Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»
статья по окружающему миру

Клиншова Елена Анатольевна

Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность».

Клиншова Елена Анатольевна

     учитель начальных классов

МБОУ «Школа №32» г. Рязани

Отчуждение человека от природы начинается в самом раннем детстве. Особенно остро это ощущается в условиях городов. Развивается личность, которая не осознаёт себя частью природы и не понимает сложности взаимосвязей элементов биосферы, их уязвимости. Но именно в этот период у ребёнка должно формироваться уважительное отношение ко всему, что мы называем окружающим миром.

Жизнь заставляет школу пересмотреть традиционные подходы к обучению, искать новые пути к достижению главной цели-формированию гармонически развитой личности, гражданина планеты. Человек не научился чувствовать свою ответственность за состояние биосферы. Но такое обучение необходимо. Оно должно носить характер экологического воспитания и быть заложено в школьную программу с первого класса.

В этой статье я хотела бы поделиться опытом экологического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности.

Формы и средства ознакомления детей с экологией разнообразны. Эмоциональный рассказ учителя, экскурсия, беседа, встреча с интересными людьми, дидактическая игра, просмотр готовых презентаций и создание своих, чтение художественной и справочной литературы природоведческого содержания, защита проектов- всё это позволит сделать занятия интересными, увлекательными для детей.

Во время экскурсий в парк, лес обращаю внимание детей на конкретные примеры невыполнения правил поведения людьми в природе: рябину с обломанными ветками, вытоптанную траву, кучу мусора в парке, скворечник, прибитый к дереву, повреждённый ствол берёзы после сбора сока. На вопрос, какие чувства вызывает окружающая природа, дети отвечают, что «жаль деревья и траву», «грязно и некрасиво». Таким образом, дети подводятся к формулировке правил поведения в природе:

        -не ломай ветви деревьев и не повреждай кору;

        -не собирай берёзовый сок;

        -не рви красиво цветущие растения;

        -часть лекарственных растений оставляй в природе;

        -не сбивай грибы, даже несъедобные;

        -не оставляй мусор в лесу, парке, на лугу, у реки;

        -старайся ходить только по тропинкам, не вытаптывая траву и почву.

На таких экскурсиях дети учатся видеть природу, наблюдать за жизнью птиц, насекомых, растений. Они любуются молодой травкой, пробивающейся на первой проталинке, снегирями с румяными грудками, сидящими на ветке рябины, белоствольной берёзкой, которая протянула свои веточки к солнцу. Систематическое и целенаправленное наблюдение картин природы пробуждает у детей чувство понимания её, бережное отношение к ней.

Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает наблюдательность, внимание, память, творческое воображение, снимает утомление у детей.

Виды занимательных упражнений могут быть различны: ребусы, кроссворды, викторины, загадки и т.д. Причём не только я составляю кроссворды, ребусы, но это делают дети.

Учащиеся любят отгадывать традиционные загадки, к которым мы привыкли, а также загадки, в которых по словесному портрету нужно определить, что это за растение или животное.

Пример 1. Охотится зверь за мышами, зайцами. Часто из-за своего прекрасного пушистого меха становится добычей охотников. Хорошо знаком вам по сказкам. (Лиса)

Пример 2. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват. А вечером или ночью приди сюда- и остановишься как вкопанный, услышав её песню. (Соловей)

Интерес к миру природы поддерживают викторины. Например, на занятиях экологического кружка в 4 классе была проведена викторина, этапами которой были следующие: «Зелёный друг», «Бюро погоды», «Лесная аптека», «Охрана природы», «Маленькие тайны». Например, на этапе «Зелёная аптека» учащимся были заданы вопросы:

  1. Съедобен ли дождевик?
  2. Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья?
  3. Какое дерево цветёт позднее всех?
  4. Какое растение называют северной мимозой?

Активизировать учебный процесс помогают дидактические игры.

                                      «Подскажи словечко»

Учитель читает четверостишие, а последнее слово должны подсказать дети:

        «То не радуга и не пламя!

         Что за птица? Угадай!

        Целый день болтает с нами

        Разноцветный … (попугай)

                                               «Узнай загадку»

По отрывку дети должны восстановить загадку и отгадать её:

«Сероватый, зубоватый,…(по полю рыщет, телят, ягнят ищет). (Волк)

                                            «Птицы, рыбы, звери»

Ведущий показывает по очереди на играющих и называет эти слова. Тот, на котором он остановился, должен в течение 3-х секунд назвать или птицу, или рыбу, или зверя.

                                 «Назови на последнюю букву»

Первый игрок называет животное или растение, а следующий участник подбирает название на последнюю букву первого слова.

                                          «В зоопарке»

Надо выбрать фотографии или рисунки животных тропических стран или арктических морей и поместить их в «зоопарк», то есть на наборное полотно.

                                          «Зелёная аптека»

Ведущий показывает фотографию или рисунок лекарственного растения. Учащиеся должны угадать его название и при лечении каких заболеваний оно применяется.

                                «Кто чем питается или пищевая цепочка»

Нужно расположить рисунки в определённой последовательности, например:

жёлуди-кабан-волк, осина-заяц-лиса.

                                «По страницам Красной книги»

По описанию редкого и охраняемого растения или животного выбрать соответствующий рисунок или фотографию.

                                «Пантомима»

При помощи мимики и жестов показать животное с характерными для него особенностями.

                                «Ботанические жмурки»

Игрокам завязывают глаза и дают в руки листья, цветы, стебли или плоды растений, а они должны по запаху и на ощупь определить название.

Большой интерес на занятиях по экологии вызывают экологические и фенологические сказки, в которых передаются подслушанные в природе разговоры между растениями и животными. После прочтения сказки её текст разбирается по вопросам. Учитель может дать текст с ошибками, а дети должны будут отыскать их.

Учебные предметы в начальных классах открывают широкие возможности для экологического воспитания.

Так, на занятиях математики я использую следующие задачи:

  1. На территории Окского заповедника гнездятся сотни тысяч птиц. Пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц, дятлы- в три раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы?
  2. В сутки автомобиль способен выбросить в воздух 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить 8 автомобилей за 10 суток?
  3. Главная водная артерия нашей области –река Ока- один из крупнейших притоков Волги. Протяженность Оки равна 1500 км. При этом 1\3 её протекает по Рязанской области. Сколько километров течёт Ока по нашей области?

Интересны задания с выбором ответа, когда учащиеся решают задачу или цепочку примеров и из трёх ответов выбирают один. Такому заданию предшествует интересный, занимательный вопрос, например:

-Какая из наших птиц быстрее всех летает?

         Из трёх ответов (синица, стриж, ласточка) дети выбирают тот, который соответствует заключительному ответу в цепочке примеров.

Вопросы могут быть разные:

-Какая змея самая длинная?

-Где живёт белка?

-Назови самое крупное животное суши.

        Прекрасную возможность экологического воспитания даёт чтение художественной литературы. Миру живой природы посвящены рассказы «Каштанка» А.Чехова, «Приёмыш» Д. Мамина-Сибиряка, «Ёж», «Гаечки» М.Пришвина, «Мангуста» Б.Житкова, «Барсучий нос» К.Паустовского и др. Эти рассказы не только знакомят юных читателей с особенностями и повадками животных, они воспитывают любовь к добру, пробуждают в ребёнке ощущение «взрослости», силы и ответственности перед «братьями нашими меньшими»- так тепло и трогательно называл животных русский поэт Сергей Есенин. Его прекрасные стихи «Песнь о собаке», «Лисица», «Корова» вызывают слёзы на глазах, протест жестокому отношению людей к животным, которые погибают от руки человека.

Учащихся привлекает устное народное творчество. Им нравится составлять книжки-малышки, в которые они заносят загадки, пословицы, поговорки о временах года и явлениях природы.

На уроках русского языка и развития речи стараюсь давать детям тексты природоведческого содержания для диктантов и творческих работ. Темы сочинений могут быть такими: «Улыбка зимы», «Жила-была снежинка», «Любимый уголок природы», «Мой домашний питомец», «Моя малая родина». Написанию сочинений предшествует большая предварительная подготовка. Дети делятся впечатлениями об увиденном и услышанном на экскурсиях, прогулках, учатся правильно строить предложения, подбирать синонимы, находить красочные сравнения, эпитеты, выясняют содержание вступительной, основной и заключительной частей творческой работы.

На занятиях по технологии по теме «Работа с природными материалами» необходимо учить детей видеть не только внешнюю красоту природы, но и скрытую, стоит только внимательно присмотреться к окружающей природе глазами художника-мечтателя. Тогда можно обнаружить, например, что в витиеватом сосновом сучке спрятался Змей Горыныч, а в засохших корнях различных растений- Баба Яга, Леший и другие сказочные персонажи. Но надо предупреждать учащихся о том, что нельзя выкапывать природный материал или срывать его с дерева.

Особое внимание на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности уделяется охране природы. Цель занятий по темам «Животные в беде», «Растения просят о помощи»- представить детям яркие, запоминающиеся «портреты» редких и находящихся под угрозой исчезновения живых существ. Снежный барс, утка-мандаринка, бобр, соболь, земляничное дерево, подснежник альпийский, гриб-баран… Этот перечень представителей растительного и животного мира можно продолжать. Все они нуждаются в охране. Важно подчеркнуть уникальность, неповторимость каждого вида, подвести детей к осознанию трагичности их возможной утраты.

 Проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений формирования экологической культуры учащихся. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

-распределять обязанности между участниками;

-извлекать информацию из разных источников;

-готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации);

-составлять собственную Красную книгу;

-презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов;

-оценивать свои достижения.

С презентацией проектов «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Заповедники России», «Природа родного края в опасности!», «Помоги птицам зимой!» дети выступают на школьных научно-практических конференциях.

Мой родной край прекрасен в любое время года. Главная его достопримечательность- это природа. Солотча является естественной лабораторией для экологического воспитания. Сосновый бор обступил посёлок со всех сторон, рядом протекает тихоструйная речушка Старица, заливные луга радуют богатым разнотравьем. Нельзя сказать, что с экологической точки зрения здесь всё спокойно. Можно встретить удручающие картины природы: кучи мусора на берегах реки и озёр, деревца с поломанными ветками, туристов с охапками ландышей и сон-травы в руках. Но если человек является патриотом своего родного края, то сможет донести до ума и сердец малышей, что человек неотделим от природы и может быть счастлив только в единстве с ней.        

                        

                        Список используемой литературы:

  1. Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В. А.Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Прудникова Т. Экология души – основа экологического воспитания // Искусство в школе. – 2012. – №1. – с. 27.
  3. Камакин О.Н. Воспитание экологической культуры школьников // Справочник классного руководителя. – 2012. – №2. – с. 4.
  4. Камакин О.Н. Проблемы экологического образования // Воспитание школьников. – 2013. – №7. – с. 38. начальных классов
  5. Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 2014.
  6. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...

"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

В данной статье представлено обобщение опыта по формированию экологической культуры у младших школьников...

«Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Из опыта работы».

В творческой работе описан мой практический опыт. Представлена интересная система дидактических заданий. Вопросы для беседы, тексты для чтения, задачи и текстовые задания можно использовать для органи...

Тема: Практико-ориентированный подход в формировании экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Цель проекта - воспитание экологической культуры младшего школьника.Задачи проекта.1.  Сформировать  позитивный  опыт по взаимодействию с окружающей средой.2.Развивать  представлен...