"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"
статья по теме

В данной статье представлено обобщение опыта по формированию экологической культуры у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_obobshchenie_opyta.doc396.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  I. Наименование опыта

«Формирование экологической культуры младших школьников на                                                                              уроках и во внеурочной деятельности»

                                                                                     Спасение планеты зависит от изменения

                                                                                   нашей собственной системы ценностей

                                                  и нашего поведения.

                                                                                                                                         Л. Браун

            II. Условия возникновения и развития опыта

Еще вчера самым страшным словом считалось слово «война», сегодня – «экологическая катастрофа». Уже вчера и позавчера мы ощущали тревожные, и даже угрожающие симптомы. Хотя перед человечеством стоит множество нерешенных проблем, экология – одна из важнейших. Ежедневно мы слышим призывы и предостережения: «Образумьтесь, люди!», «Будущее Земли в опасности!», но все они так и останутся призывами, если мы не осознаем главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы, оно нуждается в безопасной среде обитания.

Родная природа – могущественный  источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Но в то же время, проводя экскурсии в природу, наблюдая за детьми во время природоведческой прогулки, замечала, что дети могут сорвать и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить под куст фантик от конфеты или упаковку от выпитого сока. «А что я такого сделал?» – отвечают они на мой вопрос: «Зачем?». «Так делают все и ничего страшного здесь не произойдет». Да, конечно, от одного брошенного фантика или сорванного цветка не случится экологическая катастрофа, но если так будет вести себя каждый ребенок и вырастающий из такого ребенка взрослый, то тогда и будет терять плодородие земля, будут исчезать звери и птицы, мы потеряем главные богатства планеты – воздух, воду, землю. А тогда уже встанет вопрос и о выживании самого человека. Поэтому, чтобы в будущем не чувствовать угрызений совести за то, что не привила своим ученикам, если так можно выразиться, природоведческую сознательность, природоведческую совесть, я решила, что в моей работе приоритетным направлением должно стать воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам родной земли, ведь сложившаяся в настоящее время тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат экологической неграмотности большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.

Международными организациями ЮНЕСКО и ЮНЕП был поднят вопрос о необходимости пересмотра содержания и сроков экологического образования жителей нашей планеты. Экологическое образование младших школьников – необходимое и важное звено в естественно - научном просвещении. Ведущее место в формировании экологической культуры младших школьников принадлежит учебному курсу «Окружающий мир» и факультативному курсу «Основы экологической грамотности младших школьников».

                         III. Актуальность и перспективность опыта

Жизнь стремительно меняется. Перемены происходят во всем: в промышленности, бизнесе, политике, науке, сознании. В последнее время все и всюду говорят о кризисе. Кризисе финансовом. Но куда более страшен кризис экологический. Он обусловлен в большей степени кризисом нравственности личности, когда происходит подмена духовных ценностных ориентиров материальными потребностями. Преодоление экологического кризиса требует изменения традиционных норм и ценностей человека по отношению к природе и самому себе: изменения в содержании и сущности самого экологического образования.

В связи с этим  необходимо выделить следующие противоречия, с которыми мы сталкиваемся в ходе работы и которые требуют немедленного разрешения:

между стремительным развитием индустрии и низкими темпами развития средств экологической защиты от побочных явлений этой индустрии;

между желанием жить в экологически чистом мире и экологической безграмотностью населения;

между желанием взрослых привить ребенку любовь к природе и отрицательным примером отношения этих же взрослых к окружающей среде;

между желанием использовать как можно больше природных ресурсов и неумением сохранить их для будущих поколений.

созданием комфортных условий для жителей и уничтожением среды обитания.

Проанализировав все выше обозначенные противоречия, я пришла к выводу, что важной проблемой современного общества и школы в частности является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому как никогда актуальна работа по формированию экологической грамотности уже начиная с младшего школьного возраста.

                         

                       

                            IV. Теоретическая база опыта

Для глубокого и прочного осознания экологических понятий, сложных глобальных, региональных и локальных экологических проблем особенно важен их исторический аспект. Известно, что современная острота экологических ситуаций имеет исторические корни, обусловлена потерей лучших народных традиций, утрат нравственных основ любви, сострадания, бережного отношения к природе.

На протяжении всех этапов развития педагогической науки  проблемой экологического образования занимались видные педагогические деятели: Ян Амос Коменский (говорил о природосообразности), Песталоцци, Печко Л.П., Бобылева Л.Д. и др.. Все они полагали, что только через экологическое образование и воспитание можно обеспечить становление ответственного отношения школьников к окружающей среде.

Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах  Т.А. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др.

Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и др. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания.

Характеристику средств, форм и методов экологического образования можно найти в работах А.Н. Захлебного, Н.А. Городецкой, А.В. Миронова.

Психолого-педагогическое обоснование данной проблемы отражено в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, А.П. Сидельковского, П. М. Якобсона.

В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей. В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.

Исходным здесь является понятие экологическая культура (Конюшко В.С., Павлюченко С.Е.)

Экологическая культура – это нравственное качество личности, которое включает в себя:

Систему экологических знаний и умений как основу экологической грамотности;

Экологическое мышление как способность устанавливать причинно – следственные связи;

Готовность к деятельности, практическим действиям, согласующимся с требованием бережно относиться к природе.

Экологическая культура, по мнению Л.Д. Бобылевой, включает следующие основные компоненты:

интерес к природе;

знания о природе и ее охране;

эстетические и нравственные чувства к природе;

позитивная деятельность в природе;

мотивы, определяющие поступки детей в природе.

Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в младшем школьном возрасте, являются:

- семья;

- школа;

- внешкольные воспитательные учреждения;

- средства массовой информации;

- самообразование.

 Ведущую роль в воспитании ребенка младшего школьного возраста играет школа, организующая процесс формирования экологической культуры, включающий в себя две стороны: учебную и внеклассную работу.

В последнее время педагогическая наука значительно продвинулась в реализации решения проблем современного экологического воспитания. Методы и формы достаточно полно разработаны в теории и практике современной школы.

Формирование экологической культуры личности является приоритетным направлением и в нашей школе, потому что экологически грамотная личность – проблема, выдвинутая условиями нашей жизни.

                                         V. Новизна опыта

Если определять степень новизны моего педагогического опыта, то по определенной классификации,  это «третий уровень творчества», который предполагает адаптацию к конкретным условиям уже известных методов и средств. Опыт формировался на основе взаимосвязи  урочной и внеурочной деятельности, дополняемой участием моих учащихся в работе школьного научного общества.

Новизна опыта заключается не в формировании принципиально новых технологий и приемов, а в применении уже ранее известного в условиях малого города.

Я не претендую на исключительность всего предложенного мною. Многое уже давно известно и на основе изучения опыта моих коллег, у меня сложилась своя система по формированию экокультуры младших школьников.  В определенном смысле – это совокупное творчество учителей разного возраста и специализации, но объединенных желанием привить любовь к природе и воспитать экологически культурную личность.

Смею надеяться, что мой опыт будет востребован педагогами в их работе.

                                        VI.Технология опыта

Острота современных экологических проблем в нашей стране не уменьшается. Как следствие этого возрастает значимость и необходимость экологического воспитания каждого члена общества, начиная с учащихся начальной школы.

 В описании технологии опыта своей педагогической деятельности считаю целесообразным определить цели и задачи своей работы.

Цель работы: обобщить  систему деятельности учащихся, направленную на формирование экологической культуры у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи:

1. Изучить существующие теоретические исследования по формированию экологической культуры у младших школьников.

2. На основе изучения теоретического опыта обобщить систему педагогической деятельности по формированию экологической культуры учащихся.

3. Организовать деятельность учащихся начальной школы по формированию экологической культуры на уроках и во внеурочное время.

4. Разработать систему показателей по оценке результативности деятельности учащихся школы I ступени.

Конечная цель экологического воспитания - формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется существующее природное равновесие или создаются возможности для его восстановления.

Наличие такой готовности предусматривает три основных ее параметра:

Ориентировку человека в разнообразных объективно существующих взаимозависимостях природных явлений и предметов, зависимости человека и природы;

Умение оценивать состояние взаимодействующих компонентов с точки зрения их экологического благополучия;

Умение и стремление действовать в природе так, чтобы не причинить ей ущерба.

Технологию опыта можно представить через алгоритм поэтапного формирования экологической культуры у школьников:

Подготовительный этап.

Определяются цели, обязательный минимум содержания экологического образования;

выбрана программа преподавания окружающего мира. (А.А. Плешаков, программа «Зеленый дом»);

урочные занятия дополняются занятиями кружка.

Этап внедрения технологии.

Разработана система работы по формированию экологической культуры у школьников. Основными видами урочных и кружковых занятий являются: учебные занятия, игры, занятия с использованием видеоматериалов, экскурсии (в природу, виртуальные) и др.;

создаются условия для вовлечения детей в совместную деятельность, путем применения разнообразных форм познавательной деятельности: фронтальной, групповой, коллективной, индивидуальной;

Этап совершенствования.

Организация системной работы;

содержательное расширение практической деятельности. Презентация результатов на уроках, кружковых занятиях, экологических мероприятиях;

сотрудничество с экологическими организациями (станция ЦДЮТур );

участие в экологических конкурсах различного уровня.

Мониторинг эффективности технологии.

Проведение мониторинга :

сформированности у учеников системы знаний;

осознанного ценностного отношения школьников к природе.

Работа по экологическому образованию ведется на уроках. Урок как форма обучения существует более 300 лет и попытка замены урока другими организационными формами пока остается на уровне эксперимента. Изучение экологии ведется на уроках окружающего мира («Окружающий мир» по программе А.А. Плешакова «Зеленый дом»).

Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

Несмотря на то, что формирование экокультуры происходит в основном на уроках окружающего мира, эту работу можно продолжать практически на любом другом учебном предмете курса начальной школы:

- дисциплины математического цикла создают условия для развития умений количественной оценки состояния природных объектов и явлений. Текстовые задачи природоведческого характера дают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней.(1)

-предметы эстетического цикла (литературное чтение, ИЗО и художественный труд) способствуют развитию ценностных ориентаций, оценочных суждений, общению с природой и грамотному поведению в ней, способствуют развитию эстетических и нравственных отношений, творческой активности и проявления определенного отношения к окружающей природной среде.(2)

- на уроках русского языка работу по формированию экокультуры провожу на основе специально подобранных текстов природоведческого характера.(3)

Процесс формирования экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием. Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если стержнем образовательных программ является определенный круг знаний, умений и навыков учащихся, то стержнем программ экологического воспитания – становление нравственно-экологической позиции личности, ее взаимодействие с окружающей средой. В программе экологического воспитания предлагаю выделить следующие направления работы:

познавательное направление работы, включающее цикл познавательных мероприятий (использую следующие формы: дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы, ставящее целью знакомство учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).

Практическое направление работы, включающее изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц), что способствует привитию бережного отношения к природе.

Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты), способствующее развитию мышления, анализу полученных результатов.

Работа по данным направлениям может быть реализована при проведении внеклассной воспитательной работы, в рамках экологического кружка. На занятиях кружка я использую следующие формы работы:

- наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой работы с учащимися начальных классов);

- экскурсии в природу;

- беседы, доклады, сообщения;

- выпуски стенгазет,

- экологические игры;

- праздники;

 - исследовательские проекты.

Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.

Задача учителя начальных классов заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. На мой взгляд, большие возможности в ее решении имеют экскурсии, т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного окружения. (4)

Важным дополнением к экскурсиям в природу, наблюдениям за объектами природы служит природоведческая информация в виде бесед, докладов, всевозможных сообщений, выпусков тематических стенных газет.

В газете обычно отражаются сезонные наблюдения детей в природе, мероприятия по охране природы, жизнь родного края. Газета может быть посвящена какой-то юбилейной дате, например, юбилеям путешественников, натуралистов, специальные выпуски, посвященные экскурсиям, походам, тематическим вечерам. (5)

Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная. При подготовке к беседе учитель руководствуется тем, чтобы ее содержание отвечало возрастным особенностям учащихся, чтобы она была целенаправленной, эмоциональной. В процессе беседы учитель опирается на жизненный опыт учащихся, известный запас представлений и понятий по изучаемому материалу, полученный на основе наблюдений, прочитанных книг, статей, просмотра фильмов.

Воспитательная значимость бесед повышается при включении заранее подготовленных небольших докладов, сообщений учащихся, игровых моментов, инсценировок, практических заданий.                

На занятиях нашего экологического кружка мы с ребятами проводим  большую работу. Мы стараемся не только не навредить природе, но и помочь ей. Члены нашего кружка выполняют программу экологического воспитания «Цветик – семицветик». Для этого знакомимся с работой таких организаций, как:

 «Гринпис»

«Ассоциация Экологического образования»

«Всемирный фонд охраны природы»

«Экологическое содружество»

«Фонд охраны дикой природы» и др.

Принимаем участие в таких акциях, как:

 «Покормите птиц зимой»

«Скворечник»

«Укрась кусочек планеты»

«День Земли»

«Письмо от имени экзотического животного жителям планеты Земля» и др.

Мы ведем активный образ жизни, общаясь с природой. Совершаем эколого-познавательные туристические походы и проводим экологические игры на местности. В общем, не сидим сложа руки. Много полезных дел на счету ребят –членов экологического кружка:

продолжаем изучение природы родного края, для чего совершаем экскурсии по Собинскому району и по всей Владимирской области.

Совершили экскурсии в Московский дельфинарий, на Леоновскую зообазу, во Владимирский музей природы.

Посетили три зооуголка, оранжерею областного экологического центра.

С помощью родителей изготовили и повесили 23 кормушки и 9 скворечников.

Провели праздники по экологической тематике «Бал цветов», «Барыня-капуста», экологический час «Под зеленым парусом – в будущее» и много других.

Активно сотрудничаем с экологическим центром при ЦДЮтур.

Облагораживаем пришкольный участок, на котором имеем отведенное нам место (реализация проекта «Школьная клумба»). В течение нескольких лет принимаем участие во Всероссийском экологическом форуме «Зеленая планета».

Есть у нас и планы на будущее:

составить личную программу здорового рационального питания;

совершить путешествия «Встречаем рассвет», «Слушаем тишину природы»;

провести занятия и по их результатам оформить альбомы: «Юный фитотерапевт», «Лесная аптека», «Природа на службе здоровья», «Бабушкина аптека» и др.

Формы сохранения результатов учебной деятельности и практических работ                         учащихся

Для сохранения результатов  учебной и практической деятельности учащихся используются:

презентации (цифровые или в виде распечатанных материалов);

творческие работы (графические, живописные, литературные) в форме накопительных папок;

 в  форме номеров газет, выполненных ребятами;

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Причем достигается не только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа, направленная на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата.

                                          

                    VII. Адресная направленность

Безусловно, трудно утверждать, что мой опыт – панацея от всех бед. Процесс формирования опыта – процесс постоянный. Приходят новые дети, с новыми взглядами, идеями, потребностями. Возникают новые проблемы, требующие новых решений. Но опыт живет, развивается и дает свои результаты. И если кому-либо он будет полезен, я буду рада. Наработанный опыт адресован учителям начальных классов, воспитателям ГПД для организации работы по формированию экологической культуры у младших школьников в условиях обновления структуры и содержания общего образования.

                                     VIII. Результативность

Конкретные результаты обучения и воспитания должны быть спланированы заранее и включены в систему контроля. Для этого требуется разработка соответствующих измерителей, критериев и способов изучения эффективности экологического воспитания. В качестве мерила эффективности экологического воспитания целесообразным считаю избрать критерии, позволяющие оценить результативность осуществляемой деятельности по достижению целевых ориентиров. К числу таких ориентиров можно отнести:

- отношение к родной природе;

-любовь к родному Отечеству, забота об общем благе;

- экологическая нравственность учащихся.

                                                                                                             Принцип выбора критериев:

                                                                                                             Эту истину знаю от роду

                                                                                                             И её никогда не таю:

                                                                                                             «Кто не любит родную природу,

                                                                                                              Тот не любит Отчизну свою».

                                                                                                                                        М. Романова

Критерии и способы изучения эффективности экологического воспитания

Критерии

Показатели

Методы изучения

Отечество

Развитие у младшего школьника чувства гражданственности и патриотизма; Родина для него не абстрактное понятие, а конкретная страна, где он собирается жить, которой он гордится, о которой он заботится на своем уровне. Он уже начинает чувствовать свою ответственность за судьбу страны

Анкетирование

Наблюдение

Диагностика

Метод «Недописанный тезис»

Метод недописанного рассказа

Земля (любовь к природе, бережное отношение к ней)

Развитие у младшего школьника начальной стадии экосознания. Для него естественно чувство жалости и сопереживания любым животным; он готов убирать лес и чистить водоемы, находя эти занятия увлекательными и важными для себя. И уж точно подберет и накормит брошенного щенка, не забудет полить цветы (совсем не желая получить похвалу от взрослого, а из потребности пока интуитивно ощущать гармонию мира, в котором живет).

Анкетирование

Наблюдение

Диагностика

Участие в конкретных делах

Эксперимент

Метод «Недописанный тезис»

Метод «Акт добровольцев»

Метод фантастического выбора

Формирующий эксперимент

Экологическая нравственность

Младший школьник начинает рассматривать себя как автора и распорядителя собственной жизни. Ощущение свободы очень важно для него. Он способен на самостоятельный и ответственный выбор. Он пытается найти смысл собственной жизни, которую хочет прожить «по совести», в гармонии с самим собой и с окружающей природой, так как готов ощутить себя ее частью. Хорошо осознает принцип: «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Анкетирование

Наблюдение

Диагностика

Метод «Недописанный тезис»

Уровни проявления нравственных  показателей: Отечество, Земля, экологическая  нравственность

Критерии/ уровни

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Отношение к обществу, природе, родному краю

Проявляет чувство патриотизма, любит родной край, интересуется историей своей страны и города, уважает традиции родного края. Участвует в общественных делах, понимает значимость своего труда для развития края и города. Принимает активное участие в сохранении и защите природы своего края

Любит родной край; периодически участвует в природоохранной деятельности.

Чувство патриотизма проявляет слабо. К делам коллектива равнодушен, в общественной жизни участия не принимает. Проявляет негативное отношение к традициям, истории родного края, равнодушен к его природе.

                                           

                                         Показатели отряда «Ромашки»:

                                            Показатели отряда «Одуванчики»:

Примеры ответов учащихся, полученных методом «Недописанный тезис» по критерию Земля:

                         Я – дитя Природы и Господин Природы, поэтому я…..

люблю море, небо, звезды, землю;

радуюсь солнцу, дождю, снегу, ветру;

не топчу траву и не рву цветы;

не обижаю животных;

умею общаться с природой;

несу ответственность за нее вместе со всеми;

переживаю за экологию на Земле и хочу что-то сделать для ее улучшения…

Пример применения метода «формирующего эксперимента» №1

(применяется как на уроках окружающего мира, так и во внеурочной деятельности на занятиях                            кружка)

Вопросы

Ответы

1. Кладовыми пресной воды служат подземные воды. Благодаря какому явлению природы пополняются запасы подземных вод?

1. Дождь, снег (3 человека)

2. Ручей, дождь (2 человека)

3. Половодье (3 человека)

4. Круговорот (17 человек)


2. Отгадай загадку:


Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом в самый зной

Ледяной поит водой

Родник, бьющий из земли -15 человек

Родник – 5 человек

Ручей -3 человека

Нет ответа – 2 человека

3. Почему после вырубки деревьев по берегам реки, река становится беззащитной и начинает мелеть?

Деревья дают тень – 6 человек

Вода подмывает берега, так как нет корней – 7 человек

Вода испаряется – 2 человека

Нет ответа – 10 человек

4. Определите название полезного ископаемого по его свойствам: твердый, хрупкий, черного цвета, состоит из остатков растений, тяжелее воды, ярко горит. Влияет ли добыча этого ископаемого на природу? Как влияет?

Каменный уголь, влияет – 5 человек

Уголь – 5 человек

Торф, влияет -12 человек

Нет ответа – 3 человека

5. Что надо сделать, чтобы сохранить водоемы в чистоте?

Не загрязнять – 10 человек

Строить очистные сооружения – 5 человек

Охранять и самим не загрязнять – 5 человек

Не загрязнять, а уж если загрязнены, то ставить фильтры – 3 человека

Нет ответа -2 человека

Анализируя данную анкету, можно сделать вывод, что дети достаточно экологически грамотны. С вопросами справились в основном правильно, лишь серьезное затруднение вызвал вопрос о том, почему река после вырубки деревьев начинает мелеть? И еще вопрос о полезном ископаемом показал, что дети недостаточно знакомы с экологическими взаимосвязями в природе. Они плохо знают, что из чего состоит и какое влияние на природу оказывает добыча полезных ископаемых. Но у младших школьников есть стремление защищать природу, делать для нее то, что они уже знают и умеют.

Пример применения метода «формирующего эксперимента»№2

1. Для чего в почве воздух и вода?

Для роста растений;

чтобы растения не погибали

2. Как защищать почву от выветривания и вымокания?

Сажать больше деревьев;

Охранять

3. Можно ли оставлять консервные банки в лесу?

Нет, они загрязняют лес, долго разлагаются.

4. Что помогает животным леса вынести сильный холод?

Спячка;

Шкура;

Люди

5. Почему луг называют природным сообществом?

Потому что исчезновение одного вида приведет к исчезновению другого вида, и природа может погибнуть.

6. Можно ли шуметь в лесу?

Нет, шум может напугать обитателей леса, шум на них плохо влияет.

Нет, так как животные могут умереть от страха.

7. Можно ли уничтожать ядовитые грибы? Почему?

Нет, так как ими питаются некоторые животные;

нет, так как они могут служить лекарством для живых существ в лесу.

8. Можно ли жечь траву на лугу?

Нет, так как на месте пожара долго ничего не растет;

нет, так как могут погибнуть растения и насекомые;

нет и да. Нет, потому что может загореться весь лес и да, потому что надо избавиться от сухой травы.

.

9. Можно ли рвать цветы на лугу?

Нет, так как среди них могут оказаться растения, занесенные в Красную книгу;

нет, так как дома они все равно быстро завянут, а на лугу нет;

нет, будет некрасиво;

нет, так как некоторые насекомые питаются пыльцой, а если ее не будет, они умрут.

Результат формирующего эксперимента №2 показал, что учащиеся уже усвоили некоторые экологические правила, предлагали способы решения экологических проблем, более чутко стали относиться к природе родного края, показали стремление к сохранению природы и красоты на земле.

В классе систематически проводятся природоведческие прогулки. Цель этих прогулок: посмотреть, как ребята в непроизвольной обстановке будут вести себя в природе. Перед ребятами цель не формулируется, им никто не говорит: «Покажите, как вы ведете себя в природе». На прогулке дети беседуют с учителем, причем выполняют все правила поведения в природе, с которыми познакомились и на уроках, и во время внеклассной работы. Они не рвали цветы, не ломали ветки. Из этого можно сделать вывод, что работа по экологическому воспитанию дала свои результаты.

Результативность работы по формированию экологической культуры у младших школьников можно представить и в количественных показателях.

Количество учащихся, занимающихся в кружке «Экология для младших школьников»

                                              Отряд «Ромашки»

             

                                                Отряд «Одуванчики»

     Активность  включения в творческую и практическую деятельность

                                          Отряд «Ромашки»

                                          Отряд «Одуванчики»

                              Уровень обученности учащихся

          (отряд «Ромашки», предмет «Окружающий мир»)

На основании изложенного, можно сделать вывод, что формирование экологической культуры у младших школьников на этапе обучения в начальной школе будет характеризоваться следующими показателями:

повышение уровня информированности;

повышение интереса к природе родного края;

потребность выразить свой интерес в творческих работах;

соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

                                                         Приложение №1  

       

          Примеры задач экологического содержания.

2 класс. Учебник «Математика» 2 класс. М.И. Моро, М.А. Бантова

                     Москва «Просвещение», 2007 год.

1. В «лесной школе» 14 учеников: ежи, зайцы, белочки. Меньше всего в школе ежей, а больше всего – зайцев: их на 5 больше, чем ежей. Сколько в «лесной школе» зайцев, белочек и ежей?

2. С одной яблони собрали 20 кг яблок, а с другой – на 10 кг больше. Сколько всего килограммов яблок собрали с двух яблонь?

3. Володя поймал 4 окуня и 3 леща. Сколько всего рыб он поймал?

4. Около школы посадили 8 лип, а берез на 2 меньше, чем лип. Сколько всего лип и берез посадили около школы?

5. Играя в прятки с Попугаем, Мартышка пробежала по спине Удава 5 метров, взобралась на самый верх пальмы, под которой отдыхал Удав, и, оставаясь на той же высоте, перепрыгнула на соседнее дерево, стоявшее в 3 метрах от пальмы. Какой высоты была пальма, если Мартышка проделала путь в 15 метров?

6. Во вторник еж принес на 3 гриба больше, чем в среду, и на 2 гриба больше, чем в четверг. В какой день, в среду или  в четверг, еж принес больше грибов?

7. В зоомагазине было 10 волнистых попугайчиков, канареек на 4 больше, чем попугайчиков, а черепах на 6 меньше, чем канареек. Сколько было черепах?

8. В парке посадили 30 липок, а дубков на 10 больше. Сколько дубков посадили?

9. В парке посадили 30 липок, а дубков на 10 больше. Сколько всего дубков и липок посадили?

10. В пруду зоопарка плавали 6 лебедей, 12 гусей, а уток на 3 меньше, чем лебедей и гусей вместе. Сколько уток плавало в пруду?

4 класс. Учебник «Математика» 4 класс. М.И. Моро, М.А. Бантова

                      Москва «Просвещение», 2008 год.

1. В саду посадили 4 ряда яблонь по 12 яблонь в ряду и 2 ряда слив по 18 слив в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили?

2. Сестра нашла 27 грибов, а брат 19. Среди этих грибов оказалось 3 несъедобных. Сколько съедобных грибов нашли дети?

3. Бабушка посадила 20 луковиц тюльпанов, а внучка в 4 раза меньше. После этого у них осталось 10 луковиц. Сколько луковиц тюльпанов у них было сначала?

4. Из 120 кг свежего винограда получается 30 кг изюма. Сколько килограммов изюма получится их 160 кг винограда?

5. Трехлитровую банку родник наполняет водой за 6 с. Сколько литров воды дает родник за 1 минуту? 5 минут? 10 минут?

6. При посадке саженцев возникла задача: если около каждого дома посадить по 9 саженцев, то не хватит 100 саженцев, а если около каждого дома посадить по 5 саженцев, то останется 20 саженцев. Сколько было домов, около которых сажали саженцы? Сколько было саженцев?

7. Рабочие должны посадить 350 саженцев. В первый день они посадили седьмую часть всех саженцев, а во второй день – три седьмых всех саженцев. Поставь вопрос и реши задачу.

8. В Московском зоопарке морж по кличке Баронесса получал в день по 22 кг рыбы, а детеныш по кличке Малютка – по 3 кг. Сколько кг рыбы получали оба моржа за неделю?

9. Клюква растет на болотах. Эту полезную ягоду выращивают и на особых «болотных огородах». С 1м2 болота собирают до 100 кг клюквы, а при искусственном ее разведении урожай увеличивается в 5 раз. На сколько больше клюквы можно собрать со 100 м2 «болотного огорода», чем с такой же площади болота?  

10. Известно, что гусеница живет не более одних суток, а затем превращается в кокон. Одна гусеница с 6 часов утра до 6 часов вечера забирается на 12-метровое дерево до отметки 5 метров, а за ночь спускается на 2 метра. Через сколько дней при таком движении она достигнет вершины?          

                              Приложение №4

                Организация экскурсии в природу

                              В гости к осени.

Цель экскурсии: Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой                     природе;

        Расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой.

Предварительная работа: прежде, чем организовать экскурсию, необходимо выбрать для нее место. Желательно подобрать участок смешанного парка. Побывав на месте экскурсии, учителю необходимо наметить места остановок, объекты для изучения.

Место проведения: часть городского парка у реки Клязьмы.

                                                    Ход экскурсии.

1. Организационный момент.

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдем - ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

2. Повторение изученного.

    - Ребята, какое сейчас время года?

    - Обратите внимание на небо. Какое оно?

    - Как греет солнце?

    - Расскажите о погоде сегодня.

    - Когда вы сегодня выходили из дома, смотрели ли вы, какую температуру показывал термометр?

3. Осенние изменения в неживой природе.

    - Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе.

Вспомните, какая была погода летом. Сравните. Определите осенние изменения.

Выводы:

Летом небо голубое, лишь кое – где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе.

4. Как изменяется осенью жизнь растений.

- Рассмотрим, какие изменения произошли осенью в жизни растений. ( Начинается листопад).

- Посмотрите, как начинается листопад? На всех ли деревьях одновременно он начинается?

- На каких деревьях листья облетают раньше, на каких – самые последние, а какие деревья не сбрасывают листву совсем?

( Обратить внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.)

- Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?

- Кто догадается, почему хвойные растения не сбрасывают листву,  а круглый год остаются зелеными?

5. Игра «Угадай растение»

Учитель показывает осенние листья, гроздья рябины, семена клена, шишки хвойных деревьев, а дети отгадывают, с какого это дерева или кустарника.

6. Осенние изменения в жизни животных.

- Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было?

- А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?

С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

- Чем еще питаются птицы?

Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом являются насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают  в теплые края – туда, где есть корм. (Необходимо заострить внимание на вопросе охраны природы. Рассказать детям о том, что перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях).

-Все ли птицы улетают осенью в теплые края? Какие остаются и как они себя ведут? ( Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки).

7. Игра «Отгадай животное» (Учитель называет признаки разных животных, дает их описание, а дети отгадывают, о коком животном идет речь).

8. Сбор осенних листьев для последующего рисования их с натуры на уроках ИЗО.

9. Подведение итогов экскурсии.(- Какие осенние изменения в природе мы наблюдали?)

                             

                          Игра «Отгадай животное»

Догадайтесь, какие животные о себе рассказывают.

Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий медок.    Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму.

                                                                                                           (Медведь)

А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Самую главную добычу – мышей – полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка.

                                                                                                          (Лиса)

Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев.

                                                                                                           (Бобер)

Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому увидеть меня не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму.

                                                                                                           (Барсук)

Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.

                                                                                                            (Заяц)

                                                 Приложение №6

              Исследовательский проект «Подарок ко Дню Матери»

Тип проекта: Исследовательско - информационный.

Цель проекта: Вырастить комнатный цветок в подарок к Дню Матери.

Задачи проекта:

1. Расширить знания учащихся о многообразии комнатных растений.

2. Обратить внимание на содержание комнатных растений в осеннее время.

3. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково – познавательной деятельности, навыки работы в команде.

Этапы проекта:

1. Подготовительный (14.09 – 1.10)

2. Исследовательская работа.(1.10 – 15.11)

3. Представление.(27.11)

4. Оценка результатов исследовательской работы.(по 3.12)

В рамках подготовительного этапа был проведен опрос (анкетирование) родителей.

1. Любите ли вы комнатные цветы?

2. Какие ваши любимые комнатные цветы?

3. Какую пользу они приносят человеку?

4. Хотели бы вы получить в подарок комнатный цветок?

Результаты анкетирования:

1. Да – 100%

2. Сансевьера -4 человека, традесканция – 6 человек, фиалки – 8 человек, бегония – 5 человек.

3. Создают уют, поглощают углекислый газ и выделяют кислород, украшают дом, очищают воздух, лечат людей.

4. Да – 100%

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный этап.

Формирование групп по интересам (ботаники, оформители, литераторы)

Сбор и изучение литературы по комнатным растениям.

Изучение условий, необходимых для выращивания комнатных растений.

Изучение комнатных цветов, которые подходят для выращивания в наших условиях. Консультация с учителем биологии. Способы размножения комнатных цветов.

Проведение опытов:

1. Два одинаковых отростка бегонии поместить в воду. Один поставить в темное место, другой – на свет.

2. Поместить два одинаковых отростка в обычную воду и в воду, подкрашенную тушью.

3. Поместить два одинаковых отростка на холодное окно и в теплое место.

Сбор черенков бегонии, постановка в воду.

Посадка комнатных цветов.

Уход за цветами.

Представление результатов исследования (презентация)

Подведение итогов. Анализ проекта. Планы на будущее.

Формы и методы реализации проекта:

Анкета, экскурсия в кабинет биологии, познавательное чтение, конкурсы, викторины.

                          Кроссворд «Комнатные растения».

1

2

3

А

4

5

Ы

6

1. «Зеленый паучок» - растение с длинными свешивающимися усами, на которых вырастают растеньица-детки.

2. Растение, которое имеет прозвище «Ванька-мокрый»

3. Растение со свисающими веточками.

4. Растение, которое похоже на зеленого ежика.

5. Растение с толстыми мясистыми листьями, обладающее лекарственными свойствами, применяется для полоскания горла.

6. Очень распространенное комнатное растение с цветами розового, белого, красного цвета, которые собраны в зонтик. Хорошо очищает воздух.

Ответы:

1. Хлорофитум. 2. Бальзамин. 3. Традесканция. 4. Кактус. 5. Каланхоэ. 6. Герань.

Ключевое слово: КОМНАТНЫЕ.

Примеры текстов с экологическим содержанием, используемых на уроках развития речи (учебник «Русский язык», Л.М. Зеленина,  

Т.Е. Хохлова, Москва «Просвещение», 2006 год). (Приложение №3)

1. Восстановление деформированного текста.

Весной медвежата выходят со своей медведицей.

Только что родившихся медвежат редко кто может увидеть.

Им уже несколько месяцев.

Малыши родились зимой и до весны спят в берлоге.

Они очень шустрые и подвижные.

2. Обучающее изложение.

                                                            Кошка и котята.

У кошки шесть котят. Они живут на печке. Слепые котята пищат, плачут, ищут мать. Мать кормит их своим молоком. Скоро глаза у котят откроются. Малыши подрастут. Мать научит их ловить мышей. Они сами будут находить себе пищу.

3. Выборочное письмо. Выписать однокоренные слова, выделить орфограммы.

Ель растет на влажных местах. В густой тени елового леса не растут кустарники. В молодом ельнике ютятся птицы. Особенно хороши елочки зимой. Сквозь зеленую чащобу елок трудно пробраться человеку.

4. Деление текста на предложения.

Поймал Сережа чижа и посадил его в клетку однажды мальчик забыл закрыть дверцу птичка улетела полетел чижик к окошку и ударился о стекло поднял Сережа птичку чижик тяжело дышал скоро он умер после этого Сережа перестал ловить птичек.

5. Контрольное списывание.

                                                              Берегите птиц.

В солнечное утро у пруда закуковала кукушка.

Деревья еще не просохли от утренней росы. Откуковала кукушка. И вот весь сад засвистел, зашумел листьями.

Божьи коровки, птицы взялись за работу. Для птиц настала жаркая пора. С утра до позднего вечера пернатые несут корм в гнезда.

В эти дни постарайся не гулять с собакой по лесу. Легко спугнуть птиц с гнезда. Погибнут от голода птенцы.

                                                               Ландыш.

Наступает в лесу поздняя весна. Стоит чудесная погода. Радуют сердце яркие краски весенней земли. Цветочная роспись украшает тропинки и дорожки. Ты медленно идешь по лесной полянке.

В тенистом лесу растет белоснежный ландыш. Каждый человек любит этот нежный цветок с тонким запахом. Приятно смотреть на нежные белые колокольчики. Сохрани эту красоту для людей! Ландыши – редкий подарок весны. Этот цветок подлежит охране.

                                           Приложение №2 

                      Конспект урока чтения во 2 классе.

Тема урока: Стихи С.В. Михалкова о животных.

Цели урока: 1.  Продолжить знакомство детей с творчеством С.В. Михалкова.

                         2. Учить анализировать текст, подтверждать цитатами из текста свои                                высказывания.

                         3. Воспитывать любовь и ответственное отношение к животным.

                                                       

                                                         Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

-Сегодня мы будем читать стихи С. Михалкова, говорить о животных, о нашем к ним отношении.

3. Проверка домашнего задания.

           Чтение стихотворения «Мой щенок» по цепочке.

            Словарная работа

            - жбан с медом

            - сбилась с ног

            - лежит пластом.

Выборочное чтение стихотворения:

- Прочитайте, как вел себя щенок утром.

- Прочитайте размышления девочки во время ожидания.

- Прочитайте, каким увидела щенка девочка, когда он вернулся?

- Из каких строк видно, сто девочка очень любила своего щенка?

Работа по составлению диафильма.

- На какие части можно разделить текст?

- К каким частям стихотворения можно отнести иллюстрации в учебнике?

- Что такое диафильм?

-Какие еще картинки вы бы нарисовали, если бы составляли диафильм по этому стихотворению? (Словесное рисование)

4. Физкультминутка.

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух,

Поскорей за парту плюх!

5. Изучение нового материала.

1. Чтение стихотворения «Зяблик» учителем.

2. Первичная проверка понимания:

- О чем рассказывается в этом стихотворении?

- Как чувствовал себя зяблик в клетке?

- Как долго нравилось мальчику ухаживать за птичкой?

- Что случилось потом?

- Как поступил мальчик, найдя голодного Зяблика умирающим?

- Что ответил мальчик, когда ему предложили подарить щенка?

- Почему он так ответил?

- О чем заставляет задуматься это стихотворение?

- Как надо читать это стихотворение? (Первую часть – с гордостью, вторую – со скукой, а третью – с жалостью)

3. Выразительное чтение стихотворения детьми.

6. Итог урока.

- Какие стихотворения С. Михалкова мы сегодня читали на уроке?

- Как дети из стихотворений относятся к животным7

- Есть ли у вас дома животные? Кто ухаживает за ними? Кто кормит? Кто выгуливает?

- о чем надо думать, прежде чем взять в дом зверька, птичку или рыбку?

Запомните: «Мы в ответе за тех, кого приручили»!

7. Домашнее задание.

1. Нарисовать картинки к диафильму по стихотворению «Зяблик»

2. Дополнительное задание для желающих – написать и красиво оформить рассказ о своем домашнем питомце.

                            Приложение к уроку: Кроссворд «Животные»

                                    (по произведениям С.В. Михалкова)

1

2

3

4

5

6

7

1. Как могут они

    Под землею расти?

    И скучную жизнь

    Под землею вести?

    Их в темную нору

    Запрятала мать,

    Она не пускает их днем погулять!

2. Вдруг какой – то страшный зверь

    Открывает лапой дверь,

    Прыгает через порог…

    Кто же это? Мой….

3. Красота! Красота!

    Мы везем с собой кота,

    Чижика, собаку,

     Петьку-забияку,    

     Обезьяну, ….. –

     Вот компания какая!

4. Много лет, за годом год,

    Из глубин соленых вод

    Как затворница- монашка

    Выплывает …..

Ответы:1. Барсук. 2. Щенок. 3. Попугай. 4. Черепашка. 5. Сом. 6. Скворец. 7. Дятел. Ключевое слово: Бегемот.

5. Широка и глубока

    Под мостом текла река.

    Под корягой, под мостом

    Жил в реке усатый ….

6. Живет у нас под крышей

    Непризнанный артист,

    И целый день мы слышим

    Художественный свист.

7. Целый день долблю, долблю,

    А как день кончается,

    Равен мой улов нулю.

    Вот что получается!

По горизонтали:

На исходе двух столетий,

А точней  - под Новый год

Черепашку как т- встретил

Одинокий …..

                                           Приложение №

                          Игра «Экологический светофор»

Оборудование:

набор из цветных кружков (красного, зеленого, желтого) для каждого ученика;

набор карточек с изображением и описанием деятельности и поступков человека в природе.

Описание игры:

В ходе игры все участники получают по три разноцветных кружка: красного, желтого, зеленого цвета. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор , зажигая красный свет, запрещает, желтый – предупреждает, а зеленый – разрешает.

На видном месте вывешивается таблица, напоминающая о значении цветов – сигналов экологического светофора:

Красный – запрещает действие, приносящее вред окружающей среде и жизни людей

Желтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе

Зеленый – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным.

Ведущий зачитывает детям описание поступка человека на природе или демонстрирует соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить тот или иной поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков – включить сигнал экологического светофора.

Игра применяется для определения сформированности экологической культуры у младших школьников, в частности для определения умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно)

Содержание деятельности и показатели сформированности экокультуры младших  школьников

Содержание и формы деятельности

Показатели сформированности экологической         культуры ребенка на разных возрастных этапах

1 класс

Наблюдение различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальные оценки деятельности людей (на уровне хорошо – плохо); выполнение предложенных учителем правил поведения; обращение с представителями животного и растительного мира; эстетическое наслаждение красотой природы и творческое воплощение своих впечатлений в устных рассказах и рисунках; ощущение потребности в знаниях экологического содержания; бережное отношение к используемым предметам; наблюдение за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственное посильное участие в ней.

- Проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо – плохо;

- с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

- эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рисунки, рассказы);

- старается выполнять правила поведения на улице, во время прогулок в лес, в парк;

- проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям;

- пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

2-3 класс

Переход от простого наблюдения к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.

- Интерес ребенка к объектам окружающего мира сопровождается попытками ребенка их анализировать;

- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;

- общение с представителями животного и растительного мира, вызванное в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствием;

- выполнение ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.

4 класс

Анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильных вклад в улучшение ее состояния; осознанное соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде; действенная забота о представителях животного и растительного мира; использование полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

-Соблюдение правил поведения вошло в привычку, ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

- ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

-доброта, отзывчивость и внимание к окружающим сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

         Программа рассмотрена и утверждена на заседании УВЦ «Начальные классы»

               Программа занятий кружка «Юный эколог» 3 класс.

( Составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений  начальные классы           1996 год. Автор А.А. Плешаков)

      Занятия проводятся 1 раз в неделю. Общее количество часов  - 34 часа.

                                               I четверть ( 8 часов)

Количество часов

Тема

1

2

Выясняем, что такое экология

2

3

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения

3

1

Знакомство с живыми существами, которым угрожает уничтожение

4

2

Изучаем способы охраны природы

                                           II четверть ( 8 часов)

5

3

Выясняем роль неживой природы в жизни живого

6

1

Открываем жизнь в почве

7

4

Пополняем наши знания о разнообразии живой природы

                                         III четверть ( 10 часов)

8

4

Изучаем экологические связи в живой природе

9

5

Знакомимся с охраняемыми растениями и животными

10

1

Мастерим домики для птиц

                                       IV четверть ( 8 часов)

11

3

Учимся передавать свои знания другим ребятам

12

2

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека

13

2

Обсуждаем примеры экологических катастроф

14

1

Подведение итогов. Праздник «Мы – друзья природы»

Экскурсии:

ЦДЮТур  «Зоологический уголок»

Г. Владимир музей «Животный и растительный мир Владимирской области»

Г. Москва Зоопарк + дельфинарий

                Программа рассмотрена и утверждена на заседании УВЦ «Начальные классы»

               Программа занятий кружка «Юный эколог» 4 класс.

( Составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений  начальные классы           1996 год. Автор А.А. Плешаков Программа «Зеленый дом», факультатив «Планета загадок»)

      Занятия проводятся 1 раз в неделю. Общее количество часов  - 34 часа.

                                                      I четверть (9 часов)

Количество часов

Тема

1


1

Вселенная

Как древние люди представляли себе Вселенную

2

1

От Коперника до наших дней

3

1

Соседи Солнца

4

1

Планеты-гиганты и маленький Плутон

5

1

Астероиды. Кометы. Метеоры и метеориты.

6

1

Мир звезд

7

1

Галактики

8

1

Что мы узнали о Вселенной (викторина)

9

1

Что у Земли внутри

                                                   II четверть (6 часов)

10

1

В царстве беспокойной Земли и огнедышащих гор

11

1

Суша

12

1

Воздушная одежда Земли. Беспокойная атмосфера

12

1

Вода на Земле

13

1

Неповторимая планета. Знакомая и незнакомая Земля

14

1

Что мы узнали о Земле

                                               III  четверть (11 часов)

15


1

Жизнь на Земле

Как развивалась жизнь на Земле

14

1

Живые клетки. Большой мир маленьких клеток

15

1

Разнообразие живого

16

1

Три среды обитания. Кто где живет?

17

1

Жизнь на разных материках

18

1

Природные зоны Земли

19

1

Жизнь в морях и океанах

20

1

Загадки растений

21

2

Загадки под водой и под землей

23


1

Человек на Земле

Как человек появился на Земле. Жизнь наших далеких предков. Существует ли снежный человек?

                                                  IV четверть (  8 часов)

24

1

Науки о природе. Семья биологических наук

25

1

Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований

26

1

Как человек открывал Землю. Десять великих путешественников

27

1

Как человек изменил Землю. Три «подарка» человека самому себе и своей планете (озоновая дыра, кислотный дождь, парниковый эффект)

28

1

Жизнь под угрозой

29

1

Не станет ли Земля пустыней?

30

1

Что такое НЛО?

31

1

Заключение. Что мы узнали и чему научились за год?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...

«Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Из опыта работы».

В творческой работе описан мой практический опыт. Представлена интересная система дидактических заданий. Вопросы для беседы, тексты для чтения, задачи и текстовые задания можно использовать для органи...

Тема: Практико-ориентированный подход в формировании экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Цель проекта - воспитание экологической культуры младшего школьника.Задачи проекта.1.  Сформировать  позитивный  опыт по взаимодействию с окружающей средой.2.Развивать  представлен...

Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»

Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»...