Формирование художественной культуры в начальных классах
статья (1 класс) на тему

Шалыгина Любовь Викторовна

 

Формирование художественной культуры младших школьников является важнейшей составляющей общей культуры личности. В художественном образе как форме мышления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных знаниях. С помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может идти от восприятия цельного образа как единичного явления к пониманию образов-обобщений, содержащихся в нем, к раскрытию их внутреннего, глубокого смысла. Из этого следует, что  формирование художественной культуры носит всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принципом формирования личности в детском возрасте. Таким же важным принципом является и принцип межпредметности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование художественной культуры и межпредметная связь с  учебной и внеклассной работой в начальных классах.

         Формирование художественной культуры младших школьников является важнейшей составляющей общей культуры личности. В художественном образе как форме мышления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных знаниях. С помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может идти от восприятия цельного образа как единичного явления к пониманию образов-обобщений, содержащихся в нем, к раскрытию их внутреннего, глубокого смысла. Из этого следует, что  формирование художественной культуры носит всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принципом формирования личности в детском возрасте. Таким же важным принципом является и принцип межпредметности.

         Принимая во внимание  межпредметные связи, формирование художественной культуры ребенка в школе может проводиться практически на всех уроках. Особое  место такому воспитанию отводится на уроках литературы, музыки, труда и изобразительного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать мир как через произведения искусства и литературы, так и через собственное творчество. В нашей школе №3 г.Якутска существует   кружок изобразительного искусства « Смотрю на мир глазами художника». На занятиях кружка дети узнают и беседуют об искусстве, художниках,  приобретают практические навыки в той или иной художественной деятельности.

    Формирование художественной культуры необходимо активно начинать как можно раньше.

     «Все дети страстные рисовальщики…», главное – вовремя развивать их способности и талант. Художественный вкус  у детей младшего школьного возраста надо развивать, как можно раньше, направлять и  дать учащимся знания, основные понятия об искусстве и рассказать как правильно подбирать цвета красок, уметь их смешивать. На каждом уроке изобразительного искусства, я даю детям РАЗНЫЕ  понятия о живописи. Направляя на то, что ученики - юные художники, умеющие создавать самостоятельно свою картину, применяют свое творчество и  получают при этом радость.

      Создавая разные образы героев,  так например, по сказкам «Волк и семеро козлят», «Петух, кот и лиса» и др.  -  сказочные герои необычные, у них есть и   одежда, и обувь, как и у людей и др.

        Сказочный фон, который учатся рисовать дети, помогает создавать им свою сказку, развивать  фантазию, воображение, свое творчество. Юные художники создают образ не просто одного сказочного героя, а целый сказочный мир, который окружает главного персонажа. В рисунке дети могут творить, развивают свои способности, художественный вкус и творчество. Главное, есть результат и многие не верят в это. Одна мама моей ученицы  подходит и спрашивает меня про свою дочку,  « Ксюша,  сама в школе рисует,» - да, говорю, сама. Мы учимся в школе рисовать на уроках изобразительного искусства, получая при этом большое удовольствие. Детям нравится создавать новое. В конце урока или кружка мы организуем всегда мини-выставки детских работ. Дети оценивают свой результат, выбирают лучшие работы. Я всегда хвалю детей, получая от их труда удовольствие. Многие мои ученики и  на следующий день приносят новые работы и при этом радуются. Учу их улыбаться, радоваться, восхищаться не только своей работой, но и работай своих одноклассников.

                                                      Учитель начальных классов СОШ №3г. Якутска

                                                                           Шалыгина Любовь Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование нравственной культуры учащихся начальных классов» в рамках проекта «Человек и люди вокруг него»

Актуальность проблемы:   Целью нравственного  воспитания  является  установление истинных, основанных на любви и уважении  контактов,  взаимоотношений между лю...

Значение предметов художественно-эстетического цикла в воспитании культуры учащихся начальных классов

Непосредственное соприкосновение учащихся с произведениями искусства способствует формированию их эстетического вкуса, моральных устоев, понимание традиции, стремление к духовному совершенству, а такж...

Формирование художественной культуры младших школьников через приобщение к музыкальному искусству.

Главная цель предмета искусства, формирование художественной культуры личности, освоение и переосмысление мировой художественной культуры. Область искусства призвано воспитывать лучшие черты личности....

Особенности формирования сплоченных межличностных отношений на уроках физической культуры в начальных классах.

Важным фактором, влияющим на психологический климат группы (класса, команды), являются межличностные отношения – объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. ...

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Становление человека происходит в природной, культурной, информационной, и в социальной среде. Для этого процесса в школьные годы огромную роль играет среда сверстников и педагогов. Класс является одн...

Формирование тестовой культуры учащихся начальных классов

Тест – это инструмент, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, что возможно в процессе систематического обучения. Для оценки достижения планируемых результатов  могут...