Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».
учебно-методический материал по чтению по теме

Кирова Анна Михайловна

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полоценного восприятия художественного поизведения.

 

 

Без книги в мире ночь и ум
        людской убог,
Без книги, как стада,
        бессмыслены народы.
В ней добродетель, долг, в ней
        мощь и соль природы,
В ней будущность твоя
        и верных благ залог.

В. Гюго.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie._konkurs.docx39.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Черкутинская ООШ им. В.А. Солоухина

Собинский район, Владимирская область.

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

«Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Автор работы:

Кирова Анна Михайловна,

учитель начальных классов.

«Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоём

И наш разговор потихоньку ведём.

Я слышу тебя и иду за тобой,

Я к морю спускаюсь и вижу прибой.

С тобою дорога моя далека

В любую страну и в любые века…».

Н. Найдёнова.

   Ни для кого не секрет, что сегодня всё большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами только из учебника, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращённом виде. Как же следует относиться к этой ситуации? Что предпринимать при наличии желания её изменить? Бороться? Заставлять? Уговаривать? Опустить руки и смирить с тем, что телевизор и компьютер заменил книгу многим детям, вступившим в жизнь в третьем тысячелетии?

Научившись читать самостоятельно и свободно (а это происходит, как правило, к 8 годам), ребенок оказывается перед собственным выбором: читать или не читать?!

Что же предлагает ребенку сегодняшний мир и что может повлиять на его выбор?

Цели и задачи моей педагогической деятельности.

  1. Рассмотреть важность и необходимость чтения как процесса в условиях современного образования.
  2. Раскрыть понятие «Литературное чтение» и его назначение в системе процесса чтения на уроках в начальной школе.
  3. Определить результаты изучения предмета «Литературное чтение» в контексте ФГОС по средствам правильно организованно и четко структурируемой самостоятельной работы в начальной школе.
  4. Рассмотреть систему творческих заданий для самостоятельной работы на уроках чтения в начальной школе, направленную на развитие познавательной активности учеников.

   Важность чтения для развития порастающего поколения отмечают не только педагоги. Забота правительства РФ о благе нации является залогом успеха в становлении и развитии гражданского общества в нашей стране.

Для детей 8-9 лет их жизненный и читательский путь едва начинается. Они еще не знают толком ни мира книг, ни собственных возможностей и потребностей. Читательские интересы младших школьников условны и, по естественным причинам, неоднократно будут претерпевать изменения. Характер и закономерности развития читательских предпочтений наряду с книгоиздателями, библиотекарями, литераторами изучают и учителя-практики, в том числе и учителя начальной школы. Поскольку именно они стоят у истоков формирования квалифицированного читателя, такого человека, который «привык обращаться за ответом на возникшие в душе вопросы», прежде всего к книгам, и такого, кто знает, к каким книгам и за каким ответом можно обратиться, кто умеет найти и освоить нужную книгу с наименьшей затратой времени и максимально высоким для себя на данный момент результатом.

«Если в начальной школе дети мало читали, у них складывается структура малодеятельного мозга» В.А. Сухомлинский. По этой причине основная ноша по воспитанию у ребёнка устойчивого интереса к чтению ложится на учителя.

Что же такое литературное чтение? Это чтение, которое вводит детей в большой мир литературы: знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них и, объединяя отдельные стороны читательской деятельности в единый комплекс культуры чтения, формирует у каждого ребёнка индивидуальны опыт самостоятельного чтения, параллельно с этим формируя у ребенка собственное видение мира и восприятие окружающей действительности. Литературное чтение предполагает обязательную опору на литературоведение, введение художественного произведения в литературно-исторический контекст, установление связей с жизненным опытом ребёнка, анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом.

Каких результатов должен достичь ученик в своей самостоятельной читательской деятельности?

Личностными результатами являются следующие умения и навыки:

  1. эмоциональность;
  2. эмпатия;
  3. любовь и уважение к Отечеству;
  4. интерес к чтению;
  5. наличие собственных читательских приоритетов и уважительного отношения к предпочтениям других;
  6. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  7. этические чувства.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты-диалоги постоянно действующих герое, технология продуктивного чтения.

Метапредметным результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД), а именно:

  1. регулятивные (формулирование темы и целей урока, составление плана решения учебной задачи);
  2. познавательные (пользование различными видами чтения, извлечение информации в разных формах, переработка и преобразование информации, работа со словарями и справочниками, построение рассуждений);
  3. коммуникативные (оформление свих мыслей в устной и письменной формах, использование речевых средств для решения коммуникативных задач разного рода, высказывание и обоснование свой точки зрения, умение задавать вопросы).

Средством формирования УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания учебных успехов, а также тексты учебника и его методический аппарат.

Предметными результатами изучения курса является формирование таких умений, как:

  1. восприятие на слух текстов в исполнение учителя, ученика;
  2. осознанное, правильное и выразительное чтение вслух;
  3. самостоятельное прогнозирование содержания текста по заглавия, фамилии автора, иллюстрации и т.д.;
  4. самостоятельно чтение про себя незнакомого текста, словарная работа;
  5. деление текста на части, составление простого плана;
  6. подробный и выборочный пересказ;
  7. составление устного или письменного описания;
  8. высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному тексту;
  9. умение работать с изобразительно-выразительными средствами.

Рассмотрим систему творческих заданий на уроках литературного чтения.

Творческая работа – особая форма организации учебной деятельности, осуществляемым под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного рода задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств. Необходимо детей научиться учиться, то есть развивать познавательные и творческие силы и способности, спорить и доказывать. Развитие умения учиться у младшего школьника является одной из архиважных задач обучения в начальной школе.

  1. Творческие задания практического действия при работе с текстом (работа с иллюстрацией к тексту, рецензирование детьми созданных рисунков, составление диафильмов по произведению, лепка и аппликация, моделирование, книжки-самоделки и др.).
  2. Задания творческого характера речевой деятельности (составление вопросов и тестов по тексту, творческое пересказывание, продолжение произведения, творческое сочинение, словотворчество, отзыв-рецензия, работа с читательским дневником, аннотация.
  3. Творческие задания игрового характера (работ с кроссвордами, викторины, драматизация, составление сказочных объявлений и телеграмм и др.).

Все приемы и задания творческого характера, о которых шла речь, помогают мне в моей практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учеников, стимулировать умение учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»...

«Самостоятельная работа учащихся на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности в условиях ФГОС второго поколения».

Все приемы и задания творческого характера, о которых  идет речь, помогают на практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность уч...

Статья: "Организация самостоятельной работы на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся".

Материал полезен на уроках русского языка для развития творческой и познавательной активности учащихся....

Статья Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы

Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы...