Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности при реализации инновационно развивающего курса ОМ 1-4 в рамках школы инженерной культуры
статья (1 класс) на тему

Статья о реализации инновационно развивающего курса по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_shik.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1-4) В РАМКАХ ШКОЛЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ, ШКОЛЫ ИНЖЕНЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ».

 

Авторы: Семикозова Ирина Васильевна,

Сотникова Татьяна Васильевна,

Кужель Елена Анатольевна

Катко Кристина Сергеевна.

Место работы: МБОУ СОШ №6 имени И.Т.Сидоренко,

Должность :учителя начальных классов.

Муниципальное образование: Усть-Лабинский район.

2013-2014 учебный год

Формированием  экологической культуры является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам.

В дошкольном и младшем  школьном  возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Именно в этом возрасте дети особенно нуждаются во взаимодействии с миром природы.

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы. Именно поэтому мы в этом году приступили к реализации интегрированного курса « Окружающий мир 1-4», в котором нас привлекает  деятельностный метод обучения. На внеурочных занятиях наши воспитанники становятся не просто исследователями, а научными сотрудниками, конструкторами, настоящими изобретателями! Они изобретают приборы, инструменты для исследований, придумывают способы измерения предметов и явлений природы.

Знаете ли вы, что в арсенале настоящих экологов находятся самолеты, вертолеты, автомобили повышенной проходимости, различные высокоточные приборы замера синтеза растений, термометры, действующие на расстоянии, эхолокаторы, приборы ночного видения и многое-многое другое…

А что у нас? Сформулированная детьми проблема и «Коробка изобретателя», в которой находятся подручные средства. Обучающиеся упорно  перебирают содержимое коробки, примеряют, вырезают нужные детали для своего изобретения. Идет работа  в группах. Хозяйственник следит за содержимым коробки, своевременным его пополнением, раздает нужные предметы для своей группы, наводит порядок в конце работы. Хронометрист следит за временем, отведенным на выполнение работы. Бодрило – за тем, чтобы все работали. Эколог – за бережным отношением к живым предметам. Оратор выступает от группы, выражая общее мнение по обсуждаемой проблеме, которое рождается в результате «Мозгового штурма». Работая  таким образом, учащиеся придумали для Учебного календаря логотипы погоды, силы ветра, фазы луны.

И вот наступает волнительный момент апробирования своего изобретения. Сколько восторга и эмоций! И тут-то становится понятно, кому нужно еще поработать. Ведь не каждому нашему изобретателю сразу удается получить нужный прибор. Тогда мы все вместе анализируем причину неполадок и устраняем ее. Очень отрадно, что в такую работу включаются и родители. Когда ребенок приносит домой прибор, изготовленный своими руками, многие из них не могут устоять, проявляют инициативу. Так рождается еще одно, уже семейное изобретение. Основная ценность его в том, что ребенок  не просто активно участвует в этом процессе, а под руководством родителей получает важные технические сведения, навыки моделирования. Да и модели, честно сказать, получаются прочнее и надежнее.

Одна из задач кружка – научить детей самостоятельно добывать информацию, анализировать, обрабатывать ее, строить графики исследований. Так, метеорологи подсчитывают количество солнечных, пасмурных дней за каждый месяц, учатся строить графики. Каждое наше занятие – это открытие, которое имеет экологическую направленность. Например, при заполнении Учебного календаря наши метеорологи столкнулись с  разными проблемами.

Что такое ветер? Польза от него или вред? Как измерить силу ветра? Его направление? Эти вопросы мы поместили в Книгу тайн и открытий. Дети выдвигали свои гипотезы, некоторые из них мы проверили опытным путем. Итак, чтобы вести наблюдения  за ветром, мы изготовили приспособления для выдувания мыльных пузырей и проверили его действие практически. Отвечая на вопрос, что заставляет двигаться мыльные пузыри,  дети получили представление о ветре. Запуская в воде самодельные кораблики с помощью веера, а потом – вентилятора, получили представление о силе ветра. Но как измерить силу и направление ветра? Нужны специальные приборы для их измерения, которые каждый изобрел сам. Чтобы ответить на вопрос, какой вред приносит ветер,  провели опыт.  Насыпали в лоток песок и поставили его перед вентилятором, дети увидели, какую угрозу представляет для полей ветер и для чего нужны лесополосы. Узнали, что сильный ветер может быть очень опасным. Понять, как образуются торнадо, смерчи нам  пока еще трудно, но главное, что мы записали эти вопросы и свои предположения в Книгу тайн и открытий  и, как только накопим знания и опыт, к ним еще вернемся. Но всегда ли ветер приносит беды? Есть ли от него польза? Отвечая на эти вопросы, дети выдвинули  гипотезы, что польза от ветра в том, что он разгоняет тучи,  приносит прохладу, поднимает вверх воздушные шарики, кружит осенние листья, гонит парусники и т.д. Для точного ответа на эти вопросы  наши творческие группы обращались в школьную библиотеку, искали ответы в интернете и пришли к таким открытиям:  ветер участвует в перекрестном опылении растений, энергию ветра можно преобразовать в электрическую, он участвует в круговороте воды,  ветер гнет деревья в разные стороны - улучшает обмен веществ.

При изучении темы «Живое, неживое» перед учащимися стояла задача собрать с опытного участка живые и неживые предметы. Так как каждый эколог в своей группе отвечает за бережное отношение к живым предметам, перед экскурсией организовали работу по изготовлению специальных стаканчиков с «дышащей» крышкой (для сбора в нее живых предметов) и флажки, чтобы отметить место, откуда брали живое существо. Затем, работая в группах, дети классифицировали предметы, распределяли на две группы:  живое, неживое. Затем осторожно под лупой рассматривали  насекомых, пресмыкающихся (нам удалось поймать ящерицу, кузнечика, божью коровку, муравья). После этого зарисовали их и так же бережно (за этим следили экологи) вернули на место, отмеченное флажком (откуда взяли). Таким образом, на деле закрепили самое важное правило взаимодействия человека и природы - не причинять вреда живому, не уничтожать.

Все это способствует решению и нравственных проблем. Дети охотно высказывают свое мнение по проблеме «Почему нельзя брать детенышей животных домой?» Кроме того, научились выделять существенные признаки живых организмов: рост, дыхание, питание, размножение, передвижение. Познакомились со строением насекомых, пресмыкающихся. В ходе изучения этой темы  получили научные сведения о цепях питания. Чтобы расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы, группы получили задание создать самую интересную и длинную цепь питания, защитить свою модель.

При изучении темы « Разложение веществ»  дети затронули очень важные экологические проблемы загрязнения окружающей среды.

Для проведения исследования мы поместили различные предметы (монетку, пластиковую бутылку, полиэтиленовый пакет, лист бумаги, булочку) в чулок и закопали на опытном участке,  отметив это место флажком. Через 2 недели выкопали и рассмотрели содержимое, чтобы пронаблюдать процесс разложения веществ.  Увидели, что с монеткой, бутылкой, пакетом ничего не произошло. Записали в Книгу тайн и открытий вопрос: «Почему бумага испортилась, булка зацвела, а монетка, бутылка и пакет остались в прежнем виде?» Дети предположили, что для их разложения нужно больше времени. На сколько больше? Чтобы ответить на этот вопрос, учащиеся обратились к энциклопедиям, интернету, спрашивали у взрослых.  Поработав в кабинете химии, ученики узнали, что пластиковые упаковки не разлагаются даже под действием химических реактивов, а при горении выделяют ядовитый дым, опасный для здоровья человека. Таким образом,  подтвердили свою гипотезу: пластиковая упаковка действительно засоряет землю и наносит вред природе. Кроме того, узнали, что время разложения одного полиэтиленового пакета в природе – 500 лет, а пластиковой бутылки – от 500 до1000 лет. Сделали выводы, что если подходить к этой проблеме творчески и по-хозяйски, то можно найти много способов применения пластиковой упаковке и полиэтиленовым пакетам. Также можно внести свой вклад в решение этого вопроса каждому, даже ученику начальной школы. Ведь недаром говорят в народе: «Чисто не там, где убирают, а где не мусорят». И еще мы узнали, что процесс разложения у разных предметов идет по-разному. Булочка, например, разлагается быстрее бумаги. В  процессе разложения участвуют клещи, жуки, черви,  различные микроорганизмы, которые называются мусорщиками по своей роли в круговороте веществ.

Таким образом, изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Продуктом наших исследований является выпуск экологического альманаха «Исследую, изобретаю, берегу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...

Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...

"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

В данной статье представлено обобщение опыта по формированию экологической культуры у младших школьников...

«Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Из опыта работы».

В творческой работе описан мой практический опыт. Представлена интересная система дидактических заданий. Вопросы для беседы, тексты для чтения, задачи и текстовые задания можно использовать для органи...

Формирование экологической культуры школьников во внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность младшего школьника - это деятельность, которая учитывает особенности обучающихся, направления на реализацию и развитие индивидуальных способностей, интересов и склонностей учен...

Образовательное пространство школы как благоприятная инновационная база для формирования экологической культуры младших школьников.

Современный мир ставит новые проблемы, и одна из таких - это проблема экологии, которая в последнее время стала крайне актуальной в силу того, что человечество стоит на пороге экологической катастрофы...

Проект "Формирование экологической культуры школьников через внеурочную деятельность»

Объект исследования. Организация внеурочной деятельности по экологическому воспитанию и образованию школьников. ...