Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальных классов.
статья по теме
Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач кл. руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_klassnogo_rukovoditelya_s_semey.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над темой самообразования
Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальных классов.
План работы над темой:
- Организационный этап
Изучение проблемы коммуникативной культуры
- Исследовательский
Изучение уровня воспитанности учащихся
- Основной
Организация и проведение общих КТД по развитию коммуникативной культуры
- Этап функционирования
Корректировка и функционирование программы
Наблюдая за детьми, общаясь с ними, анализируя их поведение и поступки, все чаще мы задумываемся о том, почему наши дети так закомплексованы, неэмоциональны, невоспитанны, почему скудна их речь. Как помочь им стать добрее, общительнее, самостоятельнее.
Свою работу классного руководителя начинаю со знакомства с учениками и их родителями. В. А. Сухомлинский писал, «чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью», поэтому знакомство начинается с посещения семьи ученика. Во время беседы с родителями учителю важно почувствовать культурный уровень семьи, выяснить интересы ребенка, его склонности, увлечения, наличие детского уголка, библиотечки, узнать о характере работы взрослых членов семьи, об их увлечениях. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребенка. Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач кл. руководителя.
Строить систему работы начинаю с диагностики. Зная, что в первые школьные годы закладываются основы общей культуры, предлагаю обсудить следующие качества: доброта, вежливость, дружелюбие, общительность, эмоциональность, ответственность. Оценивали данные показатели с трех сторон: учащиеся, родители, учитель по пятибалльной системе. Выявились следующие результаты: доброта, дружелюбие и ответственность были оценены выше остальных. А вежливость, общительность и эмоциональность имели немного заниженный уровень. Приходим к выводу, что следует повысить уровень коммуникативной культуры.
На основе диагностирования разрабатывается программа воспитательных дел, направленная на развитие коммуникативной культуры, на основе сотрудничества с родителями.
Цель воспитательной работы:
Формировать классный коллектив, способный к творчеству, развивать коммуникативные навыки в процессе учебно-воспитательной работы.
Основные направления работы классного руководителя
Работа с учащимися
Работа с родителями
Работа с учителями - предметниками
Уроки
общения
Внеурочная деятельность,
КТД.
Психолого-педагогическое просвещение
Учение и воспитание – единый неразрывный процесс, поэтому развитие коммуникативных навыков осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Работать по схеме «рассказал-усвоил-проверил» уже недопустимо. Общение – это урок сотворчества, совместного мышления, партнерства, урок свободы, где всякий может и должен высказать свое мнение. Поэтому учитель должен ставить перед собой задачу не столько доступно объяснить ребенку новое понятие, сколько создать на уроке такую учебную ситуацию, когда у ребенка возникает потребность в освоении этих знаний через сотрудничество, где в результате диалога, создаются новые знания. При такой организации учебного процесса у каждого ребенка возникает стремление, при открытии новых знаний опираться не только на свой собственный опыт, но и привлекать для этого опыт других. Поэтому он старается вступать в коммуникацию со своими сверстниками.
Выбираем эффективные формы работы на уроке: игра, работа в группе, работа в паре, творчество.
Принцип коммуникативного обучения легко осуществляется в игровой деятельности, так как это естественная деятельность, требующая речевых действий. Сюда же можно отнести и ролевые игры (диалоги, инсценировки, драматизацию). Думаю, что применение коммуникативных заданий с игровыми моментами является надежной основой обучения речевой деятельности и обеспечивает коммуникативный творческий подход к обучению. Работа в группе и работа в паре помогает налаживать коммуникативные отношения с одноклассниками. Дети учатся вести разговор с собеседником, слушать и слышать другого, высказывать кратко и четко свои мысли, аргументировано критиковать мнение другого. Простором для речевого творчества является сочинительство и его художественное оформление. Именно через эту работу дети шаг за шагом открывают свои творческие эмоциональные способности.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, лектории, конференции, индивидуальные или тематические беседы).
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни творчества детей и их родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-технической базы школы и класса).
- Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (участие родителей класса в работе Совета школы, участие родителей в работе родительского комитета).
Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя будет, если учитель даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех начинаниях. В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях.
Для активного вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми используем следующие формы работы: класс делится на микрогруппы по 5 человек, что поможет ребятам лучше узнать и заботиться друг о друге, дает возможность быстрее разрешать межличностные конфликты. Группы комплектуются по желанию ребят, соответственно родители тоже делятся на группы, в которых участвуют их дети.
Основа образовательной и воспитательной программы нашей гимназии – это максимальное сближение образовательных и воспитательных задач.
В программе школы – большое количество различных конкурсов: викторины, олимпиады, праздники, дни открытых дверей, конкурсы рисунков, множество спортивных соревнований.
Для активизации интереса учащихся к различным сферам знаний, несмотря на юный возраст наших учащихся, в школе ежегодно проводится ученическая научно-практическая конференция, где ребята приобретают навыки публичного выступления, исследовательской деятельности. И, несомненно, активную помощь оказывают родители.
Кроме школьных, в классе были запланированы и проведены мероприятия, направленные на развитие коммуникативной культуры:
- Классные часы: «Спешите делать добро», «Отчего зависит настроение?», «Умеем ли мы общаться», «Как понять иностранца без слов?», «Давайте жить дружно!», «Что значит быть ответственным».
- Встречи с интересными людьми
- КТД («Мир профессий: кем работают наши родители?», «Моя семья», «Я и мои таланты» и т.д.)
- Экскурсии «Знакомство с городом, в котором я живу».
Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием в жизни класса. Необходимо отметить, что сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями есть результат сознательной, целенаправленной, творческой работы учителя, его постоянного стремления включаться в процесс общения с родителями как с равными участниками, заинтересованными в успехе воспитания детей.
Для определения промежуточного результата уровня коммуникативной культуры в конце второго класса проводим повторное диагностирование по тем же параметрам.
Картина оказалась следующая:
Данные диаграммы позволяют судить о небольшом росте коммуникативной культуры у детей данного класса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что активное применение коммуникативных заданий на уроках и во внеурочной деятельности, совместная работа с родителями, взаимопонимание и поддержка родителей способствуют развитию коммуникативной культуры учащихся. На этом работа по формированию коммуникативной культуры не остановлена и будет продолжена на протяжении всего курса начальной школы.
Цель воспитательной работы в 3-4 классах: развитие коммуникативной культуры у учащихся через повышение уровня воспитанности.
Задачи:
- формирование теоретических знаний и практических навыков коммуникативной культуры у учащихся 3 - 4 «Б» класса;
- раскрытие творческих способностей школьников;
- достижение повышенного уровня воспитанности учащихся;
- взаимодействие классного руководителя и семьи.
В целом, класс достиг определенного уровня сплоченности. Характер взаимоотношений в классе доброжелательный. Уровень воспитанности у учащихся разный, но есть изменения в лучшую сторону. В этом году мы продолжили соревнования по экипажам, добавив к предыдущим направлениям новые. Дежурство было организовано по следующим направлениям: дежурство в классе, в коридоре, в столовой, проверка ведения дневников, рубрика «В мире интересного» (ребята рассказывают об интересных событиях, происходящих в мире на уроке истории). В нашем классе 5 экипажей, которые в течение недели по графику дежурят по одному из направлений. В конце недели все экипажи получают оценку за совместную работу. По окончанию каждой четверти подводились итоги, лучший экипаж награждался походом в кинотеатр. В течение года экипажи были постоянного состава, а командиры в каждой четверти менялись, чтобы каждый почувствовал себя в роли организатора.
Для развития творческих способностей и художественной культуры продолжили посещение Национального художественного музея 1 раз в неделю.
Для повышения уровня воспитанности в классе проводились классные часы, семейные праздники, выходы в театр, экскурсии. В этом году были организованы совместно с родителями класса экскурсии:
- на Хлебозавод, где дети наглядно увидели, как пекут хлеб;
- в Ботанический сад при Дворце Детства, зооуголок.
- полигон МЧС, где ребята попробовали свои силы в скалолазании, потренировались в хождениях по бревну и лестницам, были организованы соревнования между девочками и мальчиками по полосе препятствий;
- царство Вечной мерзлоты с посещением туристического комплекса Чочур-Муран.
В интеллектуально-познавательной деятельности гимназии учащиеся принимали активное участие:
- Декада математики
- Декада русского языка
- Декада иностранных языков
- Интеллектуальный марафон
- Неделя психологии
- Смотр песни и строя
- Конкурс чтецов по произведениям А.С.Пушкина
- Научно-практическая конференция
- День открытых дверей
- Конкурс инсценировок по произведениям Ш.Перро
Также, наш класс принимал участие в Осенней ярмарке, кроссе Наций, легкоатлетической эстафете, посвященной Декаде здоровья.
В классе проведены праздники: «Осенний марафон» (с выездом в парк),
Новогодний праздник ( кафе «7 небо»), праздник мальчиков и пап (с организацией соревнования между мальчиками и папами), праздник девочек и мам, открытые уроки для родителей.
Классные часы были направлены на эстетическое воспитание:
«Осеннее настроение», «Спешите делать добро», «Права и обязанности школьника», «Культура и этикет», «Мое любимое занятие», «Новый год в кругу друзей», «Что значит быть ответственным», «Весенняя капель».
Многие ребята нашего класса занимаются в дополнительных кружках и секциях.
Несомненно, помощь со стороны родителей помогла нам достичь таких результатов. Организация родителей по группам решило проблему участия всех родителей в совместных делах. За прошедший год нет ни одного родителя, который бы не принял участия в классном мероприятии.
Организованная работа по повышению уровня воспитанности учащихся через развитие коммуникативной культуры дает свои результаты и будет продолжена в следующем году.
Повышение дидактического потенциала семьи через родительские собрания и лектории, организация совместных мероприятий положительно влияет на воспитательную деятельность класса.
Выводы: В начальной школе освоение культуры начинается через взаимодействие, которая и определяет во многом, успешность не только обучения, но и дальнейшего благополучия человека, так как человек, умеющий взаимодействовать в коллективе, будет успешнее в жизни.
Человек, обладающий коммуникативными навыками и умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Такому человеку намного легче установить контакт и найти взаимопонимание с родными и друзьями, со знакомыми и незнакомыми. А это очень важно для достижения успеха в любом деле. Классный руководитель должен помочь детям преодолеть трудности в общении, пока они еще учатся в школе.
Литература:
- Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1984. – 258с.
- Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе //Педагогика, № 4, 1996.
- Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. – М.: Пед. общ-во России. 2000. – 304 с.
- Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 128 с.
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 2-е изд., испр. – М.: ЦГЛ, 2003. – 220 с.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 222 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы".
Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы"....
«Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальной школы»
Совместная работа с семьей, организованная классным руководителем, позволяет реально влиять на качество семейного воспитания....
Программа воспитательной работы «Развитие коммуникативной культуры учащихся начальных классов при взаимодействии классного руководителя с семьей» как основа формирования нравственной личности
Изучение родного края как основа нравственного воспитания младших школьников...
статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы".
статья по методической теме...
Статья по теме "Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"
Тема выступления в муниципальном этапе конкурса "Учитель года"...
Доклад «Информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов»
По словам академика Семенова А.П. «важнейшая задача современной школы - научить человека жить в информационном мире». И это должно стать определяющим в работе каждого учителя. Быть ...
Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов
Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов...