно - деятельностный подход;
    2. обеспечение программно-дидактическим материалом;
    3. последовательное усложнение проектно - исследовательской деятельности младших школьников;
    4. разработка методических рекомендаций по использованию проектно - исследовательских технологий.

    Согласно требованиям ФГОС НОО проектно–исследовательская деятельность реализуется через системно – деятельностный подход.

    Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г., как попытка объединения двух подходов:

    1. системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (Б.Г. Ананьев и др.);
    2. деятельностный подход (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Да-выдов, Д.Б. Эльконин и др.).

    Системный подход — универсальный инструмент познавательной деятельности, который выступает как средство формирования целостного мировоззрения, где человек чувствует неразрывную связь с окружающим миром.

    Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

    Системно-деятельностный подход — это изучение нового материала через постепенное усложнение учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации.

    Главная идея этого подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Младшие школьники «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается в организации, подведении и консультации учеников к какой-то проблеме, добыванию ими необходимых знаний и информации из различных источников. Педагог должен организовать проектно-исследовательскую работу младших школьников, так чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и объяснили, как надо действовать в новых условиях то есть учитель выступает в роли тьютера – консультанта, который создает условия для эффективного осуществления этого действия.

    Системно-деятельнстный подход включать в себя методы проекта и исследования. Где проект – это замысел, план, творчество по плану, а его цель - реализация проектного замысла. Исследование же – это процесс нахождения новых знаний и его цель – понять явление, открытие новых законамерностей.

    При выполнении проектно–исследовательской задачи младшие школьники используют методы проекта и исследования с помощью которых и развивают свои творческие способности. У ученика есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к своей цели, ему приходится «добывать» знания, а затем соединять различные сведения, «нанизывать» их в определенную логичную цепочку. Черпая из разных предметных областей только необходимые знания и используя их в той деятельности, которая ему интересна ребенок развивает свои способности, в том числе творческие.

    Обеспечение программно-дидактическим материалом это условие, при котором возможно наиболее полное проявления творческих способностей в проектно-исследовательской деятельности. Наглядные пособия у младших школьников должны формировать у них свои собственные идеи и замыслы, которые потом реализуются в их проектах и исследованиях.

    Программно-дидактический материал – это особый комплекс программ и наглядных пособий, который дополняют друг друга и помогают педагогу в своей работе по развитию личности младшего школьника.

    Где дидактический материал – это особый тип учебных пособий, в основном наглядных: кaрты, тaблицы, нaборы кaртoчeк с тeкстoм, цифрaми или риcункaми, растениями, животными и так далее, в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых ученикам для самостоятельной работы в школе и дома или демонстрируемые педагогом перед всем классом или группой.

    Материально-техническое обеспечение используемых программ в полном объеме соответствует нормативной базе, но в них не хватает упражнений направленных на развитие творчества в проетно-исследовательской деятельности. В приложении подготовлен и представлен дидактический материал в помощь педагогу.

    Последовательное усложнение проектно-исследовательской деятельности младших школьников зависит от уровня их развития и индивидуальных особенностей. Оно не должно происходить стихийно, так как следует проводить целенаправленную работу по подготовке и усложнению проектов и исследований.

    Ученики должны владеть совокупностью коммуникативных, исследовательских, проектных и рефлексивных умений. В первом классе педагогом ведется организационная и информационная подготовка школьников к будущей деятельности, даются небольшие — мини-проекты, которые ребенок выполняет под руководством учителя или вместе с родителями (Приложение 1).

    Во втором классе происходит усложнение организации проектно-исследовательской деятельности. Работа проходит в основном под руководством учителя. Главное: тема предлагается не только одна для всего класса, но и индивидуальная. Объем работы увеличивается, но не на много. В основном учителя организуют специальные тренировочные занятия по отработке этапов выполнения работы. Цель этого – научить младших школьников поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности. В приложении 2 приведены примеры заданий проектно-исследовательской работы.

    В третьем классе исследовательские задания усложняются, младшие школьники знакомятся с этапами работы над проектами и стараются выполнять их самостоятельно. Тему проекта или исследования в отличие от предыдущих двух классов ученики могут выбирать сами, педагог только вдохновляет и направляет их. Учитель выступает в роли ненавязчивого консультанта-участника, который помогает последовательно определить цели работы и их решения нужном направлении (Приложение 3).

    К четвертому классу у учащихся должны быть сформированы такие качества как:

    1. Понимание и сохранение цели познавательной деятельности во время всей работы.
    2. Планирование своих действий в соответствии с целью.
    3. Умение к осуществлению поиска информации, используя различные источники и умение их анализировать.
    4. Строить логическую цепочку рассуждений на основе анализа данных.
    5. Установление причинно-следственной связи изменений;
    6. Сравнение и классификация объектов по самостоятельно выбранным или заданным критериям.
    7. Обобщать наблюдения, формулировать выводы, систематизировать полученную информацию.
    8. Умение публично представить свое исследование или проект.

    Проектно-исследовательская деятельность заставляет ученика принять активную позицию и дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, научит работать в команде.

    По мере последовательного усложнения деятельности повышается уровень самостоятельности младших школьников, которые могут использовать собственные интересы, предпочтения и цели для своей творческой реализации.

    Работа над проектом или исследованием развивает коммуникативные навыки учащихся, способствует сплочению коллектива и помогает создать благоприятную атмосферу для общения и творчества.

    Учителями выявлено, что статус учеников склонных к творческой деятельности повышается при выполнении проектно-исследовательской работе, так как каждый вносит посильный вклад в общее дело и выступает и организатором, и исполнителем, что помогает развитию самостоятельности и ответственности.

    Можно сделать вывод, что педагогические условия важны для развития творческих способностей в проектно-исследовательской деятельности


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

    Педагогический проект  «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»...

    Некоторые условия развития творческих способностей младших школьников

    Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения-это не только овладение определенными навыками и знаниями, но и развития воображения,наблюдательности, сообразительности, воспитание тв...

    Проектная деятельность как условие развития творческих способностей младших школьников

    Актуализация знаний о применении проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся...

    Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время"

    Современным детям легче найти готовый материал в интернете, скачать необходимый материал, не тратя время на исследования и творческую работу. Задача учителя – отойти от репродуктивного характера...

    «Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»

    laquo;Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»...

    Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности

    Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...

    Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС»

    Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.Если ...