Формирование тестовой культуры учащихся начальных классов
статья

Елена Анатольевна Малышенко

Тест – это инструмент, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, что возможно в процессе систематического обучения. Для оценки достижения планируемых результатов  могут быть использованы задания разного типа. По уровню проверяемых знаний, умений или способов действий: задания базового или повышенного уровня. Остальные типы заданий при проведении мониторинга  оценки качества предметных достижений учащихся в начальной школе не используются. Использование заданий с выбором ответов с учетом типических ошибок учащихся позволяет осуществлять обратную связь. Задания с кратким ответом, предназначены для оценки способности учащихся, определять правильный ответ. Ход мыслей ученика и способ действий оценить, данный вид заданий не позволяет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testovaya_kultura.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование тестовой культуры учащихся начальных классов

             Елена Анатольевна Малышенко

 учитель начальных классов

           МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»,

г. Кемерово

Показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика. Выявление уровня образовательных достижений может осуществляться и в форме тестирования.

Тест – это инструмент, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, что возможно в процессе систематического обучения.

Для оценки достижения планируемых результатов  могут быть использованы задания разного типа. По форме  ответа: задания с закрытым ответом, когда учащийся из предложенных (для начальной школы это не более четырех вариантов) выбирает правильный ответ или  открытым ответом. По уровню проверяемых знаний, умений или способов действий: задания базового или повышенного уровня. Остальные типы заданий при проведении мониторинга  оценки качества предметных достижений учащихся в начальной школе не используются.

Использование заданий с выбором ответов с учетом типических ошибок учащихся позволяет осуществлять обратную связь. Задания с кратким ответом, предназначены для оценки способности учащихся, определять правильный ответ. Ход мыслей ученика и способ действий оценить, данный вид заданий не позволяет.

В заданиях базового  уровня, способ решения учебно-познавательной или учебно-практической задачи очевиден, в задания повышенного уровня, ученик должен  сам выбрать способ из известных ему или самостоятельно сконструировать способ решения. Таким образом, при выполнении задания повышенного уровня ученик должен продемонстрировать не дополнительный объем знаний, а уровень самостоятельности в использовании изученного материала.

Такие типы задания, используемые в качестве тестовой работы, создавались в соответствии с современными требованиями теории педагогических измерений.

Система подготовки включает тесты следующих видов (в зависимости от назначения):

1. Базовые тесты - тесты, позволяющие проверить усвоение базовых понятий на репродуктивном и алгоритмическом уровнях; время проведения - 10-15 минут;

2.  Диагностические тесты - тесты, дающие возможность выявить не только пробелы в знаниях по теме, но и уровень ее усвоения (по четырем уровням), учебные возможности обучаемого;

3. Тематические тесты - тесты для проведения в конце изучения темы, позволяющие зафиксировать объем и уровень ее усвоения;

4. Итоговые тесты - с целью выявления объема и уровня усвоения материала за курс начальной школы (пробное тестирование – внутришкольный контроль и мониторинг предметных достижений).

Итоговый контроль уровня усвоения учебных знаний учащихся лишь констатирует определенный результат, но не дает способа достижения учащимся необходимого уровня знаний. Базовые, диагностические и тематические тесты предназначены для проведения учащегося по маршруту в ходе подготовки к  мониторингу.

В начальных класса,  целью тестирования является не только контроль над прохождением каждого изучаемого курса, но и обучение работе с тестовыми заданиями.

Для достижения данной цели учитель начальных классов осуществляет ряд задач:

  • учит понимать учебную задачу;
  • учит планировать свои учебные действия;
  • учит применять имеющиеся знания на практике;
  • учит проводить самоконтроль.

Система работы по формирование тестовой культуры учащихся начальных классов строится с учетом их возрастных особенностей.  Отличием проведения тестовых работ является пошаговая инструкция к заданиям. Объем тестов значительно меньше, чем в среднем звене.

В первом классе контрольные тесты не проводятся. Учащимся предлагаются задания с выбором ответов, где требуется обводить номер ответа. Когда ученики привыкают к заданиям с выбором ответов, вводятся задания на установление соответствия и задания на дополнение.

Учитель учит читать задание, планировать учебные действия при решении учебной задачи, определяет область практических знаний  для ее решения, самоконтроль проводится по алгоритму или представленному образцу. Задания с самостоятельным конструированием  ответов в 1 классе ученикам не предлагаются.

Во втором классе ученики пишут не только тренировочные, но контрольные тестовые работы. Задания только с выбором варианта ответа.  Так как навык чтения недостаточно сформирован, то работа с тестами происходит под диктовку учителя, что помогает ученику научиться рассчитывать время, расходуемое на работу, и расходовать его рационально.

            В 3-4 классах тест становится инструментом объективного контроля знаний, умений и навыков. Перед проведением каждого теста (даже небольшого) обязательным является вводно-мотивационный и технологический инструктаж: рассказать учащимся о целях тестирования в доступной их возрасту форме, сообщить им о необходимости выполнения заданий в отведенное для тестирования время. При проведении итогового теста-контроля следует обратить внимание учащихся на то, что целесообразно выполнять задания в предложенной последовательности, не задерживаться слишком долго на одном задании. К заданиям, вызвавшим затруднение, можно вернуться, выполнив остальную работу.

 Начиная с третьего класса, необходимо  познакомить учащихся с условиями применения теста, его структурой (с указанием числа заданий в тесте и его частях), временем выполнения, критериями оценки заданий в тесте. В четвертом классе фиксируется распределение заданий по блокам содержания и контролируемым видам деятельности. В результате систематической работы у учащихся складывается план теста, в котором представлены данные о каждом виде задании теста.

Для формирования тестовой  культуры использую технологию  взаимообучения. Каждый учащийся получает по одной карточке и знакомится с ее содержанием. Затем школьники разбиваются на пары и работают друг с другом по  алгоритму следующим образом. Первый диктует второму первое упражнение из своей карточки (не называя ответ), второй отвечает на поставленный вопрос. Первый ученик по своей карточке сверяет ответ. Если ответ правильный, то он диктует второе упражнение. Если же ответ неправильный, то он предлагает товарищу еще раз ответить на вопрос,  учащийся обосновывает, рассказывая алгоритм решения данного задания. Если напарник ошибается несколько раз, то первый ученик говорит ему правильный ответ, и обосновывает его, а затем переходит к следующему вопросу.

Тестирование в начальных классах проходит в несколько этапов:

  1. Составление графика тестирования на учебный год.
  2. Определение цели проведения каждого теста.
  3. Составление и отбор тестовых заданий.
  4. Составление теста, инструкции к его проведению, ключа к проверке.
  5. Проведение теста.
  6. Проверка полученных результатов тестирования.
  7. Сообщение результатов и урок работы над ошибками.
  8. Заполнение бланков с результатами и выполнение количественного и качественного анализа проведенной тестовой работы.
  9. Выработка основных приемов работы над типичными ошибками в каждом конкретном случае.
  10.  Выбор заданий из проведенного теста, которые должны быть включены в следующую тестовую работу.

Работая по тестовой методике с первого класса, младшие школьники учатся видеть результаты своего труда, контролировать себя. Это способствует активизации их мыслительной деятельности, развивает внимание, наблюдательность, предупреждает появление ошибок.

Использование тестов в качестве формы контроля за уровнем учебных достижений младших школьников  дает возможность объективной оценки знаний и умений учащихся по единым критериям и приучает их к осознанному выполнению учебных заданий на всех этапах усвоения материала и способствует формированию самоконтроля – одного из важнейших психических новообразований.

Литература

  1. Гулюгина,  М. О. Формирование тестовой культуры. Практическая методика обучения учащихся работе с тестами. 1-4 классов [Текст]/ М.О. Гулюгина, Учитель. - 156с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальных классов.

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Сделать родителей акти...

« Формирование нравственной культуры учащихся начальных классов» в рамках проекта «Человек и люди вокруг него»

Актуальность проблемы:   Целью нравственного  воспитания  является  установление истинных, основанных на любви и уважении  контактов,  взаимоотношений между лю...

Использование метода проектов при обучении и развитии научно – исследовательской культуры учащихся начальных классов

Применение метода проектов в начальной школе. Обощение опыта по данной проблеме учителя начальных классов Гридасовой О.А....

Формирование художественной культуры в начальных классах

Формирование художественной культуры младших школьников является важнейшей составляющей общей культуры личности. В художественном образе как форме мышления сосредоточена огромная информация о пр...

Статья с методическими рекомендациями по педагогике "Формирование экологической культуры учащихся начальной школы"

Острота    современных   экологических   проблем    выдвинула   перед   школой задачу воспитания молодого поколения в...

Значение предметов художественно-эстетического цикла в воспитании культуры учащихся начальных классов

Непосредственное соприкосновение учащихся с произведениями искусства способствует формированию их эстетического вкуса, моральных устоев, понимание традиции, стремление к духовному совершенству, а такж...