Главные вкладки

    Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».
    учебно-методический материал по чтению по теме

    Кирова Анна Михайловна

    Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полоценного восприятия художественного поизведения.

     

     

    Без книги в мире ночь и ум
            людской убог,
    Без книги, как стада,
            бессмыслены народы.
    В ней добродетель, долг, в ней
            мощь и соль природы,
    В ней будущность твоя
            и верных благ залог.

    В. Гюго.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobrazovanie._konkurs.docx39.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ Черкутинская ООШ им. В.А. Солоухина

    Собинский район, Владимирская область.

    ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

    «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

    Автор работы:

    Кирова Анна Михайловна,

    учитель начальных классов.

    «Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

    С тобой интересным бывает досуг.

    Мы время отлично проводим вдвоём

    И наш разговор потихоньку ведём.

    Я слышу тебя и иду за тобой,

    Я к морю спускаюсь и вижу прибой.

    С тобою дорога моя далека

    В любую страну и в любые века…».

    Н. Найдёнова.

       Ни для кого не секрет, что сегодня всё большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами только из учебника, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращённом виде. Как же следует относиться к этой ситуации? Что предпринимать при наличии желания её изменить? Бороться? Заставлять? Уговаривать? Опустить руки и смирить с тем, что телевизор и компьютер заменил книгу многим детям, вступившим в жизнь в третьем тысячелетии?

    Научившись читать самостоятельно и свободно (а это происходит, как правило, к 8 годам), ребенок оказывается перед собственным выбором: читать или не читать?!

    Что же предлагает ребенку сегодняшний мир и что может повлиять на его выбор?

    Цели и задачи моей педагогической деятельности.

    1. Рассмотреть важность и необходимость чтения как процесса в условиях современного образования.
    2. Раскрыть понятие «Литературное чтение» и его назначение в системе процесса чтения на уроках в начальной школе.
    3. Определить результаты изучения предмета «Литературное чтение» в контексте ФГОС по средствам правильно организованно и четко структурируемой самостоятельной работы в начальной школе.
    4. Рассмотреть систему творческих заданий для самостоятельной работы на уроках чтения в начальной школе, направленную на развитие познавательной активности учеников.

       Важность чтения для развития порастающего поколения отмечают не только педагоги. Забота правительства РФ о благе нации является залогом успеха в становлении и развитии гражданского общества в нашей стране.

    Для детей 8-9 лет их жизненный и читательский путь едва начинается. Они еще не знают толком ни мира книг, ни собственных возможностей и потребностей. Читательские интересы младших школьников условны и, по естественным причинам, неоднократно будут претерпевать изменения. Характер и закономерности развития читательских предпочтений наряду с книгоиздателями, библиотекарями, литераторами изучают и учителя-практики, в том числе и учителя начальной школы. Поскольку именно они стоят у истоков формирования квалифицированного читателя, такого человека, который «привык обращаться за ответом на возникшие в душе вопросы», прежде всего к книгам, и такого, кто знает, к каким книгам и за каким ответом можно обратиться, кто умеет найти и освоить нужную книгу с наименьшей затратой времени и максимально высоким для себя на данный момент результатом.

    «Если в начальной школе дети мало читали, у них складывается структура малодеятельного мозга» В.А. Сухомлинский. По этой причине основная ноша по воспитанию у ребёнка устойчивого интереса к чтению ложится на учителя.

    Что же такое литературное чтение? Это чтение, которое вводит детей в большой мир литературы: знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них и, объединяя отдельные стороны читательской деятельности в единый комплекс культуры чтения, формирует у каждого ребёнка индивидуальны опыт самостоятельного чтения, параллельно с этим формируя у ребенка собственное видение мира и восприятие окружающей действительности. Литературное чтение предполагает обязательную опору на литературоведение, введение художественного произведения в литературно-исторический контекст, установление связей с жизненным опытом ребёнка, анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом.

    Каких результатов должен достичь ученик в своей самостоятельной читательской деятельности?

    Личностными результатами являются следующие умения и навыки:

    1. эмоциональность;
    2. эмпатия;
    3. любовь и уважение к Отечеству;
    4. интерес к чтению;
    5. наличие собственных читательских приоритетов и уважительного отношения к предпочтениям других;
    6. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
    7. этические чувства.

    Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты-диалоги постоянно действующих герое, технология продуктивного чтения.

    Метапредметным результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД), а именно:

    1. регулятивные (формулирование темы и целей урока, составление плана решения учебной задачи);
    2. познавательные (пользование различными видами чтения, извлечение информации в разных формах, переработка и преобразование информации, работа со словарями и справочниками, построение рассуждений);
    3. коммуникативные (оформление свих мыслей в устной и письменной формах, использование речевых средств для решения коммуникативных задач разного рода, высказывание и обоснование свой точки зрения, умение задавать вопросы).

    Средством формирования УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания учебных успехов, а также тексты учебника и его методический аппарат.

    Предметными результатами изучения курса является формирование таких умений, как:

    1. восприятие на слух текстов в исполнение учителя, ученика;
    2. осознанное, правильное и выразительное чтение вслух;
    3. самостоятельное прогнозирование содержания текста по заглавия, фамилии автора, иллюстрации и т.д.;
    4. самостоятельно чтение про себя незнакомого текста, словарная работа;
    5. деление текста на части, составление простого плана;
    6. подробный и выборочный пересказ;
    7. составление устного или письменного описания;
    8. высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному тексту;
    9. умение работать с изобразительно-выразительными средствами.

    Рассмотрим систему творческих заданий на уроках литературного чтения.

    Творческая работа – особая форма организации учебной деятельности, осуществляемым под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного рода задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств. Необходимо детей научиться учиться, то есть развивать познавательные и творческие силы и способности, спорить и доказывать. Развитие умения учиться у младшего школьника является одной из архиважных задач обучения в начальной школе.

    1. Творческие задания практического действия при работе с текстом (работа с иллюстрацией к тексту, рецензирование детьми созданных рисунков, составление диафильмов по произведению, лепка и аппликация, моделирование, книжки-самоделки и др.).
    2. Задания творческого характера речевой деятельности (составление вопросов и тестов по тексту, творческое пересказывание, продолжение произведения, творческое сочинение, словотворчество, отзыв-рецензия, работа с читательским дневником, аннотация.
    3. Творческие задания игрового характера (работ с кроссвордами, викторины, драматизация, составление сказочных объявлений и телеграмм и др.).

    Все приемы и задания творческого характера, о которых шла речь, помогают мне в моей практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учеников, стимулировать умение учиться.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Система оценки одаренности детей в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения".

    Данная статья описывает основые аспекты оценки одаренности ученика начальной школы в условиях ФГОС второго поколения....

    Статья "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения".

    Статья раскрывает сущность и способы формирования УУД в начальной школе....

    «Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»

    «Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»...

    «Самостоятельная работа учащихся на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности в условиях ФГОС второго поколения».

    Все приемы и задания творческого характера, о которых  идет речь, помогают на практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность уч...

    Статья: "Организация самостоятельной работы на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся".

    Материал полезен на уроках русского языка для развития творческой и познавательной активности учащихся....