Использование метода проектов при обучении и развитии научно – исследовательской культуры учащихся начальных классов
статья на тему

Гридасова Оксана Александровна

Применение метода проектов в начальной школе. Обощение опыта по данной проблеме учителя начальных классов Гридасовой О.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx83.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование метода проектов при обучении и развитии научно – исследовательской культуры учащихся начальных классов

Учитель начальных классов Гридасова О.А.

"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".

Древняя мудрость 

 

 Исследования ученых показали, что  человек запоминает только
10% того, что он читает,
20% того, что слышит,
30% того, что видит.
50% запоминается из того, что мы видим и слышим,
просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях.
70% мы запоминаем из того, что говорим, участвуя в дискуссиях.
                

И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем   дальнейшую деятельность, только тогда мы   запоминаем на 90%.

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы  обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в         арсенале мировой и отечественной педагогической                 практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. разработанный американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.

В России практически параллельно с американскими педагогами метод проектов разрабатывается Станиславом Тиофиловичем Шацким . Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. И в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.

 “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Чего  мы ожидаем от проектной  деятельности учащихся в младших классах?  
         Мы считаем, что грамотно организованная проектная  деятельность даст  ощутимый педагогический эффект, связанный, прежде всего, с личностным развитием учащихся.
          Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины и         самоорганизации.
        
Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности ученика.

Цель образовательных проектов состоит в том, чтобы научить детей проектировать собственную «траекторию движения» при решении того или иного вопроса

Какие же педагогические задачи помогает решить применение метода проектов?

-Умение работать в команде;
-Поиск нестандартных, оригинальных решений;
-Способность привлечь, заинтересовать выбранной темой;
-Раскрытие индивидуального потенциала.
- Принятие самостоятельных решений;

Что такое исследования для маленького ребёнка?

Это наблюдения за жизнью

  1. Открытие многих явлений
  2. Открытие явлений, известных взрослым, но неизвестных конкретному ребёнку
  3.  Его наблюдения начинают жить, двигаться,   взаимодействовать друг с другом
  1. Возникают вопросы
  2. Находятся ответы
  3. Он хочет узнать новые подробности  и таким         образом вовлекается в новые исследования                 окружающей жизни

Ранее в 2009 году, в классе, я провела тестирование учащихся классов по методике А.А. Волочкова. Цель выявление познавательной активности учащихся

мотивация

высокая

средняя

низкая

общая

27% (7 чел)

39% (10 чел)

35% (9 чел)

внутренняя

16% (4 чел)

46% (12 чел)

38% (10 чел)

внешняя

21% (5 чел)

39% (16 чел)

40% (5 чел)

       

Из графика и таблицы мы видим, что слишкои мал высокий уровень мотивации, как внутренней, что особенно важно, так и внешней и общей.

Исходя из полученных результатов, я начала искать новые нетрадиционные формы работы, которые смогли бы повысить познавательную активность школьников, являющейся необходимым условием развития у ребенка внутренних мотивов. И конечно выбор упал на  проектную учебную деятельность.

Решив заняться этой проблемой, я определила для себя цели и задачи.

      Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников

- развитие творческой исследовательской активности детей

- стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

- развитие научно – познавательной культуры

         

        Организация исследования включает в себя следующие этапы.

1Вспомни, что ты знаешь? Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

2.    Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

3.    Спросить у знакомых, родителей.   Просмотреть телематериалы.

  Использовать Интернет.

4. Понаблюдать.

5.    Провести эксперимент.

И каждый этап зафиксировать в специальной тетради

             

Так сложилось, что ещё в 1 классе были заложены основы исследовательской деятельности как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в начальной школе (но только у отдельных учеников). Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира и литературного чтения. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта. Для тренировочного проекта я выбрала самый простой вид – информационный. Это сбор информации о животных. Например: «Кошки и собаки – лучшие друзья людей»

Дальше, я объяснила юным учёным, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками.

Я  предупреждаю, что существует много способов получения необходимых знаний. Перед работой я задаю детям вопросы:

- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?

- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?

- Где мы можем узнать что-то полезное по теме? 

 В течение нескольких дней шёл сбор информации, а я в индивидуальном порядке работала с каждым по мере необходимости.

Но чтобы дети помнили про план работы, я прикрепила альбомные листы – карточки на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть.

Работая с детьми на данном этапе, я выясняла, что нового и интересного узнали ребята, помогала делать выводы по собранной информации, что они могут рассказать, основываясь на своих исследованиях.

Как только информация обобщена, мы вместе с каждой группой приступили к подготовке сообщения по теме. Первые работы были очень короткими. Было решено объединить их и выпустить газету.

В следующий проект я предложила включиться всему классу.

Начали мы как обычно – с выбора темы. Я предложила ребятам тему   «Какие бывают грибы», над которой они могут поработать, и поиск материала не должен вызвать у них затруднение.

Чтобы помочь детям в поиске информации, я приносила в класс энциклопедии, справочники.

 Всю найденную информацию юные исследователи фиксировали на карточках, указывая источники. Впоследствии всю собранную информацию дети оформили.

Проведя данные первые мероприятия, я убедилась, что данная технология может быть широко использована на уроках.

 В последующих учебные годы я продолжила исследовательскую работу, включив проектную деятельность в учебную и внеклассную работу. Это оказало влияние на повышение интереса детей к предметам

В начале учебного года мы работали над проектом классного уголка « Солнечный город». А так же дети помогали в сборе информации по теме: История образования школы поселения «Новомирское», предназначенное для научно – практической педагогической конференции  

Мы разрабатывали такие проекты «Золотое кольцо России», «Планеты солнечной системы», «Жемчужины Южного Урала», «Дикие животные».

В дальнейшем в 4 классе я запланировала проектную работу по темам «С чего начинается Родина», «Удивительное творение – рыбы», на урок основы религиозных культур народов России «Возникновение христианства на Руси».

       В результате работы с проектами выявлены позитивные изменения в динамике высокого, среднего уровней общей, внутренней и внешней мотивации учебной деятельности:

             «К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь» (В.А. Сухомлинский)

          Считаю, что  зажечь этот «факел» интереса к познанию нового у каждого школьника мне удалось. Во многом благодаря организации проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе.

 

         

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов

Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...

ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ научно-исследовательских работ учащихся начальной школы

Для быстрого подсчёта баллов и их оперативного перевода в оценочные нормы  предлагаю использовать листы оценки проектной деятельности учащихся начальной школы, разработанные по образцам анал...

ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ научно-исследовательских работ учащихся начальной школы

Для быстрого подсчёта баллов и их оперативного перевода в оценочные нормы  предлагаю использовать листы оценки проектной деятельности учащихся начальной школы, разработанные по образцам анал...

ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ научно-исследовательских работ учащихся начальной школы

Для быстрого подсчёта баллов и их оперативного перевода в оценочные нормы  предлагаю использоватьследующие листы оценки проектной деятельности учащихся....

Формирование основ научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы.

Статья посвящена  организации проектной деятельности в начальной школе. Рассматриваются особенности позиции педагога в организации этой деятельности как руководителя, организатора и участника. Со...

«Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов на уроках и внеурочное время»

Данный материал представлен на МО начальной школы как фрагмент методичекой темы учителя. Это некоторые методы, которые учитель начальных классов может применять на уроках для эффективной работы с учащ...