Статья по теме "Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"
статья на тему

Тема выступления в муниципальном этапе конкурса "Учитель года" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС»

Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им".                     

Георг Гегель 

Обществом востребована активная, коммуникативная личность. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует педагога на необходимость обеспечения развития речемыслительных способностей ребенка, формирования коммуникативной компетенции. Развитие языковой личности ребенка в рамках реализации ФГОС

осуществляется через формирование коммуникативных универсальных учебных действий. ФГОС  определяет  состав  коммуникативных действий,  куда  входят: 

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  •  управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Таким образом, у меня как у  педагога возникла необходимость в обеспечении комплекса условий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, для развития коммуникативной компетенции учащихся. Я считаю, что научиться общаться ребенок должен уже на первоначальном этапе обучения. Задача учителя помочь ученику не бояться проблемных ситуаций, получать опыт их решения, развивать в себе любознательность, потребность в познании. Коммуникативная компетентность не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников друг с другом.

Поэтому, в  качестве условий, оказывающих воздействие на формирование коммуникативной компетенции, я могу выделить:

-  определенный стиль общения учителя с учащимся,

- создание атмосферы доверия и открытости в классе,

- обеспечение чувства безопасности у учащихся в связи с их

высказываниями (исключение возможности насмешки или осуждения).

Такие условия могут быть достигнуты при организации  «помогающих  отношений»  с 
учащимися  (по  К.  Р.  Роджерсу).  Это отношения, при которых учитель принимает и пони
мает  внутренний  мир  ребенка,  принимает учащегося как ценность, видит личный опыт 
ребенка с его точки зрения, честен и открыт в общении  с  ним.  Именно  такие  отношения способствуют  созданию  атмосферы  доверия и открытости, снижению защитных реакций, а  следовательно,  повышают  эффективность общения на уроке. Кроме того, при таких отношениях человек изменяется и на сознательном, и на глубинном уровне своей личности.  

В основу формирования КК положен  деятельностно коммуникативный подход в обучении. Три базовых принципа деятельностнокоммуникативного подхода  –  это  интерактивность, диалогичность и рефлексивность. 

Принцип интерактивности предполагает осуществление организации взаимодействия субъектов обучения, как внутреннего (взаимное понимание), так и внешнего (совместная работа, обмен понимающими взглядами, понятными жестами).

Диалогичное взаимодействие предполагает равенство участников диалога, понимание друг друга, различие точек зрения, интерпретация.

Принцип рефлексивности обучения связан  с идеей рефлексивного отношения к самому себе и к миру в процессе обучения.

Как не согласиться со словами Натальи Александровны Морозовой: «Пусть в школе будущего не будет мертвой тишины на уроках. Каждый ученик может высказать свое мнение, доказать его, поспорить с другими. Зачем разделять обучение и общение?» Действительно, задача учителя помочь ученику не бояться проблемных ситуаций, получать опыт их решения, развивать в себе любознательность, потребность в познании. Поэтому,  первые коммуникативные умения (умение общаться, обосновывать  свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать) мои ученики получали с первых уроков. Я стараюсь поставить своих ребят в ситуации необходимости слышать и слушать, принимать решения, высказывать    свою точку зрения на следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и т. д..

Для того, чтобы совершенствовать коммуникативные навыки детей, я стараюсь максимально разнообразить работу в этом направлении, вести её систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы и средства.
Перед собой я ставлю Цель  – создание условий для формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Для того, чтобы достичь поставленной цели важно:

Задачи:

формировать у учащихся общеучебные навыки и умения, способы познавательной деятельности, обеспечивающие успешное изучение любого предмета;
• воспитывать эмоционально-ценностное отношение к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке;
• обучать сотрудничеству, навыкам работы в группе, владению различными социальными ролями в коллективе, умению использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию;
• развивать коммуникативную компетентность учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
1. Развивать личностные качества ребенка.
2. Формировать чувство гражданской идентичности, ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, уважительное отношение к традиционным российским религиям через развитие толерантности.
3. Формировать навыки коллективного взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности, в процессе которого обогащать личность новым социальным опытом.

Для решения поставленных задач на уроках я реализую следующие педагогические технологии:
-технология работы в группах;
- технология деятельностного метода обучения;
- технология проектного обучения;
- методы исследовательской деятельности;
- технологию моделирования;
- технологию игровых методов.

Технология работы в группах, мини- группах, парах широко используется на различных уроках. Тем самым, дети учатся:

  • отстаивать  своё мнение,
  • представлять работу группы,
  • дискутировать
  • слушать внимательно друг друга
  • умение задавать вопросы
  • выслушивать другого.

У школьников повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты общего труда, формируется  самооценка, оценка своих возможностей и способностей. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
 

В качестве примера, на уроках русского языка предлагаю детям в группах понаблюдать за языковыми явлениями, сравнить, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового.

На уроках технологии и ИЗО дети часто выполняют групповые виды работ: композиции, поделки из различного материала. Такая работа требует от  учащихся умения договариваться, обсуждать, слушать, обосновывать и т.п..

Технология   деятельностного   метода  означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новое знание. Например: при изучении темы «Предлог» по русскому языку во 2 классе, мои ученики на протяжении урока делали для себя «открытия», которые помогли им сформулировать правило о предлоге. Затем, свои знания и открытия они подтвердили текстом из учебника.

Проектная  и исследовательская деятельность.

Начиная с 1 класса,  многие учащиеся   занимаются под руководством учителя проектной деятельностью. Разнообразная  тематика проектов способствует расширению кругозора учащихся, развитию устной и письменной речи. Учащиеся представляют  защиту своей  работы перед классом. Наиболее успешными проектами я считаю проекты и исследования по окружающему миру по темам: «Моя родословная» 2 класс, исследования «Разнообразие веществ» на уроках русского языка «Слово, о котором я хочу рассказать» при знакомстве с толковыми словарями и др.

Технология моделирования. Учащиеся составляют наглядные схемы-опоры изучаемого материала. Например: для закрепления понимания частей речи, способов решения задач разных видов и т.д.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Игровую деятельность использую в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и раздела учебного предмета; в качестве урока (занятия) или его этапа; как технологию внеклассной работы. 

Нельзя не сказать и о методах и формах, стимулирующих совершенство коммуникативных компетенций учащихся:


  • на уроках   литературы большой интерес вызывает использование  ролевого чтения, инсценировки произведений, ролевых диалогов, решение проблемных ситуаций, проигрывание по ролям этих ситуаций. Ученики придумывают продолжение диалогов.
  • на уроках окружающего мира и изобразительного искусства, можно назвать следующие:

• проведение заочной экскурсии в лес, парк, картинную галерею  по улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов);

• устное или письменное приглашение на выставку, диалог в выставочном зале «У картины...»;

• составление вопросов для интервью и презентаций

Эти упражнения, развивают  у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.

  • особое значение придаю пониманию детьми обращенной к ним речи. На уроках русского языка  предлагаю такую ситуацию: расскажи правило так, как рассказал бы первокласснику (или бабушке, или своей собаке, или любимой игрушке). Рассказчик должен подготовить предполагаемого собеседника к восприятию правила, т.е. предугадать какие сведения ему неизвестны, растолковать непонятные места. Рассказать правило можно и так, как будто вы сами сделали открытие правила или передать правило по радио, как самую свежую новость. Главное, чтобы  выбранная ситуация была актуальна для детей, близка к сфере интересов ребят.

Из всего выше перечисленного следует, что освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволяет детям успешнее реализовать свой потенциал.

Положительным результатом своей деятельности по формированию коммуникативной компетенции младших школьников считаю:
• проявление у учащихся интереса к знаниям, желание учиться, умение использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми, получать необходимую информацию;

Формирование и развитие коммуникативной компетенции должно совершенствоваться в процессе изучения всех учебных предметов в школе, во внеурочной деятельности, во взаимодействии с социумом. Для того, чтобы человек стал успешным в наш век информации, нужно в совершенстве владеть главным преимуществом - речью. Именно речь является действительным пропуском в мир успешных и преуспевающих, она безошибочно характеризует человека, его возможности, образование, культуру. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"

Статья по теме "Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО.

В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус. Переход на новые образовательные стандарты т...

Развитие профессиональных компетенций и мастерства учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС.

Развитие профессиональных компетенций и мастерства учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС....

Развитие логического мышления учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС.

 Основная задача учителя- разбудить мысль каждого ученика. Каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных ...

Использование Цифровых Образовательных Ресурсов как средство повышения мотивации учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС

Использование Цифровых Образовательных Ресурсов как средство повышения мотивации учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающихактивность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихсяв процессе освоения учебного материала.А для младших школ...