Робототехника как средство развития инженерного мышления у учащихся начальной школы
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Образовательная робототехника- это процесс технического творчества, самостоятельного создания инноваций.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Робототехника как средство развития инженерного мышления
у учащихся начальной школы
Жукова Любовь Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский МО г. Ноябрьск
Ключевые направления технологического развития в информационных технологий обозначены в третьей главе «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р. Одно из этих ключевых направлений – образовательная робототехника, которая является частью инженерно-технического образования.
Особую актуальность приобретает внедрение инженерно-технического образования в систему школьного воспитания. Оно позволяет начинать продуктивную подготовку конкурентоспособных инженерно-технических кадров уже со школьной скамьи.
По состоянию на 2017 год российским школьникам доступно два направления робототехники: в качестве общего и дополнительного образования.
Образовательная робототехника – это, в первую очередь, процесс технического творчества, самостоятельного создания инноваций. Поэтому она занимает важное место в учебном процессе и пробуждает живой интерес даже самых маленьких творцов – учеников младших классов. Безусловно, основы инженерных знаний, заложенные в столь раннем возрасте, а также полученные навыки – это мощное преимущество для будущих специалистов инженерного дела.
В начальной школе на занятиях по робототехнике дети знакомятся с основами физики, законами реального мира, учатся на практике применять полученные знания, развивают мышление, наблюдательность, творческий подход. Такие навыки можно назвать общеучебными, они будут полезны не только будущим инженерам и технологам, но и всем школьникам для приобретения опыта работать в группе, развития моторики, внимания, для их общего интеллектуального развития.
На занятиях по началам робототехники с учениками младших классов обычно используются лишь элементы техники или робототехники. В целом робототехника строится на использовании образовательных конструкторов. Они позволяют составлять из разрозненных частей единые работающие механизмы. В основном в работе используются конструкторы компании LEGO®, наиболее широко представленной на рынке. Все они могут быть совмещены друг с другом. В комплекте продукции «LEGO® Education™» есть удобные методические рекомендации в виде электронной книги для учителя, в которую дополнительно включены задания для учащихся. Я веду внеурочную деятельность по робототехнике с использованием базового набора «Lego Education WeDo 9580» и ресурсного набора «Lego Education WeDo 9585».
Младшие школьники с большим удовольствием посещают занятия, конструируют и программируют различные модели. Эта деятельность пробуждает активный интерес к изучению информатики, математики, основ физики и технологии – и использованию полученных знаний в своей конструкторской деятельности.
Вся работа строится на системно-деятельностном подходе к обучению. Это значит, ученики развивают способность самим ставить учебные цели, продумывать и контролировать пути их достижения, самостоятельно искать оптимальные решения проблем. Школьники работают над решением следующих задач: строят действующие модели реальных механизмов, живых организмов и машин, проводят естественнонаучные эксперименты, закрепляют основы алгоритмизации, также укрепляя свои знания по математике и физике и приобретая навыки работы в творческом коллективе. Для решения этих задач не предоставляется готовых алгоритмов. Ученики проявляют самостоятельность – сами ищут необходимую информацию и проводят эксперименты.
Для реализации начального робототехнического курса на основе методических пособий для учителя от компании LEGO® была создана программа «Образовательная робототехника». Она формирует у детей научный взгляд, развивает исследовательские, конструкторские, прикладные навыки у детей.
В рамках программы ученики реализуют свои интересы в робототехнике по средствам образовательного конструктора «LEGO® Education™ WeDo». Направление образовательной робототехники имеет большие перспективы развития. На данном этапе нашей работы в этом направлении разработка и внедрение курса внеурочной деятельности «Робототехника» в образовательное пространство начальной школы еще не окончены.
Таким образом, по итогам работы в области конструирования нам необходим системный подход к внедрению элементов робототехники в образовательное пространство гимназии. Предстоит доработка методических и дидактических материалов для встраивания робототехники в курс информатики для начальной школы. Анализируя наш опыт работы с конструкторами «LEGO® Education™», можно сделать вывод о том, что внедрение основ образовательной робототехники актуально не только на уроках информатики, но и в иных учебных дисциплинах: технологии, окружающем мире, математике. Применение элементов робототехники в вышеназванных курсах может сделать их более «живыми», интересными, практикоориентированными.
В системе основного общего образования робототехника может быть выделена как факультативный, предпрофильный элективный курс. Существует реальная возможность внедрения данного направления технического образования учащихся в единую образовательную среду для учащихся всех уровней образования.
Список литературы
- Бусова С. Ю. Особенности внедрения образовательной робототехники в образовательном учреждении (из опыта работы МОУ СОШ № 54 г. Волгограда) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 218-220.
- Вотинцева М.Л., Шалагинова Н.В. Рабочая программа по образовательной робототехнике на базе конструктора LegoWedo [Электронный ресурс] - https://open-lesson.net/1948/ (дата обращения 26.02.2017)
- Государство заинтересовано в развитии робототехники [Электронный ресурс] – http://www.iksmedia.ru/news/5079059-Gosudarstvo-zainteresovano-v-razvit.html (дата обращения 27.02.2017)
- Методическое пособие для учителя: ПервоРобот LEGO® WeDoWeDo 8+ ProjectsCurriculumPack.
- Методическое пособие для учителя: Перворобот LEGO® WeDo™ (LEGO EducationWeDo).
- ПервоРоботLEGOWeDo. Комплект интерактивных заданий и книга для учителя (CD).
- Программа «Простые машины и механизмы» (для детей 8-11 лет) / сост. О. А. Шевченко /ООО «ЦНИТ», Детская Технологическая Школа «ЛегоКомп». - Екатеринбург, 2011,- 26с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Формирование представлений учащихся о компонентах деятельности через образное восприятие....

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».
Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...
«Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальной школы»
Совместная работа с семьей, организованная классным руководителем, позволяет реально влиять на качество семейного воспитания....

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»
«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»...
статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы".
статья по методической теме...
Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.
Игровые технологии в начальной школе являются средством решения ряда задач воспитания школьника, таких как: развитие творческого мышления, воображения, развитие инициативности, самостоятельности, дисц...
