Главные вкладки

    Дневник школьника как средство развития самоконтроля, самооценки у учащихся начальных классов
    методическая разработка на тему

    Валеева Фидалина Рифовна

    Какое отношение имеет дневник школьника к саморазвитию ребенка? Самое прямое, если это не обычный дневник для отметок и записей домашнего задания, а разработанный авторским коллективом Школы 2100  специально для этой образовательной системы. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dnevnik_shkola_2100.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

       Дневник школьника как средство развития   самоконтроля,

    самооценки у учащихся начальных классов

    Какое отношение имеет дневник школьника к саморазвитию ребенка? Самое прямое, если это не обычный дневник для отметок и записей домашнего задания, а разработанный авторским коллективом Школы 2100  специально для этой образовательной системы.

                Осваивая на протяжении нескольких лет личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, столкнулась с очень многими трудностями и проблемами. Большая часть из них – организационные. Меня волновали вопросы, как отследить продвижение ученика в режиме саморазвития, как научить  самоорганизации, как помочь  научиться ставить перед собой задачу, планировать  деятельность, как научить самоанализу и  рефлексии. Ограниченное время урока не позволяло уделять этим важным для воспитания субъекта обучения задачам должного внимания. В прошлом году, когда мои дети были уже в 4-м классе, мне попался на глаза «Дневник школьника. 3/4 класс.» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и др..   Сочетая в себе все необходимые  элементы традиционного дневника школьника, он также предназначен развивать у детей начальных классов общеучебные умения, способность к самоорганизации, умения самоконтроля и самооценки, дает возможность учителям и родителям принять участие в этом важном процессе.

             

    Решила попробовать. Сразу предупрежу читателя, что работа с дневником оказалась непростой. Во-первых,  подробно объяснила ученикам, почему надо  вести такой дневник. Во-вторых,  прививала детям умение вести записи постоянно.  Поделюсь некоторым полезным, на мой взгляд,  опытом работы с дневником в 4 классе.

    Надо настроить детей, что дневник их постоянный спутник. Ученики  работают с дневником а) на каждом уроке; б) в начале и в конце недели; в) в конце каждой четверти; г) в начале и конце года. Но начинается все на первом классном часе, где я знакомлю детей с содержанием дневника. Вместе с детьми мы спланировали и записали коллективно-творческие дела на 1 четверть, изучили перечень предметных и общеучебных  умений.

     В начале каждой недели мы прописывали общую цель, для чего в дневнике есть  специальные строчки. Учились этому в форме диалога, используя местоимения «мы», «нам». Очень быстро дети научились ставить  собственную цель. Приведу примеры того, как дети продолжили строчку «На этой неделе мы будем стараться____»: «Самостоятельно повторить правила, тем самым хорошо подготовиться к диктанту»,  «Учиться делать домашние задания без ошибок», «Сосредоточить все усилия на контрольной работе по математике», « Как можно больше  включаться на уроке в устную работу». Далее обсуждали способы решения цели (задачи).  

    В конце недели ученики оценивали, как достигли цели: «Я достигла цели: написала диктант на «5», «Я старалась при выполнении домашних заданий, получила хорошие отметки, меня на литературном чтении похвалила Вера Леонидовна, но буду еще лучше», «Наконец, я получила по контрольной работе «5», мне это было нелегко».

       При ведении дневника ученик ежедневно оценивает свои достижения,  анализирует свои достоинства и недостатки, а также ищет пути устранения последних. Для этого на странице «Уровни твоих учебных достижений» есть характеристика 3-х уровней, которые может достигнуть ребенок: необходимого, программного, максимального уровней. Знакомлю с ними ребят, и теперь они могут  оценивать достижения каждого уровня в каждом предмете. После изучения темы  прошу  учеников в кружочке специальной клеточки дневника поставить букву М – максимальный уровень, П – программный, Н – необходимый. Этому предшествует следующее: на каждом уроке идет формирование рефлексивной самооценки, т.е. знаний о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях. На уроке учу детей фиксировать трудность и анализировать ее причину. На специальных строчках в дневнике можно увидеть записи: «Я не смог решить задачу, так как отвлекался, был не сосредоточен». «Мне сегодня было трудно, так как я мало читаю». «Я плохо написал тест, потому что не выучил домашнее задание». Это в итоге помогает оценивать себя, а значит осознанно выбирать уровень сложности заданий. Если ученик считает, что пока не достиг необходимого уровня, может не ставить никакой буквы. Ребенку не удалось разобраться с материалом на данном этапе, значит,  ему и мне надо понять, почему. Конечно, научить этому сразу трудно.  Основу для оценочной деятельности учащихся создавала из урока в урок, начиная с первого класса.

    Благодаря ведению дневника младший школьник может научиться планировать свои дела на неделю, месяц. Для этого на листке «План моих дел» он отмечает, какие     важные дела, в какие дни ему нужно сделать. Добиться регулярных записей помогали родители.

    В конце каждой четверти  ученик оценивал уровень общеучебных умений. Для развернутой характеристики мы увеличили объем таблицы.

    Приведу фрагмент странички  Жени Б.

    Общеучебные умения

    1 четверть

    2 четверть

    самооценка

    Согласие учителя

    Самооценка

    Согласие учителя

    1

    Умение пользоваться информацией

    - записывать информацию в виде текста, таблицы, схемы и т. д.

    - пользоваться словарями, справочниками.

    Я не всегда умею кратко записать то, что хочу. У меня много лишних слов.

    Считаю, что словарем я умею пользоваться

            +

    На уроках окружающего мира  я стараюсь конспектировать схемами. Мне  удобно вспоминать материал. По сочинениям уже лучше, меня хвалит учитель.

           +

    2

    Умение пользоваться речью

    - читать вслух и про себя тексты учебников при этом -отделять новое от неизвестного;

    Не всегда это умею делать

             +

    Не всегда

          +

    - ставить вопросы к тексту и отвечать на них;

    Для меня это легко

              _

    Мои вопросы по содержанию считаю интересными

     В вопросах не должно быть подсказок

    - находить ключевые слова;

    В изложении могу, по литературе не всегда

              +

    Не всегда

          +

    - выделять главное;

    Не всегда получается

              +

    Не всегда

          +

    - составлять план;

    Не всегда точно

              +

    Не всегда

    План изложений точный

    - подробно пересказывать текст

    Это у меня отлично

              +

    Научилась от 3 лица

           +

     Из записей видно, как ребенок пытается проанализировать то, что умеет. Соотнесение высказываний с согласием учителя помогает ему формировать адекватную самооценку. Такая работа служит и дополнительным источником мотивации ребенка (не умею, надо научиться), и создает ситуацию успеха (не умел и научился).

     Школьник  рассказывает в дневнике о себе то, что захочется, и это помогает ему лучше понять самого себя. Откроем раздел «Что я хочу рассказать о себе». Там есть рубрики: «Мои любимые родственники», «Что я умею и люблю делать в школе», «Мои любимые предметы», «Что я люблю делать вне школы», «Мои любимые книги», «Чему я хочу научиться в этом учебном году», «Мои родители хотят, чтобы я научился…». С этой страничкой мы работали на классном часе «Расскажи мне о себе».

    Родителям моих учеников всегда  интересно то, что ребенок должен узнать в течение года. Сейчас это доступно, так как на специальной страничке есть содержание программы по русскому языку, математике, окружающему миру. А на странице «Мои достижения» можно увидеть успехи ребенка.

     Авторы дневника дают конкретные рекомендации родителям по привитию самостоятельных умений у детей.  Вместе с ребенком родителям предлагается обсудить, посоветоваться, определить, запланировать, скорректировать… Это  сделать было  доступно, так как я систематически знакомила родителей учащихся с технологией личностно-ориентированного подхода .

      По словам родителей, систематическое ведение дневника повлияло на четвероклассников: они стали анализировать свою деятельность, искать причины неудач и пути их исправления в школе и вне школы. Это проявляется при выполнении домашних заданий, поручений по дому, на занятиях в секциях, кружках.

    Сейчас мои дети закончили 4 класс и можно подвести итоги работы. Главный ее результат вижу в том, что у подавляющего большинства детей сформирована   субъектность учебной деятельности. Немалая роль в этом принадлежит работе с дневником. По диагностике Г. В. Репкиной «Оценка уровней сформированности компонентов учебной деятельности» наиболее яркий результат обнаружен в развитии уровней таких компонентов, как учебно-познавательный интерес, целеполагание, действия оценки.

      Работа с дневником будет более эффективной и понятной детям, если он будет использоваться с первого класса. Выпустив четвероклассников, которые, кстати, почти в полном составе сдали экзамены в пролицейский класс,   набрала первоклассников.  Я уже точно знала, что первым моим помощником будет дневник авторского коллектива Школы 2100.

      Естественно, это разные дневники. Ведь  первоклашки еще не умеют писать,  поэтому  учатся  оценивать собственные достижения в дневнике при помощи условных обозначений. Странички «Что я хочу рассказать о себе», «Мои учителя», «Мой класс» заполняются вместе со взрослыми. В 1 классе, в отличие от  четвероклассников, учащиеся еще пока не  высказывают в письменной форме  впечатления об уроке, о прошедшем дне, о целой школьной неделе. Им не под силу еще самостоятельно планировать свои дела на весь учебный год или оценивать уровень своих достижений в конце года.

        Зато дневник  помогает  детям осваиваться в адаптационный период. Уже на первом классном часе мы определили для себя правила школьной жизни с помощью ярких рисунков в рубриках «Безопасность в школе», «Мой учебный день», «Правила поведения в классе», «Культура поведения».

     В начале каждого урока мы ставим цель, проговариваем ее. Спрашиваю у детей, что важно для них. С помощью условных обозначений дети начали оценивать свои успехи и свое отношение к уроку, работаем в дневнике цветными карандашами.

    Красный цвет - задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

    Желтый цвет - сегодня на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне собой доволен!

    Зеленый цвет - урок прошел удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!

    Для развития самоконтроля и самооценки часто я задаю вопросы:  Что ты узнал на уроке? Чему научился? За что себя можешь похвалить? Над чем еще надо поработать? Какие задания тебе понравились? Какие задания оказались трудными? Достиг ли ты поставленную в начале урока цель? Первоклашки охотно отвечают на мои вопросы, оценивают свою работу, испытывают при этом чувство удовлетворения от результата любого уровня, честно говорят о своих ошибках, быстро находят пути их устранения – иногда сами, иногда с моей помощью.

    Впереди у нас большая работа по организации учебной деятельности, а помощником в этом сложном процессе будет  «Дневник школьника».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья Уроки в живой природе как средство развития основ экологической культуры учащихся начальной школы

    В статье  представлены материалы по вопросу развития  основ   экологической культуры учащихся начальной школы.  В работе рассматриваются педагогические условия и д...

    Формирование навыков самостоятельной работы, самоконтроля, самопроверки у учащихся начальных классов

    В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчёркивается, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». ...

    "Предметный портфолио младшего школьника как средства развития его самооценки"

    Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации сво...

    Использование выразительных средств языка для развития стиля речи у учащихся начальных классов

    Человека давно интересует не только как он говорит , но ичто он говорит....

    Робототехника как средство развития инженерного мышления у учащихся начальной школы

    Образовательная робототехника- это процесс технического творчества, самостоятельного создания инноваций....