«Научное общество учащихся «Шаг к успеху» как средство развития познавательно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов»
статья на тему

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnoe_obshchestvo_uchashchihsya.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Малышева Наталия Витальевна

Фёдорова Марина Анатольевна

Смирнова Юлия Алексеевна

«Научное общество учащихся «Шаг к успеху» как средство развития познавательно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов»

       В настоящее время главной проблемой образования является переход к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности обучающихся. Необходимость такого перехода обусловлена с одной стороны - модернизацией образования, переходом на новые ФГОС и с другой - поиском новых форм организации образовательной среды, новых методов и приёмов обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса. Поэтому современный учитель – это, прежде всего творец учебного процесса, это педагог, способный создавать благоприятные условия для развития интеллектуально - творческого потенциала личности каждого ребенка.  Одним из таких условий является проектно-исследовательская деятельность учащихся.

 Сегодня педагогический поиск и экспериментирование становятся средством целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, фактором совершенствования профессиональной педагогической культуры, принципиальным условием развития образовательного учреждения. Школа нового поколения предоставляет учителю и ученику вариативность в выборе направлений и способов учебной деятельности.

В нашей школе (МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа») одним из способов учебной деятельности является разработанная и апробированная система работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, можно сказать академически одаренными детьми. В нашу систему входят:

- работа предметных кружков, где проходит погружение ребенка в предметную область;

- организация и проведение ученических конференций и олимпиад, где учащиеся представляют свой интеллектуальный продукт  и показывают свои знания и широту кругозора;

- организация и проведение познавательных и интеллектуальных игр.

В целом, накоплен позитивный опыт по организации исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность в нашей школе начинается уже с первого  класса и продолжается на всем протяжении обучения школьников.

Учащиеся начальной школы по своей природе исследователи, поэтому их интересует всё новое, неизвестное. Дети лучше познают мир, если обучение и воспитание построено на проблемной основе, носит исследовательский характер. Самостоятельная творческая деятельность под руководством умного наставника будит жажду познания, любознательность, развивает их потенциальные способности, а значит, способствует самореализации и самоопределению человека в будущем.

С целью выявления и поддержки одарённых и способных учеников, в 2012 году под руководством инициативной группы учителей Малышевой Н.В., Фёдоровой М.А. и Смирновой Ю.А. в МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» было создано научное общество учащихся (НОУ) «Шаг к успеху».

Создание НОУ «Шаг к успеху» проходило в два этапа.

    Первый этап предусматривал знакомство и изучение опыта других образовательных учреждений по организации деятельности подобных обществ, а также оказание методического сопровождения учителям, внедряющим проектно - исследовательскую деятельность в образовательный процесс.

    В результате второго этапа деятельности оформилась организационная структура НОУ школы, которую возглавляет – руководитель методического совета школы.

     В соответствии с Положением о НОУ «Шаг к успеху» членами общества являются школьники, работающие в исследовательских кружках во главе с их руководителями, а также обучающиеся, проявляющие познавательный  интерес к занятием исследовательской деятельностью. Не скажу, что все педагоги нашего образовательного учреждения охотно включаются в работу НОУ, но наши ряды растут. И на сегодняшний день в НОУ состоит 50 учеников.

Целью школьного НОУ является создание условий для интеллектуального развития ребёнка в самостоятельной творческой деятельности, с учётом его индивидуальных возможностей и интересов. Работа с детьми младшего школьного возраста имеет свои особенности. Прежде всего – никакого принуждения. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ «Шаг к успеху». Ребёнок должен сам захотеть поработать над проблемой, а стимулирование его исследовательской активности, поддержка в ребёнке жажды новых впечатлений, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – это главная задача учителя.

 Поэтому мы выделяем следующие принципы работы НОУ:

  • сотрудничество - творческое объединение усилий педагогов, обучающихся и их родителей, в котором все участники процесса получают навыки совместной творческой деятельности, крепнет взаимопонимание детей и родителей;
  • межпредметность – взаимопроникновение, взаимосвязь различных учебных дисциплин формирует правильное мировоззрение ребёнка, показывает связь учебных предметов с окружающей жизнью;
  • научность – исследовательская работа строится в соответствии с требованиями науки, опирается на изучение и творческое переосмысление научной и научно-популярной литературы, знакомятся на доступном им уровне с научными методами работы. Таким образом, уже в младшем школьном возрасте закладываются навыки научного поиска.

Мы хорошо понимаем, что исследовательскую работу младшего школьника назвать «научной» не совсем верно, так как у него нет ещё системы знаний, позволяющей увидеть все закономерности развития природы и общества. Мы и не требуем, и не ожидаем необыкновенных открытий от своих учеников. Но если ребёнок сумел найти и описать, пусть с нашей помощью, маленькую «изюминку» в каком- либо вопросе, относящемся к области науки, то он будет удивлён и горд от совершённого им «открытия». А это, несомненно, способствует его саморазвитию и самоутверждению.

Исследовательскую деятельность младших школьников мы строим по следующим направлениям:

  • организация проектно-исследовательской деятельности на уроке;
  • занятия исследовательской деятельностью в  кружках «Я - исследователь», «Вокруг тебя мир», «Почемучки» и др.;
  • работа НОУ «Шаг к успеху» в соответствии с Положением и утверждённым планом работы на учебный год;
  • проведение ежегодной научно-исследовательской конференции    «Первые открытия».

Процесс реализации исследовательской деятельности НОУ «Шаг к успеху» проходит в несколько этапов:

  • 1 этап - предполагает выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков позволяющих заниматься исследовательской работой (психолог).

Для развития у детей навыков исследовательского поведения, необходимо сформировать у детей следующие умения:

-Видеть проблему;

-Задавать вопросы;

-Выдвигать гипотезы;

-Давать определения понятиям;

-Классифицировать;

-Наблюдать;

-Проводить эксперименты;

-Делать выводы и заключения;

-Структурировать материал;

-Доказывать и защищать свои идеи.

Формирование исследовательской культуры у младших школьников идёт на протяжении всех 4-х лет обучения в начальной школе.

  • 2 этап – выбор темы предполагаемого исследования, постановка проблем, задач.
  • 3 этап – индивидуальная (групповая) работа научного руководителя (как правило, классный руководитель) с учеником. Идёт сбор материала по теме исследования, работа в библиотеке, знакомство с научной и научно-популярной литературой, в музее и т.д. Консультативная помощь. Одно из главных правил для учителей: не делай за ученика то, что он сможет сделать самостоятельно.
  • 4 этап – оформление выполненных исследовательских работ, работа на компьютерах в кабинете информатики. (Родители обучающихся оказывают посильную помощь, приобретая вместе со своим ребёнком навыки совместной творческой деятельности.) Рецензирование работ научными руководителями.
  • 5 этап - публичное представление работ на конференции «Первые открытия». Учителя школы с большим желанием приглашают на уроки окружающего мира ребят из НОУ для представления исследовательских работ.

Именно на научно-исследовательской конференции «Первые открытия» подводятся итоги исследовательской деятельности за учебный год, заслушиваются лучшие  работы учащихся, отобранные в результате предварительного рецензирования по определенным, общим для всех критериям. Жюри из числа наиболее подготовленных обучающихся, учителей, родителей, представителей органов Управления образования оценивает выступление участников конференции и определяет победителей данного конкурса по номинациям:

  • лучший эксперимент, наблюдение;
  • лучшая защита;
  • постановка самой оригинальной проблемы;
  • лучший творческий проект;
  • лучший руководитель проекта.

Наше  НОУ существует уже третий год. За это время мы смогли создать Банк проектно-исследовательских работ обучающихся МОУ «Волосовская НОШ» Разработали методическое сопровождение для педагогов по организации исследовательской деятельности в НОУ:

-Положение о НОУ «Шаг к успеху»;

-Положение о научно-исследовательской деятельности;

-Положение о Научно-исследовательской конференции «Первые открытия»;

-Памятка для педагогов-руководителей проектов;

-Рекомендации для обучающихся по выбору темы и оформлению результатов исследовательской работы.

- Анкеты для родителей, анкета для учащихся

-Карта развития метапредметных результатов курса внеурочной деятельности (исследовательский кружок), которая помогает учителю определить уровень сформированности метапредметных результатов каждого ученика в течение всех четырёх лет обучения в начальной школе.

Стараясь познать мир вокруг себя, малыши делают посильные для себя открытия: «Как появляются снежинки?», «Почему лягушка скользкая?» или «Кто раскрасил радугу?», «Как вырастить птенца стрижа в домашних условиях?». Разумеется, за этим результатом стоит творчески работающий учитель. Практика убедительно показывает, что организация исследовательской деятельности обучающихся является трудным, кропотливым для педагога занятием, но в тоже время очень интересным и увлекательным. Ведь победа ученика это радость учителя, работающего с ним. С ростом ученика растёт и учитель! Таким образом, научное общество учащихся «Шаг к успеху» создает оптимальные условия и для повышения квалификации учителей школы  в области реализации современных подходов к организации проектно - исследовательской деятельности .

 Одним из главных результатов работы НОУ «Шаг к успеху» мы считаем создание атмосферы творческого научного поиска, формирование культуры исследовательской деятельности обучающихся, развитие познавательных интересов обучающихся, выходящих за рамки школьной программы. Научное общество учащихся способствует становлению и развитие личностных качеств обучающихся, благодаря которым ученик начальной школы может успешно адаптироваться в основной школе, а качество его подготовки соответствовать запросам государства, времени, семьи. У ребят появляется возможность представить работы для участия в  школьных, городских и межрегиональных конференциях и семинарах, опубликовать наиболее интересные исследования на сайте одарённых детей «Алые паруса». И быть может нынешние члены общества это не только будущие победители муниципальных, областных конференций, это не только студенты ВУЗов, но и будущие учёные!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Научное общество учащихся «Шаг к успеху»

«Научное общество учащихся «Шаг к успеху»...

Консультация для родителей: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Консультация для родителей: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»Дошкольный возраст характеризуется развитием познавательной потребности ребенка. В этом возрасте преобла...

Консультация для родителей: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Дошкольный возраст характеризуется развитием познавательной потребности ребенка. В этом возрасте преобладают вопросы: «Зачем? », «Почему? », «Как? ». И дети сами пытаются найти ответы на эти воп...

Дневник школьника как средство развития самоконтроля, самооценки у учащихся начальных классов

Какое отношение имеет дневник школьника к саморазвитию ребенка? Самое прямое, если это не обычный дневник для отметок и записей домашнего задания, а разработанный авторским коллективом Школы 2100...

Методическая разработка "Лэпбук- как средство развития познавательно-исследовательских способностей младших школьников".

Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанник...

Развитие познавательно - исследовательской деятельности через экспериментирование в ДОУ

Познавательно – исследовательская деятельность  в дошкольном образовательном учреждении является одним из основных видов  деятельности детей. Поэтому педагогу важно формировать у детей...