Статья с методическими рекомендациями по педагогике "Формирование экологической культуры учащихся начальной школы"
статья по теме

   Острота    современных   экологических   проблем    выдвинула   перед   школой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с  детских  лет  целенаправленно  воспитывать  чувство  ответственности  за   состояние  окружающей среды.   В данной статье приведено    несколько   методик,   диагностирующих   и   развивающих    экологическую культуру детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_ekologicheskoy_kultury_uchashchihsya.docx879.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Тарко - Сале

Статья с методическими рекомендациями

по педагогике

« Формирование экологическое культуры

 учащихся начальной школы»

                                            Подготовила:

                                                                      учитель начальных классов

                                                                    Жданова Оксана Павловна

2013 г

Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок.

Р. Эмерсон 

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет обучения.

Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. Растут и горы бытового уровня. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Наши соседи по планете – растения и животные – испытывают двойной гнет: разрушение  и загрязнение мест обитания и непосредственное влияние со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. И все-таки даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической деятельности учителей.

Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.

         Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.

        Экологическое воспитание - составная часть  нравственного воспитания.  Под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения,  гармоничного с природой.  На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания.  Зная, какой вред природе приносят те или иные действия,  экологически образованная личность формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя                                                                                                   

вопрос об их правомерности.                                                                                                       

         Цель   экологического  воспитания  -  формирование  ответственного отношения к окружающей среде,  которое строится на базе экологического сознания. Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека. Проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования,  в активной созидательной  деятельности по изучению и охране среды,  в борьбе со всем,  что губительно отражается на окружающей природе.

        Цель экологического воспитания достигается по мере  решения в единстве следующих  задач:

- образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

 - воспитательных -  формирование  мотивов,  потребностей  и привычек экологически целесообразного поведения  и  деятельности,  здорового образа жизни;

- развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению,  оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

        Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных  ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности природы. Человек рассматривается как часть природы,  а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

        Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса  стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:  самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить  фактический материал,  раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных  решений,  творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем. Средством психологической подготовки школьников к  реальным  экологическим  ситуациям  выступают  ролевые игры.  Они строятся с учетом специфических целей предмета.  

         На этапе формирования экологической проблемы особую  роль приобретают  методы,  стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся.  Задания и задачи  направлены  на  выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей по её  решению.  Стимулируют учебную деятельность дискуссии,  способствуя проявлению  личного  отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

         На этапе  теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и  природы  учитель  обращается  к рассказу,  который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических  ситуаций  нравственного  выбора,  которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы  и  потребности школьников.  Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами.

                                                                                       

   Острота    современных   экологических   проблем    выдвинула   перед   школой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с  детских  лет  целенаправленно  воспитывать  чувство  ответственности  за   состояние  окружающей среды.  

         На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на:

а) массовые;

б) групповые;

в) индивидуальные.    

    К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, природоохранные компании и праздники, конференции, экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке. Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем  наблюдений, накопления материала.

    К групповым формам – клубные, секционные занятия юных друзей природы, факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум. Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.

    Индивидуальные формы предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка. Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин  и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.

   

         В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

    Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая её объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.  Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах.

    Содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (русский язык, литература, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней.

    Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.  

 Содержание предмета окружающий мир -  обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом

курсе  уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.

         Выделяют  три  уровня изучения природы:                                                                                                    

1  уровень:  объекты   природы    рассматриваются  отдельно,  без   акцента внимания на связи между ними. Это важный уровень, без которого  невозможны последующие.

2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т. п. 

3 уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы,  происходящие  с  ними.  Иначе  говоря,  третий  уровень –  это  как  раз   тот

уровень,  когда  знание  экологических связей помогает объяснить явление.

         На уроке решаются три задачи:  образовательная,  воспитательная и развивающая.  Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к  природе, основанного на гуманизме. Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи  между неживой и живой природой,  между различными компонентами живой природы (растениями,  животными), между природой  и  человеком.  Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом  им  также  помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления,  памяти, воображения, речи.

         Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой.  Причем, человек рассматривается как часть природы,  он существует внутри природы и неотделим  от  нее. Связь между человеком и природой проявляется,  прежде всего, в той многообразной роли,  которую природа играет в  материальной и духовной жизни людей. Получая определенную систему знаний на уроках, ученики также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе,  так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное  отношение к природе. Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.  

        Первое важнейшее условие - экологическое воспитание должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала,  с учетом преемственности,  постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу

        Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по  охране местных природных ресурсов.  Таких дел очень много:  внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых  растений,  уборка валежника,  охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы  родного края.

         Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого  ученика.

Методики, диагностирующие и развивающие

экологическую культуру детей.

Приведу    несколько   методик,   диагностирующих   и   развивающих    экологическую культуру детей младшего школьного возраста.

«Экологический светофор»

С помощью этой методики можно развивать: представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности; умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно); расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.      Оборудование: набор из цветных кружков (красного, жёлтого, зелёного) для каждого

ученика; набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека в природе.  

Методика в форме игры, которую можно провести в классе, актовом зале и т. д.                                                                                   В ходе игры все участники получают по три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет своё значение. На видном месте вывешивается таблица, напоминающая о значении цветов – сигналов экологического светофора.

- Красный – красный свет – природе вред!

- Жёлтый – осторожно!

- Зелёный – свет зелёный – так красиво! – лес сказал тебе спасибо!

Ведущий зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить тот или иной поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков, – включить тот или иной сигнал экологического светофора.

«Письмо зелёному другу»

         Методика помогает не только определить готовность учащихся начальных классов помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира. Ребёнок вводится в следующую ситуацию:

- «Представь, что где-то в глубине леса растёт небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц – поют, суетятся, дерутся… и улетают. Это деревце сказало по секрету, что  ему очень хочется иметь друга – человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала  ему хочется получить от него письмо…»

Далее учитель предлагает детям:

- «Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждёт. Подумайте, о чём ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами».

Методика может быть проведена как небольшое сочинение, лучше – с игровыми элементами: письмо вкладывается в конверт, сопровождается рисунком, заполняется адрес и т.п.

«Радости и огорчения»

Методика опирается на проведение прогулки в лес, в тундру осенью. После беседы, напоминающей детям об их путешествии в природу, каждый ребёнок получает карточку с двумя вопросами:

- Что тебя больше всего порадовало во время прогулки в тундру?

- Что тебя больше всего огорчило во время прогулки в тундру?

Вопросы могут быть сформулированы с большим акцентом на эмоции ребёнка:

- Когда во время прогулки в тундру ты сильнее всего чувствовал радость?

- Когда во время прогулки в тундру ты сильнее всего огорчался?

Заметим, что проводить методику сразу по возращении детей с прогулки нежелательно, так как полученная информация будет искажена слишком свежими впечатлениями от прогулки. Более объективный и богатый будет тот материал, который основан на анализе нескольких путешествий.

«Секретный разговор»

Методика способствует развитию эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе общения его с природой, а также выявляет имеющийся у детей опыт такого общения.

Вариант 1. Учащимся предлагается вспомнить о том, как они разговаривали с каким-либо растением или животным: «О чём ты спросил его? О чём он тебе рассказал?..» Далее дети получают задание записать свой секретный разговор. Вполне вероятно, что некоторые дети такого опыта не имели вовсе. Тогда они могут придумать свой разговор, например, с каким-либо домашним животным, комнатным растением.

Вариант 2. Детям предлагается представить, что во время прогулки в лес они встретили красивое дерево (цветок) и сумели по секрету поговорить с ним. Далее они получают задание написать, какие вопросы они бы задали этому растению, о чём рассказали бы сами, что хотели бы от него услышать.

«Лес благодарит и сердится»

Методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею.

После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в лес, тундру, восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:

- «Напиши, за что лес мог бы сказать тебе спасибо, а за что -  рассердиться на тебя?»

При анализе детских работ рекомендуется обратить внимание на то, что преобладает в детских ответах в графе «Лес благодарит» – перечисление норм и правил поведения в лесу ( Лес скажет спасибо, если мы не будем бросать мусор, рвать листья, ломать ветки” и т.д.) или примеры практической экологически ориентированной деятельности (Лес скажет спасибо за то, что мы соберём мусор или будем подкармливать птиц и др.). Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы. Появляются ли в графе «Лес сердится» ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей (Лес рассердится, если мы не кормим птиц, не приходим очистить его от мусора и др.). Эти ответы также говорят об активной позиции ребёнка как защитника природы. Оказание помощи природе – норма поведения личности.

Проектная деятельность.

Очень хорошо пользоваться при формировании экологического сознания методом проектов. Проекты могут быть индивидуальными или выполняться малыми группами (2–5 чел.) По срокам исполнения могут быть краткосрочными (выполняются в течение какого-то этапа урока или рассчитаны на один урок, среднесрочные или долгосрочные – выполняются в течении более длительного времени.                                                                                                                                                                                                                                

Метод проектов может быть реализован на уроках по различным темам: «Я и мир вокруг», «Природа моего края», «Дикорастущие и культурные растения», «Дикие и домашние животные », «Растения в моем доме», «Животные в моем доме», «Влияние состава воды на здоровье человека» и т. д. Учащиеся выбирают  тему по выбору, исходя из интересов, увлечений и жизненных потребностей. Проект может выполняться либо индивидуально, либо малыми группами от 2–5 человек. Темы среднесрочного проекта сообщаются ученикам заранее, учитель объясняет цели и задачи проекта, этапы его выполнения. Данные проекты предусматривают самостоятельную работу учащихся дома. Все шаги по реализации проекта контролируются преподавателем (консультации, беседы). Результатом проекта является доклад, сообщение, плакат, поделка или презентация, представленные на уроке.

 Примеры проектных работ, которые выполняли учащиеся моего класса:

     «Наш космический дом» 1 класс                         «Жизнь на Земле» 1 класс

                 

   «Моя малая Родина» 1 класс                                      «Солнечная семейка» 2 класс

                       

           

        «80 лет ЯНАО» 3 класс                                  «Поможем зимующим птицам» 3 класс

                   

 «Мы за здоровый образ жизни» 4 класс                                   «Эко – Ель»                                                    

                         

               

Проблема экологического воспитания и образования существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе – они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать  надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

   

Литература.

  1. Цветкова И. В. Экологический светофор. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  2. Энциклопедия для детей. Экология. – М.: Аванта +, 2001.
  3. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Уч. пособие для студентов педвузов. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  4. Козина Е. Ф., Степанян Е. Н. Методика преподавания естествознания. М., Академия, 2004.
  5. Григорьева Е.В. Некоторые проблемы естественно – научного образования. Начальная школа. – 2008, №5.                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Уроки в живой природе как средство развития основ экологической культуры учащихся начальной школы

В статье  представлены материалы по вопросу развития  основ   экологической культуры учащихся начальной школы.  В работе рассматриваются педагогические условия и д...

Базулина И.В, кандидат педагогических наук, ГОУ Школа №436 Санкт-Петербург Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образования

Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образованияВ данной статье изложены теоретические и методические аспекты проблемы развития основ экологичес...

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся начальной школы

В рекомендациях сформулированы единые подходы к ведению и проверке ученических рабочих  тетрадей и тетрадей для контрольных работ....

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»

АннотацияДанная разработка представляет собой конспект нестандартного урока физкультуры. Разнообразные спортивные игры, эстафеты, соревнования, тестовые задания позволяют учителю сделать уроки физкуль...

Развитие экологической культуры учащихся начальных классов посредством экологических акций

Экологические акции являются эффективным средством решения задач экологического воспитания младших школьников...

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»...