Тема: Практико-ориентированный подход в формировании экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
проект по математике (4 класс)

Черемных Елена Петровна

Цель проекта - воспитание экологической культуры младшего школьника.

Задачи проекта.

1.  Сформировать  позитивный  опыт по взаимодействию с окружающей средой.

2.Развивать  представления и элементарные знания об экологии города, социума.

3.Адаптировать  ребенка к окружающей  среде, формировать навыки экологически грамотного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalmykovskie_pedchteniya.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Алдан»

Тема: Практико-ориентированный подход  в формировании экологической культуры младших школьников    на уроках и во внеурочной

деятельности.

Учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 1 г. Алдан

Чащина И.В., Черемных Е.П.

Паспорт проекта

Наименование проекта        

 «Практико-ориентированный подход в формировании экологической культуры  младших школьников   на уроках и во внеурочной деятельности». 

Цель проекта - воспитание экологической культуры младшего школьника.

Задачи проекта.

1.  Сформировать  позитивный  опыт по взаимодействию с окружающей средой.

2.Развивать  представления и элементарные знания об экологии города, социума.

3.Адаптировать  ребенка к окружающей  среде, формировать навыки экологически грамотного поведения.

Сроки и этапы  реализации проекта              

 Проект имеет три возрастных  уровня:

                                                              1 класс  (1 этап)

                                                              2 класс  (2 этап)

                                                              3 класс  (3 этап)

                                                              4 класс  (4 этап)

Перечень основных  мероприятий                        

   1.  Уроки окружающего мира, русского языка,   математики с экологической   направленностью.

2.Конкурсы, выставки  творческих работ, праздники, КВН

3.Экскурсии, походы.

4.Создание и реализация проектов.

5.Исследовательская работа.

Исполнители проекта и основных мероприятий- педагоги

Ожидаемые конечные результаты

Углубление и расширение экологических знаний, умений и навыков.

Воспитание чувства бережного отношения к природе родного края.

Адаптация ребенка к окружающей  среде.

Формирование навыков экологически грамотного поведения.

Развитие навыков проектной и исследовательской деятельности.

Развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в ходе экологической деятельности.

Формирование представлений  о влиянии экологии на здоровье человека.

Целевая группа - обучающиеся 1-4 классов, родители.

Актуальность проекта

      Жизнь стремительно меняется. Перемены происходят во всем: в промышленности, бизнесе, политике, науке, сознании. В последнее время все и всюду говорят о кризисе, кризисе финансовом. Но куда более страшен кризис экологический. Он обусловлен в большей степени кризисом нравственности личности, когда происходит подмена духовных ценностных ориентиров материальными потребностями. Преодоление экологического кризиса требует изменения традиционных норм и ценностей человека по отношению к природе и самому себе: изменения в содержании и сущности самого экологического образования.

    В настоящее время экологические проблемы и катастрофы приняли глобальный характер. Жизнь человека и всей планеты зависит от эффективности разрешения данных проблем.

Одним из путей предотвращения экологической катастрофы является осуществление экологического воспитания подрастающего поколения. Поэтому перед педагогической теорией и практикой выдвинута задача большой экологической и социальной  значимости: воспитание молодого поколения в духе  бережного ответственного отношения к природе, защиты и воссоздания природных богатств.

   Элементы экологического воспитания должны осуществляться уже в дошкольном возрасте, однако наиболее благоприятным для начала осуществления системного экологического воспитания считается младший школьный возраст. Для  этого существует ряд объективных причин: в данном возрасте наиболее велик интерес к окружающей флоре и фауне; происходит слияние «Я - реального» и «Я -  идеального»; ребенок начинает осознавать свое место в обществе; формируются мотивационно - ценностные ориентиры.

    Концепция модернизации российского образования «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

    Несмотря на глобальность проблемы экологического воспитания, нами выявлен ряд противоречий в практике разрешения ее в современной школе:  между потребительским отношением общества к природе и экологической состоянием окружающей среды, между теоретическим материалом и практикой его применения.

   Таким образом, актуальность данной проблемы обусловила  выбор темы  проекта «Практико-ориентированный подход в формировании экологической культуры младшего школьника».

Новизна проекта

  Новизна проекта заключается в организации экологического  образования путем усиления содержательной части программы начальных классов экологическим  практикумом, который включает в себя не только аудиторные занятия (уроки окружающего мира; элементы на уроках математики, риторики, литературного чтения…), но и внеурочные мероприятия (экскурсии, акции, КТД, исследовательская и проектная деятельность …). Данная работа способствует развитию  самостоятельного мышления, развитию мыслительных операций, поиску оптимальных решений проблемных ситуаций.  

   Данный проект представляет собой длительную систематическую  работу, включающую обучающихся в практико-ориентированную  деятельность экологического направления.

   Проект имеет четыре  возрастных уровня (1,2,3 и 4 классы), соответственно которым меняется  содержание и формы  работы.

   Спецификой проекта является его комплексный, интегративный характер (взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим, другими направлениями воспитательного, а также  - учебным процессом); практическая направленность; включенность  ребенка в экологически ориентированную творческую деятельность; организация экологически грамотного  взаимодействия ребенка с окружающей средой.

Цели и задачи проекта

Цель проекта:     Воспитание экологической культуры младшего школьника.

Задачи проекта:     

1.  Сформировать  позитивный   опыт по  взаимодействию с  окружающей средой.

2.  Развить  представления и элементарные знания об экологии города, социума.

3.  Адаптировать ребенка к окружающей среде, сформировать навыки экологически грамотного поведения.

Краткое описание проекта по этапам

    Проект имеет четыре  возрастных  уровня:

1 класс – ознакомление  с простейшими экологическими понятиями, привлечение внимания в объектам живой и не живой природы.

2 класс – практическая деятельность направленная на развитие потребности общения ребенка  с природой.

3 класс – создание  модели «Города мечты» в процессе разнообразной проектной , практической и творческой деятельности, на основе собственного опыта взаимодействия с окружающей  средой; освоение ребенком различных социальных ролей.

4 класс – использование исследовательской работы в рамках реализации проекта «Город моей мечты», формирование опыта экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой, исследовательской, проектной  и практической экологически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающей  среды.

Ожидаемые результаты

1.  Углубление и расширение экологических знаний, умений и навыков.

2.Воспитание чувства бережного отношения к природе родного края.

3.Адаптация ребенка к окружающей  среде.

 4.Формирование навыков экологически грамотного поведения.

5.Развитие навыков проектной и исследовательской деятельности.

6.Развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в ходе экологической деятельности.

7.Формирование представлений  о влиянии экологии на здоровье человека.

Промежуточные результаты

      На каждом этапе личностного развития общие критерии имеют своё конкретное содержание и формы выражения, обусловленные психологическими особенностями, спецификой возраста.

     В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно условно выделить четыре  этапа, совпадающие с переходом ребенка из класса в класс.  В качестве основных приемов развития следует назвать приобретенный  ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно-экологической позиции  личности:

принятие и выполнение  норм и правил экологически грамотного  взаимодействия с окружающей средой;

наличие потребности в приобретении новых знаний, ориентация на их практическое применение;

потребность общения с представителями животного и растительного мира, сопереживания им, проявление доброты, чуткости, бережное отношение ко всему окружающему;

проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;

проявление инициативы в решении экологических проблем города;

    Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержание каждого из показателей, и формы их проявления.

      В ходе реализации проекта будут использованы  различные  показатели когнитивного, мотивационного и деятельностного критериев для оценки уровня экологической воспитанности младших школьников. Показатели представлены в   таблице

Критерии

 

1 класс

2 класс

 

3 класс

 

4 класс

1. Когнитивный

- проявляет интерес к объектам животного мира;

-  имеет  элементарные представления о состоянии окружающей среды.

- проявляет интерес к объектам живой природы;

- имеет представление о науке экология;

-умеет замечать проблемы экологического характера.

- проявляет интерес к объектам живой и не живой природы;

- умеет анализировать состояние окружающей природы с позиции «хорошо-плохо»;

- умеет замечать предметно-следственные связи.

- проявляет устойчивый интерес к объектам живой  и не живой природы;

- умеет анализировать состояние окружающей природы;

- знаком с понятием «экологии»; может назвать экологические проблемы города.

2. Мотивационный

потребность общения с природой носит эпизодический характер (в зависимости от обстоятельств);

- мотивом правильного поведения в природе является осознанное желание избежать порицания окружающих людей.

-  испытывает потребности общения с живой природой;

- мотивом правильного поведения в природе является  осознанное желание заслужить одобрение взрослых..

- испытывает потребность общения с живой и не живой природой;

- мотивом правильного поведения в природе является желание применить полученные знания на практике.

- испытывает постоянную потребность общения с живой и не живой природой;

- мотивом правильного поведения в природе является осознанное желание сохранить ее.

3. Деятельностный

не постоянно соблюдает правила поведения в природе из-за незнания некоторых правил;

соблюдает правила поведения в природе, только когда находится под наблюдением взрослых;

- не всегда может оказать посильную экологическую помощь объектам окружающей природы.

- соблюдает правила поведения в природе при напоминании некоторых правил;

-  может оказать посильную экологическую помощь объектам окружающей природы.

- постоянно соблюдает правила поведения в природе;

- оказывает  посильную экологическую помощь объектам  окружающей природы.

                                                                                                           

Целевые группы проекта - обучающиеся, родители.

         

Механизм осуществления проекта

Этапы реализации проекта

Мероприятия

1 этап

АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Моделирование желаемой ситуации.

Анкетирование

Анализ реальной ситуации.

Определение и анализ проблемы.

Постановка цели проекта.

Определение задач проекта.

Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

Планирование результата.

2 этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Составление программы курсов по внеурочной деятельности

( клуб «Росинка») на 4 года обучения

Подготовка положений конкурсов, проектов, волонтерских акций, сценариев мероприятий.

3 этап

ПРАКТИЧЕСКИЙ

Выполнение плана работ

Текущий контроль

4 этап ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

Предварительная оценка продукта.

Презентация результатов

Сбор презентационного материала.

Создание фотоотчетов, видеороликов.

Публикации в СМИ

5 этап

КОНТРОЛЬНЫЙ

Анализ выполнения проекта

Оценка результатов

Оценка продвижения

    На  аналитическом этапе определялась сформированность экологической культуры. Мы выделили три условных уровня сформированности:

  • низкий (прагматико-потребительский),
  • средний (знаниево-созерцательный),
  • высокий (эколого-нравственный).

К низкому уровню сформированности экологической культуры мы относили тех учащихся, у которых экологические представления и представления об эколого-нравственных ценностях отсутствуют или сформированы фрагментарно. Эти учащиеся проявляют потребительское отношение к природе, у них отсутствует эмоционально-ценностное отношения к природе; присутствует прагматическая установка личности по отношению к окружающему миру. Учащиеся имеют незначительный практический опыт следования эколого-нравственным ценностям в реальном поведении. Они не умеют давать правильную оценку своего поведения и поведения окружающих с позиции следования эколого-нравственным ценностям, от самооценки поведения уклоняются. 

К среднему уровню мы относили учащихся, у которых немного систематизированых и глубоких экологических представлений  и представлений об эколого-нравственных ценностях. Эти учащиеся понимают ценность природы, но интерес ситуативный; Доминирует когнитивная установка личности по отношению к окружающему миру. В большинстве случаев школьники следуют эколого-нравственным ценностям в реальном поведении, а также дают правильную оценку поведения своего и окружающих с позиции следования эколого-нравственным ценностям, могут её мотивировать. 

Высокий уровень сформированности экологической культуры предполагает, что экологические представления учащихся и представления об эколого-нравственных ценностях сформированы достаточно широко, они разносторонни и систематизированы. Учащиеся многообразно понимают ценность природы, доминирует эстетическая или этическая установка личности по отношению к окружающему миру.  Учащиеся имеют практический опыт готовности следовать эколого-нравственным ценностям в реальном поведении, дают правильную оценку своего поведения и поведения окружающих с позиции следования эколого-нравственным ценностям, могут ее мотивировать во всех ситуациях.   

   Мониторинг показал, что 20-21 % учащихся имеют низкий уровень сформированности экологической культуры,45 % -средний, 34-35 % - высокий (Диаграммы)

  На практическом этапе формирование экологической культуры осуществлялось на уроках и во внеурочной деятельности.

Формирование экологической культуры на уроках.

Предмет

Описание

Ожидаемый результат

Окружающий мир

Рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком, раскрываются экологические связи

Приобретение научных знаний по экологии

Математика

Текстовые задачи природоведческого, экологического характера

Активизировать познавательный интерес к изучению экологии

Русский язык

Работа по формированию экокультуры на основе специально подобранных текстов природоведческого, экологического характера.

Развитие экологической грамотности

Чтение

 Уроки способствуют развитию ценностных ориентаций, оценочных суждений, общению с природой и грамотному поведению в ней, способствуют развитию эстетических и нравственных отношений, творческой активности и проявления определенного отношения к окружающей природной среде.

Привлечение внимания к экологическим проблемам

       Работа по экологическому образованию ведется на уроках. Урок как форма обучения существует более 300 лет и попытка замены урока другими организационными формами пока остается на уровне эксперимента. Изучение экологии ведется на уроках окружающего мира (“Окружающий мир” по программе А.А. Плешакова “Зеленый дом”).

        Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

         Несмотря на то, что формирование экокультуры происходит в основном на уроках окружающего мира, эту работу можно продолжать практически на любом другом учебном предмете курса начальной школы:

        Например, дисциплины математического цикла создают условия для развития умений количественной оценки состояния природных объектов и явлений. Текстовые задачи природоведческого характера дают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней. (см.приложение )

 Предметы  гуманитарно- эстетического цикла (литературное чтение, ИЗО и художественный труд) способствуют развитию ценностных ориентаций, оценочных суждений, общению с природой и грамотному поведению в ней, способствуют развитию эстетических и нравственных отношений, творческой активности и проявления определенного отношения к окружающей природной среде. Были проведены уроки чтения, интегрированные с уроками окружающего мира (например, урок чтения из раздела «Люби живое» из учебника чтения Л.Ф. Головановой. опирается на предыдущие уроки из разделов «Были - небылицы» и «Поэтическая тетрадь», уроки окружающего мира «Охрана животных и растений». В содержании урока учитывалась взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарного и художественно - эстетического циклов, что позволяет рассматривать процесс образования младшего школьника глубоко и многогранно)

       На уроках русского языка работу по формированию экокультуры проводим  на основе специально подобранных текстов природоведческого характера. (см.приложение )

      Процесс формирования экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием. Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если стержнем образовательных программ является определенный круг знаний, умений и навыков учащихся, то стержнем программ экологического воспитания – становление нравственно-экологической позиции личности, ее взаимодействие с окружающей средой. В программе экологического воспитания предлагаю выделить следующие направления работы:

Формирование экологической культуры во внеурочной деятельности

 

Направления работы

Темы

Исследовательское

«Бездомные животные проблема всех и каждого»

«Птицы Алдана и их роль в экологии  города»

«Влияние выбросов котельных и автомобильного транспорта на состояние здоровья жителей города Алдан»

«Влияние музыки на рост растений»

Кружковая работа

Клуб «Росинка» ( 1-4 классы)

Познавательное

Проведение Декады экологии в начальных классах

«Экологическая тропа»

Проведение олимпиад по экологии среди учащихся начальных классов

«Птичий» КВН

Конкурсы загадок о природе

Акция «Птичья столовая»

Выставки поделок из природного материала

Экологическая викторина «Знаешь ли ты зимние народные приметы»

Фотовыставка «Мои домашние животные» , «Красота родного края»

Экскурсии

Походы

Практическое

Посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц

      Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины),

Были проведены экологические КВНы, «Птичий» КВН, выставки поделок из природного материала, конкурсы загадок о природе, экологическая викторина «Знаешь ли ты зимние народные приметы?»,.

      Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия). В нашей школе ежегодно проводится декада экологии, целью проведения которой было повышение профессиональной компетентности учителей, развитие познавательной и творческой активности обучающихся, формирование экологического сознания и повышение экологической культуры учащихся через внеклассные мероприятия. Программа проведения предметной недели отражала  различные формы и методы учебной деятельности, удачное сочетание  коллективных и индивидуальных форм работы с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности учащихся использовались  оригинальные наглядные пособия, проводились игры, конкурсы, викторины, занятия с применением ИКТ.

Дети принимали участие в таких мероприятиях как фотоконкурс «Красота природы родного края», выпуск листовок «Природа в опасности!». Также ежегодно проводится мероприятие «экологическая тропа», целью которого является способствовать расширению кругозора, познавательных интересов и речи учащихся, проверить умения учащихся выполнять задания в условиях соревнования, научить работать в группах, сплотить коллектив.

      Практическое направление работы -посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц.

 Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты). Неоднократно дети принимали  участие в научно-практических конференциях «Шаг в будущее» на экологические темы. Например, «Бездомные животные – проблема всех и каждого», целью работы являлось привлечение населения г. Алдан к проблеме домашних животных, основными задачами были выделены такие как: выяснить общее состояние проблемы бездомных животных в РС (Я), изучить состояние проблемы бездомных животных нашего города, выяснить отношение жителей нашего города к проблеме бездомных животных, создать агитбригаду с целью пропаганды прав защиты животных.

 Или научная работа на тему: «Птицы Алдана и их роль в экологии города». Целями которой были: привлечь внимание к проблемам городских птиц,
разработать план проведения мероприятий по привлечению птиц для улучшения экологической обстановки в городе Алдане. Задачи работы: изучить виды птиц, обитающих в городе Алдане, определить их роль в экологии Алдана, осуществить мероприятия по увеличению численности птиц, необходимых городу; 1) изготовить кормушки для птиц совместно с одноклассниками; 2) изготовить буклет с рекомендациями по проведённым наблюдениям;

По результатам исследования были сделаны следующие выводы: птицы в Алдане разнообразны, больше всего по численности в зимний период голубей, воробьев и синиц. Вороны в самом городе встречаются нечасто. Летом много ласточек и трясогузок. Дятел – большая редкость встретить его в городе. Что касается именно экологии Алдана, в нашем городе не наблюдается чрезмерного скопления одного вида птиц. А вот в целом птиц немного. Крайне редко можно увидеть гнёзда. Многие птицы (ворон, снегирь) в самом городе не гнездуются. Ворон (санитар города) встречается редко, и почти не встречаются хищные птицы. А ведь хищные птицы обеспечивают естественный отбор – они добивают больных, слабых птиц.

В Алдане много зелёных насаждений, деревьев, а их врачи – дятлы – большая редкость, заболевшие деревья погибают. Роль лекарей деревьев выполняют поползни.

Исследовательская работа «Влияние выбросов котельных и автомобильного транспорта на состояние здоровья жителей города Алдан, проводилась на протяжении двух лет. Проведя исследование, учащиеся пришли к выводу, что выбросы котельных и автомобильного транспорта являются сильнейшими загрязнителями окружающей среды, что приводит к риску возрастания заболеваний  населения города Алдана.

Работа по данным направлениям также может быть реализована при проведении внеклассной воспитательной работы, в рамках экологического кружка, целью которого является формирование экологического сознания и повышение экологической культуры учащихся младших классов. Программа кружка построена с учетом возрастных особенностей обучающихся и принципов преемственности и доступных знаний от простого к сложному. Данный проект призван способствовать повышению образовательного уровня учащихся, развитию познавательного интереса к окружающему миру, формированию мировоззрения, духовно-нравственных ценностей личности.

         На занятиях кружка «Росинка» использовались  следующие формы работы:

Наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой работы с учащимися начальных классов);

Экскурсии в природу;

Беседы, доклады, сообщения;

Выпуски стенгазет,

Экологические игры;

Праздники;

Исследовательские проекты.

Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.

Задача учителя начальных классов заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. На мой взгляд, большие возможности в ее решении имеют экскурсии, т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного окружения.

Важным дополнением к экскурсиям в природу, наблюдениям за объектами природы служит природоведческая информация в виде бесед, докладов, всевозможных сообщений, выпусков тематических стенных газет.

Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная. При подготовке к беседе учитель руководствуется тем, чтобы ее содержание отвечало возрастным особенностям учащихся, чтобы она была целенаправленной, эмоциональной. В процессе беседы учитель опирается на жизненный опыт учащихся, известный запас представлений и понятий по изучаемому материалу, полученный на основе наблюдений, прочитанных книг, статей, просмотра фильмов.

Воспитательная значимость бесед повышается при включении заранее подготовленных небольших докладов, сообщений учащихся, игровых моментов, инсценировок, практических заданий.

Мы ведем активный образ жизни, общаясь с природой. Совершаем эколого-познавательные туристические походы и проводим экологические игры на местности.

             Формы сохранения результатов учебной деятельности и практических работ  учащихся:                       

         Для сохранения результатов  учебной и практической деятельности учащихся используются:

презентации (цифровые или в виде распечатанных материалов);

творческие работы (графические, живописные, литературные) в форме накопительных папок;

 в  форме номеров газет, выполненных ребятами;

             На основании  вышеизложенного, можно сделать вывод , что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Причем достигается не только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа, направленная на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата.

                           Результативность

И в заключении. На последнем контрольном этапе , мониторинг сформированности экологической культуры показал, что по итогам повторной диагностики доля учащихся с высоким уровнем сформированности экологической культуры возросла (до 35-42 %). Доля учащихся со средним уровнем сформированности экологической культуры несколько возросла (до 51%). Доля учащихся, у которых сформированность экологической культуры находится на низком уровне, уменьшилась  втрое (с 20% до 7%). 

Приложение 1.

Приложение 2

Список литературы

Барышева Н. А. Из опыта организации эколого- краеведческой работы [Текст]/ Н.А. Барышева // НШ, 1998, ; 16. – Е.92-94.

Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. [Текст]/ И.В.Велек-  М.: Прогресс, 1983.

Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников  Проблемы и перспективы. [Текст]/  Н.Ф. Виноградова // НШ, 1997, № 4. – е. 36-40.

Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. [Текст]/ И.В.Жукова // НШ,1998, № 6.-е.125-128.

Лихачев Б. Педагогика. [Текст]/ Б.Лихочев – М. : Просвещение. 1998.

Молодцова З.В. Занимательная экология. [Текст]/ З.В.Молодцова – Новосибирск, 1997.

Никулина Л.И. Нетрадиционные приемы развития устной речи. [Текст]/ Л.И. Никулина // НХШ, 1994, №8. – С. 57 – 58.

Плешаков А.А. Зеленые страницы. [Текст]/ А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 1995.

Плешаков А.А. Экология для младших школьников: Факультативный курс для классов. [Текст]/ А.А.Плешаков  – М.: Просвещение, 1995.

Радченко Л.А. Природа – источник творчества [Текст]/ Л.А.Радченко //НШ, 1995, №4.–С.50–55.  

Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. [Текст]/ Л.П.Симонова  // НШ, 1998, №2. – С. – 42 – 49.

Суравечина И. Т., Сенкевич В. М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе. [Текст]/ И.Т.Суровечина // Советская педагогика. – 1990, № 12,С. 47-51

Хафизова Л. М.  Как знакомить детей с правилами поведения в природе. [Текст]/ Л.М.Хафизова // Н. Ш., 1988, № 8, С. 40-46.

Интернет-ресурсы по исследовательской деятельности

http://schools.keldyh.ru/labmro -методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.

www.researcher.ru – портал исследовательской деятельности учащихся. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие интернет-ресурсы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...

Формирование экологического сознания младших школьников в учебной и внеурочной деятельности

Статья "Формирование экологического сознания младших школьников в учебной и внеурочной деятельности" о направлениях экологического воспитания в урочной и внеурочной деятельности....

Формирование экологической культуры у учащихся начальной школы через внеурочную деятельность

В настоящее время, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает воспитание экологической культуры у младших школьн...

Выступление на городском семинаре «Формирование речевой культуры младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО».

Выступление на городском  семинаре «Формирование речевой культуры младшего школьникав урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО»....

статья Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

Статья : "Формирование экологической компетентности  младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"...

Формирование речевой культуры младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО

Формирование речевой культуры младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО...

Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»

Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»...