Развитие творческих способностей младших школьников в рамках гпд .
статья (1 класс) на тему

В данной статье  обобщается личный опыт по развитию творческих способностей в воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_v_ramkakh_gpd1.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся

в рамках группы продленного дня

       Как гласит народная мудрость: «Дитя-драгоценность, но ещё большая драгоценность - его воспитание». Это значит, прежде всего, необходимость создания  оптимальных условий для гармоничного развития и творчества каждого учащегося.

Современный этап развития педагогики и  психологии требует  новых подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с  использованием   методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации на творческие процессы, на формирование и развитие творческой личности.

Благоприятными условиями для  развития творческих способностей  школьников, несомненно, является  воспитательная работа, а именно грамотно подобранная система внеклассных мероприятий и конкурсов.

С учетом изменений, связанных с подходами к воспитанию выделяется проблема: как организовать процесс воспитания, направленный на развитие творческих способностей  учащихся.

Решение данной проблемы составляет цель  работы – обобщение личного опыта  по  развитию творческих способностей детей   в воспитательном  процессе.

          Для решения  данной цели  были поставлены  следующие задачи:

1. Проанализировать педагогическую, психологическую, методическую   литературу по данной   теме.

2. Изучить процесс развития творческих способностей

3.  Выявить условия достижения положительного результата по проблеме.

4. Определить   показатели эффективности   развития творческих способностей учащихся.  

Глава 1. Теоретическое обоснование опыта

Большое значение для методологического обоснования проблемы имеют психолого-педагогические труды Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского,   Л.М. Фридмана и др. Проблема творческой одаренности нашла свое отражение в исследованиях А.Г. Асмолова,  З.Ю. Калмыковой,   A.M. Матюшкина и др. Педагогические идеи развития творческих способностей учащихся в различных аспектах исследовались как отечественными учеными (Т.А. Абрамова, Л.С. Выготский, А.Г. Гостев, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина,     Т.И. Шамова и др.), так и зарубежными учеными (Э. Де Боно,  Дж. Гауэм,  Д. Льюс и др.).

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.

Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое.  

Известный ученый Б.М. Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает   потребностям и возможностям ребенка. У детей   широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, театральное, литературное. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец.  

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение:

Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов. В понятие «способности» по его мысли, заключено три идеи.

Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться.

Различают общие (умственные способности – развитая память, совершенная речь, точность ручных движений) и специальные способности, например, музыкальные. Они определяют успехи в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки определенного рода  и их развитие.

Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, новизна, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

Глава 2. Практическое обоснование опыта.

Воспитателем ГПД работаю с 2003 года. За это время пришла к выводу: для того, чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому.

Нужно было дать почувствовать ребятам их творческий потенциал, научить пользоваться своими возможностями. Развитию и сохранению творчества способствует структура класса, которая открывает возможности для реализации творческого потенциала.

Творческое мероприятие, конкурс для ребенка – это творческое вдохновение его души, реализация его мысли. Каждый праздник – это поэтапное творчество учеников и учителя, начиная со сбора чернового материала, его обработки, оформления, формы представления, темы проведения, анализ коллективного творческого дела, когда каждый имеет свою маленькую ответственность, может внести свою личную лепту .

Дети активно принимают участие в таких праздниках, новый год, праздниках, посвященных 8 Марта и 23 февраля и др. Трудно перечислить все мероприятия и праздники, в которых участвовали дети.

   

Цель этих конкурсов – формирование творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Конечно, нельзя умалять роль бесед,  встреч, экскурсий и других форм воспитательной работы в развитии личности ребенка. Тем не менее, вышеуказанные формы  эффективно решают задачу развития творческих способностей учащихся.

                                                       Заключение.

Внеклассные мероприятия позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т. д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом   развития его творческих способностей, личностного роста.  

Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность.  

Ребята ждут новых интересных  конкурсов, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых  на разных уровнях.

В процессе  работы выявилось, что продуктивная творческая деятельность повлияла и на   развитие творческих качеств личности. В связи с этим была в 3Б классе  проведена «Анкета выявления творческих качеств учащихся  (по методике В.И.Андреева), где они указывали, какие качества  у них развились благодаря    участию во внеклассных мероприятиях и конкурсах. Наибольший процент получили такие качества как целеустремленность,   увлеченность, любознательность.

Анкета выявления творческих качеств  учащихся

 (по методике В.И.Андреева)

№  Вопрос,: какие из перечисленных качеств у Вас развились в результате  активного участия во внеклассных мероприятиях и конкурсах.

 

Качества творческой личности      Ответы учащихся  (%)

1 . Целеустремленность  70

2. Воля 35,8

3. Познавательная активность 31

4. Эмоциональность17,5

5. Любознательность  51,8

6. Лидерство 13

7. Смелость 65

8 .Решительность29

9 .Самоконтроль41; 10. Открытость30 ,11. Независимость13,           12 .Инициативность, активность 42

13 .Чувство юмора   25   14 .Яркое воображение 40

15 .Оригинальность   28       16 .Увлеченность 67

17 .Сообразительность 44

 По результатам проведенной анкеты «Деятельность глазами ученика» учащиеся отмечают :

-в нашем классе ребята принимают активное участие в мероприятиях – 70%;

- есть возможность выбора конкурсов с учетом  возможностей детей 72%;

- выбирают мероприятия и конкурсы, потому что они  интересные и могут  показать свои  способности -  67%;

- классный руководитель замечает мои успехи в конкурсах, заинтересован в этом –  79%.

Для достижения положительных результатов по развитию  творческих способностей  необходимо использовать:

 -индивидуальный и дифференцированный подход,

 -активные методы  воспитания,

 - самостоятельную работу учащихся,

 -непрерывность  творческих заданий.

Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"

Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности осуществляется через:            1. Проектную деятельность. 2.     Вышивание ка...

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю  внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности...

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС

С 2011/2012 учебного года все ОУ перешли на обучение по ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации  внеурочной дея­тел...

«Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»

laquo;Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»...

Статья «Развитие творческих способностей младших школьников в рамках ФГОС»

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить....