Формирование ИКТ-компетентности младших школьников на занятиях внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.
статья на тему

Осадчая Марина Витальевна

Для решения задач подготовки младших школьников к успешной жизни в информационном обществе школа должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ–компетентность. Ее содержание составляют такие познавательные навыки, как определение, доступ, управление, интеграция, оценка, создание, сообщение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ИКТ-компетентности младших школьников на занятиях внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.

Для решения задач подготовки младших школьников к успешной жизни в информационном обществе школа должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ–компетентность. Ее содержание составляют такие познавательные навыки, как определение, доступ, управление, интеграция, оценка, создание, сообщение.

Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связана с мотивацией на непрерывное образование.

Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов. Для решения задач подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе школа в числе прочего должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ–компетентность.

Модель ИКТ-компетентности включает: определение информации - способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации; доступ к информации – умение собирать и /или извлекать информацию; управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации; интегрирование информации -  умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных; оценивание информации - умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации; создание информации - умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее; сообщение информации — способность должным образом передавать

информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

Формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).

Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся. ИКТ–компетентность — это общешкольное умение и ее формирование должно проходить на всех уроках. Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. При этом учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.

Знакомство со многими инструментами ИКТ целесообразно осуществлять на занятиях внеурочной деятельностью.

Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, дополнительного образования детей.

Речь идет о включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной внеурочной деятельности.

Для реализации использования Интернет-технологий во внеурочной деятельности школьников мало иметь соответствующие технические средства (подключение к Интернет), грамотно спланированную и организованную работу с Интернет-ресурсами, особенно важно заинтересовать в этой работе школьников, создать у них положительную мотивацию на познание и обучение. Многие учащиеся имеют слабую мотивацию на получение образования, и уровень этой мотивации снижается у большинства учащихся по мере их взросления. Не будем обсуждать причины этого явления, хотя возможно устранение причин и исправит ситуацию, однако отдельному педагогическому коллективу это не под силу, это проблема всей страны, всего общества в целом.

Чем же могут быть полезны Интернет-технологии в разрешении этой проблемы?

Во-первых, сама возможность поработать с Интернет привлечет ребят к внеурочной деятельности и создаст положительную мотивацию на выполнение запланированной работы.

Во-вторых, участие в научных объединениях и творческих конкурсах, проходящих в среде Интернет, может подтолкнуть школьников к самостоятельному или коллективному поиску информации по теме конкурса.

В-третьих, участие в предметных олимпиадах, также может подтолкнуть школьника к более углубленному изучению предмета, т.е. приведет его к дистанционному обучению (и не важно победит он в олимпиаде или нет, важно какой будет реакция на это событие в семье и в школьном коллективе).

В-четвертых, использование интерактивных обучающих программ и программ-тренажеров. Это очень мощное средство в создании положительной мотивации на учебу. Как правило, учащиеся воспринимают эти программы, как игры и относятся к выполнению заданий со всей своей детской серьезностью, ответственностью и собранностью. “Мне компьютер поставил пятерку!” - нет лучшей награды. Остаются довольны работой даже ребята, у которых были не очень хорошие результаты, и, надо отметить, таких были единицы.

Однако, при всей заманчивости использования Интернет во внеурочной деятельности учащихся, при всем его широком спектре возможностей и громадном информационном ресурсе следует помнить, что Интернет не панацея, не решение всех проблем (в том числе и образования), а лишь средство, инструмент для повышения эффективности образовательного процесса и, что наиболее важно, средство для повышения уровня мотивации учащихся на образовательную и творческую деятельность.  

XXI век дает заказ на выпускников, обладающих современным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Так же в век информатизации, когда один человек не в состоянии осмыслить весь поток информации, важно умение работать как самостоятельно, так и в команде.  

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО

Вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет; он приобретал и сторонников, и противников. На сегодняшний день ясно од...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Выступление на педсовете по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС"...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких рез...