МОДЕЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С НАПРАВЛЕННОСТЬЮ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Зорина Вероника Михайловна

Ключевые слова: моделирование, образовательный процесс, начальные классы, учащиеся, физическая культура, формирование.

Аннотация: В статье раскрываются понятия образовательный процесс, моделирование школьного образовательного процесса, физическая культура и описываются возможности моделирования школьного образовательного процесса, направленного на формирование физической культуры учащихся начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zorina.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С НАПРАВЛЕННОСТЬЮ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ЗОРИНА ВЕРОНИКА МИХАЙЛОВНА

Студентка 5 курса факультета физической культуры ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» г. Саранск, Россия, khaimova9800@mail.ru

Ключевые слова: моделирование, образовательный процесс, начальные классы, учащиеся, физическая культура, формирование.

Аннотация: В статье раскрываются понятия образовательный процесс, моделирование школьного образовательного процесса, физическая культура и описываются возможности моделирования школьного образовательного процесса, направленного на формирование физической культуры учащихся начальных классов.

MODELING OF THE SCHOOL EDUCATIONAL PROCESS WITH A FOCUS ON FORMING PHYSICAL EDUCATION OF PRIMARY CLASS STUDENTS

ZORINA VERONIKA MIKHAILOVNA

5th year student of the Faculty of Physical Culture of the Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia, khaimova9800@mail.ru

Key words: modeling, educational process, primary classes, students, physical education, formation.

Abstract: The article reveals the concepts of the educational process, modeling of the school educational process, physical education and describes the possibilities of modeling the school educational process aimed at developing the physical culture of primary school students.

Процесс образования является ключевым элементом педагогической деятельности. Он представляет собой динамичный путь познания, в ходе которого учащиеся не только расширяют своё представление о мире, но и углубляют знания в различных сферах, включая естественные науки, социальные науки и логику. Образовательный процесс способствует не только накоплению теоретических знаний, но и формированию практических навыков, что, в свою очередь, обеспечивает основу для самостоятельной работы и дальнейшего развития индивидуальных способностей каждого обучающегося [1].

Как полагает Н.В. Фомичева «моделирование школьного образовательного процесса – это метод, который позволяет создать упрощенную, абстрактную модель реального процесса обучения» [7, с. 61].

Модель процесса обучения представляет собой упрощенное описание основных этапов и компонентов обучения, а также связей между ними. Она помогает понять и объяснить, как происходит передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику.

Моделирование школьного образовательного процесса позволяет анализировать и оптимизировать различные аспекты обучения, такие как структура учебного материала, методы преподавания, организация учебного процесса и оценка успеваемости учеников.

Основная цель моделирования школьного образовательного процесса – это создание эффективной и эффективной системы обучения, которая позволяет ученикам достичь поставленных целей и развить необходимые навыки и знания [7].

По мнению Э.Я. Степаненковой, физическая культура интегрирована в жизненный уклад человека и представляет собой систематизированный комплекс специфических упражнений и спортивных мероприятий, целью которых является стимуляция физического и духовного развития личности. Этот процесс строится на основе достоверных научных сведений о физиологических и психологических потенциалах человеческого организма и использует соответствующую инфраструктуру для их активизации и прогресса. В контексте общественной культуры, физическая культура ориентирована на всестороннее развитие естественных способностей и укрепление нравственных качеств индивида [6].

В свою очередь, И.А. Чаленко подчёркивает значимость физической культуры в качестве эффективного инструмента для предотвращения заболеваний и укрепления здоровья у детей в процессе их роста и развития, указывая на важность регулярных физических упражнений в разнообразных форматах и комбинациях.

Физическая культура является неотъемлемой частью всестороннего развития учащихся начальных классов. Моделирование образовательного процесса в этой области должно быть направлено на формирование у детей устойчивого интереса к здоровому образу жизни, развитие их физических способностей и укрепление здоровья [9].

По мнению И.А. Иргашевой, правильное моделирование школьного образовательного процесса, направленного на формирование физической культуры учащихся начальных классов может стать серьезным и действенным средством социальной активности и здорового образа жизни детей [3].

Н.В. Фомичева подчеркивает, что в педагогической практике существует множество методов организации учебного процесса по развитию физической культуры среди младших школьников, причём каждый из них направлен на решение уникального комплекса дидактических задач и достижение специфических целей. Это разнообразие подходов свидетельствует о креативности и профессионализме учителей, стремящихся к повышению эффективности своей образовательной деятельности [7].

У.Р. Раджапов и А.Т. Ибрагимов утверждают, что успешное формирование физической культуры у учащихся начальных классов требует тщательного планирования и организации образовательного процесса. Это достигается через применение современных образовательных методов и технологий, основанных на чётком понимании целей обучения, а также принципов и закономерностей, лежащих в его основе [4].

Цели моделирования образовательного процесса, направленного на формирование физической культуры учащихся начальных классов:

– Повышение эффективности учебного процесса по физической культуре;

– Формирование у учащихся начальных классов основ физической культуры;

– Развитие физических качеств и навыков;

– Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;

– Привитие детям ценностей здорового образа жизни.

Принципы моделирования образовательного процесса включают в себя:

– Системность и последовательность;

– Доступность и соответствие возрастным особенностям;

– Наглядность и практическая направленность;

– Индивидуальный подход;

– Мотивация и поощрение;

– Сотрудничество с родителями и медицинскими работниками [4].

Согласно концепции, разработанной Н.В. Фомичевой, И.Н. Григоровичем и А.Г. Поливаевым, планирование представляет собой процедуру определения будущих параметров деятельности и выбора необходимых инструментов и методик для их достижения. В контексте физического воспитания, центральным элементом планирования являются стратегии и действия как преподавателей, так и учащихся. В число ключевых аспектов, подлежащих детальной проработке в рамках планирования, входят: определение целей и задач обучения физической культуре в школьной программе, выбор и последовательность применения образовательных и физических ресурсов, точная настройка интенсивности и направленности физических упражнений, а также разработка форматов занятий и методик их эффективной организации и проведения [8].

Процесс планирования физического воспитания основывается на фундаментальных принципах дидактики и специфических подходах в области физического развития, учитывая при этом условия и контекст, в котором этот процесс происходит. Разработка плана включает в себя несколько ключевых этапов, начиная с тщательного анализа учебной программы и особенностей учащихся.

Первый этап предусматривает детальное изучение образовательной программы и анализ потребностей, интересов, а также уровня физической подготовленности занимающихся. Второй этап фокусируется на формулировании четкой цели и задач образовательного процесса, определении временных рамок для достижения поставленных целей. На третьем этапе осуществляется выбор эффективных средств и методик обучения, определяется оптимальный объем и интенсивность физических нагрузок, а также стратегии педагогического контроля за прогрессом. Четвертый этап включает разработку последовательности применения выбранных методов и средств, гарантируя их рациональное использование.

В процессе планирования крайне важно учитывать такие аспекты, как реалистичность целей, специфика и конкретика задач, направленность деятельности, возможность внесения изменений и адаптивность к условиям, а также обеспечение наглядности и доступности материала для учащихся. Особенности планирования физического воспитания заключаются в учете особенностей двигательного обучения, структуры учебной программы и закономерностей развития физических способностей обучаемых [8].

У.Р. Раджапов, А.Т. Ибрагимов подчеркивают, что структура физического воспитания в образовательных учреждениях является многоаспектным воспитательно-образовательным комплексом, центральное место в котором занимает двигательная активность учащихся. Данная активность служит фундаментом для формирования необходимого двигательного режима, способствующего всестороннему физическому развитию детей и укреплению их здоровья [4].

В рамках образовательного процесса школьных учреждений осуществляется внедрение многообразных методов организационного сотрудничества, целью которых является стимулирование физического и всестороннего развития учеников. Среди преобладающих методов можно выделить:

1. Регулярные физкультурные занятия, основанные на методично спланированных и тщательно организованных физических упражнениях, целями которых являются не только укрепление здоровья, но и содействие развитию ключевых физических способностей учеников.

2. Оздоровительные физкультурные активности, к которым относятся утренние зарядки, короткие физкультурные перерывы в течение дня и процедуры закаливания в сочетании с физическими нагрузками. Данные мероприятия направлены на улучшение физической готовности и способности организма противостоять негативным внешним факторам.

3. Ежедневные активности, способствующие физическому развитию, включающие игры на открытом воздухе, прогулки, как индивидуальные, так и групповые занятия с детьми, личные упражнения учащихся, а также подготовку и проведение спортивных праздников и событий [4].

Такие методы взаимодействия не только способствуют достижению ключевых целей в области физического развития детей, но и характеризуются тесной взаимосвязью, при которой каждый элемент усиливает и дополняет другой. Они выполняют специфические функции и играют важную роль в повседневной организации жизнедеятельности образовательного учреждения, обеспечивая многогранный подход к физическому воспитанию учащихся [4].

По мнению В.Н. Выдрина, А.А. Гужаловского, В.Н. Кряж, методы и приемы применяемые в образовательном процессе, направленном на формирование физической культуры учащихся начальных классов могут быть следующие:

– Игровой метод;

– Метод круговой тренировки;

– Соревновательный метод;

– Метод индивидуальных и групповых заданий;

– Метод наблюдения и анализа;

– Использование наглядных пособий и технических средств обучения [2].

Фомичева Н.В. акцентирует внимание на необходимости формирования комплексной модели образовательного процесса в области физической культуры для младших школьников, включающей разнообразные элементы. Данная модель предполагает следующие ключевые составляющие:

  1. Теоретическая подготовка, предполагающая ознакомление учащихся с базовыми принципами физической культуры, а также правилами и методиками выполнения физических упражнений, что способствует формированию теоретической основы для последующего практического применения.
  2. Практические занятия, ориентированные на активное развитие физических способностей и умений учащихся, что является основой для укрепления здоровья и повышения физической активности.
  3. Оздоровительные мероприятия, включающие утреннюю гимнастику, динамичные игры и прогулки, направленные на укрепление здоровья учащихся и способствующие их физическому развитию.
  4. Организация спортивных соревнований и тематических праздников, которые способствуют не только физическому развитию, но и формированию командного духа, умения работать в коллективе и развитию социальных навыков.
  5. Выполнение домашних заданий и самостоятельные занятия, направленные на закрепление полученных знаний и умений, а также на стимулирование самостоятельного интереса к физической культуре и спорту [7].

В.А. Соколов считает, что «в практике работы должен осуществляться внутренний контроль за состоянием физического воспитания школьников и профессиональной деятельностью учителя физкультуры» [5, с. 73].

По утверждению Н.В. Фомичевой, в результате реализации модели образовательного процесса, направленного на формирование физической культуры, учащиеся начальных классов должны:

– Иметь представление об основах физической культуры;

– Овладеть основными двигательными навыками и умениями;

– Повысить уровень физической подготовленности;

– Укрепить свое здоровье;

– Развить интерес к занятиям физической культурой и спортом;

– Приобрести навыки здорового образа жизни.

Модель образовательного процесса по физической культуре для учащихся начальных классов должна регулярно пересматриваться и обновляться с учетом современных требований и достижений в области физического воспитания и образования [7].

Таким образом, в школе, при правильно смоделированном образовательном процессе, направленном на формирование физической культуры учащихся начальных классов закладываются основы физического воспитания подрастающего поколения. Целенаправленная и систематическая работа, включающая комплекс мероприятий по физическому воспитанию в начальной школе (уроки, внешкольная работа, массовая оздоровительная работа) позволит не только укрепить здоровье детей, но и воспитать у них жизненно важные качества личности, необходимые для полноценной и гармоничной жизни.

Список использованных источников

  1. Балабанова, Л.И. Развивающее обучение: условия эффективности / Л.И. Балабанова // Профессиональное образование. – 2020. – № 3. – с.33–34.
  2. Выдрин В.Н. Основы теории и методики физической культуры / В.Н. Выдрин, А.А. Гужаловский, В.Н. Кряж. – М.: ФиС, 2006. – 274с.
  3. Иргашева, И.А. Использование здоровьесберегающих технологий в организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры / И.А. Иргашева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 11 (91). – С. 595-598. – URL: https://moluch.ru/archive/91/19778/ (дата обращения: 02.04.2024).
  4. Раджапов, У.Р. Формы организации работы по физической культуре и спорту / У.Р. Раджапов, А.Т. Ибрагимов. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 25 (129). – С. 580-582. – URL: https://moluch.ru/archive/129/35721/ (дата обращения: 30.03.2024).
  5. Соколов В.А. Мотивация занятий физической и спортивной культурой школьников / В.А. Соколов. – Минск, 1998. – 227 с.
  6. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб. пособие для вузов / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2020. – 368 с.
  7. Фомичева Н.В. Технологии и подходы к организации учебного процесса по физической культуре в современной системе физкультурного образования / Н.В. Фомичева // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 6. – С. 61-64. 11.
  8. Фомичева, Н.В. Развивающее обучение в физкультурном образовании младших школьников: монография / Н.В. Фомичева, И.Н. Григорович, А.Г. Поливаев. – Ишим: ИГПИ им. П. П. Ершова, 2021. – 124 с.
  9. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе / И.А. Чаленко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2020. – 255 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

« Формирование нравственной культуры учащихся начальных классов» в рамках проекта «Человек и люди вокруг него»

Актуальность проблемы:   Целью нравственного  воспитания  является  установление истинных, основанных на любви и уважении  контактов,  взаимоотношений между лю...

Влияние имитации школьно-урочной системы в процессе подготовки к школе на учебную мотивацию учащихся начальных классов.

В статье рассматривается проблема подготовки детей к школе. Подчеркивается мысль о том, что научно обоснованная идея о преемственности школьного и дошкольного образования претерпевает серьезную деформ...

Особенности формирования сплоченных межличностных отношений на уроках физической культуры в начальных классах.

Важным фактором, влияющим на психологический климат группы (класса, команды), являются межличностные отношения – объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. ...

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Становление человека происходит в природной, культурной, информационной, и в социальной среде. Для этого процесса в школьные годы огромную роль играет среда сверстников и педагогов. Класс является одн...

Доклад: " Формирование УУД на уроках физической культуры в начальных классах"

Доклад: " Формирование УУД на уроках физической культуры в начальных классах"...

Формирование тестовой культуры учащихся начальных классов

Тест – это инструмент, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, что возможно в процессе систематического обучения. Для оценки достижения планируемых результатов  могут...