Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальных классов.
статья по теме

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач кл. руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_klassnogo_rukovoditelya_s_semey.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             Работа над темой самообразования

Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальных классов.

План работы над темой:

  1. Организационный этап

Изучение проблемы коммуникативной культуры

  1. Исследовательский

Изучение уровня воспитанности учащихся

  1. Основной

Организация и проведение общих КТД по развитию коммуникативной культуры

  1. Этап функционирования

Корректировка и функционирование программы

Наблюдая за детьми, общаясь с ними, анализируя их поведение и поступки, все чаще мы задумываемся о том, почему наши дети так закомплексованы, неэмоциональны, невоспитанны, почему скудна их речь. Как помочь им стать добрее, общительнее, самостоятельнее.

   Свою работу классного руководителя начинаю со знакомства  с учениками и их родителями. В. А. Сухомлинский писал, «чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью», поэтому  знакомство начинается с посещения семьи ученика. Во время беседы с родителями учителю важно почувствовать культурный уровень семьи, выяснить интересы ребенка, его склонности, увлечения, наличие детского уголка, библиотечки,  узнать о характере работы взрослых членов семьи, об их увлечениях. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребенка. Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач кл. руководителя.

        Строить систему работы начинаю с диагностики. Зная, что в первые школьные годы закладываются основы общей культуры, предлагаю обсудить следующие качества: доброта, вежливость, дружелюбие, общительность, эмоциональность, ответственность. Оценивали данные показатели  с трех сторон: учащиеся, родители, учитель по пятибалльной системе. Выявились следующие результаты: доброта, дружелюбие и ответственность были оценены выше остальных. А вежливость, общительность и эмоциональность имели   немного   заниженный   уровень. Приходим к выводу, что следует повысить уровень коммуникативной культуры.

На основе диагностирования разрабатывается программа воспитательных дел, направленная на развитие коммуникативной культуры,  на основе сотрудничества с родителями.

Цель воспитательной работы: 
Формировать классный коллектив, способный к творчеству, развивать коммуникативные навыки в процессе учебно-воспитательной работы.

 

Основные направления работы классного руководителя

Работа с учащимися

Работа с родителями

Работа с учителями - предметниками

Уроки

общения

Внеурочная деятельность,

КТД.

Психолого-педагогическое просвещение

Учение и воспитание – единый неразрывный процесс, поэтому развитие коммуникативных навыков осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Работать по схеме «рассказал-усвоил-проверил» уже недопустимо. Общение – это урок сотворчества, совместного мышления, партнерства, урок свободы, где всякий может и должен высказать свое мнение.  Поэтому учитель должен ставить перед собой задачу не столько доступно объяснить ребенку новое понятие, сколько создать на уроке такую учебную ситуацию, когда у ребенка возникает потребность в освоении этих знаний через сотрудничество, где в результате диалога, создаются новые знания. При такой организации учебного процесса у каждого ребенка возникает стремление, при открытии новых знаний опираться не только на свой собственный опыт, но и привлекать для этого опыт других. Поэтому он старается вступать в коммуникацию со своими сверстниками.

 Выбираем эффективные формы работы на уроке: игра, работа в группе, работа в паре, творчество.

         Принцип коммуникативного обучения легко осуществляется в игровой деятельности, так как это естественная деятельность, требующая речевых действий. Сюда же можно отнести и ролевые игры (диалоги, инсценировки, драматизацию). Думаю, что применение коммуникативных заданий с игровыми моментами является надежной основой обучения речевой деятельности и обеспечивает коммуникативный творческий подход к обучению. Работа в группе и работа в паре помогает налаживать коммуникативные отношения с одноклассниками. Дети учатся вести разговор с собеседником, слушать и слышать другого, высказывать кратко и четко свои мысли, аргументировано критиковать мнение другого. Простором для речевого творчества является сочинительство и его художественное оформление. Именно через эту работу дети шаг за шагом открывают свои творческие эмоциональные способности.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, лектории, конференции, индивидуальные или тематические беседы).
  2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни творчества детей и их родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-технической базы школы и класса).
  3. Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (участие родителей класса в работе Совета школы, участие родителей в работе родительского комитета).

Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя будет, если учитель даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех начинаниях. В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях.

     Для активного вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми используем следующие формы работы: класс делится на микрогруппы по 5 человек, что поможет ребятам лучше узнать и заботиться друг о друге, дает возможность быстрее разрешать межличностные конфликты. Группы комплектуются по желанию ребят, соответственно родители тоже делятся на группы, в которых участвуют их дети.

       Основа образовательной и воспитательной программы нашей гимназии – это максимальное сближение образовательных и воспитательных задач.

В программе школы – большое количество различных конкурсов: викторины, олимпиады, праздники, дни открытых дверей, конкурсы рисунков, множество спортивных соревнований.

     Для активизации интереса учащихся к различным сферам знаний, несмотря на юный возраст наших учащихся, в школе ежегодно проводится ученическая научно-практическая конференция, где ребята приобретают навыки публичного выступления, исследовательской деятельности. И, несомненно, активную помощь оказывают родители.

Кроме школьных, в классе были запланированы и проведены мероприятия, направленные на развитие коммуникативной культуры:

  1. Классные часы: «Спешите делать добро», «Отчего зависит настроение?», «Умеем ли мы общаться», «Как понять иностранца без слов?», «Давайте жить дружно!», «Что значит быть ответственным».
  2. Встречи с интересными людьми
  3. КТД («Мир профессий: кем работают наши родители?», «Моя семья», «Я и мои таланты» и т.д.)
  4. Экскурсии «Знакомство с городом, в котором я живу».

Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием в жизни класса. Необходимо отметить, что сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями есть результат сознательной, целенаправленной, творческой работы учителя, его постоянного стремления включаться в процесс общения с родителями как с равными участниками, заинтересованными в успехе воспитания детей.  

         Для определения промежуточного результата уровня коммуникативной культуры в конце второго класса проводим повторное диагностирование по тем же параметрам.

Картина оказалась следующая:

Данные диаграммы позволяют судить о небольшом росте коммуникативной культуры у детей данного класса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что активное применение коммуникативных заданий на уроках и во внеурочной деятельности, совместная работа с родителями, взаимопонимание и поддержка родителей способствуют развитию коммуникативной культуры учащихся. На этом работа по формированию коммуникативной культуры не остановлена и будет продолжена на протяжении всего курса начальной школы.

   Цель воспитательной работы  в 3-4 классах: развитие коммуникативной культуры у учащихся через повышение уровня воспитанности.

Задачи:

  1. формирование теоретических знаний и практических навыков коммуникативной культуры у учащихся 3 - 4 «Б» класса;
  2. раскрытие творческих способностей школьников;
  3. достижение повышенного уровня воспитанности учащихся;
  4. взаимодействие классного руководителя и семьи.

В целом, класс достиг определенного уровня сплоченности.  Характер взаимоотношений в классе доброжелательный. Уровень воспитанности у учащихся разный, но есть изменения в лучшую сторону. В этом году мы продолжили соревнования по экипажам, добавив к предыдущим направлениям новые. Дежурство было организовано по следующим направлениям: дежурство в классе, в коридоре, в столовой, проверка ведения дневников, рубрика «В мире интересного» (ребята рассказывают об интересных событиях, происходящих в мире на уроке истории). В нашем классе 5 экипажей, которые в течение недели по графику дежурят по одному из направлений. В конце недели все экипажи получают оценку за совместную работу. По окончанию каждой четверти подводились итоги, лучший экипаж награждался походом в кинотеатр. В течение года экипажи были постоянного состава, а командиры в каждой четверти менялись, чтобы каждый почувствовал себя в роли организатора.

      Для развития творческих способностей и художественной культуры продолжили посещение Национального художественного музея 1 раз в неделю.

      Для повышения уровня воспитанности в классе проводились классные часы, семейные праздники, выходы в театр, экскурсии. В этом году были организованы совместно с родителями класса экскурсии:  

  1. на Хлебозавод, где дети наглядно увидели, как пекут хлеб;
  2. в Ботанический сад при Дворце Детства, зооуголок.
  3. полигон МЧС, где ребята попробовали свои силы в скалолазании, потренировались в хождениях по бревну и лестницам, были организованы соревнования между девочками и мальчиками по полосе препятствий;
  4. царство Вечной мерзлоты с посещением туристического комплекса Чочур-Муран.

В интеллектуально-познавательной деятельности гимназии учащиеся принимали активное участие:

  1. Декада математики
  2. Декада русского языка
  3. Декада иностранных языков
  4. Интеллектуальный марафон
  5. Неделя психологии
  6. Смотр песни и строя
  7. Конкурс чтецов по произведениям А.С.Пушкина
  8. Научно-практическая конференция
  9. День открытых дверей
  10. Конкурс инсценировок по произведениям Ш.Перро

       Также,  наш класс принимал участие  в Осенней ярмарке, кроссе Наций, легкоатлетической эстафете, посвященной Декаде здоровья.

    В классе проведены праздники: «Осенний марафон» (с выездом в парк),

Новогодний праздник ( кафе «7 небо»), праздник мальчиков и пап (с организацией соревнования между мальчиками и папами), праздник девочек и мам, открытые уроки для родителей.

     Классные часы были направлены на эстетическое воспитание:

«Осеннее настроение», «Спешите делать добро», «Права и обязанности школьника», «Культура и этикет», «Мое любимое занятие»,  «Новый год в кругу друзей»,  «Что значит быть ответственным», «Весенняя капель».

Многие ребята нашего класса занимаются в дополнительных кружках и            секциях.

   Несомненно, помощь со стороны родителей помогла нам достичь таких результатов.   Организация родителей по группам решило проблему участия всех родителей в  совместных делах. За прошедший год нет ни одного родителя, который бы не принял участия в классном мероприятии.

   Организованная работа по повышению уровня воспитанности учащихся через развитие коммуникативной культуры дает свои результаты и будет продолжена в следующем году.

   Повышение дидактического потенциала семьи через родительские собрания и лектории, организация совместных мероприятий положительно влияет на воспитательную деятельность класса.  

Выводы: В начальной школе освоение культуры начинается через взаимодействие, которая и определяет во многом, успешность не только обучения, но и дальнейшего благополучия человека, так как человек, умеющий взаимодействовать в коллективе, будет успешнее в жизни.

Человек, обладающий коммуникативными навыками и умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Такому человеку намного легче установить контакт и найти взаимопонимание с родными и друзьями, со знакомыми и незнакомыми. А это очень важно для достижения успеха в любом деле. Классный руководитель должен помочь детям преодолеть трудности в общении, пока они еще учатся в школе.

Литература:

  1. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1984. – 258с.
  2. Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе //Педагогика, № 4, 1996.
  3. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. – М.: Пед. общ-во России. 2000. – 304 с.
  4. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 128 с.
  5. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 2-е изд., испр. – М.: ЦГЛ, 2003. – 220 с.
  6. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 222 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы".

Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы"....

«Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальной школы»

Совместная работа с семьей, организованная классным руководителем, позволяет реально влиять на качество семейного воспитания....

Доклад «Информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов»

По словам академика Семенова А.П. «важнейшая задача современной школы - научить человека жить в информационном мире». И это должно стать определяющим в работе каждого учителя. Быть ...

Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов

Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов...