Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».
учебно-методический материал по чтению по теме

Кирова Анна Михайловна

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полоценного восприятия художественного поизведения.

 

 

Без книги в мире ночь и ум
        людской убог,
Без книги, как стада,
        бессмыслены народы.
В ней добродетель, долг, в ней
        мощь и соль природы,
В ней будущность твоя
        и верных благ залог.

В. Гюго.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie._konkurs.docx39.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Черкутинская ООШ им. В.А. Солоухина

Собинский район, Владимирская область.

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

«Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Автор работы:

Кирова Анна Михайловна,

учитель начальных классов.

«Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоём

И наш разговор потихоньку ведём.

Я слышу тебя и иду за тобой,

Я к морю спускаюсь и вижу прибой.

С тобою дорога моя далека

В любую страну и в любые века…».

Н. Найдёнова.

   Ни для кого не секрет, что сегодня всё большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами только из учебника, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращённом виде. Как же следует относиться к этой ситуации? Что предпринимать при наличии желания её изменить? Бороться? Заставлять? Уговаривать? Опустить руки и смирить с тем, что телевизор и компьютер заменил книгу многим детям, вступившим в жизнь в третьем тысячелетии?

Научившись читать самостоятельно и свободно (а это происходит, как правило, к 8 годам), ребенок оказывается перед собственным выбором: читать или не читать?!

Что же предлагает ребенку сегодняшний мир и что может повлиять на его выбор?

Цели и задачи моей педагогической деятельности.

  1. Рассмотреть важность и необходимость чтения как процесса в условиях современного образования.
  2. Раскрыть понятие «Литературное чтение» и его назначение в системе процесса чтения на уроках в начальной школе.
  3. Определить результаты изучения предмета «Литературное чтение» в контексте ФГОС по средствам правильно организованно и четко структурируемой самостоятельной работы в начальной школе.
  4. Рассмотреть систему творческих заданий для самостоятельной работы на уроках чтения в начальной школе, направленную на развитие познавательной активности учеников.

   Важность чтения для развития порастающего поколения отмечают не только педагоги. Забота правительства РФ о благе нации является залогом успеха в становлении и развитии гражданского общества в нашей стране.

Для детей 8-9 лет их жизненный и читательский путь едва начинается. Они еще не знают толком ни мира книг, ни собственных возможностей и потребностей. Читательские интересы младших школьников условны и, по естественным причинам, неоднократно будут претерпевать изменения. Характер и закономерности развития читательских предпочтений наряду с книгоиздателями, библиотекарями, литераторами изучают и учителя-практики, в том числе и учителя начальной школы. Поскольку именно они стоят у истоков формирования квалифицированного читателя, такого человека, который «привык обращаться за ответом на возникшие в душе вопросы», прежде всего к книгам, и такого, кто знает, к каким книгам и за каким ответом можно обратиться, кто умеет найти и освоить нужную книгу с наименьшей затратой времени и максимально высоким для себя на данный момент результатом.

«Если в начальной школе дети мало читали, у них складывается структура малодеятельного мозга» В.А. Сухомлинский. По этой причине основная ноша по воспитанию у ребёнка устойчивого интереса к чтению ложится на учителя.

Что же такое литературное чтение? Это чтение, которое вводит детей в большой мир литературы: знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них и, объединяя отдельные стороны читательской деятельности в единый комплекс культуры чтения, формирует у каждого ребёнка индивидуальны опыт самостоятельного чтения, параллельно с этим формируя у ребенка собственное видение мира и восприятие окружающей действительности. Литературное чтение предполагает обязательную опору на литературоведение, введение художественного произведения в литературно-исторический контекст, установление связей с жизненным опытом ребёнка, анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом.

Каких результатов должен достичь ученик в своей самостоятельной читательской деятельности?

Личностными результатами являются следующие умения и навыки:

  1. эмоциональность;
  2. эмпатия;
  3. любовь и уважение к Отечеству;
  4. интерес к чтению;
  5. наличие собственных читательских приоритетов и уважительного отношения к предпочтениям других;
  6. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  7. этические чувства.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты-диалоги постоянно действующих герое, технология продуктивного чтения.

Метапредметным результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД), а именно:

  1. регулятивные (формулирование темы и целей урока, составление плана решения учебной задачи);
  2. познавательные (пользование различными видами чтения, извлечение информации в разных формах, переработка и преобразование информации, работа со словарями и справочниками, построение рассуждений);
  3. коммуникативные (оформление свих мыслей в устной и письменной формах, использование речевых средств для решения коммуникативных задач разного рода, высказывание и обоснование свой точки зрения, умение задавать вопросы).

Средством формирования УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания учебных успехов, а также тексты учебника и его методический аппарат.

Предметными результатами изучения курса является формирование таких умений, как:

  1. восприятие на слух текстов в исполнение учителя, ученика;
  2. осознанное, правильное и выразительное чтение вслух;
  3. самостоятельное прогнозирование содержания текста по заглавия, фамилии автора, иллюстрации и т.д.;
  4. самостоятельно чтение про себя незнакомого текста, словарная работа;
  5. деление текста на части, составление простого плана;
  6. подробный и выборочный пересказ;
  7. составление устного или письменного описания;
  8. высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному тексту;
  9. умение работать с изобразительно-выразительными средствами.

Рассмотрим систему творческих заданий на уроках литературного чтения.

Творческая работа – особая форма организации учебной деятельности, осуществляемым под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного рода задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств. Необходимо детей научиться учиться, то есть развивать познавательные и творческие силы и способности, спорить и доказывать. Развитие умения учиться у младшего школьника является одной из архиважных задач обучения в начальной школе.

  1. Творческие задания практического действия при работе с текстом (работа с иллюстрацией к тексту, рецензирование детьми созданных рисунков, составление диафильмов по произведению, лепка и аппликация, моделирование, книжки-самоделки и др.).
  2. Задания творческого характера речевой деятельности (составление вопросов и тестов по тексту, творческое пересказывание, продолжение произведения, творческое сочинение, словотворчество, отзыв-рецензия, работа с читательским дневником, аннотация.
  3. Творческие задания игрового характера (работ с кроссвордами, викторины, драматизация, составление сказочных объявлений и телеграмм и др.).

Все приемы и задания творческого характера, о которых шла речь, помогают мне в моей практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учеников, стимулировать умение учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система оценки одаренности детей в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения".

Данная статья описывает основые аспекты оценки одаренности ученика начальной школы в условиях ФГОС второго поколения....

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»...

«Самостоятельная работа учащихся на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности в условиях ФГОС второго поколения».

Все приемы и задания творческого характера, о которых  идет речь, помогают на практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность уч...

Статья: "Организация самостоятельной работы на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся".

Материал полезен на уроках русского языка для развития творческой и познавательной активности учащихся....